Особенности цветовосприятия детей младшего школьного возраста в применение пейзажной живописи

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель;целью данной работы является показать особенности

цветовосприятия детей младшего школьного возраста.
Задачи:

1)проанализировать литературу по теме исследования

2)понять какое цветовосприятие у детей младшего школьного

возраста (сколько цветов знают дети младшего школьного возраста.)

3)разработать план уроков по данной теме исследования

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА I …………………………………………………………………………
I.1 психофизиологические особенности младшего школьного
возраста……………………………………………………………..5

I.2 характеристика пейзажной живописи………………………….10

I.3 особенности цветовосприятия детьми пейзажной живописи…15

Вывод по первой главе……………………………………………...20

ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

II.1 организация проведения экспериментального выявления особенностей цветовосприятия детей младшего школьного возраста..22

II.2 проведение и анализ константирующего эксперимента……...25

II.3 разработать план уроков по данной теме исследования.

Вывод по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………32

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

    В 6-7 лет идет интенсивное развитие опорно-двигательной системы. Идет формирование всех изгибов позвоночника (шейного, грудного, поясничного). Но окостенение скелета еще не закончено, отсюда большая гибкость скелета. А это большие возможности для занятий физкультурой и спортом. Но эта особенность таит и отрицательные последствия при отсутствии нормальных условий физического развития. Вот почему необходимо родителям, учителям следить за соразмерностью мебели, за которой сидит школьник, за правильной посадкой за столом и партой - это важнейшие условия нормального физического развития ребенка, его осанки, условий всей его дальнейшей работоспособности. Если представить, какую нагрузку испытывает опорно-двигательный аппарат, когда необходимо детям удерживать «сидячую позу», то можно понять, почему наши дети непоседы.

    На  возраст 7-9 лет приходится максимум игровой двигательной активности детей. Поэтому на переменах дети стремятся компенсировать вынужденную неподвижность на уроке, что обусловлено их физиологическими потребностями. Сами дети предпочитают игры, развивающие ловкость и скоростно-силовые качества. У детей младшего школьного возраста не закончено формирование костей грудной клетки. Если ребенок не следит за положением своего тела, то это может привести к нарушению осанки. Цель проходит мимо, когда ребенок сидит, тяжело облокотившись на край стола, парты при письме, рисовании. Позвоночник очень чувствителен ко всем деформирующим воздействиям.

    Задачи  учителей и родителей:

    • следить за соразмерностью мебели;

    • следить за весом ранца;

    • наблюдать за осанкой детей;

    • наблюдать за двигательной активностью.

    У младших школьников энергично крепнут мышцы и связки. Но крупные мышцы развиваются раньше, чем мелкие. Поэтому дети способны к более сильным размашистым движениям (бег, прыжки, катание на коньках и т.д.), но трудно справляются с мелкими, требующими точности. Окостенение фаланг кисти руки заканчивается к 9-11 годам, а запястья - к 10-12 годам. Отсюда понятно, почему младший школьник с большим трудом справляется с письменными заданиями. У него быстро утомляется кисть руки, он не может писать очень быстро и чрезмерно длительно.

    При выполнении графических заданий важно следить:

    • за правильным положением тетради;

    • за положением ручки (учиться правильно  держать ручку, рука не должна быть напряжена, пальцы должны быть чуть расслаблены);

    • важна не быстрота выполнения заданий  и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения;

    • за продолжительностью работы, норма 3-5 минут, а затем отдых, переключение. Необходимо помнить:

    • не следует перегружать ребенка  письменными заданиями (родители часто  переусердствуют);

    • желание переписать плохо выполненное задание не улучшает результата, рука быстро утомляется, теряется работоспособность;

    • следует уделять внимание общему развитию движений руки (лепка, вязание, мозаика, работа с ножницами, раскрашивание  штрихование -развитие мускульной памяти).

    У младшего школьника интенсивно растет и хорошо снабжается кровью мышца  сердца, поэтому оно сравнительно выносливо. Благодаря большому диаметру сонных артерий головной мозг получает достаточное количество крови, что  является важным условием его работоспособности. Вес головного мозга заметно увеличивается после 7 лет. Особенно увеличиваются лобные доли мозга, играющие большую роль в формировании высших и сложных функций психической деятельности человека. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению очень велика - отсюда непоседливость младших школьников. Сознательная и разумная дисциплина, систематичность требований взрослых являются необходимыми внешними условиями формирования у детей нормального взаимоотношения процессов возбуждения и торможения.

    Вместе  с тем к 7 годам их общий баланс соответствует новым школьным требованиям  к дисциплине, усидчивости, выдержке. Часто родители жалуются, что занятия - сплошное мучение, что дети очень невнимательны, не могут работать без отвлечений. Так что несовершенство внимания - естественная возрастная особенность младшего школьника. У первоклассников - незрелость внимания, невелик его объем. Ребенок может или слушать, или приостанавливать работу, или наоборот. К 3-му классу механизмы внимания достигают зрелости, возрастает объем внимания, его устойчивость, прогрессирует распределение внимания, а развивается оно в процессе учебной деятельности, здесь важно влияние учителя. У младших школьников развито непроизвольное внимание. Дети обращают внимание лишь на то, что им интересно, что привлекает яркостью и необычностью. Способность поддерживать внимание к абстрактным, отвлеченным вещам формируется к 9-10 годам. Это вы должны знать, Если хотите чему-либо научить ребенка, создайте ситуацию, в которой цель  учения эмоционально значима для ребенка. Простейший вариант-похвала за старание выполнить задание взрослого или удивление, что всё выполнено замечательно. Можно ввести элемент игры, соревновательность. Часто родители замечают, что через 10 минут серьезного занятия ребенок приходит к двигательному беспокойству. Одними окриками и замечаниями отвлекаемость детей не одолеть. И если вы хотите чему-либо научить ребенка, то необходимо создать ситуацию интересную, привлекательную. Запомните важную мысль; внимание поддерживается интересом. Формирование механизмов произвольного внимания сказывается на возможностях запоминания материала. В 9-10 лет увеличивается объем памяти. На этом этапе обучения нужно приучить ребенка к самостоятельному творческому действию, соответствующему познавательным потребностям. 9-10-летние дети; могут многое воспринять, многому научиться, овладеть навыками и знаниями, что предотвращает трудности дальнейшей учебы.

    Подготовка  к школе и успехи взаимосвязаны. Чем больше родители уделяют внимания детям, тем выше родительский уровень  притязаний: тем больше надежд, желания  успеха, только успеха. Но к сожалению, желания родителей не столь часто совпадают с возможностями детей. Очень горьким бывает разочарование, огорчение, растерянность, когда из малыша возлагали столько надежд, а он их не оправдал, и неудачи идут одна за другой. А причины этих неудач могут быть не в уровне интеллектуального развития, а в возрастных особенностях, в резервах его; организма, в состоянии здоровья. Поэтому первые неудачи ребенка, помноженные на непонимание и нетерпение взрослых, могут отбить у малыша желание учиться. Поэтому именно сейчас, в трудный адаптационный период, с вашей стороны должна быть поддержка и терпение. Не должно быть места раздражению, окрикам, выяснению отношений, наказанию, ведь это дополнительные стрессовые ситуации, это ребячья боль от непонимания и обиды.

    Советы:

    • если вы хотите развить у ребенка те или иные качества, старайтесь относиться к нему так, словно они у него есть;

    • пусть у вас никогда не опускаются руки, вы должны верить в своего ребенка;

    • помните, что все дети при освоении новой деятельности проходят следующие стадии: - не понимают, чего от них хотят; - понимают, но не получается; - кое-что получается; - получается все лучше и лучше. 

                     I.2 характеристика пейзажной живописи

Цвет на детских  рисунках – явление особое. Взрослый , многоопытный живописец становится подчас в тупик, недоумевая, какой  логикой руководствуется ребёнок. Несколько ярких цветов , открытых, как говорят художники, почти  не совместимых друг с другом, он решительно и точно соединяет на рисунке. В результате получается настолько гармоничное и выразительное сочетание, что завидно даже талантливому художнику – профессионалу. Голубая корова, красный крокодил и зеленое небо на рисунке, конечно , вызывают у взрослых улыбку, но не насмешливую, а добрую. Это не только снисходительность к причудам детской фантазии.

Нет , здесь много  больше, потому что эти не совместимые  ни с чем реальным не сообразны  цвета выглядят  на детском рисунке  в полнее естественно, уместно и, главное, красиво.

Взрослым надо особенно внимательно поддерживать тягу ребёнка к эмоциональному и  эстетическому значению цвета. Соединяясь, эти два духовных начала благотворно  влияют на развитие многих его способностей, в особенности же на воображение.

Первое знакомство с красками – значительное событие в жизни ребёнка. С каким восторгом он рассматривает каждую из них, и в первую очередь самые яркие – красную, жёлтую, синюю! Как увлекается тем, что  может попробовать на бумаге каждую краску! Сам вид красочных пятен на листочках кажется ему чудом. Радуясь возможности самому создавать это чудо, малыш не замечает, что он пробуя все краски подряд, ничего не нарисовал. Листок просто расцвечен, но ничего не изображает. Кажется что ребёнок вернулся назад к  каракулям. И также, как тогда, от этого страдают вещи, только теперь не книги, а одежда, скатерть, пол, а особенно руки и щёки ребёнка. Дети любят раскрашивать себя. 

I.3 особенности цветовосприятия детьми пейзажной живописи

Восприятие произведений изобразительного предполагает активную деятельность, для которой требуется соответствующая подготовка. Развитие художественного восприятия включает решение следующих основных учебных задач:

а) развитие отзывчивости к произведению;

б) развитие способности  выразить свое отношение к произведению;

в) расширение объема знаний и представлений об искусстве.

Несмотря на возможность эмоционального отклика  на произведение искусства, дети в начальной  школе не обладают еще способностью адекватно рассказывать о своих переживаниях, возникших в результате знакомства с искусством (особенно дети 1 и II классов). Об этом свидетельствуют их часто очень скупые, мало развернутые по своему содержанию характеристики и оценки произведений. Последние крайне неустойчивы, мало и часто сводятся к суждениям "нравится" или "не нравится", "красиво" или "некрасиво".

Необходима особая методика знакомства с изобразительным  искусством, направленная на развитие разных способов выражения детьми своих мыслей и переживаний по поводу восприятия. Задачи этой методики следующие:

1. Прежде всего,  учитель должен развивать у  детей умение рассказывать о  произведениях искусства, откликаясь на выразительные средства.

2. Следует развивать  навыки общения по поводу искусства, способность мыслить в области искусства. Важно, чтобы разговор об искусстве был результатом организованного процесса восприятия, который должен строиться на основе и с учетом возрастных особенностей восприятия детей.

3. Важно учить  детей использовать свои впечатления  о наблюдении действительности при рассказе о произведениях, свой собственный художественный опыт.

4. Важно развивать  умение сопоставить произведение искусства с аналогичными явлениями из области других искусств, элементарно чувствовать их общие связи.

5. В процессе  восприятия важно учить детей "графической речи", т. е. умению рассказывать и передавать впечатление о произведении при помощи изображения (быстрые наброски по памяти). Этот метод имеет прямое отношение к развитию образного мышления, зрительной образной памяти, подвижности реакции восприятия.

Чтобы такой  урок был эффективным, необходимо строго продумать количество произведений, отбираемых для показа, и возможности их восприятия учащимися. Не следует перегружать урок зрительными впечатлениями, так как воспитательная роль искусства определяется силой эмоционального воздействия, которое оно оказывает на ребенка, всей совокупностью содержания и выразительных средств. Это воздействие зависит от свежести восприятия, от заинтересованности детей. Не следует показывать больше 3-4 произведений за урок. В то же время учителю важно помнить, что урок восприятия искусства не должен быть пустым, вялым и будто бы "легким". Он должен быть содержательным и наполненным преодолимыми для детей задачами.

Вместе с тем  уроки восприятия искусства должны быть в известной мере самостоятельными; в целом ряде случаев они являются ведущим звеном в определении содержания обучения и развития ребенка по другим предметам. Практика свидетельствует, что многие сведения из различных областей знания дети получают на таких уроках в начальной школе: сведения из истории нашей страны, о природе и окружающем мире, о труде и производстве.

Всякая особенность  мышления младших школьников заключается  в том, что развернутые речевые  реакции на произведения искусства у них возникают под влиянием вопроса учителя, активизирующего восприятие, в то время как при самостоятельном ознакомлении с произведением потребность говорить может и не появиться. Учащиеся могут ограничиться молчаливым рассматриванием, внимание только на внешний вид произведения - большое оно или маленькое, посмеяться, если им что-то понравится, или подойти поближе к произведению, чтобы его разглядеть и потрогать руками, если это скульптура или декоративно - прикладное искусство.                       

Вопросы, их характер и последовательность зависят от возраста детей, от задач урока. В  начальной школе они относятся  к содержанию произведения, его настроению, характеру, связи с явлениями действительности, к выразительным средствам, а также к оценке произведений детьми. Учитель - направляет ход занятия путем активных вопросов "почему?", "зачем?", чтобы учащиеся могли сами могли   прийти к нужным выводам.

Информация о работе Особенности цветовосприятия детей младшего школьного возраста в применение пейзажной живописи