Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 21:13, курсовая работа
Цель настоящей работы – изучить развитие деловой прессы в России и выявить основные тенденции ее развития на современном этапе.
Задачи работы заключаются в следующем:
Проследить основные этапы эволюции отечественной деловой прессы;
Проанализировать современное состояние российского рынка деловой прессы;
Выявить особенности современных российских федеральных и региональных бизнес-изданий;
Охарактеризовать основные перспективы развития деловой прессы России;
Изучить деловой аналитический журнал «Эксперт» и проанализировать его проблематику.
Введение………………………………………………………………………………….......…2
§1 Эволюция отечественной деловой прессы………………………………………………...4
§2 Современный российский рынок деловой прессы……………………………………….13
§3 Журнал «Эксперт» - как ведущее деловое аналитическое издание…….…………...…21
Заключение…………………………………………………………………………………...…31
Библиографический список…………………………………………………………………....34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Вестник ФЦКБ»………………………………………………………….35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Региональные бизнес-издания»…...……………………………………36
Издатели популярных
информационно–коммерческих
Популярные, массовые информационно–коммерческие
еженедельники в значительной степени
характерны для региональной печати.
Деловая жизнь здесь не такая
стремительная, как в столице, и
ежедневные бизнес–газеты практически
не издаются. Вообще следует сказать,
что провинциальная печать – заметное
явление в отечественной
С ослаблением влияния
федерального центра и центральной
печати местная пресса обрела свое
собственное лицо, а также солидный
вес в глазах местной аудитории.
Наряду с общеполитическими, массовыми
изданиями в областных городах
появились деловые
Примером качественной
региональной прессы могут служить
издания, которые освещают развитие
отдельных промышленных (в том
числе и технических) комплексов
России. Активное развитие нефтегазового
комплекса, инвестирование в него западных
капиталов прямо сказалось и
на печати, обслуживающей эту отрасль.
Наряду со старыми ведомственными журналами
здесь появились и современные
деловые издания. К ним можно
отнести ежемесячные
Отличия региональных деловых изданий и федеральных деловых изданий, прежде всего, в формировании аудитории. В зависимости от интересов и потребностей аудитории, региональные издания придерживаются узкой тематики, что и является причиной некоторой неразвитости региональных изданий. Интересы региона как такового и представителей бизнес-среды в частности – принуждают редакции следовать определенной издательской политики. Для федеральных изданий эта проблема решается несколько проще – спектр аудитории шире, а соответственно, есть возможность рассматривать широкий круг актуальных тем, не ограниченных региональным промышленным и экономическим комплексом.
Тем не менее, необходимость дальнейшего развития бизнес-изданий (как региональных, так и федеральных) вполне объяснима. Журналистика современного развитого государства (которым является Россия) должна идти вперед быстрыми темпами, должна успевать за темпами развития экономики страны и общества в целом. Современная российская деловая пресса не существует отдельно от международной деловой прессы и потому ее развитие неразделимо связано с тенденциями развития западных «деловых партнеров». Эти тенденции распространяются не только на способы распространения – речь идет о глобальной сети Интернет, где, в свою очередь, бизнес-пресса развивается столь стремительно, сколь развивается экономика; новые тенденции развития охватывают также лексическую и стилистическую платформы бизнес-изданий. Примером может служить использование заимствованной лексики. Значительную часть заимствований составляют термины и понятия, относящиеся к сферам экономики, политологии, менеджмента, маркетинга, PR, рекламы, компьютерных технологий и интернет-коммуникации. Данные заимствования, как правило, имеют англоязычное происхождение: трейдер, риелтор, лизинг, бренд, девелопер, франчайзинг, софт, роуд-шоу; ряд англоязычных лексических единиц используются как составные части сложных слов (IT-технологии, web-приложение), некоторые заимствования уже «обзавелись» производными прилагательными, существительными, глаголами с русскими суффиксами и приставками (овердрафтный, медийный, кэширование, брендировать). Нередко в названиях рубрик (и даже изданий) используется англоязычная лексика и символы: в журнале «The Chief» есть рубрики «ProFILES» (история бренда), «Active» (о видах активного отдыха, например, о гонках на снегоходах), «Chief’s help» (компьютерные технологии, инвентаризация, транспортировка грузов), «Story» (историко-биографические очерки об известных предпринимателях прошлого); в газете «Ведомости» – рубрики «Власть & деньги», «Деньги & власть», «Технологии & телекоммуникации». Есть немало примеров употребления иноязычной лексики в заголовках и текстах материалов: заголовок Бойко ставит на drogeries («drogeries» − «недорогая косметика, бытовая химия, предметы гигиены, аксессуары и т.д.»); случайность помогла холдингу «Ополье» начать производство молочных продуктов под private label крупнейших российских сетей.6
Нельзя забывать об аудитории современных бизнес-изданий. Она является одним из основных факторов, влияющих на тенденции развития любой прессы, в том числе и деловой. Если в более ранние годы, следовало говорить об очень узкой направленности любого бизнес-издания, о ярком сегментировании аудитории, то в XXI веке говорить об этом не просто сложно – невозможно. Так или иначе, любое издание борется за расширение своей целевой аудитории, и в век Интернета мы можем смело говорить о том, что издательства деловой прессы сознательно расширяют аудиторию, добавляя в свои журналы и газеты «массовый» элемент: упрощение языка письма, добавление рубрик общего интереса, расширение тематики самого издания.
Скажем еще и о каналах распространения подробнее. Возможности сети Интернет порой не позволяют многим бизнес-изданиям соответствовать оперативному формату. Потому как направленность таких изданий рассчитана на аналитику, сводки экономических данных, котировок и пр. Отсюда следует говорить о большей мобильности, которая неизбежно распространяется и в среде бизнес-СМИ. Этот аспект очень важен, потому как люди, занимающиеся бизнесом, не располагают большим количеством времени и немногие из них готовы ждать важную информацию слишком долго. Существуют многие деловые издания, благодаря материалам из которых, формируются данные по котировкам, ценам на определенные товары и услуги и пр. («Financial Times»). Деловое издания обязано очень оперативно предоставить материал, в условиях типографии этого не сделать, особенно, если аудитория журнала или газеты велика. Таким образом, бизнес-СМИ переходят на новый, интерактивный формат, вводя колонки экспертов, бизнес-блоги, создавая свои представительства в социальных сетях. Стоит заметить, что некоторые издания, существующие в электронном формате, отдаляются от конкретной деловой тематики, а делают основной акцент на следующих темах: политика, власть, социальные волнения. Такой «сдвиг от тематики» безусловно объясняется потребностями читательской аудитории, в интересах которой и работает любое печатное издания.
Проблема российских бизнес-изданий заключается в следующем: большинство изданий, существующих в настоящее время в Интернете, оставляет без должного внимания печатный формат издания. Но говоря о качественной деловой прессе, стоит задуматься об уровне предлагаемой информации, уровне образования аудитории, конкуренции. Переход в электронный формат снижает не только качество предлагаемого авторами материала, но и репутацию самого издания. Информация, полученная читателем из сети Интернет, может быть взята не из столь надежного источника, а потому она будет подвергаться сомнению со стороны аудитории.
Вывод: В данном параграфе рассматривались федеральные и региональные издания, их особенности и способы дальнейшего развития. В условиях рассмотрения многих деловых изданий можно говорить о том, что деловая пресса – вполне оформившийся сегмент на информационном рынке России. Несмотря на кризис в обществе и в СМИ, она продолжает довольно успешно функционировать, что говорит о большом запасе прочности и потенциале развития. Имея большие возможности для роста, у деловой прессы современной России стоит большая задача – не потерять темпы роста, своевременно оценивать новые потребности аудитории, и главное – контролировать качество предлагаемого материала. Развитие деловой прессы в России напрямую зависит от развития самого издательского бизнеса, который в свою очередь зависит от рыночных предпосылок деловой активности. Деловая газета уже не может существовать автономно, без развития параллельных проектов, способных дать рекламодателю возможности по размещению рекламы. В случае убыточности одного издания издательский дом может выжить за счет другого. Деловая пресса наиболее чутко реагирует на возможные происходящие изменения в экономической, финансовой сферах жизни. Так, можно говорить, что именно деловая пресса является своего рода «первопроходцем» для периодической печати другого направления. Этот сегмент рынка периодики в числе самых первых минует стадию перехода к новым отношениям и принципам работы ввиду своей «привязанности» к экономике, деловой жизни страны. Бизнес-издания вынуждены следовать современным тенденциям развития прессы как таковой, существовать отдельно такие издания просто не смогут. Конкуренция на информацию слишком велика. Именно поэтому развитие бизнес-прессы как отрасли прессы столь актуально.
§3 Анализ делового издания. Деловой аналитический журнал «Эксперт»
В данном параграфе, автор
рассматривает последний номер
делового аналитического журнала «Эксперт»,
перечисляет основные рубрики, освещает
стиль журналистских
Журнал «Эксперт» — одно из самых влиятельных еженедельных деловых аналитических изданий России. Журнал издается с 1995 года, и по праву стал лидером рынка экономической прессы. «Эксперт» - это аналитические статьи на тему российской и мировой экономики, политические тенденции, новости науки и технологии, события культуры и искусства. Еженедельник отличают информационная насыщенность, глубокий и взвешенный подход к проблемам, объективность и продуманная подача материала. Журнал «Эксперт» не просто занимает нишу солидного делового издания, содержащего качественную экономическую аналитику, - он ее фактически формирует. Все это позволяет изданию завоевать внимание широкой и разносторонней аудитории, будь то представители политической и деловой элиты, либо простые читатели, неравнодушные к делам национальной экономики.
Журнал «Эксперт» издает коллектив профессиональных экономистов и журналистов, имеющих многолетний опыт работы в деловых изданиях и исследовательских центрах. Среди членов редколлегии и постоянных авторов журнала 19 человек имеют научные степени и звания, опыт исследовательской работы и организации научной деятельности.
В 1995 году журнал «Эксперт» - впервые в нашей стране - опубликовал исследование финансового положения двухсот крупнейших российских компаний. Специалисты журнала выработали оригинальную собственную методологию работы с исходными данными, полученными от аналитического центра Госкомстата, самих компаний, аудиторских фирм, которые и были взяты за основу при составлении рейтинга «Эксперт-200», который обновляется ежегодно. В журнале регулярно публикуются и данные, полученные в результате других крупных исследований, проводимых журналом. Наиболее известные рейтинги, публикуемые «Экспертом»:
Постоянные рубрики журнала «
Повестка дня. События, о которых нужно знать. Новости крупнейших российских и зарубежных компаний.
Тема недели. Событие, которое на этой неделе обсуждают все: исчерпывающий анализ.
Русский бизнес. Главные бизнес-новости недели, новые тенденции на российских рынках, рассказы об успешных бизнес-проектах, мастер-классы выдающихся специалистов.
Международный бизнес. Важнейшие события на мировых рынках, интервью с грандами мирового бизнеса. Внешние связи российского бизнеса, варианты применения опыта ведущих мировых корпораций на российской практике.
Экономика и финансы. Анализ произошедших за неделю событий, влияющих на деловой климат в России. Актуальные проблемы экономической политики
Наука и технологии. Инновационный бизнес в России и в мире, сенсационные изобретения и открытия.
Политика. События и тенденции, политические силы в России и в мире: анализ и прогноз.
Культура. Тенденции российского культурного процесса, культура как бизнес.
Информация о работе Основные тенденции развития деловой прессы в современной России