Методологические основы использования художественной литературы на уроках истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Художественная литература, также как и научная, является незаменимым источником знаний, именно поэтому она активно использовалась педагогами с самого начала преподавания истории. Более того, и сейчас учителя довольно продуктивно применяют беллетристику на уроках истории.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Методологические основы использования художественной литературы на уроках истории…………………………………………………………………..6
1. Основные цели использования художественной литературы на уроках истории…………………………………………………………………………6
2. Классификация художественных произведений……………………………..8
3. Методика работы с художественным произведением……………………….11

Глава 2. Использование романа А. К. Толстого «Князь Серебряный» в построении интегрированного урока по истории России и литературе на тему «Опричнина» в 6 классе………………….………………………………………….17

Заключение………………………………………………………………………….30

Список использованных источников и литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota (1).docx

— 29.28 Кб (Скачать)

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

 

Глава 1. Методологические основы использования художественной литературы на уроках истории…………………………………………………………………..6

1. Основные цели использования художественной литературы на уроках истории…………………………………………………………………………6

2. Классификация художественных произведений……………………………..8

3. Методика работы с художественным произведением……………………….11

 

Глава 2. Использование романа А. К. Толстого «Князь Серебряный» в построении интегрированного урока по истории России и литературе на тему «Опричнина» в 6 классе………………….………………………………………….17

 

Заключение………………………………………………………………………….30

 

Список использованных источников и литературы……………………………..31

 

 

 

 

 

Введение

Художественная литература, также как и научная, является незаменимым источником знаний, именно поэтому она активно использовалась педагогами с самого начала преподавания истории. Более того, и сейчас учителя довольно продуктивно применяют беллетристику на уроках истории.

Проблема работы

Проблемой работы является обоснование использования художественной литературы на уроках истории и доказательство ее эффективности на примере применения конкретного произведения.

Актуальность исследования

Художественная литература - чрезвычайно ценный элемент обучения, так как способна иллюстрировать научный материал истории, комментировать его художественными сюжетами, углублять понимание, возбуждать живой интерес к явлением жизни, вызывая эмоциональное переживание. В современной школе ее применение - это неотъемлемая часть изучения истории на базовом и на углубленном уровнях обучения. Именно поэтому вопрос данного исследования можно считать актуальным.

Объект исследования

Объектом исследования выступают: организация и процесс работы с художественной литературой на уроках истории на основе трудов методистов по заданной теме, а также использования романа А. К. Толстого «Князь Серебряный» для построения урока.

Предмет исследования

Предмет исследования - использование художественной литературы («Князь Серебряный» А. К. Толстого)  в обучении истории на примере изучения темы «Опричнина», на уроке по Истории России в 6 классе.

Цель работы

 Цель исследования - показать значимость и эффективность применения художественной литературы на уроках истории.

Задачи работы

Задачами работы являются:

1) раскрытие основной теоретической части проблемы на основе анализа работ педагогов и методистов

2) планирование и построение конкретного урока по истории с применением художественной литературы с целью доказательства практической эффективности беллетристики

Историография

По данной теме свое слово сказали множество ученых - методистов. Существует ряд статей в научных журналах, различных руководств и хрестоматий для учителя, а также целых трудов, посвященных применению художественной литературы в преподавании истории.

А. В. Шестаков составил хрестоматию для учителя под названием «История СССР в художественно-исторических образах с древнейших времен  до конца XVIII века», где указываются отрывки из произведений, которые стоит применять по различным темам из курса Истории России. В «Художественной литературе в преподавании новой истории (1640-1917)» Вагина А. А. также отобраны части из произведений, подходящие к изучаемым событиям по курсу Новой Истории. Почти в каждом учебника по преподаванию истории существует раздел, посвященный применению художественной литературы на уроках истории, например, в учебнике М. Т. Студеникина «Методика преподавания истории в школе». Также значительный вклад в исследование данной темы внесли такие методисты, как И.З. Озерский, Е. Дворжанская, Е.М. Персанова, В.А. Классен и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Методологические основы использования художественной литературы на уроках истории

  • Основные цели использования художественной литературы на уроках истории

Художественная литература, повествующая о событиях отечественной и зарубежной истории чрезвычайно разнообразна и обширна, поэтому учителю предоставляется огромный простор в выборе произведений для их применения на уроках.   Безусловно, выбор конкретных романов, поэм, стихотворений и повестей зависит от целей, которые ставит перед собой преподаватель.

М. Горкий однажды отметил: «А много ли может дать ребятам учебник, - скажем школьный курс истории, -  если его не сопровождать живыми повестями, рассказом, очерком и сборником подлинных документов, которые дали бы детям представления о различных эпохах и действующих лицах истории». Словами великого классика я хотел подтвердить важность использования художественной литературы для обучения детей истории, а также показать одну из целей ее применения: формирование научно-исторических представлений у учащихся за счет художественных образов.

Широкое применение исторической беллетристики - одно из условий эффективного обучения истории. Она способствует лучшему пониманию учениками событий прошлого и в то же время помогает им почувствовать и увидеть «краски и дух эпохи». Ее использование в преподавании дает возможность сжать и конкретизировать огромный исторический материал, сформировать у учащихся яркие образы прошлого, которые составляют неотъемлемую часть их исторических представлений.

 

«Художественная книга позволяет поддержать внимание учеников, способствует развитию интереса к предмету. Фрагмент произведений учитель привлекает, что6ы ввести учащихся в историческую обстановку или воссоздать колорит эпохи, дать картинное или портретное описание».

 

Еще одной немаловажной целью привлечения художественной литературы является эмоциональное воздействие на учеников, которое важно для создания духовно - нравственных идеалов и воспитания патриотических качеств в ребенке путем прочтения соответствующих отрывком учениками или за счет эмоционального слова учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Классификация художественных произведений

М. Т. Студеникин условно разделяет художественную литературу на две обширные группы. Это литературные источники изучаемой эпохи и историческая беллетристика.

К первой группе относятся произведения, авторы которых были непосредственными участниками или свидетелями событий изучаемого периода. Они выступают как источник исторического познания в виде своеобразных документов соответствующей эпохи. Их ценность состоит в том, что авторы видели реальную картину событий и изложили ее в своем произведении, добавляя при этом еще и эмоциональную окраску. Поэтому эту группу художественной литературы можно считать более правдивой и объективной, нежели вторую. Стоит сказать, что такие литературные источники не всегда могут быть понятны ученикам, и в связи с этим, учитель должен использовать заранее заготовленные фрагменты произведений.

Например, в своей оде Екатерине II Г. Р. Державин восхваляет силу армии Российской Империи и величие русской императрицы:

Гром победы, раздавайся! 
Веселися, храбрый Росс! 
Звучной славой украшайся. 
Магомета ты потрёс! 
Славься сим, Екатерина! 
Славься, нежная к нам мать!

Чем дале век твой протекает, 
Тем боле смертных ущедряет. 
Младенцам жизни ты спасаешь, 
Законы старым пишешь ты, 
Науки в юных расширяешь, 
 Селишь обширны пустоты.

К такого рода источникам можно отнести и мифы Древней Греции, где отражены различные стороны истории того периода: быт, культуры, религия и др. Также к таким произведениям относятся «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, «Тихий Дон» М. А. Шолохова и т. д.

Вся художественная литература, относящаяся к этой группе, представляет собой ценный источник исторических знаний, который учитель обязан умело и активно привлекать.

Историческая беллетристика – это произведения, посвященные определенным исторически событиям, написанные людьми, которые не являлись современниками тех времен. Книги этой группы составлялись на основе изучаемых автором различных исторических источников того периода, а соответственно, носят субъективный характер, связанный с обработкой документов, исследований и произведений писателем, а также его личной оценкой к проблеме. Поэтому учителю следует с осторожностью относится к данной литературе, используя только те отрывки, в правдивости которых он уверен и которые не имеют субъективной нагрузки. 

К таким произведениям относится роман-эпопея «Война и мир» Л. Н. Толстого, где всесторонне раскрывается жизнь и судьбы людей во время Отечественной войны 1812года, а также сами военные действия. Множество произведений А. С. Пушкина различного жанра («Песнь о вещем Олеге», «Бородинская годовщина», «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов», «История Пугачева» и «Капитанская дочка») также ценный источник овладения знаниями на уроках истории, так как охватывают различные эпохи в истории нашего государства. Список произведений такого рода можно продолжать очень долго, но важен тот факт, что все они являются незаменимым элементом исторического образования в школе.

В зависимости от тех образовательно-воспитательных задач, которые ставит перед собой учитель, такого рода дифференциация художественной литературы дает ему широту выбора в использовании концертной художественной литературы на уроках истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Методика работы с художественным произведением

При использовании художественной литературы, очень важно умение учителя точно выбирать соответствующие отрывки из художественных произведений. «Что читать - это еще ничего не значит: что читать и как понимать читанное – вот в чем главное дело». Эти слова К. Д. Ушинского говорят нам о том, что преподаватель должен в совершенстве владеть всеми методами работы с художественной литературой на уроках истории для того, чтобы научить детей навыкам работы с текстом.

Методы и приемы работы с текстом художественных произведений очень разнообразны и зачастую зависят от темы урока, от возраста учеников, от возможностей и способностей самого учителя и, наконец, от самой литературы.

Можно выделить несколько критериев отбора какого-либо произведения или отдельного его фрагмента. Представим основные из них:

  • Достоверное изложение исторического материала, расширяющего и углубляющего знания учащихся, формирующего конкретные исторические представления, образно реконструирующего жизнь общества в изучаемою эпоху.
  • Емкая характеристика исторических личностей, раскрываемая через их деятельность, высказывания и переживания. Персонификация многих событий и явлений за счет изображения вымышленных персонажей и собирательных образов для описываемой эпохи. Прошлое реконструируется автором в типичных для изображаемого им периода картинах, бытовых зарисовках, оживляющих историю.
  • Эмоциональность, проявляющаяся в ярких образах и образных описаниях исторических фактов, в динамике событий.
  • Принципиальная постановка и глубокое раскрытие морально-этических, которые имеют воспитательное значение: верность родине и делу, за которые борются герои произведения, дружба, любовь и т. д.
  • Соответствие произведения возрастным и познавательным возможностям школьника для лучшего его усвоения и понимания.

На основе этих критериев учитель выбирает конкретные фрагменты произведения, исходя из целей и задач урока по определенной теме.

Вагин А. А. также выявил основные черты, которые должен включать в себя художественный отрывок:

  • живое изображение исторических событий, изучение которых предусмотрено школьной программой и учебником;
  • образы исторических деятелей, представителей народных масс и изображение самих масс;
  • картинное описание той конкретной обстановки, в которой развертывались события прошлого.

Очень важно учителю заранее составить список книг и произведений, которые следует использовать на уроках. Для более успешного и продуктивного их применения в течение года следует их сопоставить со списком книг для прочтения летом, который дает детям учитель литературы. Если ученики знакомы с текстом и содержанием произведения, дающимся на уроке истории, то им проще усвоить и понять информацию, которую дает учитель.

Несколько методических приемов было разработано М. А. Зиновьевым:

  • Литературная иллюстрация;
  • Анализ отрывка из литературного произведения, проводимый самим учителем в беседе с учащимися;
  • Включение отдельных отрывков из художественного текста в рассказ учителя без чтения самого текста.

Информация о работе Методологические основы использования художественной литературы на уроках истории