Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2015 в 15:41, доклад
Особенности современного этапа развития российского общества усиливают значимость и необходимость преобразования различных сфер жизнедеятельности, включая сферу образования. Решение проблем стоящих перед современным обществом обуславливается потенциальными возможностями и имеет некоторые тенденции.
Первая тенденция представляет собой постепенный переход к постиндустриальному обществу на основе развития и широкого применения информационных технологий.
Основные тенденции современного образования
Особенности современного этапа развития
российского общества усиливают значимость
и необходимость преобразования различных
сфер жизнедеятельности, включая сферу
образования. Решение проблем стоящих
перед современным обществом обуславливается
потенциальными возможностями и имеет
некоторые тенденции.
Первая тенденция представляет собой
постепенный переход к постиндустриальному
обществу на основе развития и широкого
применения информационных технологий.
Вторая тенденция включает повышение
культурного и профессионального уровня
большинства населения страны на основе
развития и распространения методик, средств
и технологий образования. Следовательно,
в современных условиях существенно возрастает
роль образования, растут потребности
общества в образовательных услугах.
Чтобы система образования была готова
принять вызовы современности, необходимы
определенные преобразования системы
на базе использования современных информационных
технологий. Основные надежды возлагаются
на создание и сопровождение информационно-образовательных
сред (ИОС) открытого и дистанционного
обучения, на развитие новых объектных
технологий создания баз учебных материалов
(БУМ), наряду с развитием традиционных
технологий разработки электронных учебников
и мультиагентных технологий образовательных
порталов.
Соответственно, информационные технологии
и образование — это две тенденции, которые
в совокупности становятся теми сферами
человеческих интересов и деятельности,
которые знаменуют новую эпоху и должны
стать основой для решения стоящих перед
человечеством проблем .
Необходимым условием формирования инновационной
экономики является модернизация системы
образования, становящейся основой динамичного
экономического роста и социального развития
общества, фактором благополучия граждан
и безопасности страны. Конкуренция национальных
систем образования стала ключевым элементом
глобальной конкуренции, требующей постоянного
обновления технологий, ускоренного освоения
инноваций, быстрой адаптации к запросам
и требованиям динамично меняющегося
мира. Одновременно возможность получения
качественного образования продолжает
оставаться одной из наиболее важных жизненных
ценностей граждан, решающим фактором
социальной справедливости и политической
стабильности.
Стратегическая цель государственной
политики в области образования – повышение
доступности качественного образования,
соответствующего требованиям инновационного
развития экономики, современным потребностям
общества и каждого гражданина. Реализация
этой цели предполагает решение следующих
приоритетных задач: – модернизация институтов
образования как инструментов социального
развития; – формирование механизмов
оценки качества и востребованности образовательных
услуг с участием потребителей, участие
в международных сопоставительных исследованиях;
– обеспечение инновационного характера
базового образования в соответствии
с требованиями экономики, основанной
на знаниях; – создание современной системы
непрерывного образования, подготовки
и переподготовки профессиональных кадров.
Согласно распоряжению премьер-министра
В.В. Путина от 3 февраля 2010 года, создан
департамент науки, высоких технологий
и образования правительства Российской
Федерации. В сферу ведения нового департамента
войдут вопросы государственной политики
в области научно-технического обеспечения
инновационного развития российской экономики,
модернизации системы профессионального
образования в стране, кадрового обеспечения
в сфере образования и науки, особенно
в перспективных инновационных областях,
формирования национальных исследовательских
центров, сети федеральных и исследовательских
университетов .
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Именно образование связано с возрастанием влияния качества человеческого капитала на общественное развитие, с процессом накопления и передачи знаний от поколения к поколению. Поэтому современные и будущие поколения нуждаются в эффективной динамичной системе образования, основанной на инновационных технологиях. В связи с этим главная задача российской образовательной политики состоит в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Важнейшей мировой тенденцией современного
образования является его интеграция
и интернационализация, ведущая к сближению
стран, созданию условий для формирования
единого мирового образовательного пространства.
Присоединение России к Болонской декларации
(2003 г.), принятой большинством европейских
стран, означает движение нашей страны
в направлении сближения образовательных
систем. Основные положения Болонской
декларации можно свести к следующим важным
пунктам: внедрение двухуровневой (трехуровневой)
системы подготовки специалистов (бакалавр-магистр);
введение кредитной системы; обеспечение
контроля качества образования; расширение
мобильности; обеспечение трудоустройства
выпускников. В то же время, процесс перехода
к общеевропейским стандартам в системе
российского образования не означает
тождества, простого копирования опыта
западных моделей образования. Мы должны,
сохраняя все лучшее, что было накоплено
за многие десятилетия в отечественной
системе образования, модернизировать
ее на основе современного мирового опыта.
Интеграция и интернационализация образования
формируют мировой рынок образовательных
услуг. Уже сегодня появились и действуют
более технологичные открытые образовательные
системы, которые оказывают образовательные
услуги независимо от расстояний и государственных
границ. Так, наряду с традиционным (классическим)
образованием стали широко использоваться
инновационные способы обучения, основанные
на современных образовательных и информационных
технологиях. В первую очередь речь идет
о системах открытого и дистанционного
обучения, которые основаны на Интернет
- технологиях или электронном образовании.
А также, появилась возможность развития
государственного и негосударственного
образования, основанных на новых информационных
технологиях, это требует разработки нового
подхода к системе образования, с переосмыслением
его целей и сущности как социального
института.
К современным тенденциям развития образования
относятся такие, как диверсификация,
интернационализация, индивидуализация,
развитие опережающего и непрерывного
образования, его интенсификация и компьютеризация,
а также развитие принципов цикличности
и многоступенчатости. Все эти тенденции
должны способствовать возрастанию качества
образования в соответствии с современными
требованиями социально-экономического
развития общества.
Переход на новые методы и технологии
в образовательной деятельности в современных
условиях возможен лишь на основе инноваций
и использования инновационных технологий.
Информатизация образования направлена
на реализацию замысла повышения качественного
содержания образования, на проведение
исследований и разработок, их внедрение,
предполагает замену традиционных информационных
технологий на более эффективные во всех
видах деятельности в национальной системе
образования России. Важнейшими направлениями
информатизации образования являются:
• формирование виртуальной информационной
среды на уровне учебного заведения;
• системная интеграция информационных
технологий в образовании, поддерживающих
процессы обучения, научных исследований
и организационного управления;
• построение и развитие единого образовательного
информационного пространства;
• постоянное обеспечение новой научно-технической
и научно-методической информации;
• создание широкой сети информационных
центров, ориентированных на решение задач
информационного обеспечения системы
образования компьютерными программами.
Открытое образование ориентировано на подготовку обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях рыночных отношений. Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение ее свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». На практике эта система реализуется с помощью сетевых технологий. Первоначально сетевые технологии обучения получили широкое распространение среди представителей тех возрастных и социальных групп, которые вынуждены отдавать предпочтение обучению без отрыва от основной трудовой деятельности. Сегодня открытое и дистанционное обучение предоставляет возможность различным группам населения с помощью Интернет получить дополнительное образование. Развитие системы дистанционного обучения в России только начинается, но, несмотря на это, количество образовательных учреждений, отделений и центров дистанционного обучения на территории
РФ растет с каждым годом.
В системе российского образования использование
информационно-коммуникационных технологий
чаще встречается в нетрадиционной (негосударственной)
системе образования. Однако многие российские
университеты активно используют информационные
и сетевые технологии в системе очного
обучения. В результате этого более эффективное
использование современных образовательных
технологий в традиционной системе образования
постепенно ведет к тому, что будет стираться
грань между очными, заочными и дистанционными
формами обучения, что и является характерной
чертой системы открытого образования.
Формирование новой модели подготовки
специалистов, учитывает не только квалификационную
модель специалиста, но и модель компентентностную.
Компетентностный подход в образовании
является сегодня важнейшей инновацией,
соответствующей задачам подготовки специалистов
на современном этапе. Компетентность
специалиста включает как знания, умения,
навыки, так и способы их реализации в
деятельности и в общении. В этой модели
специалиста, цели образования, связываются
с междисциплинарными интегрированными
требованиями к результату образовательного
процесса. Если целью профессионального
образования является обучение человека
что-то делать, приобрести профессиональную
квалификацию, то целью компетентностной
модели специалиста является обучение
работать в группе и выработка способности
к решению многочисленных задач в различных
ситуациях.
Создаваемая единая система управления
качеством образования является методологической
основой для перевода образовательных
систем в новое состояние, обеспечивающее
открытость и новое качество образования,
адекватное потребностям развивающейся
личности, социума и рынка труда. Таким
образом, становление и развитие открытой
образовательной системы предполагает
разработку современных технологий качества,
включая технологии качества управления
этими сложными системами.
Информация о работе Основные тенденции современного образования