Основные тенденции развития деловой прессы в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – изучить развитие деловой прессы в России и выявить основные тенденции ее развития на современном этапе.
Задачи работы заключаются в следующем:
Проследить основные этапы эволюции отечественной деловой прессы;
Проанализировать современное состояние российского рынка деловой прессы;
Выявить особенности современных российских федеральных и региональных бизнес-изданий;
Охарактеризовать основные перспективы развития деловой прессы России;
Изучить деловой аналитический журнал «Эксперт» и проанализировать его проблематику.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….......…2
§1 Эволюция отечественной деловой прессы………………………………………………...4
§2 Современный российский рынок деловой прессы……………………………………….13
§3 Журнал «Эксперт» - как ведущее деловое аналитическое издание…….…………...…21
Заключение…………………………………………………………………………………...…31
Библиографический список…………………………………………………………………....34

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Вестник ФЦКБ»………………………………………………………….35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Региональные бизнес-издания»…...……………………………………36

Файлы: 1 файл

курсовик эхксперт.docx

— 1.59 Мб (Скачать)

Рубрика «Культура» имеет  в своем составе две статьи – «Натурфилософия в красках» (авт. Юлия Попова) и «Чужие письма» (авт. Марина Шимадина).

Статья «Натурфилософия  в красках» охватывает тематику уникальной выставки в Лондонской национальной галерее - «Леонардо да Винчи: художник при миланском дворе». На ней представлена большая часть живописных произведений Леонардо, никогда не выставлявшихся вместе. Автор подробно, с подлинным  восторгом описывает каждый экспонат выставки, недоумевает по поводу наличия  «Джоконды», рассказывает историю каждой картины и жизненный путь мастера. Также, читатель может узнать о техниках письма и росписи, использованных Леонардо да Винчи в своих работах и  некоторый тайный смысл сюжетов. Небезосновательно статья содержит большой иллюстративный материал, в  ней множество метафор («ускользающий  шедевр», «влюбленного в искусства»), исторически справок и дат («нашел в лице герцога Миланского Лодовико Сфорца, прозванного Мавром (Иль Моро)»), аллегорий и других стилистических средств выражения. Слова, используемые автором нельзя назвать обыденными и повседневными – они призваны переносить читателя в иной мир, мир шедевров великого мастера («идея подражания природе, которой все они были бесконечно преданы, означала не уподобление ее зримой оболочке, а подчинение законам, структурирующим мироздание»).

Статья «Чужие письма» (авт. Марина Шимадина) представляет нам театральный репертуар. Автор рассказывает о новой постановке МХТ им. А.П. Чехова – романе Михаила Шишкина «Письмовник». «Письмовник» — это  не просто любовный эпистолярный роман, а всеобъемлющий сборник жизненных ситуаций, чувств, поступков, банальных как дважды два, но составляющих суть нашей жизни. Автор материала рассказывает о трудностях при постановке данного произведения – интервью с педагогом по сценической речи – Мариной Брусникиной (прим. авт.). Также рассматривает философию автора романа и философию артистов МХТ им. А.П. Чехова. Не обходит стороной и инсценировку, приемы, использованные при работе над постановкой. Автор статьи описывает многие детали, используя средства литературной выразительности, такие как: сравнение («если это Астафьев — получается сильная и пронзительная человеческая драма, если Улицкая — трогательная мелодрама, если Тургенев — добротная иллюстрация к школьной хрестоматии. Но все авторы, за которых раньше бралась Брусникина, так или иначе принадлежали к традиции классической русской словесности. Михаил Шишкин, хоть и считается сегодня надеждой отечественной литературы, птица совсем другого рода»), метафоры («В книге Шишкина они каталогизированы и пришпилены к страницам, как бабочки в коллекции энтомолога. Марина Брусникина решила освободить бедных бабочек и выпустить на свободу. »), переносное значение слов («нехитрыми детскими афоризмами о том, что такое жизнь, смерть и любовь»). Стиль написания статьи доступный для большого круга читателей, но все-таки старается привлечь его к «театральной» атмосфере публикуемого материала (« где героиня уговаривает умереть лежащую в коме падчерицу, производят сильное впечатление. Все остальное без концептуального режиссерского решения и четкой, структурированной формы, которая была бы адекватна форме романа, оказывается набором банальностей.»). В статье важную роль играет иллюстративный компонент и интервью, взятое автором. Небольшой объем статьи компенсируется экспрессивностью и эмоциональностью подаваемого материала.

Вывод: В данном параграфе автор рассматривает деловой аналитический журнал «Эксперт», являющийся классическим примером современной деловой прессы. При анализе материала данного издания, определяются наиболее актуальные темы номера: развитие экономики в России, политическая ситуация в стране, взаимодействие малого и среднего бизнеса с государственными структурами и развитие в регионах, социальные проблемы, общественное мнение. Темы книжных новинок, театрального репертуара  не являются актуальными, но в деловом журнале они присутствуют. Наиболее интересный материал представлен не просто журналистами и корреспондентами издания, но профессионалами в рассматриваемых областях (политологи, экономические обозреватели, социологи). К тому же, велико использование сравнительных таблиц и графиков, мнений экспертов мирового уровня, представителей государственных департаментов и ведомств. Материал номеров делового аналитического журнала «Эксперт» изобилует иллюстративным материалом (каждая статья снабжена фотографиями, графиками), что усиливает воздействие вербального материала на читателя. Статьи данного делового журнала экспрессивно окрашены, выражена авторская позиция, которая, впрочем, не отвлекает читателя от аналитической составляющей материала – это способствует лучшему запоминанию проблемы статьи и заставляет аудиторию не просто прочесть, но обдумать полученную информацию.

В целом, информация в деловом  аналитическом журнале «Эксперт»  полностью соответствует политике, заявленной редакцией данного издания. Интересам аудитории журнала (основную часть читательской аудитории журнала «Эксперт» составляют лица, занимающие наиболее активные позиции в финансово-экономической сфере, обладающие существенно более высоким, чем в среднем по взрослому населению России, уровнем образования и дохода – прим. авт.) данное деловое издание вполне удовлетворяет. Еженедельник отличают информационная насыщенность, глубокий и взвешенный подход к проблемам, объективность, продуманная подача материала. Все это позволяет изданию завоевать внимание аудитории, будь то представители политической и деловой элиты, либо читатели, неравнодушные к делам национальной экономики. К сегодняшнему дню, деловой аналитический журнал «Эксперт» по праву стал лидером рынка экономической прессы, материалы всегда отличали и отличают глубина, взвешенность и аналитический подход.

 

 

 

Заключение

В данной курсовой работе ставились  несколько задач:

    1. Проследить основные этапы эволюции отечественной деловой прессы;
    2. Проанализировать современное состояние российского рынка деловой прессы;
    3. Выявить особенности современных российских федеральных и региональных бизнес-изданий;
    4. Охарактеризовать основные перспективы развития деловой прессы России;
    5. Изучить деловой аналитический журнал «Эксперт» и проанализировать его проблематику.

Цель, поставленная в работе, успешно выполнена.

В ходе проведенного исследования автор рассматривает различные  издания деловой прессы в постсоветской  России, исторические особенности формирования бизнес-изданий, рассматривает развитие современных бизнес-изданий. В данной работе рассмотрено историческое развитие деловой прессы в России в период с конца XVIII века (время возникновения первых деловых изданий) вплоть до наших дней. Рассмотрены основные издания, выпускающиеся на том или ином историческом этапе, особенности их формирования. Направленность аудитории изданий, черты отечественных деловых журналов на разных исторических этапах их существования. Внимание уделяется рынку современной деловой прессы, его особенностям, пути формирования и развития. Осознавая необходимость развития деловой прессы как сегмента журналистики, необходимо отметить, что будущее бизнес-изданий связано не столько с печатным и привычным форматом, сколько с интернет-СМИ.

Система советских периодических  изданий, которая довольно успешно  функционировала  многие десятилетия, претерпевает на современном этапе  серьезную трансформацию, что связано  с активно идущими процессами глобальных перемен, повлекшими за собой  создание целого ряда новых элементов  системы СМИ и приведение типологии  прессы в соответствие с социальной структурой общества.  В данной работе предполагается, что деловую прессу с ее сложной внутренней структурой и уровнем сегментации можно рассматривать как один из элементов этой системы.

В условиях рассмотрения многих деловых изданий можно говорить о том, что  деловая пресса –  вполне оформившийся сегмент на информационном рынке России. Несмотря на кризис в  обществе и в СМИ, она продолжает довольно успешно функционировать, что говорит о большом запасе прочности и потенциале развития. Имея большие  возможности для  роста, у деловой прессы современной  России стоит большая задача –  не потерять темпы роста, своевременно оценивать новые потребности  аудитории, и главное – контролировать качество предлагаемого материала. Развитие деловой прессы в России напрямую зависит от развития самого издательского бизнеса, который  в свою очередь зависит от рыночных предпосылок деловой активности. Бизнес-издания вынуждены следовать  современным тенденциям развития прессы как таковой, существовать отдельно такие издания просто не смогут. Конкуренция на информацию слишком  велика. Именно поэтому  развитие бизнес-прессы как отрасли прессы столь актуально.

Изменение направленности  развития страны в целом и  экономики, в частности, ведет к радикальному изменению всех отношений в обществе. Важнейшие следствия этих процессов  уже проявляют себя в отечественной  практике журналистики. Теперь читатель предъявляет все более высокие  требования к источникам информации, ориентируясь на мировой уровень.

Так, можно сделать вывод, что деловая пресса по своей природе  подразделяется на качественную и «специализированную» (даже на уровне универсальных изданий  в силу своего информационного характера). Она обладает огромным потенциалом  для дальнейшего развития и широчайшими  перспективами. Перспективы развития непосредственно связаны с развитием  экономической сферы России. Благодаря  инновациям экономическим можно  говорить об инновациях и в прессе.

Для наглядной демонстрации, автор предлагает рассмотреть лидирующее деловое издание в современной России – деловой аналитический журнал «Эксперт». При анализе  материала, определяются наиболее актуальные темы последнего вышедшего номера: развитие экономики в России, политическая ситуация в стране, взаимодействие малого и среднего бизнеса с государственными структурами и развитие в регионах, социальные проблемы, общественное мнение. Темы книжных новинок, театрального репертуара  не являются актуальными, но в деловом журнале они присутствуют. Наиболее интересный материал представлен не просто журналистами и корреспондентами издания, но профессионалами в рассматриваемых областях (политологи, экономические обозреватели, социологи). К тому же, велико использование сравнительных таблиц и графиков, мнений экспертов мирового уровня, представителей государственных департаментов и ведомств. Материал номеров делового аналитического журнала «Эксперт» изобилует иллюстративным материалом (каждая статья снабжена фотографиями, графиками), что усиливает воздействие вербального материала на читателя. Статьи данного делового журнала экспрессивно окрашены, выражена авторская позиция, которая, впрочем, не отвлекает читателя от аналитической составляющей материала – это способствует лучшему запоминанию проблемы статьи и заставляет аудиторию не просто прочесть, но обдумать полученную информацию.

В целом, информация в деловом  аналитическом журнале «Эксперт»  полностью соответствует политике, заявленной редакцией данного издания. Интересам аудитории журнала  данное деловое издание вполне удовлетворяет. Еженедельник отличают информационная насыщенность, глубокий и взвешенный подход к проблемам, объективность, продуманная подача материала. Все это позволяет изданию завоевать внимание аудитории, будь то представители политической и деловой элиты, либо читатели, неравнодушные к делам национальной экономики. К сегодняшнему дню, деловой аналитический журнал «Эксперт» по праву стал лидером рынка экономической прессы, материалы всегда отличали и отличают глубина, взвешенность и аналитический подход.

Деловая пресса, если говорить о структуре печатных СМИ, находится  в привилегированном положении  – развитие рынка рекламы, быстрый потребительский спрос на качественную информацию «занял место» для представителей деловой печати. Сейчас же происходит медленная переориентация в сторону массового спроса на информацию. А это означает смену ориентиров  в аудитории, а, следовательно, и в газетной политике. Те издания, которые смогут отстоять место на рынке и не потерять аудиторию в условиях развития современного рынка прессы – будут существовать и дальше, будут в порядке, остальные перестанут существовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

Отечественные авторы

  1. Бочаров А.Г., Шостак М.И., Калашникова Л.И. Журнальная периодика России. – М., 1996.
  2. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий: итоги и перспективы. –  М., 2000.
  3. Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917). – М., 2000.
  4. Засурский Я.Н., Вартанова Е.Л. Средства массовой информации

постсоветской России. –  М., 2002.

  1. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000). – М., 2002.
  2. Кулев В.С. Деловая пресса России. – М., 1996.
  3. Мурзин Д.А. Деловая пресса. – М., 2001.
  4. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики: февраль 1917-начало XXI века. – М., 2005.
  5. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 1998.
  6. Система средств массовой информации России. Под ред. Я.Н.Засурского. – М., 2001.
  7.   Шкондин М.В. Газетно-журнальная типология в условиях становления           

     коммуникативной  системы информационного общества//Вестн.  Моск. ун-та. Серия  

      10, Журналистика. – 2003.

  1. Шостак М.И. Журналы России//Вестн. Моск. ун-та. Серия 10, Журналистика. – 2003.
  2. Материалы газеты «Коммерсантъ № 10 (1413) от 24.01.1998.
  3. ДЕЛОВАЯ ПРЕССА РОССИИ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ – региональные семинары для журналистов в рамках проекта «Обучающие программы для российской деловой прессы» (Фрагменты интервью).
  4. Материалы приложения газеты «Коммерсантъ», «Коммерсантъ Секрет Фирмы», №3 (295) от 08.03.2010.
  5. Деловой аналитический журнал «Эксперт» № 47 (780) от 28.11.2011.

Электронные ресурсы

  1. «Вестник ФКЦБ» http://fkcb.ffms.ru/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Вестник ФКЦБ» http://fkcb.ffms.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Региональные бизнес-издания »

 

"Бизнес–Среда" (Чебоксары)

 

Газета «Дело» (Иркутск)

 

 

«Деловые Вести» (Волгоград)


 

«Деловая Пенза» (Пенза)

Информация о работе Основные тенденции развития деловой прессы в современной России