Методологические основы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:46, контрольная работа

Краткое описание

Методология - учение о методах познания. Методологию можно определить как систему, реализующую три функции:
1) получение, создание нового знания;
2) структурирование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, теоретических идей, теорий;
3) организация использования новых знаний в общественной практической деятельности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура и искусство, быт).

Оглавление

1. Методологические основы менеджмента. Сущность и предмет курса менеджмент.
1.1. Интеграционные процессы в менеджменте
2. Принципы менеджмент
3. Методы менеджмента
4. Литература

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 30.29 Кб (Скачать)

Агентство по управлению имуществом Пермского  края

Государственное образовательное учреждение

среднего  профессионального образования

Пермский  педагогический колледж физической культуры и спорта

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по  МЕНЕДЖМЕНТУ

на  тему «Метологические основы менеджмента»

 

 

 

 

 

 

Валевич Д.Ф.

Специальность 050142

«Физическая культура»

Курс 6

Форма обучения: заочная

Преподаватель:

Савенко Зоя Рушановна

 

 

 

 

Пермь, 2012

Содержание:

1. Методологические основы менеджмента.  Сущность и предмет курса менеджмент.

1.1. Интеграционные процессы в менеджменте.

2. Принципы менеджмента

3. Методы менеджмента.

4. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА.  СУЩНОСТЬ И ПРЕДМЕТ КУРСА МЕНЕДЖМЕНТ.

Методология - учение о методах познания. Методологию можно определить как систему, реализующую три функции: 
1) получение, создание нового знания; 
2) структурирование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, теоретических идей, теорий; 
3) организация использования новых знаний в общественной практической деятельности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура и искусство, быт).

Общими  основами методологии менеджмента являются диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии; абстрагирование, принципы: единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма.

Конкретными основами методологии менеджмента являются: 
- экономические науки: экономическая теория, институциональная экономика, финансы и кредит, бухгалтерский учет, маркетинг, экономическая статистика, мировая экономика и многие другие;

- системный подход - базируется на понятии «система», под которой понимается совокупность связанных элементов, объединенных в одно целое для достижения определенной цели;

- кибернетический подход - исследование системы на основе принципов кибернетики, в частности с помощью представления управления как процессов сбора, передачи и преобразования информации об объекте управления и внешней среде, выявления прямых связей и обратных связей;

- ситуационный подход. Результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга, поэтому  менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют;

- исследование операций – применение математических количественных методов для обоснования решений задач во всех областях целенаправленной человеческой деятельности.

- прогностика – наука о законах и способах разработки прогнозов динамических систем;

- теория принятия решений исследует то, как человек или группа людей принимают решения, и разрабатывает методы принятия решений;

- теория организации, которая отвечает на вопросы: зачем организации нужны, какими они бывают и как создаются, функционируют, изменяются;

- психология, которая изучает закономерности, механизмы и факты психической жизни человека;

- социология, которая изучает общество как целостный социальный организм;

- социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности: поведения человека в социальной организации;

- антропология, которая исследует: происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида.,

- юридическая наука, например, хозяйственное и финансовое право;

- многие другие.

В системе методологии центральное  место занимает подсистема методов  исследования.

Методы – это способы, приемы получения новых и проверки на истинность старых знаний.

Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии.

Предмет изучения курса – способы и процессы воздействия на объект управления.

Термин означает «управление». Наиболее распространенное толкование: Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

Существует несколько понятий  менеджмента, определяющих его как:

1) дисциплину, изучающую процессы управления предприятиями, которая обобщает опыт руково-

дителей и результаты научных исследований, и поэтому полезна как для начинающих, так и для опытных менеджеров;

2) непосредственно процесс управления;

3) аппарат управления, т.е. работники предприятия, занимающие высшие позиции в иерархии организации.

Менеджмент является и наукой, и искусством, т.к. существуют определенные приемы управления. Но они могут быть как эффективны в одних ситуациях, так совершенно непригодны в других. В результате необходимо уметь оценить ситуацию и найти наиболее эффективный метод управления.

Сущность менеджмента заключается в его функциях, основными из которых являются: планирование, организация, мотивация и контроль.

Задачи  менеджмента:

1) тактическая - это поддержание устойчивого

функционирования организации; 2) стратегическая - это развитие предприятия

и перевод его на более высокий и качественно

иной уровень.

Разновидности менеджмента.

1. Производственный менеджмент определяет:

1) оптимальный объем и структуру  выпускаемой продукции; 2) используемые  технологии; 3) рациональный способ  загрузки оборудования; 4) расстановку кадров; 5) управление персоналом; 6) способы разрешения конфликтов и т.д.

2. Снабженческо-сбытовой менеджмент включает:

1) организацию подписания хозяйственных  договоров; 2) закупку, доставку и  хранение сырья, материалов и  комплектующих; 3) хранение и отправку конечной продукции покупателям.

3. Инновационный менеджмент направлен:

1) на управление научно-исследовательской  деятельностью, прикладными разработками; 2) создание опытных образцов; 3) внедрение  инноваций в производство.

4. Маркетинг-менеджмент занимается:

1)исследованием рынков; 2) определением  существующего и потенциального спроса на продукцию; 3) разработкой ценовой и рекламной политики предприятия.

5. Менеджмент персонала занимается:

1) подбором, расстановкой и обучением  персонала; 2) определением методов  мотивации сотрудников; 3) созданием  благоприятного психологического климата на предприятии; 4) улучшением труда и быта работников; 5) налаживанием и поддержанием отношений с профсоюзами.

6. Финансовый менеджмент управляет:

1) созданием бюджета и финансового  плана организации; 2) формированием  и распределением ресурсов фирмы; 3) оценкой сложившегося и перспективного  финансового состояния предприятия;

4) принятием мер по укреплению  финансового положения организации.

7. Эккаунтинг-менеджмент занимается сбором, обработкой и анализом данных о работе организации, их сравнением с предыдущими и плановыми показателями и результатами конкурентов с целью выявления слабых сторон и потенциальных возможностей фирмы.

 

    1. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МЕНЕДЖМЕНТЕ.

Интеграция – процесс объединения усилий различных подсистем для достижения целей организации. Интеграция присуща любой системе, в том числе и человеку.

Важнейшим условием обеспечения эффективности реорганизации  является единство цели как в процессе планирования, так и в процессе организации.

Для того чтобы  достаточно эффективно интегрировать  организацию, менеджеры должны постоянно  иметь в виду общие цели организации  и столь же постоянно напоминать всем сотрудникам о необходимости  концентрировать свои усилия именно на общих целях.

Существует  несколько методов эффективной  интеграции. Выбор подходящего метода интеграции зависит от среды, в которой  этой организации приходится действовать. Один из них, состоит в разработке соответствующих правил и процедур.

Выделяют  внутреннюю и внешнюю интеграцию. Внутренняя интеграция осуществляется собственными ресурсами организации  либо фирмы и затрагивает только ее структурные подразделения.

Внешняя интеграция осуществляется путем объединения  усилий нескольких организаций или  предприятий.

Выделяют  горизонтальную и вертикальную интеграцию.

Горизонтальная  интеграция – это объединение  структурных подразделений одного или нескольких предприятий одного профиля деятельности, позволяющее  объединять ресурсы и достигать  общих целей совместными усилиями.

Вертикальная  интеграция осуществляется путем расширения области деятельности предприятия  с целью снижения издержек и усиления контроля над потоками добавленной стоимости. В некоторых отраслях компании отличаются высокой степенью вертикальной интеграции.

Основные  формы интеграции предприятий, получившие развитие в современных условиях:

1) корпорация – организация, созданная для защиты интересов и привилегий ее участников и образующая самостоятельное юридическое лицо;

2) холдинг – организация, владеющая контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления над ними функций контроля и управления;

3) консорциум – одна из форм объединений, создаваемых на основе соглашения между несколькими банками, предприятиями, компаниями, фирмами, научными центрами, государствами для совместного проведения крупных финансовых операций по размещению займов, акций или осуществлению науко– и капиталоемких проектов, в том числе международных.

Современный менеджмент представляет многообразие форм интеграции, которые организация  может использовать для достижения своих целей.

Полномочия в структуре управления распределяются не всегда равномерно и могут быть по тем или иным причинам сосредоточены преимущественно на верхних, или на нижних ее «этажах». Тогда в первом случае имеет место централизация управленческих полномочий, а во втором их децентрализация. Полномочия в структуре управления распределяются не всегда равномерно и могут быть по тем или иным причинам сосредоточены преимущественно на верхних, или на нижних ее «этажах». Тогда в первом случае имеет место централизация управленческих полномочий, а во втором их децентрализация.

В то же время, не все полномочия могут быть централизованны или децентрализованы. Полной централизации препятствует то, что люди располагают ограниченным временем, знаниями, опытом, квалификацией, могут одновременно решать лишь определенное число проблем и усваивать конечный объем информации. При полной же децентрализации организация может потерять управляемость и попасть в состояние хаоса. Поэтому централизация в одном отношении требует одновременно обратного подхода в другом.

Например, излишнее сосредоточение решения  тех или иных проблем в вышестоящей управленческой структуре приведет к тому, что большинство из них неизбежно будет приниматься на ее нижних этажах. Это не прибавит им качества, зато снизит оперативность и усилит бюрократизацию управления. 
Централизация и децентрализация управления могут развиваться как вширь, так и вглубь. В первом случае речь идет об увеличении числа подконтрольных данному субъекту проблем; во втором — об их более обстоятельной и детализированной проработке, которая в противном случае могла бы осуществляться на нижних этажах управленческой иерархии.

Степень централизации управленческих полномочий определяется следующими обстоятельствами. Прежде всего, необходимостью распределения  дефицитньгх ресурсов и последствиями принятия общеорганизационных решений. Чем они «дороже», тем на более высоком уровне данные вопросы должны рассматриваться.

Далее, задачей обеспечения единообразия в проводимой политике, что при значительной децентрализации весьма затруднительно.

Еще одним фактором, определяющим степень централизации, являются размеры  организации. Чем крупнее фирма, тем сложнее координировать деятельность внутри нее, и здесь возникает  преимущество, горизонтальных связей. Поэтому в крупных фирмах необходима максимальная децентрализация полномочий и разбиение организации на ряд крупных блоков, руководство которых должно быть максимально приближено к уровню, на котором принимаются решения.

 

2.ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА.

Выделяют  следующие принципы менеджмента:

   1. сочетание научности и творчества: заключается в том, что деятельность руководителя основывается на профессиональных знаниях и навыках, но в некоторых случаях в связи с невозможностью их использовать принятие управленческого решения основывается на интуиции или импровизации;

   2. целенаправленность предполагает, что управленческая деятельность должна быть направлена на достижение определенной цели, разрешение создавшихся проблем;

   3. сочетание специализации  и универсальности предусматривает необходимость индивидуального подхода к решению проблемы с одной стороны, а с другой - разрешение проблем является составляющей деятельности организации и строится на общих принципах ее функционирования;

Информация о работе Методологические основы менеджмента