Место и роль мебели в эволюции человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования: проследить историю возникновения и развития мебельного производства. Задачи:
Изучить историю производства мебели.
Ознакомиться с основными стилями дизайна и мебели.
Систематизировать исторические сведения о происхождении, становлении и развитии мебельного производства.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………3

Глава 1. Мебельные истории …………………………………………6

Глава 2. История производства мебели в России ………………… 24
Известные русские мебельщики………………………………………..26

Глава 3. Мебель в дизайне интерьера……………………………….27
Мебель: история технологий……………………………………………27
Роль дизайна в развитии технологии производства мебели………….29
Необыкновенная мебель………………………………………………...36
Современный дизайн мебели и интерьера………………………….….39
Новый виток мебельной моды…………………………………………..40
Современные дизайнерские решения в интерьере………………….…42
Стеклянная мебель…………………………………………………….…45
Заключение……………………………………………………….……...49
Список литературы…………………………………………….……….51
Приложение……………………………………………………………...52

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

      Между тем, примерно в то же время, в рамках стилистики бидермейер ставится и успешно решается проблема воспроизведения малыми сериями бытовой мебели довольно сложных очертаний. Когда в конце третьего десятилетия XIX века формируется направление историзма, то возникает острое противоречие между тенденцией серийности мебели и модой, например, на рококо, в котором мебель была штучной, ручного изготовления, исключающего серийность.

       Мебель для сидения - стулья и кресла в стиле рококо особенно материалоемки, поскольку весьма невелико полезное использование массива древесины по сравнению с отходами при изготовлении столярным способом сложных пространственных криволинейных деталей, обработанных резанием и декорированных резьбой. В целом изготовление этих сложных декоративно-пространственных изделий путем столярного соединения множества мелких деталей было чрезвычайно трудоемким, требовало больших затрат времени и высокой квалификации рабочих. Ведь то обстоятельство, что успехи механизации в XIX веке освободили от ручного распиливания сырья на заготовки, не изменило сущности работы квалифицированных мастеров, поскольку они и ранее не были обременены ручной распиловкой древесины - это был удел учеников и подмастерьев. Квалифицированный труд оставался ручным. Чтобы существенно повысить производительность и увеличить тиражируемость, требовалось изменить технологию производства.

Именно эту  задачу поставил перед собой немецкий мебельщик Михаэль Тонет, начав  в 20-е годы XIX века серию экспериментов по взаимодействию дизайна мебели и технологии ее формообразования. Мало сказать, что задача была успешно решена, ибо, посвятив экспериментам полстолетия, всю жизнь, великий новатор оставил своим пятерым сыновьям образцовое предприятие с рационально организованной структурой и четко функционирующими звеньями - от заготовки и воспроизводства сырья до сбыта готовой продукции, с полностью разработанной технологией промышленного производства мебели и методикой изготовления оснастки под разработку нового дизайна продукции. Первоначальной целью Тонета было создание такой технологии, которая позволяла бы тиражировать изделия с пластичными абрисами в соответствии со стилевым направлением своего времени. Сопоставление основных очертаний типичных стульев в стиле бидермейер со стульями в стиле второго рококо и тонетовского стула обнаруживает совпадение их очертаний. Тонетовский гнутый стул - это квинтэссенция функциональной пространственно-пластической композиции, очищенной от суеты украшательства в каком-либо стиле. Поэтому он занял достойное место в ряду образцов "вневременного дизайна".

         Следует вспомнить, что М.Тонет начинал свои эксперименты с попыток разработать технологию производства гнутоклееной мебели. Но поскольку технология вначале, как и было принято, разрабатывалась "под образец" с учетом требований стилистики, а первоначальные образцы мебели Тонета имели петлеобразные изгибы, в которых слои шпона, проклеивались плохо, то разработать для массового производства достаточно простую оснастку ему не удалось. К концу 30-х годов XIX века Тонетом была изготовлена лишь небольшая партия этих стульев. Для серийного производства потребовалось бы разработать сложное прессовое оборудование. Обнаружив опытным путем, что с помощью ручных струбцин пакеты шпона проклеиваются плохо, Тонет переключился на разработку технологии промышленного производства гнутой мебели из массива древесины, пластифицированной горячим паром, в чем, как известно, и преуспел. Оснастка с применением струбцин оказалась в этом случае достаточной и целесообразной.

           Успешная серия опытов по технологии формообразования серийной гнутоклееной мебели состоялась ровно через сто лет после первых экспериментов Тонета, в период, когда в ряде отраслей промышленности уже стало применяться прессовое оборудование. Финский архитектор Альвар Аалто в 1930 году спроектировал штабелируемый стул с цельноформованным гнутоклееным блоком сиденье-спинка на консольном трубчатом основании. Нам неизвестно, знал ли Аалто об опытах Тонета с гнутоклееной древесиной или о выданных в США в 1870-е годы патентах на производство гнутоклееных конструкций из древесины. Реально предположить, что он просто перенес в производство мебели передовую технологию из такой важной отрасли финской промышленности, как производство лыж. Но чтобы применить эту технологию в мебельном производстве, потребовалось опытным путем изучить возможности формообразования с изгибами в одной, двух и трех плоскостях, а также определить границы упругих и несущих свойств гнутоклееных конструкций. Вместе с единомышленниками Аалто создает опытное предприятие "Артек", на котором параллельно велись разработки дизайна изделий и совершенствование технологии их производства. Важно отметить, что гнутоклееные конструкции были применены не только как средство создания пластического рисунка формы, но и как формы, функционально соответствующие человеку в положении "сидя" и как экономически эффективные конструкции. "Артек" производит по проектам Аалто серии табурета, стульев и кресел, ставшие классикой мебельного дизайна.

XX век, который  уже вошел в историю как  индустриальная эпоха, дал многочисленные  примеры целенаправленной разработки  мебельного дизайна на основе  заданной технологии, перенесенной  из других областей промышленного  производства. Применение новых и модифицированных материалов, необычных для мебели технологий позволило увеличить число архетипов мебели, внести разнообразие в композиционные приемы формообразования мебели. Особенно плодотворным оказался период середины века, когда инновации в области технологии формообразования мебели следуют одна за другой. Так, Эро Сааринен, перед которым стояла задача проектирования мебели с ориентацией на сырье и технологию в авиационной промышленности, создал свои первые образцы пластмассовых стульев и кресел на единой опоре, совершенно отойдя от привычного архетипа мебели для сидения. На вопросы о том, как ему удалось сделать такое открытие в области формообразования, которое первоначально воспринималось многими как эпатаж, Сааринен отвечал, что хотел убрать из интерьера путаницу ножек, придать стулу цельность формы. Сейчас единая опора для стульев и кресел воспринимается не просто как обычная, но как совершенно необходимая для устройства, например, подъемно-поворотного механизма. Надо отметить, что форма, разработанная Саариненом, полностью отвечает свойствам материала и технологии изготовления. Еще один пример новаторства в мебельном дизайне - создание скульптором Гарри Бертойя мебели из тонких металлических прутков с применением точечной сварки. Эта необычная и легкая на вид сетчатая мебель тоже стала прототипом для последующих многочисленных модификаций. Эти примеры убеждают, что взаимодействие дизайна и технологии дает наивысший эффект, открывая новые направления в формообразовании мебели.

Перенесение в  мебельное производство технологических инноваций из других, более развитых в техническом отношении отраслей промышленности, несомненно, можно рассматривать как вариант предыдущего подхода. Перспективное направление мебельного дизайна - минимализм - опирается на взаимодействие дизайна и технологий, перенесенных из автомобильной промышленности. Результаты порой таковы, что, обеспечивая максимальный комфорт, авангардная мебель напрочь опрокидывает традиционное представление о тектонике и конструкции.

Таким образом, следование одной из главных заповедей дизайна - "проектировать технологично" - имеет смысл, когда требуется модификация известного продукта по имеющейся технологии. Совершенствование технологии способно повысить потребительские свойства изделий, достичь определенного уровня экономической эффективности. Но существенные технологические инновации всегда связаны с новаторством в области мебельного дизайна, без этого немыслимо развитие технологии производства мебели.

     Интенсивное развитие новых технологий к середине XX века позволило решить одну из важнейших проблем человечества - обеспечение тиражируемыми, экономически эффективными товарами массового спроса.

Совершенствование уже освоенных и создание новейших технологий в XXI веке обещает решение  следующей задачи, тенденция, к постановке которой уже очевидна. Ибо в структуре спроса начинает доминировать тяготение к индивидуальности как реакция на тот нейтральный, интернациональной стиль мебельного дизайна, который сформировался под влиянием условий тиражируемости. Высокотехнологичное производство способно выпускать индивидуализированную продукцию за счет модификации элементов больших дизайн-программ на основе единой технологии. Но парадокс заключается в том, что индивидуализированную продукцию даже проще сейчас выпускать на тех небольших производствах, которые образовались у нас на базе бывших больших комбинатов, и это хороший шанс для них.

       Сейчас, похоже, складывается благоприятная для мебельщиков конъюнктура, составной частью которой становится рост платежеспособного спроса на мебель. Состоявшееся разукрупнение отечественного производства мебели делает его более гибким и способным создать такое стилевое и ассортиментное разнообразие, которое сможет полностью удовлетворить спрос за счет продукции отечественных предприятий. Однако выпуск компилятивной продукции создает ситуацию, когда "за Державу обидно". Одним из условий успеха отечественных предприятий, кроме достижения технического качества, остается дизайн продукции. Странно выглядит участие в международных выставках с компилятивной продукцией и откровенным плагиатом. Кроме того, наметилась тенденция устойчивого роста слоя покупателей-заказчиков не только со средствами, но и с хорошим вкусом.

       Взаимодействие дизайна и производства, точнее - отсутствие такого взаимодействия, остается болевой точкой. Поиск форм и создание правовых норм сотрудничества дизайнера с производством продолжает быть актуальной темой.

Необыкновенная  мебель 

     Различные периоды времени рождали моду на вещи, которые потом оставались в обиходе почти всех поколений потомков. Но были посреди множества типовых предметов те, которые, если не исчезали совершенно, то становились антикварной редкостью. И ценны они были, прежде всего, даже не тщательностью отделки либо дороговизной материалов, а своими конструктивными чертами либо необычностью форм. Такую мебель чаще встретишь в домах людей неординарных, любящих окружать себя необычными вещами. Эти люди не коллекционируют антиквариат, а просто стремятся сделать интерьер в собственном доме непохожим на остальные, при этом так непохожим, что мебель из их домашней обстановки произведена когда-то мастером как продукт штучный, может быть по специальному заказу. 
      К примеру, металлический кованый сундук с бронзовыми накладками. Когда-то во времена средневековых французских рыцарей этот сундук, может быть, заказали для приданого дочери авторитетного вельможи. А, быть может, он пригодился богатому дворянину, решившемуся покинуть собственный укрепленный замок ради поездки в «дальние» страны (на иной конец Европы, к примеру). Этот сундук служил бы красивым дорожным сейфом для ценностей: предосторожность совсем не лишняя в то неспокойное время. 
 
Сейчас, спустя много поколений, потомки той давней жены либо графа обновили сундук, сделав из него уникальный диванчик без спинки, но с красивым кожаным сиденьем. А чтоб в интерьере современного дома он не заскучал, можно украсить стену панно. Оно именуется «Нотр дам» и изготовлено под старинную мраморную плиту со средневековым орнаментом и золотыми дубовыми листьями. 
      Интересный комод сделал британский краснодеревщик. Заказчик его был большой оригинал: предпочитал выставить напоказ содержимое комода, потому отказался от идеи обыденных древесных створок-дверей. Но и стекло показалось ему довольно тривиальным, а вот кованая сетка в виде переплетающихся лиан с редкими серебряными листьями-цветами оказалась заказчику по вкусу. Вышел превосходный экземпляр, но самое увлекательное, что он успешно вписывается в интерьер современного дома и смотрится как элегантная, необыкновенная вещь. В обстановке нашего времени этот раритет, как реальный британский лорд, не теряет плюсы и благородства. 
      Если уж речь зашла о комодах, то рассмотрим очередной необыкновенный экземпляр родом из Страны восходящего солнца. Это современная дизайнерская работа и его очертания не характерны для приземистой мебели востока, а странноватые, но изящные ноги-ходули придают всему силуэту хрупкость и легкость. 
       В наши дни необыкновенные вещи появляются не только в безудержном полете фантазии узнаваемых своими уникальными работами дизайнеров. Вот, к примеру, полностью обыденный типовой, комод, покрытый черным лаком. Лаконичный и серьезный, он стал бы красивым дополнением монохромного минималистского интерьера, если б не «надстройка» в виде полок. Сейчас проблемно даже сказать комод ли это, прикидывающийся этажеркой, либо этажерка, претендующая на звание комода.  
         Столы тоже бывают нестандартной конструкции. Еще египтяне стали делать ноги у мебели в виде звериных лап, римляне отправь далее, создав мебель из мрамора с точеными деталями в виде скульптур. Они же выдумали и одноногий стол с фигурной «ногой» -опорой. С тех пор, каких лишь ног не было у стола: и с лапами сокола и в виде изящной женской ножки. А вот экземпляр с опорой в виде большой золотой кисточки. Таковой стол органично дополнят томные шелковые портьеры на подкладке с жаккардовым узором, подхваченные витым золотым шнуром с кистями. 
      Для тех, кто роскоши предпочитает стильную графичность темных силуэтов и четких линий, подойдет стол на «колесах». Его круглые ножки легки и изящны, а сам столик станет украшением современного интерьера. 
     Продолжим тему диванов. Изящный диванчик (или оттоманка, или рекамье) очевидно «пришелец» из прошедшего, его формы, подушечки с кистями и барственная утонченность выдают в нем благородное происхождение. Он мог украшать собой салон великосветской модницы начала прошедшего века, когда томная мебель уже вышла из моды, и её сменила хрупкая с виду мебель на гнутых легких ножках. Это был период модерна, в то время ценились тонкость эмоций, изящество одежды, мыслей и домашней обстановки. 
        И очередной редкий гость в обстановке современного дома: это мохнатое и комфортное кресло, далекий потомок скамеек, которые стояли у каминов в замках позднего средневековья. Оно так же покрыто мехом, как и столетия назад, но сейчас это уже больше дань современной моде, чем, как у его предка, защита от сквозняков и сырости каменных залов. 
         В необычном дизайне был выполнен шкаф, который больше похож на произведение искусства, так тонко и кропотливо он расписан, так успешно, с огромным вкусом выбран его спектр. Этот шедевр не из иной эры, а с другого континента: его создал и расписал марокканский мастер. Сдержанный спектр берберских узоров смешивается в нем с узкой инкрустацией различными сортами дерева и перламутром. Этот шкаф-шедевр так выразителен, что даже ежели его окружить белоснежными стенками и мебелью с белоснежной обивкой, обстановка в целом все равно будет совсем наряженной и необыкновенной. 
     Вот такие они - редкие и необыкновенные вещи, появляясь, время от времени случаем в нашем доме (достались по наследству, к примеру, либо куплены «по случаю»), они подчиняют себе окружающее место, заново расставляют в нем акценты, и придают интерьеру колоритную особенность.

        В настоящее время эксклюзивная мебель достаточно актуальна у потребителей. В основном ее производят на заказ, а, следовательно, даже самые взыскательные покупатели могут воплотить в жизнь свои особые запросы. 

Современный дизайн мебели и интерьера

        Основные моменты создания интересных интерьеров сегодня определяются многими критериями. Одно из понятий "дизайн" подразумевает тщательный подбор всех аспектов (материалы отделочные, мебель, свет, аксессуары), что все вместе и дает стильный интерьер.

Не маловажным, а за частую и основным критерием  создания интерьера является его  пригодность для жилья. Встречаются такие дизайн - проекты, где во главу угла ставиться красота интерьера, при этом ущемляется его функциональность и пригодность для жилья. И если камерность интерьера вызывает у человека ощущение, что он живет на витрине магазина торгового центра - то это не лучший проект, даже притом, что он очень красивый и стильно выдержан до мелочей. Потому что интерьер, в первую очередь создается для человека, который в нем будет жить. Одна из главных задач дизайнера интерьера создавать не просто красивую среду обитания человека, но и комфортную и функциональную для обитания.

      Представленные на сегодняшнем рынке материалы, технологии и услуги позволяют создавать комфортное, красивое жилище. Причем стоить отметить и такой не маловажный фактор как наличие материалов с одинаковой функциональной нагрузкой и разной ценой. Жилище с дизайном интерьера, достойного глянцевой обложки журнала, не обязательно должно быть создано исключительно с применением дорогих материалов, мебели, предметов интерьера. Зачастую слепое применение только дорогих, но не сочетающихся между собой по стилистике и цвету компонентов интерьера только губит весь проект.

       Важной задачей для дизайнеров по интерьеру и мебели является разработка новых форм предметного мира, окружающего человека. Технологии разработки и получения новых материалов находятся постоянно в поступательном движении вперед, и часто бывает так, что только дизайнер может найти конкретное применение новому материалу. Довольно часто, как показывает практика, и вроде уже далеко не новые материалы получают новое звучание в интерьере после усилий дизайнеров.  

Новый виток мебельной моды.

      Все развивается по спирали, и сейчас мы выходим на новый виток престижных и актуальных тенденций в мире мебельной моды. 
    В 1990-е годы почву из-под изящных ножек классического шкафа выбили так называемые шкафы-купе – эргономичные конструкции, в миг завоевавшие популярность. Основное достоинство новейших систем хранения — красивая экономия места, способность вписаться во всякую нишу, угол, либо неверное место, которое можно считать строительным недоразумением. Но можно ли назвать это волшебство прогресса настоящей мебелью? 
   Прошло время, и шкафы-купе приелись. Вышло закономерное возвращение к классическим и смешанным интерьерам. Брать обыденный, обычный шкаф снова модно и престижно. Раздельно стоящие платяные шкафы в большинстве собственном изготовлены из массива (ель, сосна и др.). Осознано приобретается сейчас не совершенство технической мысли (гардеробы), а старомодность и комфорт, с запахом расчудесным дерева. Человек приобретает комфорт, эмоциональный и зрительный удобство, имеющий право доминировать, невзирая на небольшие недочеты. 
      Итак, классический шкаф не просто имеет право занят достойное место в современном интерьере! Он  функционален и прекрасен. Он делает место наиболее живым и домашним. 
     При желании этот предмет интерьера,  нужная мебель может стать реальным украшением дома. В артистических домах стали популярны крашеные, состаренные или расписные шкафы и шкафчики. Тем, кто пока еще не созрел до шкафа арт - объекта, адресованы изделия «под старину. Эту мебель в течение нескольких дней можно перевоплотить в эксклюзивные изделия использую новые технологии старения мебели. Покрыть патиной, сделать лессировку, сымитировать следы жучков. 
    Не стоит отрешаться от шкафа, если вы подыскиваете хранилище книжкам, посуде или каким-либо коллекциям. Открытые, остекленные системы хранения — одна из любимых тем современных дизайнеров. 
      Опытная декоративная отделка, с учетом стиля интерьера может сделать комнаты комфортными, самобытными и совсем элегантными.
 
 
 
 

Информация о работе Место и роль мебели в эволюции человека