Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:46, контрольная работа
Методология - учение о методах познания. Методологию можно определить как систему, реализующую три функции:
1) получение, создание нового знания;
2) структурирование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, теоретических идей, теорий;
3) организация использования новых знаний в общественной практической деятельности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура и искусство, быт).
1. Методологические основы менеджмента. Сущность и предмет курса менеджмент.
1.1. Интеграционные процессы в менеджменте
2. Принципы менеджмент
3. Методы менеджмента
4. Литература
Агентство по управлению имуществом Пермского края
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Пермский педагогический колледж физической культуры и спорта
Контрольная работа
по МЕНЕДЖМЕНТУ
на тему «Метологические основы менеджмента»
Валевич Д.Ф.
Специальность 050142
«Физическая культура»
Курс 6
Форма обучения: заочная
Преподаватель:
Савенко Зоя Рушановна
Пермь, 2012
Содержание:
1. Методологические основы
1.1. Интеграционные процессы в менеджменте.
2. Принципы менеджмента
3. Методы менеджмента.
4. Литература
1.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Методология - учение о методах познания. Методологию
можно определить как систему, реализующую
три функции:
1) получение, создание нового знания;
2) структурирование этого знания в виде
новых понятий, категорий, законов, гипотез,
теоретических идей, теорий;
3) организация использования новых знаний
в общественной практической деятельности
(обучение, воспитание, производственная
деятельность, культура и искусство, быт).
Общими основами методологии менеджмента являются диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии; абстрагирование, принципы: единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма.
Конкретными основами методологии менеджмента являются:
- экономические
науки: экономическая теория,
институциональная экономика, финансы
и кредит, бухгалтерский учет, маркетинг,
экономическая статистика, мировая экономика
и многие другие;
- системный подход - базируется на понятии «система», под которой понимается совокупность связанных элементов, объединенных в одно целое для достижения определенной цели;
- кибернетический подход - исследование системы на основе принципов кибернетики, в частности с помощью представления управления как процессов сбора, передачи и преобразования информации об объекте управления и внешней среде, выявления прямых связей и обратных связей;
- ситуационный подход. Результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга, поэтому менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют;
- исследование операций – применение математических количественных методов для обоснования решений задач во всех областях целенаправленной человеческой деятельности.
- прогностика – наука о законах и способах разработки прогнозов динамических систем;
- теория принятия решений исследует то, как человек или группа людей принимают решения, и разрабатывает методы принятия решений;
- теория организации, которая отвечает на вопросы: зачем организации нужны, какими они бывают и как создаются, функционируют, изменяются;
- психология, которая изучает закономерности, механизмы и факты психической жизни человека;
- социология, которая изучает общество как целостный социальный организм;
- социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности: поведения человека в социальной организации;
- антропология, которая исследует: происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида.,
- юридическая наука, например, хозяйственное и финансовое право;
- многие другие.
В системе методологии
Методы – это способы, приемы получения новых и проверки на истинность старых знаний.
Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии.
Предмет изучения курса – способы и процессы воздействия на объект управления.
Термин означает «управление». Наиболее распространенное толкование: Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.
Существует несколько понятий менеджмента, определяющих его как:
1) дисциплину, изучающую процессы управления предприятиями, которая обобщает опыт руково-
дителей и результаты научных исследований, и поэтому полезна как для начинающих, так и для опытных менеджеров;
2) непосредственно процесс управления;
3) аппарат управления, т.е. работники предприятия, занимающие высшие позиции в иерархии организации.
Менеджмент является и наукой, и искусством, т.к. существуют определенные приемы управления. Но они могут быть как эффективны в одних ситуациях, так совершенно непригодны в других. В результате необходимо уметь оценить ситуацию и найти наиболее эффективный метод управления.
Сущность менеджмента заключается в его функциях, основными из которых являются: планирование, организация, мотивация и контроль.
Задачи менеджмента:
1) тактическая - это поддержание устойчивого
функционирования организации; 2) стратегическая - это развитие предприятия
и перевод его на более высокий и качественно
иной уровень.
Разновидности менеджмента.
1. Производственный менеджмент определяет:
1) оптимальный объем и структуру выпускаемой продукции; 2) используемые технологии; 3) рациональный способ загрузки оборудования; 4) расстановку кадров; 5) управление персоналом; 6) способы разрешения конфликтов и т.д.
2. Снабженческо-сбытовой менеджмент включает:
1) организацию подписания
3. Инновационный менеджмент направлен:
1) на управление научно-
4. Маркетинг-менеджмент занимается:
1)исследованием рынков; 2) определением существующего и потенциального спроса на продукцию; 3) разработкой ценовой и рекламной политики предприятия.
5. Менеджмент персонала занимается:
1) подбором, расстановкой и обучением персонала; 2) определением методов мотивации сотрудников; 3) созданием благоприятного психологического климата на предприятии; 4) улучшением труда и быта работников; 5) налаживанием и поддержанием отношений с профсоюзами.
6. Финансовый менеджмент управляет:
1) созданием бюджета и
4) принятием мер по укреплению
финансового положения
7. Эккаунтинг-менеджмент занимается сбором, обработкой и анализом данных о работе организации, их сравнением с предыдущими и плановыми показателями и результатами конкурентов с целью выявления слабых сторон и потенциальных возможностей фирмы.
Интеграция – процесс объединения усилий различных подсистем для достижения целей организации. Интеграция присуща любой системе, в том числе и человеку.
Важнейшим условием
обеспечения эффективности
Для того чтобы достаточно эффективно интегрировать организацию, менеджеры должны постоянно иметь в виду общие цели организации и столь же постоянно напоминать всем сотрудникам о необходимости концентрировать свои усилия именно на общих целях.
Существует несколько методов эффективной интеграции. Выбор подходящего метода интеграции зависит от среды, в которой этой организации приходится действовать. Один из них, состоит в разработке соответствующих правил и процедур.
Выделяют внутреннюю и внешнюю интеграцию. Внутренняя интеграция осуществляется собственными ресурсами организации либо фирмы и затрагивает только ее структурные подразделения.
Внешняя интеграция осуществляется путем объединения усилий нескольких организаций или предприятий.
Выделяют горизонтальную и вертикальную интеграцию.
Горизонтальная
интеграция – это объединение
структурных подразделений
Вертикальная интеграция осуществляется путем расширения области деятельности предприятия с целью снижения издержек и усиления контроля над потоками добавленной стоимости. В некоторых отраслях компании отличаются высокой степенью вертикальной интеграции.
Основные формы интеграции предприятий, получившие развитие в современных условиях:
1) корпорация – организация, созданная для защиты интересов и привилегий ее участников и образующая самостоятельное юридическое лицо;
2) холдинг – организация, владеющая контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления над ними функций контроля и управления;
3) консорциум – одна из форм объединений, создаваемых на основе соглашения между несколькими банками, предприятиями, компаниями, фирмами, научными центрами, государствами для совместного проведения крупных финансовых операций по размещению займов, акций или осуществлению науко– и капиталоемких проектов, в том числе международных.
Современный менеджмент представляет многообразие форм интеграции, которые организация может использовать для достижения своих целей.
Полномочия в структуре
В то же время, не все полномочия могут быть централизованны или децентрализованы. Полной централизации препятствует то, что люди располагают ограниченным временем, знаниями, опытом, квалификацией, могут одновременно решать лишь определенное число проблем и усваивать конечный объем информации. При полной же децентрализации организация может потерять управляемость и попасть в состояние хаоса. Поэтому централизация в одном отношении требует одновременно обратного подхода в другом.
Например, излишнее сосредоточение решения
тех или иных проблем в вышестоящей управленческой
структуре приведет к тому, что большинство
из них неизбежно будет приниматься на ее
нижних этажах. Это не прибавит им качества,
зато снизит оперативность и усилит бюрократизацию
управления.
Централизация и децентрализация управления
могут развиваться как вширь, так и вглубь.
В первом случае речь идет об увеличении
числа подконтрольных данному субъекту
проблем; во втором — об их более обстоятельной
и детализированной проработке, которая
в противном случае могла бы осуществляться
на нижних этажах управленческой иерархии.
Степень централизации управленческих полномочий определяется следующими обстоятельствами. Прежде всего, необходимостью распределения дефицитньгх ресурсов и последствиями принятия общеорганизационных решений. Чем они «дороже», тем на более высоком уровне данные вопросы должны рассматриваться.
Далее, задачей обеспечения
Еще одним фактором, определяющим степень централизации, являются размеры организации. Чем крупнее фирма, тем сложнее координировать деятельность внутри нее, и здесь возникает преимущество, горизонтальных связей. Поэтому в крупных фирмах необходима максимальная децентрализация полномочий и разбиение организации на ряд крупных блоков, руководство которых должно быть максимально приближено к уровню, на котором принимаются решения.
2.ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА.
Выделяют следующие принципы менеджмента:
1. сочетание научности и творчества: заключается в том, что деятельность руководителя основывается на профессиональных знаниях и навыках, но в некоторых случаях в связи с невозможностью их использовать принятие управленческого решения основывается на интуиции или импровизации;
2. целенаправленность предполагает, что управленческая деятельность должна быть направлена на достижение определенной цели, разрешение создавшихся проблем;
3. сочетание специализации и универсальности предусматривает необходимость индивидуального подхода к решению проблемы с одной стороны, а с другой - разрешение проблем является составляющей деятельности организации и строится на общих принципах ее функционирования;