Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 02:08, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть законодательную власть в Российской Федерации, механизмы принятия федерального закона.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
•дать определение парламента и виды парламентов в зарубежных странах;
•изучить структуру, функции и полномочия органов законодательной власти в Российской Федерации;
•раскрыть общие принципы взаимодействия палат Российского парламента;
•исследовать законодательный процесс, его этапы, стадии и процедуры.
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1 Понятие парламента и виды парламентов в зарубежных странах… 5
1.1 Классификация парламентов по структуре……………………….. 6
1.2 Классификация парламентов по объему компетенции…………… 7
1.3 Классификация парламентов по социальному составу…………… 8
Глава 2 Органы законодательной власти в Российской Федерации……….. 10
2.1 Внутренняя структура и компетенция Совета Федерации
Федерального Собрания……………………………………………… 11
2.2 Внутренняя структура и компетенция Государственной
Думы Федерального Собрания РФ………………………………….. 14
Глава 3 Общие принципы взаимодействия палат парламента на
федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации…………. 17
Глава 4. Законодательный процесс, его этапы, стадии и процедуры……….. 19
4.1 Законодательная инициатива………………………………………. 19
4.2 Рассмотрение и обсуждение законопроектов……………………. 21
4.3 Принятие закона, его подписание………………………………….. 24
Заключение…………………………………………………………………….. 27
Список использованных источников………………………………………… 29
2.1 Внутренняя структура и компетенция Совета Федерации Федерального Собрания
В Совет Федерации входят по два
представителя от каждого субъекта
Российской Федерации: по одному от представительного
и исполнительного органов
Совет Федерации выбирает Председателя и его заместителей, которые не могут быть представителями одного субъекта Федерации. Председатель Совета Федерации ведет заседания палаты, ведает внутренним распорядком, направляет в комитеты законопроекты, представляет палату во взаимоотношениях с другими органами государственной власти РФ и зарубежных государств [2.9, с.268].
Все члены Совета Федерации обязаны войти в один из комитетов своей палаты, численный состав которого должен быть не менее 10 человек. Назначение комитетов заключается в экспертной оценке законопроектов, внесении в них различных поправок.
Заседания Совета Федерации проводятся в период с 1 октября по 31 июля. Они правомочны, если на них присутствуют более половины от общего числа членов Совета Федерации.
Совет Федерации, условно называемый «верхней» палатой российского парламента, наделяется специальной конституционной компетенцией, которая способствует привлечению его к решению наиболее важных вопросов жизни государства и общества.
К полномочиям Совета Федерации относится назначение на должность всех высших должностных лиц государства, которые представляют судебную власть: судей Конституционного Суда РФ и Генерального прокурора РФ. Так же, как и Государственная Дума, Совет Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.
Следующие полномочия Совета Федерации связаны с экстремальными ситуациями: решение вопроса о возможности использовать Вооруженные Силы РФ за пределами территории Российской Федерации, утверждение указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения. Как орган представительства всех субъектов РФ, Совет Федерации утверждает изменение границ между ними, при том необходимо учитывать интересы не только тех субъектов, чьи границы изменяются, но и всей России в целом [2.2, с.156].
Законотворческая деятельность Совета Федерации занимает немалую часть в его работе. Все законы, принятые Государственной Думой, обязательно направляются в Совет Федерации в течение пяти дней на рассмотрение.
В соответствии с Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
В отношении остальных законов Совет Федерации решает сам, необходимо ли их рассматривать. Если закон не выносится на рассмотрение палаты, то по истечении 14 дней он считается одобренным Советом Федерации.
Члены Совета Федерации и весь Совет Федерации являются субъектами права законодательной инициативы и могут вносить законопроекты и поправки к законам в Государственную Думу.
Если Совет Федерации в
2.2 Внутренняя структура и компетенция Государственной Думы Федерального Собрания РФ
Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов.
В государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации независимо от их места проживания на территории России. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
Государственная Дума условно называется «нижней палатой», но это не означает, что ее роль второстепенна. Основное направление деятельности Государственной Думы – принятие федеральных и федеральных конституционных законов, законов о поправке к Конституции [2.4, с.439].
Для осуществления этих целей Государственная Дума образует из числа своих депутатов комитеты (по экономической политике, по аграрным вопросам, по вопросам геополитике и др.) и комиссии (мандатная, для подсчета результатов тайного голосования, для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах и др.), в которых осуществляется более тщательное обсуждение проблем, проводится проработка законодательных актов по различной предметной компетенции данных структурных подразделений палаты. Поскольку основная законодательная деятельность приходится на Думу, в ней представлено больше комитетов, чем в Совете Федерации. Общее количество комитетов не должно превышать 15.
Кроме того, в рамках Думы действуют депутатские объединения: фракции и группы, внутренняя деятельность которых организуется самостоятельно. Депутатское объединение в Государственной Думе, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по общефедеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам именуется фракцией. Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовать депутатские группы, которые обладают равными правами. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений при их регистрации, в дальнейшем могут войти в любое из них с согласия его членов.
Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении [2.1, с.539].
На весь срок своих полномочий Дума избирает из своего состава Председателя палаты и его заместителей, которые не могут быть представителями одной фракции, депутатской группы. Председатель Государственной Думы ведет заседания палаты, ведает ее внутренним распорядком, представляет палату во взаимоотношениях с Президентом РФ, Советом Федерации, Правительством, а также с парламентами зарубежных государств.
Для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палаты в Государственной Думе создается Совет Думы, в состав которого входят Председатель, руководители фракций и депутатских групп (заместители Председателя участвуют в работе Совета с правом совещательного голоса).
Государственная Дума собирается на сессии:
Сессия Государственной Думы состоит в проведении пленарных заседаний палаты, заседаний Совета Государственной Думы, заседаний ее комитетов и комиссий, парламентских слушаний, работы депутатов во фракциях, в депутатских группах, комитетах, комиссиях [2.4, с.501].
Парламентские слушания проводятся, как правило, открыто. На них обсуждаются: законопроекты, требующие широкого публичного обсуждения; международные договоры, представленные на ратификацию; федеральный бюджет и другие важнейшие вопросы внутренней и внешней политики.
Кроме основной законодательной деятельности, Государственная Дума в праве решать и другие вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ее ведению [2.2, с.162].
Таким образом, органы законодательной власти в Российской Федерации подразделяются на федеральные и региональные; на федеральном уровне законодательная власть представлена Федеральным Собранием, которое состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума; каждая из палат имеет свою внутреннюю структуру и свою компетенцию.
ГЛАВА 3 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПАЛАТ ПАРЛАМЕНТА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ И УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Современная российская законотворческая практика складывается таким образом, что основная составляющая законодательной работы в ее содержательном плане выполняется Государственной Думой Федерального собрания РФ, соответственно ей принадлежит ключевая роль в законотворческой деятельности. Объясняется это тем, что Конституция РФ именно к компетенции этой палаты относит первоначальное рассмотрение законопроекта и принятие по нему законодательного решения, обеспечивая в то же время участие в законодательном процессе и верхней палаты. Обязательным признается: передача Совету Федерации принятого Государственной Думой закона, от рассмотрения которого Совет Федерации не вправе отказаться; получение согласия верхней палаты на принятие закона; преодоление в необходимых случаях ее отлагательного вето. По существу, заимствован мировой опыт практики законотворчества, в соответствии с которым в двухпалатном парламенте законодательный процесс сосредоточивается преимущественно в палате, формируемой путем прямых выборов и непосредственно представляющей все население страны, его интересы [1.4, с.19-45].
Концепция двухпалатности, предполагающая существование двух независимых палат парламента, получила также воплощение в практике законотворческой деятельности ряда субъектов РФ. При всей спорности вопроса о целесообразности учреждения субъектами двухпалатной структуры парламента, принципы, заложенные им и сегодня в основу построения такой структуры, вполне согласуются с современными стандартами парламентской практики. Вторая палата является органом регионального (территориального) представительства и в этом смысле служит полезным дополнением нижней выборной палаты. Она способна исправлять ее ошибки и позволяет более углубленно обсуждать вопросы законодательства. Очевидна общая тенденция Федерации и ее субъектов: наделить вторую палату парламента ролью органа, с одной стороны, обеспечивающего участие территориальных образований в государственном управлении, а с другой - способствующего принятию более взвешенных законодательных решений. Вторая палата действует сообразно своей специализации, имеет собственный руководящий орган и подчиняется при осуществлении законотворческих полномочий собственному регламенту.
При некотором разнообразии в правилах,
определяющих принципы взаимоотношений
палат парламентов
В такой ситуации возможности влияния верхней палаты на содержание принимаемого закона весьма ограничены. Фактически ее роль сводится к одобрению или неодобрению уже готового законодательного решения.
С целью оптимизации
Таким образом, имея неравный статус, обе палаты парламента играют свои роли и участвуют в законодательном процессе.
ГЛАВА 4 ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, ЕГО ЭТАПЫ, СТАДИИ И ПРОЦЕДУРЫ
Законы РФ принимаются в особом порядке, который реализуется в законодательном процессе, представляющем собой совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания РФ. В РФ законодательный процесс состоит из нескольких стадий [2.6, с.293].
4.1 Законодательная инициатива
Первая стадия законодательного процесса — законодательная инициатива, сводится к внесению на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательной инициативы.
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения [1.1].
Таким образом, Конституция
РФ различает две группы субъектов
права законодательной
К этому следует добавить, что согласно Регламенту Государственной Думы право законодательной инициативы имеет также группа депутатов, составляющих комитет Государственной Думы.
Конституция РФ устанавливает, что законопроекты вносятся в Государственную Думу. Причем законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ [1.1].