Наука как профессия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 22:28, реферат

Краткое описание

В настоящее время отношение к научному производству как профессии обусловлено, прежде всего, тем, что наука вступила в такую стадию специализации, какой не знали прежде, и что это положение сохранится и впредь. Не только внешне, но и внутренне дело обстоит таким образом, что отдельный индивид может создать в области науки что-либо завершенное только при условии строжайшей специализации...Только благодаря строгой специализации человеку, работающему в науке, может быть, один-единственный раз в жизни дано ощутить во всей полноте, что вот ему удалось нечто такое, что останется надолго. Действительно, завершенная и дельная работа - в наши дни всегда специальная работа.

Оглавление

Введение 3
1. Наука как профессия 4
Заключение 8
Библиографический список 9

Файлы: 1 файл

Наука как призвание.doc

— 52.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования 
«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «История науки и техники»

На тему «Наука как профессия»

 

 

 

                                                                          

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2011

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Оглавление

2

 

Введение

3

1.

Наука  как  профессия

4

 

Заключение

8

 

Библиографический список

9


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время  отношение к научному производству как профессии обусловлено, прежде всего, тем, что наука вступила в такую стадию специализации, какой не знали прежде, и что это положение сохранится и впредь. Не только внешне, но и внутренне дело обстоит таким образом, что отдельный индивид может создать в области науки что-либо завершенное только при условии строжайшей специализации...Только благодаря строгой специализации человеку, работающему в науке, может быть, один-единственный раз в жизни дано ощутить во всей полноте, что вот ему удалось нечто такое, что останется надолго. Действительно, завершенная и дельная работа - в наши дни всегда специальная работа.

Однако даже при наличии  страсти, какой бы глубокой и подлинной она ни была, еще долго можно не получать результатов. Правда, страсть является предварительным условием самого главного - "вдохновения". Сегодня среди молодежи очень распространено представление, что наука стала чем-то вроде арифметической задачи, что она создается в лабораториях или с помощью статистических картотек одним только холодным рассудком, а не всей "душой", так же как "на фабрике". И там и здесь человеку нужна идея, и притом идея верная, и только благодаря этому условию он сможет сделать нечто полноценное. Но ведь ничего не приходит в голову по желанию. Одним холодным расчетом ничего не достигнешь. Конечно, расчет тоже составляет необходимое предварительное условие.

Идея подготавливается только на основе упорного труда. Она  приходит в голову, когда её не ждешь.

 

 

 

 

  1. Наука как профессия

Научный работник должен примириться также с тем риском, которым сопровождается всякая научная  работа: придет "вдохновение" или  не придет? Можно быть превосходным работником и ни разу не сделать  собственного важного открытия... Есть ли у кого-то научное вдохновение, - зависит от скрытых от нас судеб, а кроме того, от "дара". Эта несомненная истина сыграла не последнюю роль в возникновении именно у молодежи очень популярной установки служить некоторым идолам; их культ, как мы видим, широко практикуется сегодня на всех перекрестках и во всех журналах. Эти идолы - "личность" и "переживание". Они тесно связаны: господствует представление, что последнее создает первую и составляет ее принадлежность. Люди мучительно заставляют себя "переживать", ибо " переживание" неотъемлемо от образа жизни, подобающего личности, а в случае неудачи нужно по крайней мере делать вид, что у тебя есть этот небесный дар.

"Личностью" в  научной сфере является только  тот, кто служит лишь одному делу.

Научная работа вплетена в движение прогресса. Напротив, в  области искусства в этом смысле не существует никакого прогресса. Совершенное  произведение искусства никогда  не будет превзойдено и никогда  не устареет; отдельный индивид лично  для себя может по-разному оценивать его значение, но никто никогда не сможет сказать о художественно совершенном произведении, что его "превзошло" другое произведение, в равной степени совершенное.

Напротив, каждый из нас  знает, что сделанное им в области  науки устареет через 10, 20. 40 лет. Такова судьба, более того, таков смысл научной работы, которому она подчинена и которому служит, и это как раз составляет ее специфическое отличие от всех остальных элементов культуры; всякое совершенное исполнение замысла в науке означает новые "вопросы", оно по своему существу желает быть превзойденным. С этим должен смириться каждый, кто хочет служить науке. Научные работы могут, конечно, долго сохранять свое значение, доставляя "наслаждение" своими художественными качествами или оставаясь средством обучения научной работе. Но быть превзойденными в научном отношении - не только наша общая судьба, но и наша общая цель. Мы не можем работать, не питая надежды на то, что другие пойдут дальше нас. В принципе этот прогресс уходит в бесконечность.

И тем самым мы приходим к проблеме смысла науки. Зачем наука занимается тем, что в действительности никогда не кончается и не может закончиться? Ответ: ради чисто практических, технических целей.

Научный прогресс является частью, и притом важнейшей частью, того процесса интеллектуализации, который  происходит с нами на протяжении тысячелетий  и по отношению к которому в  настоящее время обычно занимают крайне негативную позицию.

Тот, кто включен в  движение прогресса, всегда оказывается перед лицом дальнейшего прогресса. Умирающий человек не достигнет вершины - эта вершина уходит в бесконечность.

Что означает наука как  профессия и призвание для  человека, посвятившего ей себя? Каково призвание науки в жизни всего человечества? Какова ее ценность? Здесь противоположность между прежним и современным пониманием науки разительная. Вспомните удивительный образ, приведенный Платоном в начале седьмой книги "Государства", - образ людей, прикованных к пещере, чьи лица обращены к ее стене, а источник света находится позади них, так что они не могут его видеть; поэтому они заняты только тенями, отбрасываемыми на стену, и пытаются объяснить их смысл. Но вот одному из них удается освободиться от цепей, он оборачивается и видит солнце. Ослепленный, этот человек ощупью находит себе путь и, заикаясь, рассказывает о том, что видел. Но другие считают его безумным. Однако постепенно он учится созерцать свет, и теперь его задача состоит в том, чтобы спуститься к людям в пещеру и вывести их к свету. Этот человек - философ, а солнце - истина науки, которая одна не гоняется за призраками и тенями, а стремится к истинному бытию.

Инструменты научной  работы: - понятия, - рациональный эксперимент.

Если наука что и  может сделать, так это скорее убить веру в то, будто вообще существует нечто такое, как "смысл" мира! Избавление от рационализма и интеллектуализма науки есть основная предпосылка жизни в единстве с божественным - такой или тождественный ему по смыслу тезис стал основным лозунгом нашей религиозно настроенной или стремящейся обрести религиозное переживание молодежи.

В чем же состоит смысл науки как профессии теперь, когда рассеялись все прежние иллюзии, благодаря которым наука выступала как "путь к истинному бытию", "путь к истинному искусству", "путь к истинной природе", "путь к истинному Богу", "путь к истинному счастью"? Самый простой ответ на этот вопрос дал Толстой: она лишена смысла, потому что не дает никакого ответа на единственно важные для нас вопросы: "Что нам делать?", "Как нам жить?".

Если он [преподаватель] спросит, почему он не должен обсуждать  проблемы в аудитории, то ему следует  ответить: пророку и демагогу не место на кафедре в учебной  аудитории. Пророку и демагогу сказано: "Иди на улицу в говори открыто". Это значит: иди туда, где возможна критика. В аудитории преподаватель сидит напротив своих слушателей: они должны молчать, а он - говорить. И я считаю безответственным пользоваться тем, что студенты ради своего будущего должны посещать лекции преподавателей и что там нет никого, кто мог бы выступить против него с критикой; пользоваться своими знаниями и научным опытом не для того, чтобы принести пользу слушателям - в чем состоит задача преподавателя, - а для того, чтобы привить им свои личные политические взгляды. У академического преподавателя должно быть желание принести пользу своими знаниями и своим методом.

Если преподаватель  способный, то его первая задача состоит  в том, чтобы научить своих  учеников признавать неудобные факты.

...Проблемой "призвания" в науке. Во-первых, наука прежде всего разрабатывает технику овладения жизнью - как внешними вещами, так и поступками людей - путем расчета.  Во-вторых, наука разрабатывает методы мышления, рабочие инструменты и вырабатывает навыки обращения с ними. 
Третье - обретении ясности. Разумеется, при условии, что она есть у нас самих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сегодня наука есть профессия, осуществляемая как специальная  дисциплина и служащая делу самосознания и познания фактических связей, а  вовсе не милостивый дар провидцев и пророков, приносящий спасение и откровение, и не составная часть размышления мудрецов и философов о смысле мира.

Одной только тоской и  ожиданием ничего не сделаешь, и  нужно действовать по-иному - нужно  обратиться к своей работе и соответствовать "требованию дня" - как человечески, так и профессионально. А данное требование будет простым и ясным, если каждый найдет своего демона и будет послушен этому демону, ткущему нить его жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Андрюхина Л.М. “Научная культура как гуманитарное пространство самоопределения человека в XXI веке”.
  2. Вебер М. Наука как призвание и профессия / Избранные произведения. – М., 1990.
  3. www. inf-man. ru Биография Макса Вебера.

 


Информация о работе Наука как профессия