Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 23:08, реферат
Машиностроение, промышленность, обрабатывающие производства, индекс промышленного производства, износ машин и оборудования, экономический кризис, инвестиции, технологическая модернизация производства.
Машиностроение — отрасль тяжёлой промышленности, производящая всевозможные машины, орудия, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения
Белых А. А.
(ГОУ ВПО ИжГТУ)
Основные тенденции развития машиностроения в России
Ключевые слова
Машиностроение,
промышленность, обрабатывающие производства,
индекс промышленного производства,
износ машин и оборудования, экономический
кризис, инвестиции, технологическая модернизация
производства.
Машиностроение — отрасль тяжёлой промышленности, производящая всевозможные машины, орудия, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения [5].
Структура машиностроения очень сложна, в состав этой отрасли входят как самостоятельные отрасли, такие как тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д., так и множество специализированных подотраслей и производств [5].
Российское
машиностроение – вторая отрасль
отечественной промышленности после
нефтянки. Доля машиностроения в объеме
промышленного производства составляет
в России 19,5%. Для сравнения: этот показатель
в Германии, Японии, США и др. развитых
странах составляет от 39 до 45% (доля станкостроения
в объеме отрасли машиностроения). Индекс
промышленного производства
в 2008г. по сравнению с 2007г. составил 102,1%,
а по виду деятельности "Обрабатывающие
производства" в 2008г. по сравнению с
2007г. составил 103,2%, в декабре 2008г. по сравнению
с соответствующим периодом предыдущего
года - 86,8%. Динамика обрабатывающих производств
представлена на рисунке 1. [6]
Рис.
1. Динамика обрабатывающих призводств.
В I квартале 2009 г. по сравнению с I кварталом 2008 г. индекс производства по обрабатывающим производствам составил 79,2 %, В том числе уменьшение объемов выпуска продукции наблюдалось по направлению «производство машин и оборудования - 74,3, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий - 72,3, производство транспортных средств и оборудования - 64,5. [6]
Машиностроительный комплекс является ведущим среди межотраслевых комплексов и отражает уровень научно-технического прогресса и обороноспособности страны, определяет развитие других отраслей хозяйства.
Наиболее обобщенными показателями, характеризующими как состояние предприятия, так и состояние его основных фондов (ОФ), считаются показатели износа и доли машин с истекшим сроком службы. На начало 2008 г. степень износа машин и оборудования по всем видам деятельности в коммерческих организациях достигла 51,1%, в том числе на предприятиях по производству транспортных средств — 67, по добыче полезных ископаемых — 54,9, по производству машин и оборудования — 51,2%. Из всего парка техники полностью изношенными признаны 21,1% единиц оборудования. Среди промышленных видов экономической деятельности наиболее угрожающее положение сложилось в производстве транспортных средств, где доля полностью изношенной техники превысила 40%. Накопление устаревшей техники на предприятиях, по сути дела, становится серьезным препятствием для подлинного перевооружения производства на базе новой техники и технологии. [4]
Стратегия сохранения на предприятии изношенного оборудования приводит к тому, что ликвидация оборудования имеет место практически только в связи с его физической изношенностью. При этом моральный износ и экономическая неэффективность его эксплуатации в расчет практически не принимаются. По данным Росстата, именно физическая изношенность почти в 75% случаев была причиной ликвидации оборудования. В этих условиях вместо установки нового технически более передового и производительного оборудования, способного обеспечить качество выпускаемого оборудования и рост производительности труда, предприятие занимается ремонтом подобной техники, отвлекая на эти цели значительные средства, как материальные, так и людские.
По данным исследования ГУВШЭ и Всемирного банка при финансовой поддержке Министерства экономического развития РФ, физический износ оборудования в группе предприятий-лидеров достиг угрожающего уровня. Только у четверти из них парк машин и оборудования можно считать приемлемым (менее 20% оборудования за пределами нормативных сроков эксплуатации). А у половины оборудование совершенно изношено. Более половины лидеров не имеют долгосрочной стратегии развития.
По данным опроса, проведенного в сентябре — октябре 2008 г. газетой «Экономика и жизнь», почти 60 предприятий промышленности (из них около 60% — предприятия машиностроения) имели затраты на ремонт оборудования, в 1,4 раза превышающие инвестиции в новое оборудование.
Для машиностроительных предприятий этот показатель был еще выше — он достигал 1,53 раза. Совершенно естественно, что такие затраты на ремонт препятствуют подлинному техническому перевооружению производства и соответствующему росту производительности труда. [2]
Нельзя забывать, что машиностроение, как основополагающая отрасль всей промышленности получила ощутимый удар в связи с мировым экономическим кризисом. Из-за недостатка средств наибольшие потери несет инвестиционная сфера. По оценке Росстата, объем инвестиций за январь — апрель 2009 г. в сравнении с соответствующим периодом 2008 г. равен 84,2%. По данным мониторинга РСПП, в ноябре 2008 г. более 47% предприятий перенесли инвестиционные программы на более благоприятное время. Все это неизбежно скажется на спросе на продукцию отраслей, обеспечивающих материальновещественные компоненты инвестиционного процесса. Поэтому в орбиту инвестиционного спада попали такие виды деятельности, как производство всех видов машин и оборудования инвестиционного назначения и производство строительных конструкций и материалов. Так, производство машин и оборудования в апреле 2009 г. по отношению к аналогичному периоду 2008 г. находилось на уровне 48,3%, электрооборудования, электронного оборудования и оптического приборостроения — 61,7%, транспортных средств и оборудования — 62,6% [3]. Однако, недостаток собственных средств и высокий процент кредита ограничивают инвестиционную деятельность предприятий и, как следствие, рост производительности труда.
Тем
не менее главная задача промышленной
политики на современном этапе – технологическая
модернизация производства и повышение
конкурентоспособности продукции за счет
изменения качественного и количественного
состава применяемых средств производства.
Для успешного достижения этих целей необходима
консолидация и концентрация отрасли.
Государство уже начало объединять активы
промышленных предприятий в рамках Госкорпорации
«Ростехнологии» которая была образована,
прежде всего, для того, чтобы создать
в стране современное машиностроение,
которое является основой всей промышленности,
всей экономики. Корпорация объединила
предприятия отечественного оборонно-промышленного
комплекса. Структурным ядром корпорации
стал концерн «Рособоронэкспорт». «Ростехнологии»
создаются для содействия разработкам,
производству и экспорту высокотехнологичной
промышленной продукции путем обеспечения
поддержки на внешнем рынке российских
организаций разработчиков и производителей
промышленной продукции, создания системы
продаж высокотехнологичной промышленной
продукции, результатов интеллектуальной
деятельности, работ, услуг и информации,
привлечения инвестиций в промышленный
и оборонно-промышленный комплексы.
Список литературы:
Информация о работе Основные тенденции развития машиностроения в России