Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 02:08, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть законодательную власть в Российской Федерации, механизмы принятия федерального закона.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
•дать определение парламента и виды парламентов в зарубежных странах;
•изучить структуру, функции и полномочия органов законодательной власти в Российской Федерации;
•раскрыть общие принципы взаимодействия палат Российского парламента;
•исследовать законодательный процесс, его этапы, стадии и процедуры.
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1 Понятие парламента и виды парламентов в зарубежных странах… 5
1.1 Классификация парламентов по структуре……………………….. 6
1.2 Классификация парламентов по объему компетенции…………… 7
1.3 Классификация парламентов по социальному составу…………… 8
Глава 2 Органы законодательной власти в Российской Федерации……….. 10
2.1 Внутренняя структура и компетенция Совета Федерации
Федерального Собрания……………………………………………… 11
2.2 Внутренняя структура и компетенция Государственной
Думы Федерального Собрания РФ………………………………….. 14
Глава 3 Общие принципы взаимодействия палат парламента на
федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации…………. 17
Глава 4. Законодательный процесс, его этапы, стадии и процедуры……….. 19
4.1 Законодательная инициатива………………………………………. 19
4.2 Рассмотрение и обсуждение законопроектов……………………. 21
4.3 Принятие закона, его подписание………………………………….. 24
Заключение…………………………………………………………………….. 27
Список использованных источников………………………………………… 29
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Понятие парламента и виды парламентов в зарубежных странах… 5
1.1 Классификация парламентов по структуре……………………….. 6
1.2 Классификация парламентов по объему компетенции…………… 7
1.3 Классификация парламентов по социальному составу…………… 8
Глава 2 Органы законодательной власти в Российской Федерации……….. 10
2.1 Внутренняя структура и компетенция Совета Федерации
Федерального Собрания………………………
2.2 Внутренняя
структура и компетенция
Думы Федерального Собрания РФ…
Глава 3 Общие принципы взаимодействия палат парламента на
федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации…………. 17
Глава 4. Законодательный процесс, его этапы, стадии и процедуры……….. 19
4.1 Законодательная инициатива…………
4.2 Рассмотрение и обсуждение законопроектов……………………. 21
4.3 Принятие закона, его подписание………………………………….. 24
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………… 29
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Признаком правового государства является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Все три ветви власти действуют самостоятельно и независимо друг от друга таким образом, чтобы не позволять ни одной из них доминировать над другими, либо сосредоточить власть в руках одного должностного лица. Целью данного принципа является обеспечение законности и устранения злоупотреблений властью. Деятельность соответствующих государственных структур должна ограничиваться только их компетенцией. Законодательную деятельность должен осуществлять законодательный (представительный) орган. Результатом такой деятельности является создание акта высшей юридической силы – закона.
Цель курсовой работы рассмотреть законодательную власть в Российской Федерации, механизмы принятия федерального закона.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
Объектом исследования является принцип разделения властей как признак демократического, конституционного, правового статуса Российского государства.
Предмет исследования - механизмы и инструменты реализации полномочий одной из основных ветвей власти – законодательной.
При написании курсовой работы использовался метод анализа научной литературы.
Информационными источниками написания работы явились нормативные и правовые акты, учебная и научно-методическая литература.
При написании курсовой работы была использована следующая литература:
«Конституционное право России» С.А.Авакьян, в котором дано четкое представление в отношении понятия «законодательный орган», сущность Федерального собрания как законодательного органа России.
«Конституционное право зарубеж
«Парламент России» И.В.Гранкина, в котором изучаются вопросы взаимодействия палат Российского Парламента, стадии и проблемы их совершенствования.
Структура курсовой работы определена целями и задачами и состоит из: введения, четырех глав, восьми параграфов, заключения, списка использованных источников.
Общенациональное
Согласно теории разделения властей, которая в той либо иной степени нашла свое отражение в конституционализме любой демократической страны, парламент как носитель верховной законодательной власти занимает привилегированное положение в системе высших органов государственной власти. Так, американская Конституция постановляет: "Все законодательные полномочия, сим установленные, предоставляются Конгрессу Соединенных Штатов..." [2.3, с.362]. Согласно американской конституционной теории Конгресс является носителем законодательной власти. Подобное же положение содержит ст. 36 Конституции Аргентины: "Законодательная власть нации предоставляется Конгрессу". Статья 26 Конституции Греции устанавливает: "Законодательная власть осуществляется Палатой депутатов и Президентом Республики". В несколько иной форме эта мысль выражена в ст. 70 итальянской Конституции: "Законодательная функция осуществляется совместно обеими палатами". Весьма категорично определяет юридический статус Парламента Конституция Японии: "Парламент является высшим органом государственной власти и единственной законодательной властью государства". Наконец, в ст. 4 Конституции Федеративной республики Бразилии 1988 г. сказано: "Законодательная власть осуществляется Национальным конгрессом, который состоит из Палаты депутатов и Федерального сената" [2.8, с.238]. Согласно букве демократических конституций парламент является верховным законодательным органом государства, однако в действительности его реальные полномочия иные.
В парламентарных странах парламент испытывает эффективное воздействие со стороны правительства, которое не только монополизировало законодательную инициативу, но и оказывает сильное влияние на все стороны деятельности парламента.
В президентских республиках
В тех странах, где существует конституционный контроль (США, Италия, ФРГ, Франции, Япония, Индия, Австралия и др.), любой акт парламента может быть отменен по причине несоответствия его конституции [2.7, с.165].
В настоящее время существует свыше 200 зарубежных парламентов, каждый из которых обладает своими особенностями.
1.1 Классификация парламентов по структуре.
Традиционной системой построения зарубежных парламентов был бикамерализм (двухпалатность). Вторая, или верхняя, палата была введена, во-первых, для представительства аристократии, и во-вторых, для сдерживания радикализма нижней палаты. Существует мнение, что вторая палата совершенно необходима как интегральная часть парламента. Однако некоторые ученые считают, что вторая палата имеет смысл в федеративном государстве, где она представляет интересы субъектов федерации; в унитарных же государствах она не имеет никаких разумных оснований для своего существования. Многие верхние палаты не знают установленного срока полномочий и обновляются по частям (Сенат США, Совет штатов Индии, Сенат Франции и др.), что определяет их особое положение и дает определенные организационные преимущества. Благодаря свойству непрерывности, которым некоторые конституции наделяют верхние палаты, они становятся постоянным элементом в системе высших органов государственной власти. В этом случае верхние палаты превращаются в некий символ непрерывности и стабильности власти.
На протяжении длительного
времени подавляющее
1.2 Классификация парламентов по объему компетенции.
Компетенция - важнейший фактор, который определяет не только правовое положение парламента и его роль в политической жизни страны, но и его взаимоотношения с другими высшими органами государственной власти. Зарубежный конституционализм знает различные способы определения компетенции парламента, в зависимости от которых эти учреждения можно подразделить на три группы.
К первой группе относятся парламенты с абсолютно определенной компетенцией, для которых конституции устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деятельности. Такие парламенты не имеют права переступать границы своих полномочий, т.к. в противном случае суды отменят принятые ими нормативные акты. Наиболее типичным примером парламента подобного рода может служить Конгресс США, Парламент Франции. Сфера деятельности органов строго определена.
Ко второй группе относятся парламенты
с абсолютно неопределенной компетенцией,
т.е. те парламенты, которые юридически
располагают неограниченными
Третью группу составляют парламенты с относительно определенной компетенцией. Для таких парламентов характерна относительная подвижность границ, в пределах которых они осуществляют свои функции. Наиболее типичным примером в этом отношении является индийский Парламент, Парламент Малайзии [2.3, с.376].
1.3 Классификация парламентов по социальному составу.
Парламенты неоднородны
по своему социальному составу.
Социальный состав парламента определяется не только социальной и профессиональной принадлежностью депутатов, но и, прежде всего их партийностью. В зависимости от социального состава современные парламенты можно разделить на две большие группы.
В первую группу входят социально однородные парламенты, не имеющие социал-демократического или коммунистического представительства. Наиболее типичным примером подобного парламента является Конгресс США. В условиях демократии такая социальная однородность парламента возможна только при высоком уровне благосостояния населения и при стабильном политическом развитии страны. Социально однородными оказываются также парламенты в тех странах, где установлены авторитарные политические режимы и запрещены оппозиционные политические партии (Ливия, Ирак и некоторые другие страны).
Вторую группу составляют парламенты с представительством социал-демократических и коммунистических партий (Великобритания, ФРГ, Канада, Италия, Швеция, Финляндия, Индия, Япония и др.). Чем выше представительство таких партий, тем чаще парламент выступает в поддержку идей государственного регулирования экономики и ограничения крупной собственности [2.7, с.173].
Таким образом, парламент - общенациональное законодательное (представительное) учреждение демократического общества; является верховным законодательным органом государства; парламенты классифицируются по структуре, по объему компетенции, по социальному составу.
ГЛАВА 2 ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Органы законодательной власти – это Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти РФ.
Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа РФ и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления [2.6, с.286].
Органы законодательной власти подразделяются на федеральные и региональные (субъектов Федерации).
Федеральным законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание Российской Федерации. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей России.
Все другие законодательные органы, функционирующие на территории РФ, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.
Федеральное собрание признается парламентом России. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Такая структура проистекает из федеративного государственного устройства, когда одна из палат является палатой общенародного представительства, а в другой палате реализуется представительство субъектов федерации. Государственная Дума и Совет Федерации имеют разные статусы, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, Регламенте Государственной Думы, Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных законах. Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает и значительную самостоятельность палат, что проявилось в их компетенции и в том, что они заседают раздельно [2.1, с.523]. Конституция РФ предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться для совместных заседаний: