Основные тенденции развития деловой прессы в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – изучить развитие деловой прессы в России и выявить основные тенденции ее развития на современном этапе.
Задачи работы заключаются в следующем:
Проследить основные этапы эволюции отечественной деловой прессы;
Проанализировать современное состояние российского рынка деловой прессы;
Выявить особенности современных российских федеральных и региональных бизнес-изданий;
Охарактеризовать основные перспективы развития деловой прессы России;
Изучить деловой аналитический журнал «Эксперт» и проанализировать его проблематику.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….......…2
§1 Эволюция отечественной деловой прессы………………………………………………...4
§2 Современный российский рынок деловой прессы……………………………………….13
§3 Журнал «Эксперт» - как ведущее деловое аналитическое издание…….…………...…21
Заключение…………………………………………………………………………………...…31
Библиографический список…………………………………………………………………....34

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Вестник ФЦКБ»………………………………………………………….35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Региональные бизнес-издания»…...……………………………………36

Файлы: 1 файл

курсовик эхксперт.docx

— 1.59 Мб (Скачать)

Минобрнауки России

 

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

 

Кафедра связей с общественностью  и массовых коммуникаций

 

Курсовая работа

по дисциплине

«История отечественной  журналистики» 

Тема: Основные тенденции развития деловой прессы в современной России (на примере делового аналитического журнала «Эксперт»)

 

 

 

Выполнила:  Козлова А. В.

Студентка  3 курса

Факультет: Медиаиндустрии

Специальность: связи с общественностью

Группа: 6092

Зачетная книжка №:40211/09

Научный руководитель:

доц. Полякова Надежда Васильевна

 

 

Санкт-Петербург 
2011г.

 

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….......…2 
§1 Эволюция отечественной деловой прессы………………………………………………...4

§2  Современный российский рынок деловой прессы……………………………………….13

§3 Журнал «Эксперт» - как ведущее деловое аналитическое   издание…….…………...…21

Заключение…………………………………………………………………………………...…31

Библиографический список…………………………………………………………………....34

 
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Вестник ФЦКБ»………………………………………………………….35 
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Региональные бизнес-издания»…...……………………………………36 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Информационная сфера  является  одним из важнейших  объектов жизни, а ее регулирование  – актуальной задачей. Регулирующим механизмом государства (организации  в целом) являются СМИ. В данном исследовании, автор ведет речь в рамках деловой  журналистики.

Деловая журналистика –  один из наиболее динамично развивающихся  сегментов системы средств массовой информации России: растет количество масс-медиа, работающих с информацией  делового характера, увеличивается  влияние бизнес-СМИ на экономические  процессы, повышается внимание общества, бизнеса и журналистского сообщества к развитию деловых масс-медиа. Сложность заключается в том, что в настоящее время не существует научных трудов, посвященных тенденциям развития современной российской деловой прессы. В зарубежных странах такие исследования есть, но к российской журналистской практике они неприменимы.

Роль деловой журналистики, ее значимость,  определяется многими  факторами. Функции, задачи, роль бизнес-медиа  и определяют актуальность выбранной темы исследования. Система бизнес-СМИ напрямую зависит от изменений, происходящих в экономике государства. Отсюда, имеется возможность назвать бизнес-прессу  элементом инфраструктуры, обслуживающей нужды экономической системы.

Важно прояснить историческое развитие деловой прессы в России, рассмотреть эволюцию бизнес-изданий, их политики и проблематики. Деловая пресса, в условиях развития современного постиндустриального общества, способна формировать российскую бизнес-среду, а потому рассмотрение тенденций ее развития напрямую связано с развитием экономики государства в целом.

Таким образом, Цель настоящей работы – изучить развитие деловой прессы в России и выявить основные тенденции ее развития на современном этапе.

Задачи  работы заключаются в следующем:  

  1. Проследить основные этапы эволюции отечественной деловой прессы;
  2. Проанализировать современное состояние российского рынка деловой прессы;
  3. Выявить особенности современных российских федеральных и региональных бизнес-изданий;
  4. Охарактеризовать основные перспективы развития деловой прессы России;
  5. Изучить деловой аналитический журнал «Эксперт» и проанализировать его проблематику.

Объект  работы. Объектом исследования являются деловые СМИ России, имеющие определенные  характеристику и специфику. Предметом являются тенденции в развитии деловых СМИ России, которые могут привести к их изменению.

В работе использованы методы исследования, такие как:

  1. Наблюдение
  2. Описание
  3. Анализ

Методологическая  база работы представляет собой выдержки из работ  определенных авторов: Е.П.Прохорова, М.В.Шкондина, И.В.Кузнецова, Р.П.Овсепяна,

Б.И.Есина1.

Говоря о деловой прессе, необходимо понимать стратегию издателей  деловых СМИ, их особенности и отличительные черты, как специфические черты формировались в дореволюционной России и как они  формируются сейчас, каковы основные принципы работы редакций деловых изданий в настоящее время, насколько развит российский рынок деловой прессы и какое у него будущее.  Немаловажным фактором при рассмотрении деловой журналистики является аудитория издания и ее характеристики.

Каждый из вышеперечисленных  аспектов освещен в работе не только на теоретическом, но и на практическом уровне. Автор изучает деловой  аналитический журнал «Эксперт», благодаря  чему выявляет особенности современной  российской деловой прессы.

Работа состоит из трех параграфов, введения, заключения, библиографического списка, приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1 Эволюция отечественной  деловой прессы

 

Развитие современного общества приводит к тому, что растет интерес  россиян к экономическим явлениям, происходящим в государстве. Рост интереса порождает потребность в информации четко очерченных рамок – экономической информации. Таким образом, баланс информации нарушается: политическая информация «сдает свои позиции», уступая место информации экономической  и социальной сфер.  В современной России можно говорить о том, что деловая журналистика – деятельность, направленная на формирование определенной информации, оптимизирующей процесс принятия решений.

Место и роль деловой журналистики в обществе непостоянна, а потому необходимо рассматривать эволюцию деловой прессы в целом, на всем историческом этапе ее функционирования. Прежде, чем углубляться в историю, предложим определения деловой прессы:

  1. Деловая пресса - тип печатных СМИ, призванный в первую очередь обеспечивать информационные потребности предпринимательства посредством публикации тех или иных материалов (журналистских, статистических, рекламно-информационных, законодательных и др.) для создания информационного поля, способствующего развитию бизнеса.2
  2. Деловая пресса – тип качественной прессы, предоставляющий информацию, критически необходимую читателю для принятия наиболее эффективных решений в финансовой, корпоративной (управленческой) либо профессиональной сфере деятельности3.

Исторический этап становления  деловой журналистики в России отражает необходимость создания особенных  типологических изданий, удовлетворяющих  потребности в бизнес-информации. Новое поколение страны формирует  свои взгляды на экономику, жизнь  общества и государства. Формирование новых идеалов происходит и в  рамках деловых изданий. Для определения роли и значимости деловой прессы для современного российского бизнеса, необходимо выяснить, как развивалась деловая пресса в России.

Говоря о  возникновении деловой прессы в  России, можно говорить о XVIII веке,  когда впервые начали издаваться научно-популярные и литературные журналы, которые содержали материалы об экономике, культуре, развитии торговли, что придавало им энциклопедический характер и соответствовало вкусам читающей публики. Журналы того времени создавались для пропаганды экономических реформ и научных достижений. Отдельные разделы «толстых журналов», а также некоторые специализированные издания того времени можно рассматривать в качестве предвестников деловых журналов. Тот исторический период был полон перемен в государстве, и интерес к развитию экономики и торговли нуждался в «информационном питании» со стороны печати. Появившиеся экономические и торговые отделы успешно справлялись с острой нуждой в информации, формировали постоянную читающую аудиторию.

Появление отраслевой прессы, ведомственных и специализированных журналов началось в начале XIX века. Именно тогда появляется ведомственная пресса: «Санкт-Петербургский журнал», «Периодическое сочинение об успехах народного просвещения», «Сенаторские ведомости». К этому же периоду относится увеличение количества специализированных изданий. Расширение спектра специализированных и отраслевых журналов продолжалось и в царствование Николая I. Важным фактом развития структуры российской печати стало появление и развитие отраслевой прессы – изданий, освещающих административную, экономическую, научно-техническую деятельность. Эти издания были ориентированы на аудиторию специалистов, но в них уже начали появляться разделы для общей публики.  Российская пресса получает новый виток развития с приходом к власти Александра II. Активно развиваются и деловые журналы, такие как «Журнал для акционеров» - центральный орган владельцев государственных фондов и акций различных обществ и компаний, «Вестник промышленности» - первый в России журнал для предпринимателей. Это издание было призвано защищать нужды и требования национальной торгово-промышленной буржуазии, содействовать строительству в России железных дорог, развитию промышленности, банковского дела. В то же время получила распространение и аграрная пресса - появились журналы «Сельское благоустройство», «Журнал землевладельцев», «Практический сельский хозяин», «Русское сельское хозяйство». 

Конец XIX века – время промышленного подъема  в России. С этим процессом связано  и дальнейшее развитие периодической  печати. Особенно был ощутим рост специальных, справочных и научных изданий. В  это время в стране сформировался  тип делового издания, обслуживающего интересы бизнеса, государственной  элиты, профессиональных сообществ. Данный тип прессы в то время был представлен  во всем разнообразии – издавались универсальные и специализированные деловые газеты и журналы, среди  которых были ведомственные, отраслевые и др. В тематиках изданий того времени ярко прослеживается взаимосвязь с социально-политическими событиями, происходящими в стране. Этому небезосновательно способствовали одни из самых быстрых темпов развития промышленности, становление капитализации, включение разных слоев населения в производственный процесс. Все это открыло путь не только для  деловых изданий, но и для аудитории: она стала расширяться, дифференцироваться по интересам. В таких условиях, деловые издания были вынуждены быть более оперативными, потому как потребности общества менялись так же быстро, как развивалась экономика нашей страны. Развитие деловой журналистики в России  в начале XX века опиралось на «двух китов»: биржевые сводки, новости фондовых  бирж и банков (газета «Биржевые известия», журнал «Биржа», «Банковая и Биржевая жизнь», газета «Биржевые новости»); промышленно-финансовая сфера (журнал «Экономист России», журнал «Железо-цемент», журнал «Каучук»), Таким образом деловая пресса России позиционировала вплоть до  Первой мировой войны, которая сильно замедлила процесс развития деловой прессы в нашей стране. Сказалось и то, что перенасыщение рынка деловыми (преимущественно биржевыми) изданиями, не вовлекло в сферу фондовых рынков достаточное количество постоянных читателей -  многие  деловые и экономические издания были вынуждены прекратить свое существование – на тот момент страну интересовал другие более важные проблемы. Деловая активность населения резко упала,  развитие деловой прессы существенно замедлилось.

Новый этап в развитии деловой  российской прессы начался после  Октябрьской революции, имевшей  огромное влияние на мировую историю. Деятельность, связанная с фондовыми  рынками, банками, акциями практически  прекратилась. Приход к власти партии большевиков сыграл злую шутку с  деловыми изданиями – теперь печать прессы контролируется политикой правящей партии. Таким образом, страна в целом  и экономика в частности,  должны были существовать в новых условиях, а потому проблематика всех печатных изданий (в том числе и деловых) существенно изменилась.

В СССР деловая журналистика существовала не в том качестве, в каком существует сейчас, т.е. экономические издания существовали, но они несли строго тот смысл, который вкладывала в них политика партии. Советская периодическая печать имела определенную экономическую направленность, которые лишь в малой степени удовлетворяли современным понятиям деловых изданий. Проблема заключалась в следующем: не было определяющего условия для развития деловой журналистики. Под этим имеется в виду отсутствие класса предпринимателей, а следовательно, и сферы бизнеса. Определенные вопросы, связанные с экономикой, которые даже не были сформулированы, в печати освещались, но акцент был смещен в стороны производственных отношений, а сфера предпринимательства не рассматривалась как сфера прогрессивная, для нее не было места в советской печати. Рассматривая сферу советской печати, можно говорить о том, что партийная печать выполняла функцию экономического воспитания трудящихся. Партийная пресса оказывала влияние, в основном, на производственные процессы на предприятиях («Экономическая газета», газета «Заря»). К сожалению, стоит отметить, что система партийной советской печати, в силу своего исторического развития с 1917 по 1991 гг., не смогла создать достойных предпосылок для становления качественной деловой прессы в постсоветский период. Руководители СССР видели в советской прессе только инструмент пропаганды и агитации, что не могло не сказаться на развитии журналистики в целом, и деловой прессы в частном. Газеты «Экономическая жизнь», «Известия», «Листок объявлений»; журналы «Экономист» и «Экономическое возрождение» - были направлены лишь на освещение хозяйственной деятельности партии, агитацию, которая должна была способствовать улучшению производительности во всех сферах экономики государства. 

С 1926 года, начавшийся подъем народного хозяйства, нашел свое отражение в прессе. Это были отраслевые издания, схожие с теперешними корпоративными.  Направленность такого рода прессы  была совершенно разная, но газеты были, безусловно, массовые – «Уголь», «Нефть», «Строительная газета», «Торгово-промышленная газета», «За индустриализацию» и другие.

Информация о работе Основные тенденции развития деловой прессы в современной России