Основные тенденции развития машиностроения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 23:08, реферат

Краткое описание

Машиностроение, промышленность, обрабатывающие производства, индекс промышленного производства, износ машин и оборудования, экономический кризис, инвестиции, технологическая модернизация производства.
Машиностроение — отрасль тяжёлой промышленности, производящая всевозможные машины, орудия, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения

Файлы: 1 файл

article.doc

— 56.00 Кб (Скачать)

     Белых А. А.

     (ГОУ  ВПО ИжГТУ)

     Основные  тенденции развития машиностроения в России

       Ключевые  слова

     Машиностроение, промышленность, обрабатывающие производства,  индекс промышленного производства, износ машин и оборудования, экономический  кризис, инвестиции, технологическая модернизация производства. 

     Машиностроение — отрасль тяжёлой промышленности, производящая всевозможные машины, орудия, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения [5].

     Структура машиностроения очень сложна, в состав этой отрасли входят как самостоятельные отрасли, такие как тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д., так и множество специализированных подотраслей и производств [5].

     Российское  машиностроение – вторая отрасль  отечественной промышленности после  нефтянки. Доля машиностроения в объеме промышленного производства составляет в России 19,5%. Для сравнения: этот показатель в Германии, Японии, США и др. развитых странах составляет от 39 до 45% (доля станкостроения в объеме отрасли машиностроения). Индекс промышленного производства в 2008г. по сравнению с 2007г. составил 102,1%, а по виду деятельности "Обрабатывающие производства" в 2008г. по сравнению с 2007г. составил 103,2%, в декабре 2008г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года - 86,8%. Динамика обрабатывающих производств представлена на рисунке 1. [6] 
 
 

     Рис. 1. Динамика обрабатывающих призводств. 

       

     В I квартале 2009 г. по сравнению с I кварталом 2008 г. индекс производства по обрабатывающим производствам составил 79,2 %, В том  числе уменьшение объемов выпуска  продукции наблюдалось по направлению «производство машин и оборудования - 74,3, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий - 72,3, производство транспортных средств и оборудования - 64,5. [6]

     Машиностроительный  комплекс является ведущим среди  межотраслевых комплексов и отражает уровень научно-технического прогресса и обороноспособности страны, определяет развитие других отраслей хозяйства.

     Наиболее  обобщенными показателями, характеризующими как состояние предприятия, так и состояние его основных фондов (ОФ), считаются показатели износа и доли машин с истекшим сроком службы. На начало 2008 г. степень износа машин и оборудования по всем видам деятельности в коммерческих организациях достигла 51,1%, в том числе на предприятиях по производству транспортных средств — 67, по добыче полезных ископаемых — 54,9, по производству машин и оборудования — 51,2%. Из всего парка техники полностью изношенными признаны 21,1% единиц оборудования. Среди промышленных видов экономической деятельности наиболее угрожающее положение сложилось в производстве транспортных средств, где доля полностью изношенной техники превысила 40%. Накопление устаревшей техники на предприятиях, по сути дела, становится серьезным препятствием для подлинного перевооружения производства на базе новой техники и технологии. [4]

     Стратегия сохранения на предприятии изношенного оборудования приводит к тому, что ликвидация оборудования имеет место практически только в связи с его физической изношенностью. При этом моральный износ и экономическая неэффективность его эксплуатации в расчет практически не принимаются. По данным Росстата, именно физическая изношенность почти в 75% случаев была причиной ликвидации оборудования. В этих условиях вместо установки нового технически более передового и производительного оборудования, способного обеспечить качество выпускаемого оборудования и рост производительности труда, предприятие занимается ремонтом подобной техники, отвлекая на эти цели значительные средства, как материальные, так и людские.

     По  данным исследования ГУВШЭ и Всемирного банка при финансовой поддержке Министерства экономического развития РФ, физический износ оборудования в группе предприятий-лидеров достиг угрожающего уровня. Только у четверти из них парк машин и оборудования можно считать приемлемым (менее 20% оборудования за пределами нормативных сроков эксплуатации). А у половины оборудование совершенно изношено. Более половины лидеров не имеют долгосрочной стратегии развития.

     По  данным опроса, проведенного в сентябре — октябре 2008 г. газетой «Экономика и жизнь», почти 60 предприятий промышленности (из них около 60% — предприятия машиностроения) имели затраты на ремонт оборудования, в 1,4 раза превышающие инвестиции в новое оборудование.

     Для машиностроительных предприятий этот показатель был еще выше — он достигал 1,53 раза. Совершенно естественно, что такие затраты на ремонт препятствуют подлинному техническому перевооружению производства и соответствующему росту производительности труда. [2]

     Нельзя  забывать, что машиностроение, как  основополагающая отрасль всей промышленности получила ощутимый удар в связи с мировым экономическим кризисом. Из-за недостатка средств наибольшие потери несет инвестиционная сфера. По оценке Росстата, объем инвестиций за январь — апрель 2009 г. в сравнении с соответствующим периодом 2008 г. равен 84,2%.  По данным мониторинга РСПП, в ноябре 2008 г. более 47% предприятий перенесли инвестиционные программы на более благоприятное время. Все это неизбежно скажется на спросе на продукцию отраслей, обеспечивающих материальновещественные компоненты инвестиционного процесса. Поэтому в орбиту инвестиционного спада попали такие виды деятельности, как производство всех видов машин и оборудования инвестиционного назначения и производство строительных конструкций и материалов. Так, производство машин и оборудования в апреле 2009 г. по отношению к аналогичному периоду 2008 г. находилось на уровне 48,3%, электрооборудования, электронного оборудования и оптического приборостроения — 61,7%, транспортных средств и оборудования — 62,6% [3]. Однако, недостаток собственных средств и высокий процент кредита ограничивают инвестиционную деятельность предприятий и, как следствие, рост производительности труда.

     Тем не менее главная задача промышленной политики на современном этапе – технологическая модернизация производства и повышение конкурентоспособности продукции за счет изменения качественного и количественного состава применяемых средств производства. Для успешного достижения этих целей необходима консолидация и концентрация отрасли. Государство уже начало объединять активы промышленных предприятий в рамках Госкорпорации «Ростехнологии» которая была образована, прежде всего, для того, чтобы создать в стране современное машиностроение, которое является основой всей промышленности, всей экономики. Корпорация объединила предприятия отечественного оборонно-промышленного комплекса. Структурным ядром корпорации стал концерн «Рособоронэкспорт». «Ростехнологии» создаются для содействия разработкам, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внешнем рынке российских организаций разработчиков и производителей промышленной продукции, создания системы продаж высокотехнологичной промышленной продукции, результатов интеллектуальной деятельности, работ, услуг и информации, привлечения инвестиций в промышленный и оборонно-промышленный комплексы. 
 

   Список  литературы:

  1. "Автомобильная промышленность", № 1, 2005 г., «Проблемы и тенденции развития российского машиностроения»;
  2. "Экономика бизнеса" №09, 2009 г., Майя Шухгальтер, «Состояние основных фондов тормозит развитие экономики»;
  3. "Экономика и жизнь" №24, 2009 г., Майя Шухгальтер «Инвестиционный кризис и проблемы структуры машиностроения»;
  4. "Экономика и жизнь" №26, 2009 г., Майя Шухгальтер,  «Проблемы экономики ремонта оборудования на российских промышленных предприятиях»;
  5. http://ru.wikipedia.org/ - Википедия – свободная энциклопедия;
  6. http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики.

Информация о работе Основные тенденции развития машиностроения в России