Методологические основы использования художественной литературы на уроках истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Художественная литература, также как и научная, является незаменимым источником знаний, именно поэтому она активно использовалась педагогами с самого начала преподавания истории. Более того, и сейчас учителя довольно продуктивно применяют беллетристику на уроках истории.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Методологические основы использования художественной литературы на уроках истории…………………………………………………………………..6
1. Основные цели использования художественной литературы на уроках истории…………………………………………………………………………6
2. Классификация художественных произведений……………………………..8
3. Методика работы с художественным произведением……………………….11

Глава 2. Использование романа А. К. Толстого «Князь Серебряный» в построении интегрированного урока по истории России и литературе на тему «Опричнина» в 6 классе………………….………………………………………….17

Заключение………………………………………………………………………….30

Список использованных источников и литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota (1).docx

— 29.28 Кб (Скачать)

Более того, к ним можно добавить еще некоторые приемы, выработанные П. И. Паршаченко:

      1) краткий пересказ художественного произведения;

      2) краткие стихотворные цитаты. Они, как правило, сжаты, выразительны,                                                        производят сильное впечатление, легко запоминаются;

      3)  чтение отрывков из исторических романов. Это не только помогает решению образовательных задач урока, но и является одним из приемов развития познавательного интереса «пропаганды» книги.

Все эти приемы варьируются учителем в зависимости от темы, возраста учеников и других важных условий.

Учитель заблаговременно выбирает отрывки из произведения соответствующие теме. Так, для учеников 5-6 классов выбираются фрагменты, содержащие в себе картинное или сюжетное описание, словесные портреты, характеристики исторических личностей, части произведения, которые способствуют персонификации и драматизации исторического материала. Эти приемы служат отличным источником привлечения интереса учеников, формирования исторических представлений и развитию воображения детей. Например, для описания картинного образа Петра I можно использовать «Стансы» А. С. Пушкина:

 

 

Самодержавною рукой  
Он смело сеял просвещение,  
Не призирал страны родной: 
Он знал её предназначенье. 
 
То академик, то герой, 
То мореплаватель, то плотник, 
Он всеобъемлющей душой  
На троне вечный был работник.

При подготовке текста художественного произведения к воспроизведению на уроке следует продумать, что менее существенное в отрывках следует сократить, какие сделать связки между ними, какие должны быть переходными.

 

Часто тот или иной художественный текст выступает как естественное продолжение рассказа учителя. В нужный момент учитель усиливает собственный рассказ чтением фрагмента художественного произведения. Отрывок не должен быть слишком большим, иначе он может отвлечь от основной идеи урока. Следует сжать большой фрагмент, делая его лаконичным и метким. Перед чтением необходимо дать краткие сведения об авторе и дать собственную оценку произведению. Это удачный момент для пропаганды книги исторического жанра, которая «повышает интерес школьника к произведениям художественной литературы и вырабатывает у него навыки систематического чтения».

 

Стоит отметить еще один из приемов использования художественной литературы на уроках истории - это разбор литературного памятника. Проводится он методом комментированного чтения или развернутой беседы. Эта работа напоминает разбор исторического документа. Источник читается вслух, а затем проводится его анализ по частям, ставятся подготовленные заранее вопросы.

Учитель может провести интегрированный урок истории и литературы, за счет которого исторический материал подробно раскрывается только за счет художественной литературы. На основе подробного анализа текста произведения и его активного цитирования, учитель подробно раскрывает различные аспекты по заданной теме. Готовя подобный урок, следует привлекать учеников, которые, используя содержание книги, представят сообщения по теме, сопоставляю учебный материал с информацией в произведении. Таким образом, ученики приобретут навыки самостоятельной работы с текстом, а также данный урок способствует успешному запоминанию учебного материала в художественных образах. Интегрированный урок можно построить на основе «Петра Первого» А. Н. Толстого, «Князя Серебряного» А. К. Толстого, «Бориса Годунова» А. С. Пушкина и других великих исторических произведений.

На повторительно-обобщающих уроках представляется возможность для работы с художественными произведениями в игровой форме - учащиеся получают отрывок из литературного произведения, по которому должны назвать события или исторического деятеля, а так же все, что известно о событии или данном деятеле, так как произведение заранее читалось учащимися по рекомендации учителя. Пример усложнения задания повторительно-обобщающего урока по теме «Смутное время в России»: предлагаемое задание для учащихся: а) определить, какому историческому лицу посвящен тот или иной литературный отрывок; б) среди предложенных портретов «опознать» персонаж. Такое задание всегда вызывает неподдельный интерес и оживляет урок. Нестандартная форма урока также интересна учащимся. Это может быть и инсценирование событий прошлого, взятых из художественной литературы, мини-проекты и ряд других творческих заданий.

Все эти методические приемы имеют место быть на любом уроке истории. Учитель лишь должен грамотно и умело подобрать наиболее приемлемые из них, исходя из критериев отбора художественного материала и других условий, описанных выше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

1. Использование романа А. К. Толстого «Князь Серебряный» в построении интегрированного урока по истории России и литературе на тему «Опричнина» в 6 классе.

Тема урока: «Опричнина» §25, 6 класс.

Тип урока: Интегрированный урок истории России и литературы.

Цели урока:

  • формирование у учеников навыков работы с художественным текстом;
  • сопоставление научного материала с художественной литературой;
  • усвоение и запоминание исторического материала в художественных образах;
  • формирование историко-научных представлений за счет эффективной работы с художественной литературой;
  • научная пропаганда исторического романа «Князь Серебряный».

Планирование урока заключается, в первую очередь, в заблаговременном привлечении нескольких учеников для помощи в раскрытия материала, а также с целью их обучения работе с художественным произведением: пересказ отрывков, их анализ, чтение некоторых фрагментов текста по ролям и в одиночку и т. д.

Также данный урок предполагает знание темы учениками за счет опережающего чтения текста параграфа учебника. Это нужно для более эффективного усвоения материала при использовании текста романа и «накладывании» на него уже имеющихся знаний детей.

Урок начинается с организующего момента: вступительная речь учителя, объявление темы урока, раздача нужных отрывков из романа или целой книги ученикам и т. д.

После этого учитель зачитывает слова Н. М. Карамзина, которые служат неким эпиграфом к теме, а также постепенно приводят нас непосредственно к самой теме и роману «Князь Серебряный»: «…милость тирана столь же опасна, как и ненависть его;… он не может долго верить людям;… малейшее подозрение, одно слово, одна мысль достаточны для их падения… «О, Царь! Ты велишь нам вместе с тобою пить мед, смешанный с кровию наших братьев, христиан правоверных!» Таков был царь; таковы были подданные! Ему ли, им ли должны мы наиболее удивляться?».

Привлечение произведения на уроке можно начать с пересказа учеником самой первой главы романа под названием «Опричники», где ярко показывается типичная для того периода сцена набега опричников на деревню, их бесчинство и жестокость. После пересказа учеником этой главы учитель обращает внимание ребят на некоторые ее отрывки:

«Новые крики перебили мальчика. Женщины бежали с другого конца деревни…

   - Беда, беда! - кричали они, - опричники! Бегите, девки, прячьтесь в рожь! Дуньку и Аленку схватили, а Сергевну убили насмерть.

   В то же время показались всадники, человек с пятьдесят, сабли наголо. Впереди скакал чернобородый детина в красном кафтане, в рысьей шапке с парчовым верхом. К седлу его привязаны были метла и собачья голова.

   - Гойда! Гойда! - кричал он, - колите скот, рубите мужиков, ловите девок, жгите деревню! За мной, ребята! Никого не жалеть!

   Крестьяне бежали куда кто мог.»

Этот фрагмент романа хорошо описывает те деяния, что совершали приближенные Ивана Грозного над мирным населением того времени, а также атрибутику опричного войска. Учитель может попросить одного из учеников проанализировать отрывок. Также следует задать несколько вопросов для проверки понимания и усвоения материала, а также для привлечения внимания учеников:

  • Почему опричники так бесчинствуют в селении, мимо которого проезжает Никита Романович Серебряный?
  • Почему Никита Романович, приехав в Москву в 1565 г., не знает, что произошло и какую грозную силу представляют собой опричники?

Далее учитель переходит к 7 главе «Александровская слобода», из которой он берет один из отрывков:

 «В сем грозно увеселительном жилище Иоанн посвящал большую часть времени церковной службе, чтобы непрестанною деятельностью успокоить душу. Он хотел даже обратить дворец в монастырь, а любимцев своих в иноков: выбрал из опричников 300 человек, самых злейших, назвал их братиею, себя игуменом, князя Афанасия Вяземского келарем, Малюту Скуратова параклисиархом ; дал им тафьи, или скуфейки, и черные рясы, под коими носили они богатые, золотом блестящие кафтаны, с собольею опушкою; сочинил для них устав монашеский и служил примером в исполнении оного. Так описывают сию монастырскую жизнь Иоаннову. В четвертом часу утра он ходил на колокольню с царевичами и Малютою Скуратовым благовестить к заутрене, братья спешили в церковь; кто не являлся, того наказывали осьмидневным заключением. Служба продолжалась до шести или семи часов. Царь пел, читал, молился столь ревностно, что на лбу всегда оставались у него знаки крепких земных поклонов. В восемь часов опять собирались к обедне, а в десять садились за братскую трапезу, все, кроме Иоанна, который, стоя, читал вслух душеспасительные наставления. Между тем братья ели и пили досыта; всякий день казался праздником: не жалели ни вина, ни меду; остаток трапезы выносили из дворца на площадь для бедных. Игумен, то есть царь, обедал после, беседовал с любимцами о законе, дремал или ехал в темницу пытать какого-нибудь несчастного. Казалось, что сие ужасное зрелище забавляло его: он возвращался с видом сердечного удовольствия; шутил, говаривал тогда веселее обыкновенного. В восемь часов шли к вечерне; в десятом Иоанн уходил в спальню, где трое слепых рассказывали ему сказки; он слушал их и засыпал, но ненадолго: в полночь вставал, и день его начинался молитвою. Иногда докладывали ему в церкви о делах государственных; иногда самые жестокие повеления давал Иоанн во время заутрени или обедни. Единообразие сей жизни он прерывал так называемыми объездами, посещал монастыри, и ближние и дальние, осматривал крепости на границе, ловил диких зверей в лесах и пустынях; любил в особенности медвежью травлю; между тем везде и всегда занимался делами: ибо земские бояре, мнимо уполномоченные правители государства, не смели ничего решить без его воли!».

Это фрагмент романа посвящен подробному описанию молитвы царя, его распорядку дня, а также он характеризует противоречивость личности  Ивана Грозного, проявляющейся сначала в его набожности, а после в пытках над преступниками под его руководством. Ученики должны уловить основную идею данного отрывка, поэтому можно задать такой вопрос: «В чем проявляется противоречивость характера царя?»

Для повторения материала стоит спросить о том, кто такие Малюта Скуратов и Князь Афанасий Вяземский и какую роль они играли в опричнине.

Один из отрывков 8- ой главы «Пир» подробно рисует образ и портрет Ивана Грозного, которые запомнятся ученикам и помогут сформировать представления об эпохе того времени в лице царя:

«Он был высок, строен и широкоплеч. Длинная парчовая одежда его, испещренная узорами, была окаймлена вдоль разреза и вокруг подола жемчугом и дорогими каменьями. Драгоценное перстяное ожерелье украшалось финифтевыми изображениями спасителя, богоматери, апостолов и пророков. Большой узорный крест висел у него на шее на золотой цепи. Высокие каблуки красных сафьяновых сапогов были окованы серебряными скобами. Страшную перемену увидел в Иоанне Никита Романович. Правильное лицо все еще было прекрасно; но черты обозначились резче, орлиный нос стал как-то круче, глаза горели мрачным огнем и на челе явились морщины, которых не было прежде. Всего более поразили князя редкие волосы в бороде и усах. Иоанну было от роду тридцать пять лет; но ему казалось далеко за сорок. Выражение лица его совершенно изменилось. Так изменяется здание после пожара. Еще стоят хоромы, но украшения упали, мрачные окна глядят зловещим взором, и в пустых покоях поселилось недоброе.

Со всем тем, когда Иоанн взирал милостиво, взгляд его еще был привлекателен. Улыбка его очаровывала даже тех, которые хорошо его знали и гнушались его злодеяниями. С такою счастливою наружностью Иоанн соединял необыкновенный дар слова. Случалось, что люди добродетельные, слушая царя, убеждались в необходимости ужасных его мер и верили, пока он говорил, справедливости его казней».

А. К. Толстой красочно описывает внешность Царя в том числе и его одежду, но учитель должен заострить внимание на сравнении царя со «зданием после пожара», которое как бы олицетворяет не только портрет царя, но еще и обстановку времен опричнины. 

Следует задать несколько вопросов:

  • Каким вы представляете себе царя Ивана Грозного, прочитав отрывок?
  • С чем сравнивает А. К. Толстой внешность Ивана IV и почему?

Одним из самых ярких отрывков из «Князя Серебряного», характеризующего жестокость Ивана Грозного можно считать фрагмент главы «Пир», который читает один из учеников:

«Князь встал и, следуя обычаю, низко поклонился царю. Тогда все, бывшие за одним столом с князем, также встали и поклонились Серебряному, в знак поздравления с царскою милостью. Серебряный должен был каждого отблагодарить особым поклоном.      

Информация о работе Методологические основы использования художественной литературы на уроках истории