PR - специалист как профессия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 22:49, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, цель работы можно сформулировать следующим образом: формирование теоретической базы знаний о деятельности PR-специалиста, на примере корпорации «Сфинкс».

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

Проанализировать и систематизировать классификации подходов к определению PR;
Определить содержание деятельности (цели, задачи, направления) и функции PR-специалиста;
Определить основные способности, умения и навыки, необходимые для ее успешного осуществления;
Выделить функции и назначение PR-подразделений в компаниях и их отличие от PR-агентств;
Рассмотреть проблему PR-образования в России;
Составить факт-лист деятельности PR-специалиста в корпорации «Сфинкс».
Проанализировать результаты интервью, взятого у PR-специалиста корпорации «Сфинкс».
Дать рекомендации по совершенствованию PR-деятельности в компании.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы деятельности специалиста по связям с общественностью..4 - 34

1.1. Анализ подходов к определению понятия «связи с общественностью» …......4 - 15

1.2. Деятельность в области «паблик рилейшнз». Ее цели и задачи……………...16 - 19

1.3. Функции и роли PR-специалиста……………………………...……..................20 - 21

1.4. Способности, умения, навыки специалиста по «паблик рилейшнз»…...……22 - 24

1.5. Образование специалиста в области «паблик рилейшнз».................................25 - 26

1.6. Отдел по связям с общественностью. Причины его появления,

достоинства и недостатки, структура ………………………………………………….27 - 32

Выводы по главе 1………………...……………………………………………………..33 - 34

2. Практические основы деятельности специалиста по связям с общественностью..35 - 39

2.1. Деятельность PR-специалиста в корпорации «Сфинкс»……………………...35 - 38

2.2. Рекомендации…………………………………………………………………………39

Заключение……………………………………………………………. …… …………..40 - 41

Использованные источники……………………………………………..…….......................42

Приложение. Вопросы интервью…………………..………………………………………..

Файлы: 1 файл

PR - как профессия..doc

— 244.00 Кб (Скачать)

      Автор данной курсовой работы согласен со второй точкой зрения, т.к. рассмотрев то, с чем связана PR деятельность, ее виды, ее функции и предназначение, можно понять, что данная специальность не может считаться вспомогательным средством. 
 
 
 
 
 
 

1.6. Отдел по связям с общественностью. Причины его появления, достоинства и недостатки, структура. 

            Сейчас выпускается  достаточно много молодых специалистов по Связям с общественностью, которые, естественно, надеются найти престижную, высокооплачиваемую и главное интересную работу. Компаний, которые имеют в числе сотрудников специалиста по связям с общественностью или даже отдел по связям с общественностью становится все больше. Но для чего они необходимы?

      Для этого рассмотрим причины возникновения PR отделов.  

Причины возникновения PR-отделов 

      Проанализировав некоторую литературу [2,с.83] [1,с.216], автор пришел к выводу, что основными причинами возникновения отделов по связям с общественностью являются:

  • необходимость оперативных действий в кризисных ситуациях;
  • осознание руководством необходимости постоянной деятельности по связям с общественностью;
  • понимание того, что чем лучше PR специалист будет знать саму компанию, тем лучше будет говорить от ее имени.
  • сложная структура организации: работа в высококонкурентной среде, восприимчивость к текущей политике, общественному мнению;
  • ориентирование на конкурентов: у них есть, и нам нужно;
  • осознание некоторых недостатков работы с внешними консультантами:  затраты средств, времени и отвлечение собственного персонала для ввода консультантов в курс дел;  незнание чужой фирмой всех тонкостей компании; риск, связанный с предоставлением сведений, составляющих коммерческую тайну; отсутствие гарантий, что ответственный специалист не уволится из консультирующей фирмы и многие другие.
 

      Естественно, что иногда возникновению PR отдела в какой-либо компании способствует несколько причин в совокупности. Но зачастую одна определенная причина является главенствующей. И, наверняка, что в зависимости от причины возникновения отдела он может иметь ту или иную структуру и роль. В следующем пункте автор попытался рассмотреть возможные структурные типы и роли PR отдела в организации. 
 

  

Структура PR-отдела 

      Существует 3 основных типа структур отдела по связям с общественностью. Они представлены ниже.

      

 

 

 

 

 

 
 

      Рис.1. – Структура «полновесного» отдела по связям с общественностью. 
 

      При такой схеме отдел по связям с  общественностью занимается PR-обеспечением всех других отделов компании, поэтому его значение очень высоко и начальник PR-отдела входит в число высших управленцев.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Рис. 2 Упрощенная структура PR отдела 

      При использовании данной организационной  структуры, прямая связь с руководством остается необходимой, положение руководителя отдела связей с общественностью будет аналогично положению начальника любого другого отдела, а штат PR-отдела может включать в себя всего пять человек 
 

 
 
 
 
 

 
 
 
 

      Рис.3. Еще более упрощенная схема PR отдела 

      На  данной схеме (Рис.3)  показана еще более упрощенная структура отдела по связям с общественностью. Штат при такой структуре может состоять только из 2 сотрудников – руководителя отдела и его секретаря. Функциями отдела являются работа с прессой и отношения с персоналом – т.е та работа, на которую нанимать стороннего консультанта нелогично, т.к. необходимо глубокое знание компании и сотрудников. Остальные задачи (мониторинг, взаимодействие со СМИ и т.д.) могут выполнять  специализированные PR-агентства, нанятые начальником отдела по связям с общественностью или по прямым указаниям начальства.

            Вообще структуры  PR отделов могут быть разнообразны и функции, которые они должны выполнять также могут варьироваться в числе.

      Например, Э.В. Кондратьев и Р.Н. Абрамов приводят крайне подробную структуру PR-отдела [1, с. 217-218] (Рис.4). Большое количество должностей обуславливается большим количеством технической работы 

 

      Рис.4. Структура Э.В. Кондратьева и Р.Н. Абрамова 
 

      Итак, PR-отдел может занимать различное место в компании, в идеале выполнять разнообразные вышеприведенные функции [1, с. 219] [4, с.541-542].

      Приведем  их ниже:  

      1) Работа над корпоративными связями  с общественность

      2) Формирование имиджа компании, поддержка  отношений с лидерами, создающими общественное мнение (политики, лоббисты, ученые, деятели культуры и т.д.)

      3) Взаимодействие со СМИ, организация  спец-мероприятий, подготовка пресс-релизов,  статей, радио- и телепередач,  брошюр, каталогов, отчетов и другой  продукции

      4) Спонсорство, благотворительность, пожертвования

      5) организацией презентаций фирмы  и производимых ею товаров и услуг, семинаров, экскурсий на фирму, юбилеев и других торжеств;

      6) Взаимодействие и совместная  работа с другими PR – агентствами.

      7) Возможно работа над корпоративным изданием

      8) Различная работа с персоналом, с новыми сотрудниками и т.д.

      9) Разработка и проведение акций социального, культурного, спортивно-оздоровительного характера, планирование и осуществление мероприятий для сотрудников фирмы в нерабочей обстановке.

      Перечисленные функции ни в коем роде не ограничивают разнообразности возможных функций. Но, несмотря на это, PR-отдел не способен решить все проблемы и беды той или иной организации, у него есть как свои достоинства, так и недостатки.

            Проанализировав позиции  таких авторов как В.Г. Королько [12], С. Катлиппа [2, с.95-97] и соавторов, Э.В. Кондратьева и Р.Н. Абрамова [1, с.217], автор курсовой работы пришла к выводу, что достоинствами наличия PR-отдела в организации являются:

  • Сотрудники  отдела являются служащими той или иной компании
  • Знание деятельности и самой организации в целом
  • Экономия средств
  • Доступность для сотрудников, близость к руководству
 

      Недостатками наличия PR-отдела в организации можно считать:

  • Неспособность объективно оценивать ситуацию
  • Риск оказаться в полнейшей зависимости от начальства и превратиться в его угодника
  • Путаница относительно миссии и ролей
  • Постоянные дополнительные расходы

            Итак, автор рассмотрела причины возникновения, структуру, достоинства и недостатки PR-отдела в структуре организации. Но ведь существуют и PR-агентства, в которые может обратиться любая компания. Возникает вопрос – каковы преимущества агентства, и каковы его недостатки, а так же стоит ли компании иметь свой PR-отдел, или лучше обращаться в специализированные агентства и к сторонним консультантам? 

      Можно выделить следующие  достоинства PR-агентства [2, с. 85]:

  • Более широкий кругозор
  • Знание рынка услуг по связям с общественностью
  • Объективность
  • Возможность прервать контакт
  • Эффект «свежего взгляда»
 

      Недостатками  PR-агентства являются [2, с. 85]:

  • Затраты средств и времени на ввод специалиста в курс дела
  • Отвлечение собственного персонала для ввода в курс дела и дальнейшей работы
  • Незнание фирмы и тонкостей работы в ней
  • Риск, связанный с предоставлением сведений, составляющих коммерческую тайну
  • Отсутствие гарантий, что ответственный специалист не уволится из консультирующей фирмы
  • Невозможность решать вопросы внутреннего PR.

            Итак, из вышесказанного видно, что достоинства и недостатки присутствуют и в том, и в другом случае. Однако удачно совмещая деятельность внутрифирменного отдела и сторонних специалистов, либо усиливая свой отдел, их можно минимизировать.

      Конечно, существуют организации, в которых  наличие PR крайне необходимо, но есть и такие, где его создание будет неоправданно. Следовательно, можно сделать вывод, что характер взаимодействия с PR-агентствами и наличие штатного PR-отдела зависит от специфики фирмы, однако в большинстве случаев необходимо иметь в наличии штатного сотрудника или небольшой PR-отдел, прибегая по необходимости к услугам специализированных агентств.

      Выводы по главе 1.

 

     В результате проделанной автором работы были решены все поставленные в начале исследования задачи:

  1. Автор систематизировала классификации подходов к определению PR таких авторов, как А. Н. Чумиков и М. П. Бочаров, М. А. Шишкина, Э. В. Кондратьев и Р. Н. Абрамов, обнаружив, что В основе любой классификации лежит критерий. Любое определение PR найдет место в каждой из классификаций.
  2. Автор определила содержание деятельности и функции PR-специалиста, сделав вывод о том, что многие авторы книг по связям с общественностью по-разному называют одни и те же понятия, т.е. PR-деятельность - форма активного отношения к информационному пространству, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование последнего;
  3. У каждого человека есть способности, которые в процессе обучения, совершенствования и оттачивания мастерства переходят в умения и навыки. Существуют основные необходимые навыки, умения и способности специалиста по связям с общественностью, в них доминируют коммуникативные навыки, но все же в большинстве случаев они зависят от специфики работы, где они будут применяться;
  4. Автор исследовала функции и роли PR-специалиста. И пришла к выводу, что Роль специалиста связана с его местом в организации, а функция – то, что подразумевается в деятельности того или иного специалиста, выполняющего ту или иную роль, при чем одна и та же функция может иметь разное значение при исполнении разных ролей.
  5. Образование PR специалиста помогает ему получить и развить необходимые разносторонние знания и навыки. Существует 2 подхода к формулировке образования специалиста по связям с общественностью. По первому мнению – специальность Public Relations является вспомогательной, прикладной дисциплиной, которая не требует длительной университетской подготовки и базовым в ней является знание отрасли, в которой предстоит работать. По второму мнению - PR – полноправная дисциплина, которой можно и нужно обучать в университете, она базируется на прочной теоретической основе и не может сводиться к одним полезным навыкам. Автор данной курсовой работы придерживается ко второй точке зрения.
  6. Автор курсовой рассмотрела причины возникновения PR-отделов и разнообразие их структур, достоинства и недостатки PR-отделов и PR-агентств, и пришла к выводу, что целесообразно иметь в компании свой PR-отдел или хотя бы штатного сотрудника, прибегая при необходимости к услугам PR-агентств.

Информация о работе PR - специалист как профессия