Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 22:49, курсовая работа
Таким образом, цель работы можно сформулировать следующим образом: формирование теоретической базы знаний о деятельности PR-специалиста, на примере корпорации «Сфинкс».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
Проанализировать и систематизировать классификации подходов к определению PR;
Определить содержание деятельности (цели, задачи, направления) и функции PR-специалиста;
Определить основные способности, умения и навыки, необходимые для ее успешного осуществления;
Выделить функции и назначение PR-подразделений в компаниях и их отличие от PR-агентств;
Рассмотреть проблему PR-образования в России;
Составить факт-лист деятельности PR-специалиста в корпорации «Сфинкс».
Проанализировать результаты интервью, взятого у PR-специалиста корпорации «Сфинкс».
Дать рекомендации по совершенствованию PR-деятельности в компании.
Введение………………………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы деятельности специалиста по связям с общественностью..4 - 34
1.1. Анализ подходов к определению понятия «связи с общественностью» …......4 - 15
1.2. Деятельность в области «паблик рилейшнз». Ее цели и задачи……………...16 - 19
1.3. Функции и роли PR-специалиста……………………………...……..................20 - 21
1.4. Способности, умения, навыки специалиста по «паблик рилейшнз»…...……22 - 24
1.5. Образование специалиста в области «паблик рилейшнз».................................25 - 26
1.6. Отдел по связям с общественностью. Причины его появления,
достоинства и недостатки, структура ………………………………………………….27 - 32
Выводы по главе 1………………...……………………………………………………..33 - 34
2. Практические основы деятельности специалиста по связям с общественностью..35 - 39
2.1. Деятельность PR-специалиста в корпорации «Сфинкс»……………………...35 - 38
2.2. Рекомендации…………………………………………………………………………39
Заключение……………………………………………………………. …… …………..40 - 41
Использованные источники……………………………………………..…….......................42
Приложение. Вопросы интервью…………………..………………………………………..
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы деятельности специалиста по связям с общественностью..4 - 34
1.1. Анализ подходов к определению понятия «связи с общественностью» …......4 - 15
1.2. Деятельность в области «паблик рилейшнз». Ее цели и задачи……………...16 - 19
1.3. Функции и роли PR-специалиста……………………………...……
1.4. Способности, умения, навыки специалиста по «паблик рилейшнз»…...……22 - 24
1.5. Образование специалиста в области
«паблик рилейшнз».....................
1.6. Отдел по связям с общественностью. Причины его появления,
достоинства и недостатки, структура ………………………………………………….27 - 32
Выводы
по главе 1………………...……………………………………………………
2. Практические основы деятельности специалиста по связям с общественностью..35 - 39
2.1. Деятельность PR-специалиста в корпорации «Сфинкс»……………………...35 - 38
2.2. Рекомендации………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Использованные
источники……………………………………………..……
Приложение. Вопросы
интервью…………………..…………………………………
Сегодня почти каждому знаком такой термин, как PR, но что за ним скрывается, понимает далеко не каждый, ведь связи с общественностью – это довольно новое явление, которое только начинает свое становление и трудно поддается осмыслению. Существует огромное множество определений этого феномена, но единого мнения по этому вопросу так и не сложилось. Каждый теоретик и практик этой области выделяет то, что, по его мнению, является главной составляющей частью PR и естественно, что мнения расходятся. В частности именно поэтому столь актуальной является проблема анализа данных определений.
Таким образом, цель работы можно сформулировать следующим образом: формирование теоретической базы знаний о деятельности PR-специалиста, на примере корпорации «Сфинкс».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
Известно не менее 2000 определений Public Relations, но, т.к. данный феномен еще не изучен до конца, эти определения не являются точными и всеобъемлющими. Это, естественно, сильно мешает понимаю того, чем же является PR.
В этом параграфе автор курсовой работы постарается разобраться, что же такое Связи с общественностью с точки зрения различных подходов составления этого определения.
Каждый теоретик и практик связей с общественностью стремится выделить основные составляющие PR и естественно, что для каждого они различны.
В процессе написания данной курсовой работы автор проанализировал классификации подходов к определению PR следующих авторов: А.Н. Чумикова и М.П. Бочарова, Э.В. Кондратьева и Р.Н. Абрамова, В.Г. Королько, М.А. Шишкиной.
Проанализировав несколько подходов, автор обнаружил, что,
1) хоть определения и частично отличаются по своему смыслу, но в их основе всегда лежит принцип взаимовыгодного взаимодействия какой-либо организации с ее общественностью, опираясь не на одностороннюю, а на двустороннюю (обоюдную) коммуникацию, главенствующую позицию в которой занимает обратная связь общественности с организацией.
2) в основном определения сосредоточены на каком-либо отдельном признаке или направлении деятельности специалистов в области связей с общественностью (сбыт продукции; формирование желательного для какой-либо организации или отдельного лица имиджа; аналитической деятельности и т.д.) Однако все направления д-ости объединяет нечто общее – работа с информацией и управление ей (информационным потоком).
Т.е
в основе любой классификации лежит некий
признак/критерий стратификации определений
на разные группы. Так, у А.Н. Чумикова и
М.П. Бочарова критерием является степень
учета в содержании определений интересов
организации и общественности; у Э.В. Кондратьева
и Р.Н. Абрамова – отношение PR к какому-либо
виду деятельности (искусство, наука, сфера
деятельности и т.д.); у В.Г. Королько - способ
определения сущности PR, у М.А. Шишкиной
– принадлежность определения кому-либо
(организации, энциклопедии, частному
лицу). Для удобства анализа автор решил
представить эти классификации в виде
таблиц, которые приведены ниже.
Подходы
к определению
PR А.Н. Чумикова и М.П.
Бочарова [4, с. 16-19].
Критерий
– отношение организации к ее
общественности.
Подходы к определению PR (Описание) | Автор | Определение |
Альтруистический (Идеализация.PR как некая деятельность по организации всеобщего сотрудничества во имя «служения интересам общественности», достижению абстрактной гармонии) | Институт
общественных отношений (Великобритания) Сэм
Блэк Словарь Уэбстера (Webster. New International Dictionary) |
PR – это
планируемые, продолжительные усилия,
направленные на создание и поддержание
доброжелательных отношений и взаимопонимания
между организацией и ее общественностью. PR
– это искусство и наука достижения гармонии
посредством взаимопонимания, основанного
на правде и полной информированности. PR – это содействие установлению взаимопонимания и доброжелательности между личностью, организацией и другими людьми, группами людей или обществом в целом посредством распространения разъяснительного материала, развития обмена (информацией) и оценки общественной реакции. |
Компромиссный (Речь идеи не об абстракции, а об удовлетворение конкретных Интересов. Организация учитывает интересы общественности для того, чтобы и ее интересы были адекватно восприняты.) | Эдвард
Бернейз Всемирная ассамблея ассоциаций PR |
PR – это
усилия, направленные на то, чтобы убедить
общественность изменить свой подход
или свои действия; а также усилия, направленные
на гармонизацию деятельности организации
в соответствии с интересами общественности
и наоборот PR – это искусство и социальная наука, позволяющая анализировать тенденции, предсказывать их последствия, консультировать руководство организации и претворять в жизнь планируемые заранее программы действий, которые интересам как организации, так и общественности. |
Прагматический (лишен идеализации) | Российская
академия государственной службы при
Президенте РФ Словарь
новых иностранных слов (МГУ) А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров |
PR – это
специализированная, профессионально
организованная деятельность управления,
но управления особого рода. Это адресное
управление состояние общественного мнения
в определенной сфере, корпоративными
отношениями, осуществляемое ненасильственными
(а не административно-командными) средствами PR
– это организация общественного мнения
в целях наиболее успешного функционирования
предприятия (учреждения, фирмы) и повышения
его репутации. Осуществляется разными
путями, но, прежде всего через СМИ. Искусство
взаимоотношений между государственными
(управленческими), общественными структурами
и гражданами в интересах всего общества. PR – это система информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, предполагающих создание и распространение посланий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением в целях успешной реализации данного проекта. |
Следующая
классификация разработана М. А. Шишкиной.
Ее классификация довольно своеобразна.
В частности, основываясь на признаке
«принадлежности» того или иного определения
кому-то, она выделяет 4 группы подходов
к определению рассматриваемого феномена.
Классификация
М.А.Шишкиной [9, с. 30-33].
Группы подходов к определению (Описание) |
Автор |
Определение |
Первая группа Определения,
имеющие официальный статус |
Мексиканская
декларация PR Американское
общество PR (PRSA) |
Практика PR –
это творческий и социально-научный подход
к анализу тенденций, предсказанию их
последствий, предоставлению консультаций
руководителям организаций и выполнению
запланированных программ действий, которые
послужат как интересам организаций, так
и общественным интересам. PR оказывает помощь нашему сложному плюралистическому обществу в более эффективном выборе решений и осуществлении функций, внося вклад во взаимопонимание между различными группами и организациями. Они вносят гармонию в частную и общественную деятельность. |
Вторая
группа
Определения, представленные в различных словарях и энциклопедиях |
Французский словарь
«Пети Робьер» (1913) Словарь
социологии США (1944) Новый вебстеровский словарь (1994) |
PR – ансамбль методов
и техники, используемых группами (компаниями,
синдикатами, партиями, государством)
и специальными группами по интересам
для создания климата доверия среди персонала
и публики с целью поддержать их деятельность
и способствовать их развитию. PR – это
теории и методы, применяемые для урегулирования
отношений субъекта со своей общественностью.
Эти теории и методы предполагают использование
социологии, социальной психологии, экономики,
политических наук, а так же специальных
навыков журналиста, артиста, организатора,
специалиста по рекламе и т. п. для решения
специфических проблем в этой области. PR – это отношения, поддерживаемые организацией с общественностью посредством паблисити, которые имеют своей целью воздействие на общественное мнение. |
Третья группа Определения
наиболее авторитетных теоретиков и практиков
PR |
65 ученых в
области PR по заказу американского
Фонда PR-исследований Институт
общественных отношений (Великобритания) Эдвард
Бернейз Сэм Блэк |
PR – это особая
функция управления, которая способствует
установлению и поддержанию общения, взаимопонимания
и сотрудничества между организацией
и ее общественностью; способствует решению
различных проблем и задач; помогает руководству
организации быть информированным об
общественном мнении и реагировать на
него; определяет и делает упор на главной
задачи руководства компании – служить
интересам общественности; помогает руководству
быть готовым к любым переменам и использовать
их возможности наиболее эффективно, выполняя
роль «системы раннего оповещения» об
опасности, помогает справиться с нежелательными
тенденциями; использует исследования
и открытое, основанное на этических нормах
общение в качестве основных средств деятельности. PR-это планируемые,
продолжительные усилия, направленные
на создание и поддержание доброжелательных
отношений и взаимопонимания между организацией
и ее общественностью. PR – это
область действий, которая призвана заниматься
взаимодействием между личностью, группой,
идеей или другой единицей общественности,
от которой она зависит. PR- это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности. |
Четвертая группа Определения
других авторов, придерживающихся описательного
методологического подхода, рассмотренного
выше |
М. Менчер Т. Хант
и Дж. Грюнинг Скотт
Катлип Г. Г. Почепцов А. Зверинцев |
PR – это функция
менеджмента, которая оценивает отношения
общественности, идентифицирует политику
и действия индивида или организации с
общественными интересами и реализует
программу действий для обретения общественного
понимания и восприятия. Большинство
определений PR… содержат два элемента:
коммуникацию и менеджмент. Мы определяем
PR как управление коммуникацией между
организацией и общественностью. PR – это
функция менеджмента, которая устанавливает
и поддерживает взаимовыгодные отношения
между организацией и публикой, от которой
зависит успех или неудача. PR – это
наука об управлении общественным мнением
или менеджмент коммуникаций [7, стр. 20]. PR – это деятельность по переводу прагматических ценностей организации в приемлемую для общества политику [3, стр. 11]. |
Изложенная
ниже классификация представлена Э.
В. Кондратьевым и Р. Н. Абрамовым. В
основе их классификации лежит отношение
к PR, как к отдельно существующему роду
деятельности учитывая понятия, включенные
в данное определение.
Классификация
Э.В. Кондратьева
и Р.Н.Абрамова [1,
с. 16-20].
Подходы к определению (Описание) |
Автор |
Определение |
PR как искусство (Самое простое из определенный, идеалогизация, расплывчатость) |
Британская
школа PR Г. Г. Почепцов Всемирная
ассамблея ассоциаций по PR (Мексика,
1978) |
PR – это искусство
и наука достижения и поддержания гармонии
посредством взаимопонимания, основанного
на правде и полной информированности. PR – это
искусство создавать благоприятный климат,
благоприятное отношение к фирме-продавцу
(производителю товара) не только потенциальных
клиентов, но и широких масс публики, причем
на самых разных уровнях, вплоть до правительственного
(чиновники внешнеторговых ведомств, таможенных
служб и т. п.) Практика PR – это искусство и социальная наука по анализу направленности, предсказанию последствий, консультированию лидеров организаций и проведению планируемых программ действий, которые служат как интересам организации, так и общественным интересам. |
PR как сфера деятельности (коммуникации) (Появление конкретики, PR как деятельность) |
Webster New International
Dictionary Э. Бернейз Френк
Джефкинс |
PR – это содействие
установлению взаимопонимания и доброжелательности
между личностью, организацией, и другими
людьми, группами людей или обществом
в целом посредством распространения
разъяснительного материала, развития
обмена (информацией) и оценки общественной
реакции. PR - это
усилия, направленные на то, чтобы убедить
общественность изменить свой подход
или свои действия; а также усилия, направленные
на гармонизацию деятельности организации
в соответствии с интересами общественности
и наоборот. PR состоит из всех форм планируемой коммуникации, вовне и внутри, между организацией и ее общественностью для реализации специфических целей, направленных на достижение взаимопонимания. |
PR как стратегия управления коммуникативным пространством (Рассматриваются уже не локальные «коммуникативные пространства организации», а «глобальное коммуникативное пространство», где господствует общественное мнение) | Г. Г. Почепцов |
PR – это эффективная стратегия в области управления общественным мнением. |
PR
как система
(Работа PR-специалиста характеризуется
целостным единством управленческих операций,
последовательной реализацией этапов
процесса, следованием определенным
закономерностям.) |
С. Пономарев |
PR представляет собой целостную систему, включающую в себя различные направления и специализации: связи со СМИ, связи с местным сообществом, связи с инвесторами, корпоративные коммуникации, лоббистская деятельность и связи с государственными структурами, избирательные технологии, финансовый, кризисный PR и др. При этом в различных составляющих PR как системы могут использоваться унифицированные коммуникативные технологии. |