Основные тенденции развития деловой прессы в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – изучить развитие деловой прессы в России и выявить основные тенденции ее развития на современном этапе.
Задачи работы заключаются в следующем:
Проследить основные этапы эволюции отечественной деловой прессы;
Проанализировать современное состояние российского рынка деловой прессы;
Выявить особенности современных российских федеральных и региональных бизнес-изданий;
Охарактеризовать основные перспективы развития деловой прессы России;
Изучить деловой аналитический журнал «Эксперт» и проанализировать его проблематику.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….......…2
§1 Эволюция отечественной деловой прессы………………………………………………...4
§2 Современный российский рынок деловой прессы……………………………………….13
§3 Журнал «Эксперт» - как ведущее деловое аналитическое издание…….…………...…21
Заключение…………………………………………………………………………………...…31
Библиографический список…………………………………………………………………....34

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Вестник ФЦКБ»………………………………………………………….35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Региональные бизнес-издания»…...……………………………………36

Файлы: 1 файл

курсовик эхксперт.docx

— 1.59 Мб (Скачать)

   Издатели популярных  информационно–коммерческих еженедельников  не стараются удовлетворить спрос  делового мира на оперативную  финансово–экономическую информацию. Еженедельнику не угнаться за  ней. Его задача – популяризировать  в массах те или иные стороны  предпринимательства, экономики,  которые затрагивают жизнь каждого  человека, развивать его рыночное  сознание, широко информировать  о мире коммерции. Популярные  еженедельники издаются в двух  видах: как самостоятельные издания  и как приложения к качественным  ежедневным газетам. В число  таких самостоятельных еженедельников  входят такие издания, как:  «Эксперт»,  «Московский бизнес  журнал», «Госзаказ: управление, обеспечение, размещение», «Свой  бизнес», «Компания». Тематику этих  изданий составляет торговая  информация, цены за неделю, история  и опыт русского предпринимательства,  малый бизнес, опыт зарубежных  предпринимателей, консультации, ответы  на вопросы читателей, справочная  информация, реклама, кроссворды. У  них широк набор газетных жанров, разнообразен иллюстрационный ряд. 

Популярные, массовые информационно–коммерческие еженедельники в значительной степени  характерны для региональной печати. Деловая жизнь здесь не такая  стремительная, как в столице, и  ежедневные бизнес–газеты практически  не издаются. Вообще следует сказать, что провинциальная печать – заметное явление в отечественной журналистике. Если в  годы, предшествовавшие перестройке, она практически во всех регионах была похожей и невыразительной, то при переходе к рынку ситуация существенно изменилась.

С ослаблением влияния  федерального центра и центральной  печати местная пресса обрела свое собственное лицо, а также солидный вес в глазах местной аудитории. Наряду с общеполитическими, массовыми  изданиями в областных городах  появились деловые еженедельники. Их объемы и тиражи невелики – в  среднем 8 полос, 3000-6000 экземпляров. Таковы следующие издания: «Бизнес–Среда» (г. Чебоксары), «Верхневолжский коммерсант» (г. Ярославль), «Дело» (Иркутск), «Деловая Пенза» (г. Пенза), «Деловые вести» (Волгоград)*. Их содержание составляет деловая хроника, динамика спроса и предложения, ценовые обзоры и обзоры товарных рынков региона, вопросы развития регионального фондового, финансового рынков, рынка инвестиций и недвижимости и т.п. В крупных городах, где деловая жизнь сегодня кипит, освещающие ее издания имеют гораздо больший объем и тираж: «Биржа» (г. Нижний Новгород), еженедельник нижегородских предпринимателей – 32 полосы, 30000 экз; «Деловая Москва» (еженедельная газета мэрии Москвы) – 12 полос, 74000 экз.; «Деловой Петербург» – 3 раза в неделю, 32 полосы, 25000 экз5.

Примером качественной региональной прессы могут служить  издания, которые освещают развитие отдельных промышленных (в том  числе и технических) комплексов России. Активное развитие нефтегазового  комплекса, инвестирование в него западных капиталов прямо сказалось и  на печати, обслуживающей эту отрасль. Наряду со старыми ведомственными журналами  здесь появились и современные  деловые издания. К ним можно  отнести ежемесячные аналитические  журналы: «Нефть и Капитал», «Нефтяное  хозяйство», «Нефтегазовые технологии», «Трубопроводный транспорт», «Нефть России», которые имеют либо сугубо информационный характер, либо технологический или, как правило, были адресованы специалистам узкого профиля - «Локомотив» (журнал для железнодорожников),  «Строительная механика и расчет вычислений», «Цивилист», «AD», «Системный администратор» и другие.

Отличия региональных деловых  изданий и федеральных деловых  изданий, прежде всего, в формировании аудитории. В зависимости от интересов и потребностей аудитории, региональные издания придерживаются узкой тематики, что и является причиной некоторой неразвитости региональных изданий. Интересы региона как такового и представителей бизнес-среды в частности – принуждают редакции следовать определенной издательской политики. Для федеральных изданий эта проблема решается несколько проще – спектр аудитории шире, а соответственно, есть возможность рассматривать широкий круг актуальных тем, не ограниченных региональным промышленным и экономическим комплексом.

Тем не менее, необходимость  дальнейшего развития бизнес-изданий (как региональных, так и федеральных) вполне объяснима. Журналистика современного развитого государства (которым  является Россия)  должна идти вперед быстрыми темпами, должна успевать за темпами развития экономики страны и общества в целом. Современная российская деловая пресса не существует отдельно от международной деловой прессы и потому ее развитие неразделимо связано с тенденциями развития западных «деловых партнеров». Эти тенденции распространяются не только на способы распространения – речь идет о глобальной сети  Интернет, где, в свою очередь, бизнес-пресса развивается столь стремительно, сколь развивается экономика; новые тенденции развития  охватывают также  лексическую и стилистическую платформы бизнес-изданий. Примером может служить использование заимствованной лексики. Значительную часть заимствований составляют термины и понятия, относящиеся к сферам экономики, политологии, менеджмента, маркетинга, PR, рекламы, компьютерных технологий и интернет-коммуникации. Данные заимствования, как правило, имеют англоязычное происхождение: трейдер, риелтор, лизинг, бренд, девелопер, франчайзинг, софт, роуд-шоу; ряд англоязычных лексических единиц используются как составные части сложных слов (IT-технологии, web-приложение), некоторые заимствования уже «обзавелись» производными прилагательными, существительными, глаголами с русскими суффиксами и приставками (овердрафтный, медийный, кэширование, брендировать).  Нередко в названиях рубрик (и даже изданий) используется англоязычная лексика и символы: в журнале «The Chief» есть рубрики «ProFILES» (история бренда), «Active» (о видах активного отдыха, например, о гонках на снегоходах), «Chief’s help» (компьютерные технологии, инвентаризация, транспортировка грузов), «Story» (историко-биографические очерки об известных предпринимателях прошлого); в газете «Ведомости» – рубрики «Власть & деньги», «Деньги & власть», «Технологии & телекоммуникации». Есть немало примеров употребления иноязычной лексики в заголовках и текстах материалов: заголовок Бойко ставит на drogeries («drogeries» − «недорогая косметика, бытовая химия, предметы гигиены, аксессуары и т.д.»); случайность помогла холдингу «Ополье» начать производство молочных продуктов под private label крупнейших российских сетей.6

Нельзя забывать об аудитории  современных бизнес-изданий. Она  является одним из основных факторов, влияющих на тенденции развития любой  прессы, в  том числе и деловой. Если в более ранние годы, следовало  говорить об очень узкой направленности любого бизнес-издания, о ярком сегментировании  аудитории, то в XXI веке говорить об этом не просто сложно – невозможно. Так или иначе, любое издание борется за расширение своей целевой аудитории, и в век Интернета мы можем смело говорить о том, что издательства деловой прессы сознательно расширяют аудиторию, добавляя в свои журналы и газеты «массовый» элемент: упрощение языка письма, добавление рубрик общего интереса, расширение тематики самого издания.

Скажем еще и о каналах  распространения подробнее. Возможности  сети Интернет порой не позволяют  многим бизнес-изданиям соответствовать  оперативному формату. Потому как направленность таких изданий рассчитана на аналитику, сводки экономических данных, котировок  и пр. Отсюда следует говорить о  большей мобильности, которая неизбежно  распространяется и в среде бизнес-СМИ. Этот аспект очень важен, потому как  люди, занимающиеся бизнесом, не располагают  большим количеством времени  и немногие из них готовы ждать  важную информацию слишком долго. Существуют многие деловые издания, благодаря материалам из которых, формируются данные по котировкам, ценам на определенные товары и услуги и пр. («Financial Times»). Деловое издания обязано очень оперативно предоставить материал, в условиях типографии этого не сделать, особенно, если аудитория журнала или газеты велика. Таким образом, бизнес-СМИ переходят на новый, интерактивный формат, вводя колонки экспертов, бизнес-блоги, создавая свои представительства в социальных сетях. Стоит заметить, что некоторые издания, существующие  в электронном формате, отдаляются от конкретной деловой тематики, а делают основной акцент на следующих темах: политика, власть, социальные волнения. Такой «сдвиг от тематики» безусловно объясняется потребностями читательской аудитории, в интересах которой и работает любое печатное издания.

Проблема российских бизнес-изданий  заключается в следующем: большинство  изданий, существующих в настоящее  время в Интернете, оставляет  без должного внимания печатный формат издания. Но говоря о качественной деловой  прессе, стоит задуматься об уровне предлагаемой информации, уровне образования  аудитории,  конкуренции. Переход в электронный формат снижает не только качество предлагаемого авторами материала, но и репутацию самого издания. Информация, полученная читателем из сети Интернет, может быть взята не из столь надежного источника, а потому она будет подвергаться сомнению со стороны аудитории.

Вывод:  В данном параграфе рассматривались федеральные и региональные издания, их особенности и способы дальнейшего развития. В условиях рассмотрения многих деловых изданий можно говорить о том, что деловая пресса – вполне оформившийся сегмент на информационном рынке России. Несмотря на кризис в обществе и в СМИ, она продолжает довольно успешно функционировать, что говорит о большом запасе прочности и потенциале развития. Имея большие возможности для роста, у деловой прессы современной России стоит большая задача – не потерять темпы роста, своевременно оценивать новые потребности аудитории, и главное – контролировать качество предлагаемого материала. Развитие деловой прессы в России напрямую зависит от развития самого издательского бизнеса, который в свою очередь зависит от рыночных предпосылок деловой активности. Деловая газета уже не может существовать автономно, без развития параллельных проектов, способных дать рекламодателю возможности по размещению рекламы. В случае убыточности одного издания издательский дом может выжить за счет другого. Деловая пресса наиболее чутко реагирует на возможные происходящие изменения в экономической, финансовой сферах жизни. Так, можно говорить, что именно деловая пресса является своего рода «первопроходцем» для периодической печати другого направления. Этот сегмент рынка периодики в числе самых первых минует стадию перехода к новым отношениям и принципам работы ввиду своей «привязанности» к экономике, деловой жизни страны. Бизнес-издания вынуждены следовать современным тенденциям развития прессы как таковой, существовать отдельно такие издания просто не смогут. Конкуренция на информацию слишком велика. Именно поэтому  развитие бизнес-прессы как отрасли прессы столь актуально.

 

 

 

 

 

 

§3 Анализ делового издания. Деловой аналитический  журнал «Эксперт»

В данном параграфе, автор  рассматривает последний номер  делового аналитического журнала «Эксперт», перечисляет основные рубрики, освещает стиль журналистских материалов, политику издания, квалификацию коллектива. Какова направленность данного периодического делового издания от создания и до наших дней.

Журнал «Эксперт» — одно из самых влиятельных еженедельных деловых аналитических изданий России. Журнал издается с 1995 года, и по праву стал лидером рынка экономической прессы. «Эксперт» - это аналитические статьи на тему российской и мировой экономики, политические тенденции, новости науки и технологии, события культуры и искусства. Еженедельник отличают информационная насыщенность, глубокий и взвешенный подход к проблемам, объективность и продуманная подача материала. Журнал «Эксперт» не просто занимает нишу солидного делового издания, содержащего качественную экономическую аналитику, - он ее фактически формирует. Все это позволяет изданию завоевать внимание широкой и разносторонней аудитории, будь то представители политической и деловой элиты, либо простые читатели, неравнодушные к делам национальной экономики.

Журнал «Эксперт» издает коллектив профессиональных экономистов и журналистов, имеющих многолетний опыт работы в деловых изданиях и исследовательских центрах. Среди членов редколлегии и постоянных авторов журнала 19 человек имеют научные степени и звания, опыт исследовательской работы и организации научной деятельности.

В 1995 году журнал «Эксперт» - впервые в нашей стране - опубликовал исследование финансового положения двухсот крупнейших российских компаний. Специалисты журнала выработали оригинальную собственную методологию работы с исходными данными, полученными от аналитического центра Госкомстата, самих компаний, аудиторских фирм, которые и были взяты за основу при составлении рейтинга «Эксперт-200», который обновляется ежегодно. В журнале регулярно публикуются и данные, полученные в результате других крупных исследований, проводимых журналом. Наиболее известные рейтинги, публикуемые «Экспертом»:

  • "Эксперт-200. Крупнейшие российские компании";
  • "Эксперт-100. Репутация";
  • "Российские промышленники и предприниматели. Влиятельность";
  • "Репутация западных компаний и зарубежных торговых марок";
  • "Инвестиционная привлекательность российских регионов";
  • "Российские банки, Аудиторские компании, Страховые фирмы".

Постоянные рубрики журнала «Эксперт»:

Повестка дня. События, о которых нужно знать. Новости крупнейших российских и зарубежных компаний.

Тема недели. Событие, которое на этой неделе обсуждают все: исчерпывающий анализ.

Русский бизнес. Главные бизнес-новости недели, новые тенденции на российских рынках, рассказы об успешных бизнес-проектах, мастер-классы выдающихся специалистов.

Международный бизнес. Важнейшие события на мировых рынках, интервью с грандами мирового бизнеса. Внешние связи российского бизнеса, варианты применения опыта ведущих мировых корпораций на российской практике.

Экономика и финансы. Анализ произошедших за неделю событий, влияющих на деловой климат в России. Актуальные проблемы экономической политики

Наука и технологии. Инновационный бизнес в России и в мире, сенсационные изобретения и открытия.

Политика. События и тенденции, политические силы в России и в мире: анализ и прогноз.

Культура. Тенденции российского культурного процесса, культура как бизнес.

Информация о работе Основные тенденции развития деловой прессы в современной России