Особенности цветовосприятия детей младшего школьного возраста в применение пейзажной живописи

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель;целью данной работы является показать особенности

цветовосприятия детей младшего школьного возраста.
Задачи:

1)проанализировать литературу по теме исследования

2)понять какое цветовосприятие у детей младшего школьного

возраста (сколько цветов знают дети младшего школьного возраста.)

3)разработать план уроков по данной теме исследования

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА I …………………………………………………………………………
I.1 психофизиологические особенности младшего школьного
возраста……………………………………………………………..5

I.2 характеристика пейзажной живописи………………………….10

I.3 особенности цветовосприятия детьми пейзажной живописи…15

Вывод по первой главе……………………………………………...20

ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

II.1 организация проведения экспериментального выявления особенностей цветовосприятия детей младшего школьного возраста..22

II.2 проведение и анализ константирующего эксперимента……...25

II.3 разработать план уроков по данной теме исследования.

Вывод по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………32

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

В оценках детей  важное место занимает количественная оценка произведения искусства, она дается в сравнении, например: "Эта картина не нравится, в ней меньше красок и меньше людей" (II класс), или: "Здесь не все закрашено, есть белые полосы" (1 класс). Дети не любят "пустых" мест в картине. Количественные /оценки заменяют школьникам конкретные обобщения. Происходит это чаще всего от неумения найти обобщающие слова, соответствующие возникшим переживаниям. Когда ребенок говорит: "Здесь не все закрашено, есть белые полосы", то ясно, что с его точки зрения произведение не закончено, и это вызывает неудовлетворение - "картина не нравится".

В практике занятий  по изобразительному искусству полезна  работа по выявлению возможностей и  активизации отклика на произведение искусства при помощи музыки, поэзии (краткие поэтические тексты).

Итак, мы можем  сделать вывод о том, что восприятие произведений детьми - интеллектуальная и эмоционально - творческая деятельность, в процессе которой происходит сложное взаимодействие образных компонентов. Характер связи этих компонентов важно учитывать при разработке методики уроков изобразительного искусства и организации восприятия произведений детьми. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

    II.1 организация проведения экспериментального выявления     особенностей цветовосприятия детей младшего школьного возраста 

Для того чтобы  провести эксперимент по выявлению  особенностей цветовосприятия детей младшего школьного возраста понадобилось составить план для проведения эксперимента, собрать детей из какой либо шлолы  из одного класса. Было собрано 4 детей: Никонова Саша, Шабанова Мира, Горбунова Настя ,Садыков Тимур. Каждому ребёнку было дано задание, нарисовать пейзаж. Взять 2 листа а-3 на одном нарисовать пейзаж в грустном настроение, а на другом в веселом.  

II.2 проведение и анализ константирующего эксперимента 

Цель: Выявить  особенности цветовосприятия детей  младшего школьного возраста при  рисовании пейзажа

Задачи :

    1)выполнить  разработку конспекта урока

    2)создание  критериев оценивания

    3)диагностика, подведение итогов

    База  исследования:

    Количество  детей: 4 ребёнка

Критерии:

1 Выражение  эмоций  через цвет

2 ассоциация

3 композиционное  настроение

13-15 баллов-высокий. (Если, соответствует всем трём критериям.)

11-12 баллов- средний. (Если соответствует только двум критериям.)

0-11баллов-среднийю  (Если  соответствует одному критерию.) 

    Подведение  итогов эксперимента пейзажа в хорошем  настроение

Дети ,учащиеся эксперимента Выражение эмоций  через цвет асоциация композиционное  настроение итог
1 Никонова Саша 5 5 5 15
2 Шабанова Мира 5 5 3 13
3 Горбунова Настя 5 5 5 15
4 Садыков Тимур 5 5 5 15

Подведение итогов эксперимента пейзажа в грустном настроение 

Дети ,учащиеся эксперимента Выражение эмоций  через цвет асоциация композиционное настроение итог
1 Никонова Саша 5 5 5 15
2 Шабанова Мира 3 3 5 14
3 Горбунова Настя 5 5 5 15
4 Садыков Тимур 5 5 5 15
 

II.3 разработать план уроков по данной теме исследования. 

Цель: вызвать у детей эмоциональное сопереживание настроению вечерних пейзажей, развивать у дошкольников цветовое видение, способность чувствовать и соотносить цвет с настроением, которое оно вызывает, видеть в картине единство содержания и средств выразительности, обучать композиционному размещению, развивать умение работать над композицией с многоплановым изображением, передавать образ линией, силуэтом, закреплять технические навыки, умения в работе с красками, обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой.

Оборудование: подготовленные листы бумаги, гуашь, кисти, вода, палитры, салфетки. Зрительный ряд: репродукции картин: И.Левитан “Летний вечер. Околица”, А.Куинджи “Вечер на Украине”, С.Жуковский “Пейзаж. Лес”, А.Рылов “Закат”. Музыкальный ряд: П.И.Чайковский “Озеро в лунном свете” (из “Лебединого озера”), Ф.Шопен “Ноктюрн”.Литературный ряд: отрывки из стихотворений И.Никитина, А.Фета, С.Дрожжина.Словарная работа: пейзаж, передний план картины, задний план картины, композиция.Предварительная работа: знакомство с пейзажной живописью, рисованием пейзажей, наблюдение на вечерних прогулках за наступлением вечера, создание подмалевка.

Ход занятия.

Вводная часть

Дети садятся  за подготовленные к занятию столы.

- Ребята, мы с  вами наблюдали, как красивы  вечерние пейзажи, как изменяется  цвет неба, деревьев, травы в лучах  вечернего солнца.

А сейчас давайте  посмотрим, как рассказали об этом времени  суток художники.

Детям поочередно предлагается рассмотреть репродукции  картин.

1. И.Левитан.  “Летний вечер. Околица”.

Художника восхитил ясный летний вечер на околице  русской деревушки. За забором – поле, вдоль которого тянется лиственный лес. Он золотится в лучах заходящего солнца. В центре картины – дорога. Весь передний план картины уходит в густую вечернюю тень, которая приглушила яркие краски. От этого еще ярче, еще звонче сияют краски леса, преображенного золотом заката.

Люблю я этот час, Когда со всех сторон

Ко мне идут густые тени,

И веет свежестью, и воздух напоен

Дыханьем дремлющих  растений.

И.Никитин

2. А.Куинджи.  “Вечер на Украине”.

Еще одна картина  о вечере. Посмотрите на нее. Этот вечер не похож на тот, который мы только что с вами видели. Это уже более позднее время, когда гаснет вечер и все начинает погружаться в темную ночь. Последние лучи заходящего солнца окрасили ярким розовым цветом крыши домов, траву, небо на горизонте между темными кронами деревьев.

3. С.Жуковский.  “Пейзаж. Лес”.

Догорает лес  зарею

Ярко пышут  небеса,

А вдали туманной мглою

Одеваются леса.

С.Дрожжин

Бесконечная стена  леса, и, повторяя ее изгибы, уходит вдаль  железная дорога. Последние лучи солнца окрасили все в красновато–лиловые, теплые коричневые оттенки. Интересно выстроена художником композиция картины. Высокие деревья слева, над насыпью дороги, кажутся огромными. Дальше, приближаясь к линии горизонта, лес превращается в узкую полоску, создавая ощущение бесконечности, бескрайности. Правая сторона погружена в коричневую тень. Удивительно яркие нарядные краски создают настроение светлой печали восхищения красотой гаснущего дня.

4. А.Рылов. “Закат”.

Вглядитесь в  этот пейзаж.

Гаснет вечер, скрылось солнце,

Лишь закат  краснее.

А.Фет

Что вы чувствуете, глядя на эту картину? Расскажите. Не правда ли, картина вызывает чувство  тревоги, беспокойства, ожидания чего-то таинственного, может быть, угрожающего. Это чувство вызывают цветовые тона, которые использовал художник. Несомненно, он видел их в природе, почувствовал это состояние настороженности, которое звучало громко и тревожно в пламенеющем красном небе с фиолетовыми тучами. Кроваво-красные краски неба отражаются в реке, и она стала такой же, изменился цвет деревьев, травы. Он стал каким-то коричневым, бурым. Вот, оказывается, каким может быть вечерний пейзаж.

Вопросы к детям  для определения настроения картин:

Какая это картина?

Звонкая – звучная  – тихая;

Просторная –  тесная;

Тревожная –  беспокойная – спокойная;

Радостная –  унылая (грустная);

Легкая –  тяжелая;

Теплая –  холодная.

Что вы чувствуете, глядя на картину?

Представьте, что  вы вошли в картину. Что бы вам  хотелось сделать?

Вы когда-нибудь переживали такое чувство?

А теперь давайте  послушаем, как композиторы нарисовали вечер. Подумайте, на какую картину похожа эта мелодия.

Детям поочередно предлагается послушать отрывки (“Озеро в лунную ночь” П.Чайковского, “Ноктюрн”  Ф.Шопена).

Вопросы к детям:

- Какое настроение  у этой мелодии?

- На какую  картину похожа эта мелодия? Почему?

Физминутка.

2. Практическая  часть.

Уточнение знаний в работе с красками. Дети продолжают рисовать картину, начатую на прошлом  занятии.

Анализ детских  рисунков.

- Какой вечер  тебе больше понравился? Почему?

- Какое настроение  ты хотел передать?

- Какие краски  ты для этого использовал? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Современному  человеку необходима ориентация и адаптация  в быстро растущем потоке видеоинформации, в том числе информации в виде цвета, которая дает человеку уверенность  в такой ориентации и обогащает его сенсорное и эстетическое восприятие.Развитие цветовосприятия тесно связано с общей целью обучения изобразительному искусству. Насколько развито цветовосприятие учащихся начальных классов, настолько же вырастает творческий потенциал в изучении изобразительного искусства.Потребность в квалифицированных специалистах в области преподавания изобразительного искусства на современном уровне послужила поводом для создания инновационной педагогической технологии подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия младших школьников.Результаты экспериментальной проверки разработанной нами модели по подготовке специалиста в области развития цветовосприятия младших школьников полностью подтвердили гипотезу исследования, показав эффективность такой подготовки, благодаря технологизации процесса обучения.По итогам проведенного нами эксперимента, можно сделать следующие выводы: 
Подведение итогов эксперимента пейзажа в хорошем настроение

Дети ,учащиеся эксперимента Выражение эмоций  через цвет асоциация композиционное  настроение итог
1 Никонова Саша 5 5 5 15
2 Шабанова Мира 5 2 3 10
3 Горбунова Настя 5 5 5 15
4 Садыков Тимур 5 5 5 15

Информация о работе Особенности цветовосприятия детей младшего школьного возраста в применение пейзажной живописи