Место и роль мебели в эволюции человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования: проследить историю возникновения и развития мебельного производства. Задачи:
Изучить историю производства мебели.
Ознакомиться с основными стилями дизайна и мебели.
Систематизировать исторические сведения о происхождении, становлении и развитии мебельного производства.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………3

Глава 1. Мебельные истории …………………………………………6

Глава 2. История производства мебели в России ………………… 24
Известные русские мебельщики………………………………………..26

Глава 3. Мебель в дизайне интерьера……………………………….27
Мебель: история технологий……………………………………………27
Роль дизайна в развитии технологии производства мебели………….29
Необыкновенная мебель………………………………………………...36
Современный дизайн мебели и интерьера………………………….….39
Новый виток мебельной моды…………………………………………..40
Современные дизайнерские решения в интерьере………………….…42
Стеклянная мебель…………………………………………………….…45
Заключение……………………………………………………….……...49
Список литературы…………………………………………….……….51
Приложение……………………………………………………………...52

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

     Чиппендейл создал легко узнаваемые стулья с характерной решетчатой спинкой. Однако другие виды мебели работы Чиппендейла также имеют свои характерные отличительные признаки. Комод Чиппендейла имеет громадное количество ящичков и традиционные ножки-кабриоли с орлиными когтями, сжимающими шар.

     Томас Чиппендейл - автор, пожалуй, самых величественных книжных шкафов. Готика, шинуазри и классицизм - стили, оказавшие влияние на работы этого мастера-краснодеревщка.

    Прошло немало лет прежде, чем книжный шкаф в том современном виде, в котором мы его сегодня представляем, прочно стал необходимым предметом интерьера дома. Ранее люди предпочитали хранить книги в сундуках, бюро и секретерах. Иногда мебельщики просто увеличивали в размерах бюро или секретеры, поэтому можно было встретить такие образцы мебели, как например секретер - книжный шкаф.

        Книжные шкафы другого крупного мебельного мастера XVIII века Джорджа Хепплуайта просты по построению, но формы их, в зависимости от назначения, варьируются в широких пределах. Среди них есть двух- и трехъярусные книжные и иного назначения шкафы, у которых нижние ярусы имеют три и более ящика, либо две дверцы посередине и ящики по сторонам.

         В эпоху Директории люди много читают, отсюда и повышенный спрос на книжные шкафы и секретеры. Книжные шкафы, вслед за остальной мебелью той эпохи, смотрят в сторону стиля ампир, и имеют простые, облегченные объемы и прямые ножки; карнизы поддерживаются колоннами, а чаще всего пилястрами, завершающимися бронзовыми капителями. Стиль ампир обогатил мебельные формы и рядом новых типов шкафов - горка, обработанный трельяжем книжный шкаф, состоящий из нескольких частей.

     Кровать, а точнее ее история, берет свое начало несколько веков тому назад, почти в один период с появлением homo sapiens. Обитая в девственной природе и ища себе жилье в подземных пещерах, непроходимых джунглях или степях, наш предок все время прилагал максимум усилий, чтобы сделать удобное, защищенное и теплое место для сна. В давние времена вместо кровати человек использовал листья, растения, шкуры зверей. Со временем человек стал изготавливать кровати. В настоящий момент уже не представляет секрета то, что для обустройства первой кровати наш предок использовал специально подготовленные камни.

       Кровать ассирийцев и вавилонян напоминала ложе египтян, и была подобна современной софе с подушками-валиками, на которые можно было облокачиваться. Этот очень простой предмет мебели, однако украшали подушками, бахромой, кистями. Ассирийцы накрывали кровати покрывалами, дорогими тканями, стремясь произвести впечатление, что это роскошная кровать. Пророк Амос уверял, что у вавилонян и ассирийцев были даже кушетки из слоновой кости. Такое неслыханное богатство и в древнем мире, конечно, было редким и долгое время непревзойденным. Немногим известно, что кровать с балдахином является ассиро-вавилонским наследием. Известный из Библии вавилонский полководец Олоферн, убитый Юдифью, спал в кровати с колоннами и балдахином. Текстиль широко использовался для отделки мебели, начиная с москитных сеток, закрывавших кровать, до пышных обивочных материалов. 
       Приблизительно в IV веке до н. э. язык художественных форм подвергся глубоким изменениям. Греческие элементы смешались с индийскими формообразующими элементами, в результате чего возник своеобразный новый мир форм. В этот период претерпели изменения и формы мебели. Широко распространена низкая примитивная кровать-каркас на четырех ножках с пропущенными через них опорами. Плоскость для лежания была плетеной. Такие кровати изготавливали из дорогого материала и пышно украшали.

         Интересную форму в доме китайцев имела парадная кровать. В жилищах была и более упрощенная мебель для сидения, а также специально для курильщиков опиума простые ложа наподобие кровати, на две персоны, не отличавшиеся удобством.

           Японцы спали не на кровати, а на циновке с красивым узором, на которую клали тонкий, набитый хлопком матрац. Вместо подушки, как и древние египтяне, они использовали деревянную подставку для головы, с крутящимся цилиндром, часто сплетенным из тростника. Около кровати стоял бумажный фонарь с реечным каркасом.

         Когда у греков появился обычай есть лежа; для этих целей они применяли клине (греч. "kline" англичане взяли в основу своего слова "recline", которое описывает кровати и кушетки, на которых устраивались для трапез). Во времена Гомера еще ели за столом, а кровать использовали только для сна. В большинстве случаев кровать была изготовлена из дерева, на высоких опорах и перед ней ставили скамеечку. Позднее она приобрела подголовник и подушки. Ножки такой кровати совсем не были изящными. Прямые, схожие с колоннами или выточенные, они часто украшались волютами.

           Традиционная римская кровать (lectus cubicularis, lectus genialis), обычно деревянная, богато драпировалась и имела мягкую обивку. Четыре выточенные ножки несли четырехугольную деревянную раму с низким косым или изогнутым изголовьем. Профилированные поперечины, интарсия и бронзовые украшения на раме придавали этой мебели очень эффектный вид. На базе этой мебельной формы возникли носилки, которыми пользовались знатные римляне для передвижения по городу.

          По сравнению с греко-римским мебельным искусством в византийской мебели ощущается значительное упрощение форм. На миниатюрах, изображающих императоров и царей, мы видим примитивно оформленную мебель для сидения, кровати, сундуки и столы. Характерны выточенные опоры и спинки, колоннады. Для украшения использовалась цветная роспись и позолота. Распространены табуреты, складные стулья и сундуки, крышка которых использовалась для сидения; на кровати обычно спала лишь хозяйка дома, мужчины спали в стенных нишах.

            В средневековье кровати приобретают большее значение. Их формы, созданные на основе византийских образцов, претерпели дальнейшие изменения: характерная конструкция - рама на точеных ножках, окруженная низкой решеткой. Позднее, начиная с XII века, под влиянием восточной шатровой конструкции, стали применять кровати с балдахином, которые укрепляли сознание безопасности. Драпировка крепилась к потолочной балке или на специальный каркас. 
               Кровать в готическом стиле, если она не была встроена в стену, имела полубалдахин, полный балдахин или большой, подобный шкафу деревянный каркас, а в южных странах Европы - дощатую конструкцию с архитектурным членением, резьбой и цветной отделкой. Встраивание кроватей в стену и пологи служили для защиты от холода в плохо обогреваемых помещениях.

            О форме итальянской ренессансной кровати мы можем в какой-то мере судить по изображениям на картинах и гравюрах. Кровати были высокими, с приступкой и балдахином или задергивающимися занавесками, с высоко приподнятым изголовьем. 
Важное место в жилом интерьере французского ренессанса отводится кровати ("lit de parade"); она решается как архитектурное сооружение, оформляется колоннами, балдахином, головным щитом красивой резной работы. Уже в этот период в кругах аристократии был распространен обычай принимать гостей, лежа в кровати. Отсюда и требование к кровати быть парадной, представительной.

            В эпоху барокко наиболее богато убранным предметом обстановки является кровать. В соответствии с придворным этикетом спальня играла роль приемной: гостей принимали или лежа в кровати, или во время сложной процедуры одевания. Кровать постепенно приобретает форму некоего шатра, сооруженного из пышных шелковых или дамастовых занавесей и драпировок, почти полностью скрывающих деревянные элементы. 
В английском барокко (стиль королевы Анны) кровати получают шатровое решение; пышно оформленные дорогими тканями - бархатом, шелком, штофом, они подлежат рассмотрению скорее в плане искусства обивки и драпировки, но не мебели.

              В период Регентства, период между "королевскими стилями" барокко и рококо, кровать по-прежнему остается важным предметом обстановки, однако теперь кровать становится полубалдхинной.

             В период английского классицизма (мебель круга Хэплуайта) кровати по-прежнему с балдахином. Мебель круга Шератона - кровать, убранная драпировками, снабженная легкими, шатрообразной формы балдахинами. 
Кровати австро-венгерского классицизма (т.н. стиля цопф, или Иосифа II) исполнялись без балдахинов, с пуританской простотой форм и резного декора, как и остальные предметы мебели.

            В эпоху стиля Директории кровать, освобожденная от массы скрывавших ее драпировок и занавесок, решается в различных вариантах; один из них - кровать с одинаковыми по высоте и оформлению, головным и ножным щитами, установленная вдоль стены.

           Кровати ампира, с балдахинами или без них, часто устанавливаются на цоколи; они решаются то в форме римского саркофага, то в форме ладьи.

           Кровати эпохи Бидермейер исполняются с простыми, гладкими поверхностями, с одинаковыми по высоте головным и ножным щитами. Еще недавно столь распространенные балдахины теперь совершенно выходят из употребления.

           Все это приводит к выводу о том, что для ночлега человек во все времена выбирал комфортное место, ведь во все времена отдых для человека был важным моментом. А иначе и не может быть, ведь как раз во сне каждый из нас проводит третью часть своей жизни. На кровати мы спим и отдыхаем, читаем, размышляем, занимаемся любовью, говорим со своими любимыми, смотрим телевизор и даже завтракаем. Поэтому достаточно важно, чтобы кровати, где мы находимся так много времени, были удобными, отвечали запросам в плане экологической безопасности, прочности.

      Удобство и комфорт – неотъемлемое качество кровати, сон и отдых на которой будет полноценным, глубоким и дающим силы. После этого сна мы пробудимся восстановленными, в хорошем настроении и полными энергии.

Кроме удобности  кровати – это элемент интерьера. Вот почему кровати, приобретенные  вами, должны соответствовать идее интерьера и быть в гармонии с  другой мебелью в помещении.

     

        Когда человек впервые уселся трапезничать за обеденный стол? Пока мы только наверняка знаем, что обеденные столы, как предмет интерьера, использовали древние египтяне. Обеденный стол древнеегипетского дома можно было легко переносить. Он состоял из центральной опоры в форме колонны, круглой крышки-столешницы и предназначался для одного или двух человек. Каждый египтянин, если бы он был в душе москвичом, конечно, мог похвастаться, что его обеденный стол эксклюзивный стол ручной работы.

     В  древнегреческом доме обеденный стол был не самым многоуважаемым предметом интерьера, так как даже самый нерадивый троечник помнит из уроков истории, что древние греки трапезничали возлежа. Обеденные столы были легкими низкими трапециевидными, на трех ножках, ножки книзу сужались, изгибались или заканчивались в виде звериной лапы. Материалом часто служила дорогая древесина или бронза. Кроме того, обеденные столы могли быть с четырьмя ножками, а иногда и на одной ноге.

        Римляне, как и древние греки, большую часть жизни проводили в постели, так как не только ели, но зачастую и работали - читали, писали, заключали сделки - лежа. Для этого они применяли различные ложа (lectus tricliniaris). Вокруг круглого обеденного стола устанавливались три ложа, на каждом из которых могли расположиться три человека. Обеденный стол был легкий и подвижный, так как иногда при перемене блюд менялся и стол. Этому назначению лучше всего соответствовал греческий тип стола на трех ножках. Ножки его часто были выполнены из бронзы в виде звериных лап. Греки с присущим им чувством формы делали ножки, которые только заканчивались в форме звериных лап или копыт, верхняя часть оставалась тектонической формы. Римляне же, наоборот, всю ножку стола делали в виде фигуры фантастического животного. Можно было встретить комбинации звериных лап с элементами фигур льва, грифа или сфинксов и листьями аканта. Несмотря на такой способ оформления, общая форма изделий благодаря богатству, гибкости и динамичности очертаний была весьма благородной. Для позднеримских форм характерна прямо-таки барочная перегруженность. Следует упомянуть еще две формы столов: мраморный стол на трех ножках, об оформлении которого уже говорилось, и стол - т. н. gartibulum, - который стоял на почетном месте в атриуме, по форме напоминал креденцу и символизировал домашний очаг. Вместо ножек были две боковины из мрамора в виде крылатых львов, богато украшенные резьбой, волютами. На основе этой формы возник один из типов столов итальянского ренессанса. Столешница древнеримского обеденного стола, как правило, была круглой, для максимальной устойчивости столешницу обеденного стола обычно устанавливали на треножник. Моноподиум - обеденный стол, столешница которого устанавливалась на опору в центре, - был более поздним нововведением, появившимся под влиянием восточной мебели. 
Гостеприимство являлось характерной приметой римской жизни, так что обеденный стол, на который выставлялись блюда, был крайне важным предметом обстановки гостиной комнаты. Клен и африканский цитрус принадлежали к числу особо ценимых пород дерева, из которых делали самые лучшие обеденные столы.

Информация о работе Место и роль мебели в эволюции человека