Тенденция развития образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:29, доклад

Краткое описание

Социология образования представляет собой область социологического знания, которая изучает систему закономерностей развития и функционирования образования как социального института и социального процесса в его взаимодействии с другими сферами общественной жизни. Основные проблемы социологии образования: общественные условия возникновения, функционирования и развития системы образования, производственно-техническое и социальные требования к ней, характер социальных отношений в системе образования.

Файлы: 1 файл

тенденции развития образования в россии.docx

— 18.30 Кб (Скачать)

     Социология  образования представляет собой  область социологического знания, которая  изучает систему закономерностей  развития и функционирования образования  как социального института и  социального процесса в его взаимодействии с другими сферами общественной жизни. Основные проблемы социологии образования: общественные условия возникновения, функционирования и развития системы образования, производственно-техническое и социальные требования к ней, характер социальных отношений в системе образования. Одним из главных направлений в социологии образования является изучение роли этого института в социальном прогрессе и социализации личности, её включении в систему общественных отношений. Социология образования не подменяет собой частных наук, объектом которых выступает также образовательный процесс, таких, как педагогика, дидактика, педагогическая психология.

     В социологии образования анализируется прежде всего социальные  взаимоотношения, закономерности и тенденции развития образования как одной из сторон жизнедеятельности общества.

     Образование является сложным социальным процессом, одним из важнейших социальных институтов современного общества. От качества образования в решающей мере зависят темпы научно-технического, духовного, политического прогресса, состояние культуры, нравственность, благополучие людей. Теоретическое и практическое знание социальных проблем современного образования в ближайшей и отдалённой перспективе, их актуальность предопределили выбор данной темы. Разработкой данной проблемы занимались следующие авторы: Арутюнян М.П., Загвязинский В.И., Зборовский Г.Е., Овсянников А.А., Осетрова И.Г., Розанова Ю.М. и др. Цель: изучить социальные проблемы современного образования в России.

     Задачи:

1. Рассмотреть  систему образования в современной  России.

2. Определить, какие изменения претерпевает  российская система

образования.

3. Выявить  главные социальные проблемы  современного образования в

России.

4. Рассмотреть  основные направления развития  образования.

     Основы  социологии образования были заложены Э. Дюркгеймом и М. Вебером, исследовавшими социальные функции образования, его связь с экономическими, политическими процессами. Позднее Т. Парсонс предложил изучение образования как института социализации, а учебных заведений – как социальных систем. Институт образования относительно самостоятелен и вместе с тем оказывает сильное решающее воздействие на развитие общества. К концу 50-х гг. наша страна располагала одним из лучших в мире систем среднего, профессионального и высшего образования. Она занимала второе место в мире по численности студентов на 10000 человек населения.

     Система образования должна включать в свои программы новации, новые формы организации. Образование способствует передаче ценностей сложившейся в обществе культуры, помогает поддерживать существующий социальный порядок. Существует определённые виды образования: дошкольное, школьное, внешкольное, профессиональное образование. В настоящее время всё большее развитие получает система последипломного образования – аспирантура, докторантура, получение специальности, институты и факультеты повышения квалификации, стажировки и т.п.

     Сейчас  для высшей школы одной из главных  проблем является невостребованность, безработица среди лиц с высшим образованием. Не менее важными проблемами являются высокий уровень оплаты за дошкольное образование, появляются платные классы, также проблемой является необходимость повышения качества образования, подготовки специалистов и необходимости создания и совершенствования учебно-материальной базой. Все эти не до конца решённые вопросы, конечно, снижают уровень образования в негосударственных вузах. Но они решаются и будут решены на основе развития экономики страны и повышения уровня платёжеспособного населения.

     Существует  ряд направлений для развития общего образования, например: передача обучающимся правил поведения в социуме; развитие природных способностей молодого поколения; целенаправленная система оздоровления; владение иностранными языками и многие другие.

     Можно сделать вывод, что основными  особенностями модернизации современной российской системы образования являются:

- единство  образования и воспитания;

- сохранение  духовных ценностей в процессе  социокультурной интеграции человечества;

- достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования.

     Главными  проблемами современного российского  образования являются модернизация, самообразование; платные виды учёбы; плохая учебно-материальная база; необходимость повышения качества образования, подготовки специалистов, которые снижают уровень образования. Выявили основные направления развития образования.

Информация о работе Тенденция развития образования в России