Место и роль мебели в эволюции человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования: проследить историю возникновения и развития мебельного производства. Задачи:
Изучить историю производства мебели.
Ознакомиться с основными стилями дизайна и мебели.
Систематизировать исторические сведения о происхождении, становлении и развитии мебельного производства.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………3

Глава 1. Мебельные истории …………………………………………6

Глава 2. История производства мебели в России ………………… 24
Известные русские мебельщики………………………………………..26

Глава 3. Мебель в дизайне интерьера……………………………….27
Мебель: история технологий……………………………………………27
Роль дизайна в развитии технологии производства мебели………….29
Необыкновенная мебель………………………………………………...36
Современный дизайн мебели и интерьера………………………….….39
Новый виток мебельной моды…………………………………………..40
Современные дизайнерские решения в интерьере………………….…42
Стеклянная мебель…………………………………………………….…45
Заключение……………………………………………………….……...49
Список литературы…………………………………………….……….51
Приложение……………………………………………………………...52

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

        Пользование древними китайцами своей мебелью определялось традициями. Не было в обычае выделять какую-то одну зону в доме для трапез, как это делали в Европе, поэтому обеденные столы часто были переносными, так что их можно было устанавливать в любой части дома. Действовало условие, что за небольшим обеденным столом должно сидеть не более чем от восьми до десяти человек, то есть каждый мог дотянуться до блюд с пищей, расставленных в центре. Если обедающих было больше, их рассаживали группами.

        Во времена расцвета Византии, с конца VIII века, обеденные столы были очень низкими, в соответствии с античной манерой принимать пищу полулежа, опираясь на один локоть, - этой практике до сих пор следуют многие жители Малой Азии.

         В период ренессанса наиболее часто встречаются два типа столов: один - прямоугольной формы с толстой столешницей, покоящейся на двух массивных устоях, в пластике которых чувствуется влияние древнеримских мраморных столов (флорентийский тип); сюда же относятся и четырехопорные болонские столы. Другой тип - центральный, или одноопорный, со столешницами круглой, шести- или восьмиугольной формы. Однако в повседневной жизни наиболее распространенной формой обеденного стола по-прежнему остаются козлы с покоящимся на них дощатым настилом. В богатых домах не было строгого выделения обеденной зоны, поэтому столы по мере необходимости переносили на иное место.

         В XVII веке производись два совершенно разных типа мебели: официальная для парадных апартаментов и дворцовых залов, и более простые предметы мебели для жилых комнат. Традиционно аристократия перебиралась из одного дома в другой, в зависимости от времени года, но теперь резиденции стали более постоянными. Мебель уже не требовалось делать переносной, и для определенных комнат изготавливались крупные объекты, в том числе для специально предназначенных им мест в помещении. Интерьеры понимались как нечто официальное, и люди начинали воспринимать комнаты как единый ансамбль, когда заказывали предметы обстановки.

             В эпоху последнего оригинального  стилевого направления Бидермейер количество новых вариантов решений формы и конструкции стола стало огромным. Судя по всему, предпочтение отдавалось круглым столам; во всяком случае, среди дошедших до нас предметов доминируют столы именно с круглой формой столешницы. Многообразием отличаются и опорные конструкции; частое решение - стол на многоугольной в сечении и фанерованной опоре, установленной для стабильности на широкой массивной доске, но встречаются и столы с тремя-четырьмя ножками. Ножки, царги и столешницы большей частью свободны от резьбы, инкрустации и других видов декоративного убранства; иногда опоры решаются в виде прямых, не сужающихся книзу пилонов. Появляются раздвижные столы и столы с выдвигающимися из-под столешниц досками, а также небольшие столообразные конструкции различного назначения.  

      Во все времена человек всяческими  разнообразными способами стремился  подчеркнуть свой статус. Один  нехитрый элемент, демонстрирующий  статус - кресло. В древние времена правители восседали на троне, который суть есть кресло. В современных офисах кресло также является показателем статуса. Чем выше ранг работника, тем лучше у него офисное кресло
     Первые
стулья со спинками и кресла с подлокотниками нам известны только по изображениям. На одном из таких изображений боковые элементы кресла состояли из вырезанных из дерева человеческих фигурок, которые как бы поддерживают сидящего господина на поднятых руках. 
Даже в Японии, где мебельные формы просты, а мебелью для сидения японцы почти не пользовались, знать и высшее духовенство в определенных случаях пользовались креслами, которые напоминали современные складные стулья, со скамеечкой для ног.

         Древнегреческое кресло высокое тяжелое и неуклюжее, напоминает трон. Такие кресла делали не из дерева, а из мрамора, встретить их можно было в публичных местах, например в театре. 
Древнеримская мебель для сидения как нельзя лучше иллюстрирует роль кресла для демонстрации статуса. Существовало великое множество различных типов стульев и кресел, соответствующих статусу сидящего. В Древнем Риме для важных персон существовало т.н. курульное кресло (sella curulis), а также императорское кресло (sella imperatoris).Кресло часто дополнялось
скамеечкой для ног (scabellum). Кресло хозяина дома солиум (solium), было на высоких ножках, имело подлокотники и обыкновенно размещалось на невысоком постаменте. Богато украшенная спинка хозяйского кресла доходила до плеч сидящего, но иногда делалась и значительно более высокой. Прямые ножки у столов, кресел и скамеек древние римляне нередко заменяли богато и изысканно отделанной доской. Подлокотники кресел декорировались головами грифонов, сфинксов, львов
На базе традиционной
кровати возникли кресла-носилки, которыми пользовались знатные римляне для передвижения по городу. Эти кресла-носилки в зависимости от состоятельности их владельца были более или менее роскошными.

Средневековое кресло

Жилища романского периода выглядят довольно скромно. Комнаты узкие, мрачные; мебель грубая, примитивная, проще, чем она была в самом начале некоторых античных культур. Краски кричащие. С характерными мебельными формами можно и сегодня познакомиться прежде всего по обстановке церквей: кресла для клироса - пример мебели для сидения, мебель ризниц - шкафы и сундуки. 
      В период готики встречаются громоздкие неудобные кресла с сиденьем в форме
сундука, который мешал ногам, и высокой глухой спинкой, иногда украшенной балдахином и резьбой, и глухими подлокотниками. Балдахин обычно выглядел как архитектурное украшение со шпилями, флеронами и т. п. Похожая мебельная форма использовалась в тот период как стул-клозет. Спинка кресла, а также сундук в нижней части кресла, украшаются обильной рельефной резьбой с растительными мотивами и в духе архитектуры готики. 
Наиболее распространенными формами ренессансной мебели для сидения были дощатое кресло, аналогичное по конструкции итальянской
касса-панке, и легкие кресла, с резной спинкой и точеными ножками. Появляются обитые тканью или кожей, прибитой гвоздями с большими шляпками; украшенные бахромой и тесьмой стулья и кресла. Плетеные сиденья и спинки встречаются у кресел с тяготеющими к барокко формами.

Кресло  барокко

. В каркасной мебели (стулья, кресла, диваны и пр.) происходит переход от суровых прямолинейных очертаний к изогнутым линиям; мебель становится более легкой и по-домашнему уютной. Характерная новинка стиля - гнутые ножки-кабриоли, форма, основанная на форме задних лап животных, по всей вероятности заимствованная из китайских образцов. Кроме того, ножки барочных кресел обильно украшаются мотивами масок, женских головок, стилизованных листьев; и укрепляют проножками или крестовиной с резным вазоном посередине. Мебель для сидения все чаще обивается дорогими декоративными тканями - глазетом, гобеленом. 
Кресла барокко, нередко покрытые позолотой, имеют прямые, простые по очертанию спинки, обитые
гобеленом. Появляющаяся в это время форма глубокого кресла с мягкими спинкой, сиденьем и подлокотниками (grandfather chair) почти без изменения сохранилась в быту вплоть до наших дней. 
Показательным явлением в мебели XVIII столетия стало удобное французское кресло fauteuil - мягкое кресло с подлокотниками и открытыми боковинами, признак изысканного вкуса хозяина дома. Этот предмет, очень женственный по своему облику, оказал влияние на формы стульев во всех прочих странах - зарождается мебель, предназначенная именно что для сидения, отвечающая назначению, а не целям репрезентации; в формах кресел и диванов стал учитываться характер широких женских юбок с кринолином, которые вошли в моду во втором десятилетии XVIII века. Элегантная, легкая, отделанная дорогими, изысканными по цвету и рисунку тканями, эта мебель прекрасно гармонирует со всеми остальными компонентами интерьера, сливаясь с ними в единый ансамбль. В соответствии с новой формой светской жизни, мебель расставлялась небольшими группами в различных местах помещения, образуя своего рода, центры тяготения для собравшегося общества; каждая такая группа предметов меблировки, состоявшая из стола, дивана и нескольких стульев и кресел, задумывалась как единая, целостная композиция. 
В эпоху барокко появляются
гарнитуры, состоящие из нескольких гармонирующих друг с другом по форме предметов обстановки, выполненных в одном стиле с оформлением комнаты, с использованием схожих расцветок и материалов. Стулья и кресла группируются вокруг столиков; интерьеры парадны, хотя в великолепии они и уступают интерьерам предшествующей эпохи.

          В продукции, вышедшей из мастерской Чиппендейла, особое место занимают бесконечно варьируемые формы мебели для сидения. В книге "Director" Томас Чиппендейл опубликовал 10 рисунков "французских стульев" fauteuil, два из которых имели подлокотники. Иллюстрации сопровождались замечанием, что "завершения ножек и подлокотники являются разнообразными", что давало мастерам-краснодеревщикам возможность широко варьировать эти детали кресла. "Некоторые из них подразумевают открытый промежуток у спинки, что делает их более легкими, не создавая дурного впечатления… сиденье на 27 дюймов шире спереди, 22 дюйма у спинки". "… Спинка и сиденье должны быть обтянуты ковровой тканью, или вышивкой иного сорта", кроме того, сиденье и спинка должны иметь набивку; ткань крепится латунными гвоздиками. Основным материалом для кресла Чиппендейла служили дуб или бук, позднее - красное дерево и лимонное дерево.

Кресло  рококо

      Различие между старым и новым принципом построения легко обнаруживается уже при сравнении конструкции мебельных ножек. Для барочной мебели характерны непосредственные переходы корпуса комода, шкафа или царги кресла в гнутые ножки. Предмет производит такое впечатление, словно он вырублен из единого монолита. В данном случае решение носит пластический, а не архитектонический характер. 
Кресло, в современном понимании этой мебельной формы, получает почти полную степень завершенности именно в этот период, в середине XVIII столетия. Сиденья имеют трапециевидную форму, ножки прямые либо слегка изогнутые и обработанные резьбой. Формы спинок отличаются большим разнообразием: в контурах центральных вертикальных планок часто угадываются выразительные силуэты скрипки или высокой стройной вазы; с неисчерпаемой выдумкой варьируются ленточные орнаменты, трельяжи, орнаменты, образованные комбинацией С-образных элементов, и др. 
Отличный образец кресла русского рококо - коронационное кресло императрицы Елизаветы Петровны, хранящееся в Московской оружейной палате.

      Ампир подобно "королевским стилям" служит, прежде всего, целям репрезентации. Кресла, подражающие римским формам, - все это напоминает скорее экспонаты выставки, на всем лежит печать театральности, столь характерная для французских дворцовых интерьеров со времен Людовика XIV. Подлокотники кресел ампира, как правило, украшены фигурками людей или лебедей, в английских креслах иногда встречается мотив львиных масок. Передние ножки в виде гермы нередко идут прямо от подлокотников. Если же передние ножки заканчиваются на уровне сиденья, то подлокотники поддерживают резные фигуры львов, грифонов, лебедей и пр., или колонны с каннелюрами, или массивные завитки.

          Мебель для сидения эпохи Бидермайер представлена стульями и креслами, отличными по конструкции, в одних случаях - легкими, удобными и элегантными, в других - исполненными в соответствии с мещанским представлением об уюте. Ножки и спинки имеют легкий изгиб, спинки большей частью ажурные, в виде рам, заполненных планками; сиденья мягкие либо плетеные. В конструкции и формах предметов чувствуется большая забота об удобстве сидения. Некоторые из выработанных в это время форм стульев до сих пор служат образцом практичной, целесообразной, удобной мебели.

     Михаэл Тонет - еще один революционер в мебельном деле. Он изобрел гнутье древесины. Его стулья до сих пор одни из самых продаваемых стульев в мире. Что касается кресел, то большим спросом пользовалось кресло-качалка, придуманное Тонетом, производство которого было налажено в 1860 году. Ежегодно мебельное производство Тонета выпускало сто тысяч таких кресел!

       Шнек был автором и немецкой разновидности "виндзорского кресла". Наконец, знаменитое тонетовское кресло-качалка, уже порядком устаревшее, тоже было заменено современной, лаконичной по рисунку моделью

        В то время как обеспеченный покупатель XVIII столетия заказывал мебель, которая отвечала его собственным вкусам, викторианский джентльмен шел за покупкой в салон известного мастера, где ассортимент состоял из мебели одинаковых округлых форм, как знаменитое викторианское кресло с круглой спинкой - основа викторианского дома того времени.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. История производства мебели в России

         Как не странно Россия тоже внесла свою «лепту» в развитие мебели, из-за сурового климата, жилье обогревалось с помощью печки, и были очень маленькими, а количество людей проживающих в доме могло колебаться до 15-20 человек. Исходя из этого, мебель старались делать многофункциональной, так появилась широкая лавка без спинки, днем она использовалась для сидения за столом, а по ночам на ней могли спать люди.  

  Но постепенно по комфорту Россия сравнялась с Европой, и появился так называемый стиль - русский классицизм. Его особенностью был материал, из которого делали мебель: карельская береза - уникальный декоративный рисунок древесины. Но такой роскоши, какую позволяли себе королевские династии Европы, в России не было. Царские резиденции выполнялись благородно и функционально: шелковая обивка и светлое дерево, письменные столы и шкафы, посуда из фарфора, вот основный интерьер, который был у царской фамилии.

Информация о работе Место и роль мебели в эволюции человека