Основные тенденции развития деловой прессы в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – изучить развитие деловой прессы в России и выявить основные тенденции ее развития на современном этапе.
Задачи работы заключаются в следующем:
Проследить основные этапы эволюции отечественной деловой прессы;
Проанализировать современное состояние российского рынка деловой прессы;
Выявить особенности современных российских федеральных и региональных бизнес-изданий;
Охарактеризовать основные перспективы развития деловой прессы России;
Изучить деловой аналитический журнал «Эксперт» и проанализировать его проблематику.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….......…2
§1 Эволюция отечественной деловой прессы………………………………………………...4
§2 Современный российский рынок деловой прессы……………………………………….13
§3 Журнал «Эксперт» - как ведущее деловое аналитическое издание…….…………...…21
Заключение…………………………………………………………………………………...…31
Библиографический список…………………………………………………………………....34

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Вестник ФЦКБ»………………………………………………………….35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Региональные бизнес-издания»…...……………………………………36

Файлы: 1 файл

курсовик эхксперт.docx

— 1.59 Мб (Скачать)

Книги. Рецензии на свежие издания – не только по бизнесу.

Общество. Реальная жизнь России: люди и события, общественные движения и др.

Перейдем к некоторой  конкретике. Рассматривая последний  номер журнала «Эксперт», скажем о теме номера: Бюджетный кризис. Определенно, благодаря тому, что  в Российской Федерации пройдут  выборы депутатов в Государственную  Думу VI созыва, то некоторая часть материала номера посвящена рассмотрению аспектов, связанных с политическими выборами.

Обложка номера всегда диктует  наполняемость всего номера –  редакторские статьи, публикуемые в  самом начале, рассматривают политическое противостояние между США и других государств, спад экономики, потерю веры в гуманистические идеалы и выход  из «Депрессии». Идеи статей главного редактора7 ясно отражаются в стилизации обложки номера. Таким образом, две первые статьи, публикуемые в последнем номере «Эскперта» имеют следующие названия: «Великая депрессия без Рузвельта» и «Под нож». Материалы отличаются одновременно официальным и просторечным стилями написания. Автор позволяет использование конкретных экономических цифр с обиходными комментариями (прим.: «…Все чаще из уст различных западных аналитиков можно услышать такое крамольное еще недавно рассуждение: глупо, мол, продолжать мыслить в категориях постоянного экономического роста в условиях ограниченности ресурсов…»). Обе статьи представляют собой синтез классической аналитической статьи и критического замечания, что формирует у читателя здоровый интерес к прочтению дальнейших материалов номера.

Рассмотрим материалы  номера делового аналитического журнала  «Эксперт» по рубрикам.

Рубрика «Разное» представлена статьей «О причине всеобщего  разочарования» (авт.: Александр Привалов).  В своей статье он рассматривает следующую тематику: борьба с коррупцией, бизнес и власть, законодательные инициативы, идеология.  Журналист подробно рассматривает рассмотрение нового законопроекта о борьбе с коррупцией не только со стороны целесообразности, но и со стороны этики. Приводя множество примеров, в том числе и речь Д.А. Медведева («…Понятно, что Медведев доказал здесь больше, чем хотел, — ведь точно та же конструкция дискредитирует и внедряемый самим президентом контроль чиновничьих доходов. Кто может запретить проверяющему и там сказать: ты утаиваешь доходы; отстегни нам, иначе — и так далее? А всё потому, что президент не задумываясь, как из общеочевидной аксиомы, исходит из предположения, что прийти к чиновнику с разговором об излишних расходах (скрытых доходах) может только другой чиновник…»), сам Александр Привалов использует лексику «на грани приличия», открыто осуждая многие решения российских чиновников. Свой материал автор статьи строит при помощи множества метафор, аксиом, афоризмов, научной и деловой лексики,  им самим придуманных слов и выражений (прим.: «…львиная доля этих дел — врачи, педагоги да самая мелкая чиновничья или гаишная сошка…»). Обличительная статья, основанная на материалах законопроектов и их реализации в России.

Рубрика «Русский бизнес»  в 47 номере журнала «Эксперт», посвящена  следующим темам: металлургии, инвестициям, эффективному управлению, IT-индустрии,  здравоохранению, власти. 

Первая представленная статья имеет название «Во всю ширь» (авт.: Василий Лебедев). Рассматриваемая тема раскрывается автором благодаря использованию профессиональной лексики («российские монополии «Газпром» и «Транснефть» станут прокладывать новые трубопроводы»), терминов металлургической промышленности (трубники и металлурги), аббревиатур (ТБД, ОМК). Широко распространено в таких статьях использование экспертного мнения и интервьюирования. Статья рассчитана на отраслевую аудиторию, а потому достаточно тяжела для понимания отстраненного от этой области производства читателя. («…Поставщиком слябов на выксунский стан-5000 станет, скорее всего, НЛМК, самый крупный российский экспортер этого полуфабриката. Так, в прошлом году комбинат продал за рубеж около 3,9 млн тонн слябов, потребности же нового стана ОМК оцениваются в 1,3 млн тонн в год (при нынешних ценах это 700–800 млн долларов). Если партнерство с НЛМК состоится, оно станет весьма значимым для обеих компаний и отрадным для всей отрасли, так как меньше полуфабриката будет уходить за границу и больше — перерабатываться внутри страны в конечный продукт...»).

Следующая статья, под названием  «Интернет с выходом в магазин» (авт. Анастасия Напалкова) рассматривает проблему реализации IT-проектов, в частности, новый проект «Enter», открытый при финансовой поддержке компании «Связной». Основой для материала является интервью журналиста с генеральным директором проекта «Enter», генеральным директором корпорации СБР, совладельцем торговой платформы «Викимарт», генеральным директором интернет-магазина «Ютинет. ру». Отсюда, весь материал статьи основывается на разнице мнений профессионалов в сфере IT- технологий. Проблемы, тенденции развития и другие вопросы, рассматриваются с нескольких авторитетных точек зрения, а потому, вся статья представляет собой некий синтез информации . Автор статьи ограничивается обзором интернет-магазинов на российском и зарубежном рынках. Язык статьи включает множество клише, использование цитирования и большого количества сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Анализировать такой материал сложно, а потому, по мнению автора работы, она является информационной статьей.

Статья «Флаг, которым  долго махали» (авт.: Андрей Виньков, Василий Лебедев) представляет следующий аспект рубрики «Русский бизнес». Она охватывает тему инвестиций, взаимодействие малого бизнеса и власти, лесную промышленность. Основная тема, раскрываемая в статье – постройка новых лесоперерабатывающих заводов на территории России. Журналисты говорят о насущных проблемах в этом сегменте производства, используя интервью «отраслевых» экспертов, мнения директоров иностранных инвестиционных и деревообрабатывающих холдингов. Несмотря на строгий слог статьи, она вполне адаптирована для ординарного читателя. Такой эффект достигается благодаря объяснению всех профессиональных терминов («OSB — это плитный конструкционный материал из древесины, обладающий множеством преимуществ и лишенный недостатков, присущих ДСП и даже натуральной древесине и фанере»), простому языку изложения материала, минимуму профессиональных лексических единиц. Рассматриваемые проблемы подвержены анализу не только составителей материала, но и профессионалов, работающих в этой области.

Тема инвестиций и капитала раскрывается в рубрике статьей  «Теперь это  работает на нас» (авт. Ольга Рубан). Тематика обусловлена тенденциями российских компаний приобретать зарубежные активы. Статья написана, безусловно, для руководителей и менеджеров высшего звена, а потому использованные лексические и стилистические приемы автором не расшифровываются. Компетенция автора подкрепляется тщательной подборкой материала, фактов экономической деятельности российских компаний, интервью с руководителями.  Довольно много приводится аббревиатур, профессиональных терминов. Содержание статьи оказывается очень актуальным для российской бизнес-среды.

Эффективное управление, стратегии  бизнеса рассматриваются в статье «Четыре шага к уверенности» (авт. Татьяна Гурова). Автор приводит модели многих бизнес-стратегий и стратегий управления компании на примере западных, восточных стран. Используя сравнение, Татьяна Гурова блестяще показывает преимущества и недостатки каждой такой модели. Практически не используется профессиональная лексика, но простым и доступным языком обрисовывается ситуация российских компаний в сфере управления. Автор в изобилии пользуется метафорами, переносными значениями («хождение в Китай», «плацдарм для проникновения в Европу»), сравнениями («В результате мы оставляем в Китае только очень простое производство, а все остальное переносим в Россию»), риторическими вопросами («Почему так происходит? Почему страшные соперники оказывают нам добрую услугу?»), заимствованными словами (тренд, бизнес-кейс). Статья четко структурирована, разбита на определенные логические сегменты. В конце автором подведен итог ее исследования. Весь материал являет собой воплощение классической аналитической статьи. Личное мнение автора по касающейся теме не всегда совпадает с мнением экспертов, но это не влияет на качество проведенного анализа в статье.

Рубрика «Международный бизнес»  рассматривает следующие темы: мировой  кризис, мировые финансы, Евросоюз, долгосрочные прогнозы. Статья, помещенная в этой рубрике, называется «Кризис  как повседневность» (авт. Сергей Сумленный). В основу материала статьи положен анализ европейских конференций, встреч глав государств по вопросам экономического кризиса. Автор использует фрагменты интервью глав консалтинговых компаний, на их мнении дает свою оценку действительности распространения и развития экономического кризиса в странах Евросоюза. Оценка, как можно заметить, критическая. Вопрос, раскрываемый в данной статье представляет большой интерес не только для зарубежного финансового рынка, но и для Российского. Насыщение материала статьи критикой, множеством мнений специалистов, авторской оценкой сложившейся ситуации – позволяет читателю лучше понять необходимость обсуждения данной темы. Автор приводит график,  в котором отражены тенденции развития экономики стран Европы, широко использует цитирование («Мы сейчас чувствуем себя лучше, чем в 2008-м или в 2009 году. Потому что мы больше знаем», — хвастает Питер Сэндс, глава банка Standard Chartered), переносное значение слов («экономика, уже полтора года играющая роль зеркала европейского кризиса»), метафоры («Заражение» еврозоны), сложение нескольких слов в одно (гособлигации).  Благодаря этим приемам, автор акцентирует роль мирового финансового кризиса в экономике в целом, подчеркивая необходимость решения этой проблемы.

Рубрика «Экономика и финансы» представлена в последнем номере журнала «Эксперт» статьей «Состояние тяжелое, прогноз - позитивный» (авт. Дмитрий Яковенко). Данная статья рассматривает вопросы налоговой политики, взаимоотношения бизнеса и власти, идеологию. Особое внимание автор обращает на положение Министерства Финансов России, рассматривая итоги его работы. Внимание уделено изменениям, произошедшим в ведомстве с момента смены его главы (А. Кудрин – прим. авт.). Автор статьи говорит о необходимых изменениях в налоговой политике России, используя метафоры, сравнения, интервью с бывшим главой финансового ведомства. Оценки, приводящиеся в статье, рассчитаны на широкую аудиторию, материал не изобилует профессиональной лексикой, делая акцент на освещении вопросов важности изменений в существующей финансовой политике России.

Рубрика «Частные инвестиции/ рынок акций» освещает тематику фондовых рынков, рынков акций, практику инвестирования. Таким образом, статья «Чем поживиться в Европе» (авт. Евгения Обухова) отвечает на вопросы российских бизнесменов о покупке акций европейских компаний. Практика эта, как оказалось, довольно популярная, а потому материал статьи освещает многие варианты покупки тех или иных акций. Автор основывается на словах основателя британской инвестиционной компании Absolute Return Partners Нильса Дженсена и предлагает различные схемы, которые необходимо знать при инвестировании зарубежных компаний. Профессиональные слова («ждет долгая реструктуризация, а кредиторы уже списывают часть долгов»), афоризмы (ставший притчей во языцех сегмент европейских облигаций), метафоры (рынки акций лихорадит) и слова в переносном значении («лекарство от паники»), автор использует в большом количестве, благодаря чему статья насыщается эмоциями, не оставляя после прочтения читателя равнодушным. Благодаря большому количеству точных показателей разных инвестиционных компаний, графикам и сводным таблицам, информация воспринимается читателем крайне достоверно.

Рубрика «Наука и технологии»  всегда представляет собой некий  «отвлекающий маневр», а потому в  большинстве номеров, в ней публикуются  интересные статьи по темам: интеллект, развитие способностей мозга, научные  исследования и инновации. В 47-м номере «Эксперта» статься называется «По  волнам памяти» (авт.: Галина Костина, Вячеслав Механик) и рассматривает изучение памяти в человеческом  организме, ее влияние на работоспособность и навыки человека. Авторы предлагают читателю ознакомиться с молекулярными механизмами памяти человека, о двух фазах запоминания, с концепциями ее изучения, (фрагменты из интервью с именитыми академиками разных стран) важность таких исследований для будущего. Статья является научной, но, несмотря на это, интересной и для широкого круга читателей. Среди научных терминов («В каждом нейроне находятся как бы в спящем состоянии матричные РНК, несущие информацию для синтеза этой протеинкиназы»), графиков, таблиц нейронов, профессиональных слов (материальный субстрат, активные синапсы), читатель может увидеть и метафоры ( «в шкатулке мозга»), сравнения ( «порой он сравнивал свою память со сточной канавой»), риторические вопросы («Что же является меткой конкретного образа?»), которые заметно облегчают понимание всего материала в целом.

Рубрика «Политика» представлена статьей «Дорога от костела» (авт. Станислав Кувалдин). Рубрика рассматривает такие темы, как: выборы, идеология, Евросоюз. Автор статьи предлагает на рассмотрение вопрос выборов в целом, и в Польше, в частности. Он рассказывает о польских избирателях, поддержавших представителей  партии с радикальной антиконсервативной повесткой, говорит об изменении представлений о месте традиционных институтов в обществе и государстве, о новых политических героях. Основной акцент в статье делается на персоналии лидеров разных партий, происходит сравнение с лидерами российских политических сил, материал изобилует иллюстрациями. Содержание статьи плавно переходит с политического устройства Польши и других европейских стран к России, где автор непременно использует сравнения, метафоры, другие  стилистические приемы. Статью можно назвать обличительной. Но обличительной она является лишь косвенно, ведь автор рассматривает  недостатки политической системы Польши.

Рубрика «Общество» содержит две статьи – «Образование для  России» (авт. Дмитрий Песков) и «Сомневаться – не значит верить» (авт. Вера Краснова).

«Образование для России»  рассматривает вопросы образования  в России, рынок труда и, как  следствие, проблемы в этой сфере. Автор  рассматривает тенденции современного среднего и высшего образования, невозможность устройства на работу молодых работников, программы правительства  России, принятые в поддержку молодежи. Автор рассматривает все высшие учебные заведения России в призме трех групп («псевдовысшие», качественные, корпроративные) и сопоставляет нужды  страны и возможности ВУЗов при  подготовке кадров. Немаловажным для  автора материала является вопрос о  проекте В. Путина «Система поддержки  лидеров и талантов», который  Дмитрий Песков рассматривает с  наибольшим интересом и для себя, и для читателя: рассматривает  принципы работы этой программы по обучению магистрантов, аспирантов за рубежом, возможность их трудоустройства, необходимость в качественных кадрах для России, бюджетирование.

В статье «Сомневаться –  не значит верить» автор придерживается двух диаметрально разных тем –  религии и СМИ. Статья посвящена  дню рождения первого православного  еженедельника «Фома». Материал выстроен из интервью с главным редактором (Владимир Легойда – прим. авт.), приведен график читательской аудитории. Автор материала сравнивает «Фому» - журнал,  тематикой которого являются культура и религия и «Эксперт». Статья начинается с анекдота, и на протяжении всего материала сопровождается специфическим юмором журналиста и главного редактора «Фомы».

Информация о работе Основные тенденции развития деловой прессы в современной России