Место и роль мебели в эволюции человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования: проследить историю возникновения и развития мебельного производства. Задачи:
Изучить историю производства мебели.
Ознакомиться с основными стилями дизайна и мебели.
Систематизировать исторические сведения о происхождении, становлении и развитии мебельного производства.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………3

Глава 1. Мебельные истории …………………………………………6

Глава 2. История производства мебели в России ………………… 24
Известные русские мебельщики………………………………………..26

Глава 3. Мебель в дизайне интерьера……………………………….27
Мебель: история технологий……………………………………………27
Роль дизайна в развитии технологии производства мебели………….29
Необыкновенная мебель………………………………………………...36
Современный дизайн мебели и интерьера………………………….….39
Новый виток мебельной моды…………………………………………..40
Современные дизайнерские решения в интерьере………………….…42
Стеклянная мебель…………………………………………………….…45
Заключение……………………………………………………….……...49
Список литературы…………………………………………….……….51
Приложение……………………………………………………………...52

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

   В советские времена вся промышленность находилась в ведении государства. Она производила массу полезной продукции, но вся она была стандартной. На самом деле история изготовления мебели в России - это очень интересный вопрос, так как он связан со многими факторами, серьезно повлиявшими на конечный результат.  

Первые попытки  отхождения от стандартов появились  при появлении частного предпринимательства. Правда, они были связаны, скорее, с  продажей мебели, а не с ее производством. На тот момент магазины стали наполняться  изделиями из ближнего зарубежья. Они помогли россиянам получить часть незабываемого удовольствия, так как обстановка в домах стала все сильнее меняться. Наконец, население ощутило настоящую радость от приобретения обстановки, способной изменить все взгляды на окружающий интерьер. Хотя это продолжалось не так долго, ведь дизайнерские проекты не существовали, поэтому обстановка квартиры все равно подбиралась «на глазок», а также исходя из финансовых возможностей. Кстати, именно в то время начался настоящий переворот в мебельной промышленности. 

Частные предприятия появлялись, как грибы после дождя, и они сразу старались привлечь максимум клиентов. На тот момент финансовая ситуация не позволяла населению приобретать новую обстановку, так что их нужно было сильно заинтересовать интригующим предложением. Для этого потребовалось обновление ассортимента, что привело к изменению технологий производства. Они подверглись настоящему испытанию, ведь пришлось подбирать специалистов. Так появились многочисленные мелкие предприятия, где осуществлялось производство мебели. Первыми популярными моделями стали наборы мягкой мебели, потому что это направление сильно страдало в советские времена. Изготовители не стали поначалу открывать огромные салоны, а ограничились работой на заказ. Это был первый шаг в будущее, когда потребитель сам мог подобрать различные особенности своей покупки. При этом сроки изготовления были минимальными, что больше всего привлекало клиентов.  

Далее предприятия  стали расти, что привело к  обновлению ассортимента всех магазинов. Они стали появляться повсеместно, предлагая минимальные цены из-за прямого сотрудничества с изготовителями. Выбор мебели стал колоссальным, и никто из россиян не стал вспоминать про мелкие фирмы. Они сами собой пропали, канув в прошлом. Причем постепенно расширялись предлагаемые услуги, в результате чего появилась мебель на заказ. Это был смелый шаг, давший замечательные результаты всем магазинам и потребителям. Затем родилось изготовление встроенных шкафов купе и заказ прихожих, ставших настоящим открытием новой России. Население получило полный спектр услуг и замечательных товаров, способных преобразить интерьер любой квартиры или дома до неузнаваемости. Так что развитие мебельной промышленности в России было долгим и сложным, хотя современный результат превзошел все ожидания многочисленных покупателей. 
 

Известные русские мебельщики 

         Из русских мастеров наиболее  известен Андрей Иванович Тур (1790-1866), в 1811г. он основал собственную фабрику. По рисункам архитектора К. И. Росси в стиле русского ампира работал Василий Иванович Бобков (1779-1855). Проекты мебели создавалимногие известные архитекторы: Л. Руска, А. Н. Воронихин, Дж. Кваренги.  
        В
Петербурге на рубеже XVIII-XIX вв. в значительном количестве производили и «английскую мебель» красного дерева по гравюрам из альбомов Т. Чиппендейла и Дж. Хэпплуайта. Такую мебель делали охтинские мастера, «ее можно было купить в лавках Гостиного двора, но в ней не было ничего английского» (А. Кучумов). Гарнитур мебелидля Белого зала Михайловского дворца по рисункам Росси в стиле русского ампира - резного дерева с позолотой и обитой ярко-синим шёлком - также выполнили охтинские мастера.

Для «итальянизирующего»  ампира Росси характерно использование  так называемого французского лака. Дерево покрывают слоем левкаса (смеси мела, глины и масла), просушивают, после чего полируют до матового блеска слоновой кости. Белый фонлевкаса хорошо гармонирует с рельефными позолоченными деталями и яркой обивкой. Для Елагина дворца по рисункам Росси в петербургской мастерской И. И. Баумана в 1819-1822 гг. изготовили гарнитур из темного клена с небольшими вызолоченными бронзовыми розетками. В первой трети XIX в. успехом продолжала пользоваться мебель мастерской братьев Гамбс, а также мебель из светлой карельской березы и похожей на нее древесины тополя. Под тонким слоем светлого лака это дерево дает красивый охристыйтон, испещренный мелкими темными завитками текстуры.

        Мебель карельской березы не сочетали с золоченой бронзой, а дополняли деталями матово-черного тонированного дерева и тонкими латунными обрамлениями. В моду входили небольшие туалетные столики, диваны с высокими спинками, бюро, кресла с типичными для русской мебели спинками «корытцем» или локотниками в форме лебединых шей. 

Глава 3. Мебель в дизайне интерьера.

Мебель: история технологий

      Растущее разнообразие мебельного ассортимента влечет за собой и возникновение новых технологических процессов изготовления мебели, и изменение существующих.

Сегодня существует огромное разнообразие видов  мебельных изделий. Мебель различается:

  • по назначению: бытовая – для гостиной, спальни, детской и подростковой комнат,  для кабинетов,  кухонь, прихожих, столовых, для отдыха (мягкая); гостиничная; корабельная; для поездов; для самолетов; для общественных зданий; офисная; садово-парковая;
  • по материалам, из которых она изготовлена, и по способам изготовления: из массивной древесины, из плитных материалов, металлическая, пластмассовая, стеклянная; гнутоклееная, плетеная;
  • по конструкции: корпусная, встроенная, решетчатая;
  • по стилям, видам отделочных материалов и т. д.

    Этот перечень не претендует на точность классификации мебельных изделий и не охватывает всего разнообразия, которое постоянно пополняется появляющимися на рынке предложениями разработчиков мебели. Ведь производители стремятся не только удовлетворить высказываемые требования покупателей, но и выполнить скрытые пожелания потребителей. Поэтому не все предложения новых видов мебели приживаются на рынке − если новшества не отвечают ожиданиям покупателей, то они не станут платить за ненужную вещь.

     Древнейшая мебель создавалась  при строительстве жилища и была неподвижной (сегодня её назвали бы встроенной). Современное понимание мебели связано с возможностью передвигать изделия по помещению при обустройстве жилища. Что, разумеется, не исключает и варианты встроенных шкафов, столов, полок и т.п.

Переходу  мебельного производства на промышленную основу способствовали:

  • применение металлической крепежной фурнитуры;
  • появление оборудования, позволяющего уменьшить долю ручного труда;
  • использование фанеры и столярных плит в конструкциях;
  • заимствование из машиностроения принципа взаимозаменяемости, то есть соблюдение требований к точности изготовления деталей (в виде предельных отклонений размеров), позволяющее собирать мебель без предварительной подгонки.

Наиболее  значительное развитие мебельные технологии получили во второй половине XX века. И на темпы, и на направления этого развития оказывало большое влияние появление новых и совершенствование используемых материалов для мебельных изделий.

     Следующий этап серьезного развития мебельных технологий пришелся на период появления на рынке древесно-стружечных плит, облицованных пленками на основе бумаг, пропитанных смолами. В России такие плиты называются ламинированными. Стало возможно не думать об операции облицовывания пластин и об отделке защитно-декоративными материалами.

С начала широкого использования ламинированных ДСтП в мебельном производстве прошло больше 30 лет. Технологии совершенствовались, сам материал изменялся: появилось много разнообразных рисунков и текстур, а также плиты, облицованные пленками, пропитанными меламиновыми смолами, которые более стойки к механическим воздействиям.

      На дальнейшее развитие технологий и конструкции мебельных изделий, безусловно, повлияло и появление плит МДФ. Их плотная однородная структура позволила облицовывать детали тонкими материалами без дополнительной подготовки основы, а способность равномерно впитывать лакокрасочные материалы дала возможность покрывать поверхности глянцевыми эмалями.

     А способность ДБСП «постформироваться» (при нагреве его можно изгибать) позволила разнообразить конструкцию таких деталей мебели, как столешницы и фасады. Так возникла новая операция − постформинг.

    Стоит отметить и такой широко применяемый облицовочный материал, как пленки ПВХ, которыми облицовывают мебельные поверхности в вакуумных прессах.

     На современном этапе меняется и концепция мебельного производства, которое теперь стремится удовлетворить разнообразные желания потребителя.

    Процесс развития технологий  и организации мебельного производства вплотную подошел к изготовлению изделий по индивидуальному заказу потребителя, но теперь на высокопроизводительной автоматизированной основе. Передовые мебельные предприятия уже работают по этим современным принципам.

Роль дизайна в развитии технологии производства мебели

      Движущими силами в развитии технологии мебельного производства выступают дизайн и экономическая эффективность. Под экономической эффективностью в данном контексте понимается увеличение выхода продукта при стабильно высоком качестве и уменьшении трудозатрат. Дизайн рассматривается как вид творческой деятельности, направленной на проектирование нового промышленного продукта с учетом взаимодействия функциональных, технических и эстетических требований и как результат этой деятельности.

         Связь дизайна и технологии формообразования мебели прослеживается на всем протяжении истории мебели. Характерно, что на протяжении веков приоритетной оставалась художественная сторона, особенно когда требовалось создать выразительный художественный образ, то есть подчеркнуть в изделии мебели общественный и имущественный статус заказчика. Ярким примером могут служить табуреты с точеными ножками из Древнего Египта. В период их изготовления не было токарного станка, детали правильной точеной формы вырезались вручную и лишь почти тысячу лет спустя будет изобретен токарный станок, облегчающий получение правильной формы тел вращения. Это пример приоритета дизайна во взаимодействии дизайна и технологии.

       Любопытным примером связи формы и технологии формообразования при сохранении приоритета художественного начала служит корпусная мебель периода рококо. В комодах типа "бомбэ" приоритет формы несомненен. Разработка трудоемкой технологии изготовления корпусной мебели с поверхностями сложной кривизны и особые приемы их фанерования - следствие устойчивого представления об идеальной тектонике корпусной мебели в середине XVIII века. Это дорогая парадная мебель штучного изготовления, отвечающая имущественному и общественному статусу заказчика. Разработка технологии велась "под проект".

         В более утилитарных предметах бытовой мебели технология изготовления подчинена, прежде всего, функциональным требованиям. Ярчайший пример "хорошего дизайна" в истории мебели - голландские бытовые стулья XVII века. Их изготовители применили (очевидно, впервые) технологию изготовления гнутых клееных деталей для поперечных элементов спинки. Эти горизонтальные детали спинки склеены из двух слоев толстого пиленого шпона с одновременным изгибом. Задние точеные ножки, переходящие в стойки спинки, выточены вручную, без применения токарного станка. Они имеют изгиб в нижней части, и по направлению волокон древесины видно, что изгиб получен не гнутьем, а резанием, то есть испытанным веками способом.

           Приоритет формы над технологией традиционно был настолько силен, а художественная форма порой обретала такие черты новизны и повышенной пластики, что намного опережала развитие технологии, как бы призывая ее следовать этому развитию, догонять его. Особенно ярким примером такого опережения уровня художественного пластического формообразования над уровнем технологии производства может служить мебель по рисункам архитектора К.И.Росси. Мебель для сидения, спроектированная Росси, не только стилистически связана с архитектурой, но пластически отвечает сложной пластике человеческого тела. При этом архитектор, очевидно, не был озабочен, каким технологическим способом будет воплощен этот проект, будучи абсолютно уверен в мастерстве российских столяров. И, надо отметить, не ошибся, поскольку часть этой мебели, постоянно эксплуатируемая, продолжает служить для отдыха посетителей в залах Гос. Эрмитажа, демонстрируя наряду с художественным совершенством завидную прочность. В основу проекта Росси взял традиционную форму мебели русского классицизма - форму "корытца", как бы вырезав из нее лишний материал, отчего линии пластического абриса необыкновенно красиво разворачиваются в трехмерном пространстве.            Мебельные мастера выполнили эти сложные формы столярным способом, пользуясь шаблонами и приспособлениями для воспроизведения соединений вручную при изготовлении значительной партии одинаковых изделий.

Информация о работе Место и роль мебели в эволюции человека