Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:45, курсовая работа
Цель данного исследования: проследить историю возникновения и развития мебельного производства. Задачи:
Изучить историю производства мебели.
Ознакомиться с основными стилями дизайна и мебели.
Систематизировать исторические сведения о происхождении, становлении и развитии мебельного производства.
Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Мебельные истории …………………………………………6
Глава 2. История производства мебели в России ………………… 24
Известные русские мебельщики………………………………………..26
Глава 3. Мебель в дизайне интерьера……………………………….27
Мебель: история технологий……………………………………………27
Роль дизайна в развитии технологии производства мебели………….29
Необыкновенная мебель………………………………………………...36
Современный дизайн мебели и интерьера………………………….….39
Новый виток мебельной моды…………………………………………..40
Современные дизайнерские решения в интерьере………………….…42
Стеклянная мебель…………………………………………………….…45
Заключение……………………………………………………….……...49
Список литературы…………………………………………….……….51
Приложение……………………………………………………………...52
варианты
темы:
1.Взаимосвязь эволюции человека и мебели или:
2.Место
и роль мебели в эволюции
человека
курсовая
работа
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
…………………………………………………………………3
Глава 1.
Мебельные истории …………………………………………6
Глава 2. История производства мебели в России ………………… 24
Известные русские
мебельщики………………………………………..26
Глава 3. Мебель в дизайне интерьера……………………………….27
Мебель: история технологий……………………………………………27
Роль дизайна в развитии технологии производства мебели………….29
Необыкновенная мебель………………………………………………...36
Современный дизайн мебели и интерьера………………………….….39
Новый виток
мебельной моды…………………………………………
Современные дизайнерские решения в интерьере………………….…42
Стеклянная мебель…………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы…………………………………………….……
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
. Вряд ли нам станет когда-нибудь
известна разгадка тайны появления мебели.
Она наверняка появилась в тот момент,
когда женщина начала заботиться о создании
уюта и комфорта в своем жилище, заставляя
вернувшегося с утомительной охоты мужа
изготавливать примитивные, но столь необходимые
предметы мебели...
Сказать, что мебель появилось очень давно,
значит не сказать ничего. Археологи
предполагают, что мебель как самостоятельный
и абсолютно необходимый предмет интерьера
появилась в Древнем Египте. Об этом свидетельствуют
найденные на раскопках фрагменты древних
мебельных шедевров. Сделаны они из чёрного
эфиопского дерева, слоновой кости, тростника,
папируса, кожи и сухожилий животных.
В свою очередь, предметы
мебели, найденные в древних погребениях
богатейших особ - жрецов и фараонов - поражают
своей роскошью и замысловатостью: это
необыкновенной красоты ларцы, шкатулки,
сундучки. Изготавливали их из древесины
самых ценных пород (черного дерева), украшали
дорогими материалами: слоновой костью,
клыками, камнями (разноцветным малахитом,
бирюзой).
В это время в традиции создания мебели
входит культ использования природных
мотивов. Точнее, ножки всех древних табуретов
выполнялись в виде копыт животных, подлокотники
тронов были сделаны в форме шагающих
львов. В отделке тронов для самых богатых
особ не скупились на золото, цветную эмаль,
резьбу, перламутр, цветное стекло. Применяли
в основном краски теплых тонов: желтую,
красную, зеленую, черную, коричневую,
а также голубую и белую. Во время раскопок
при осмотре стула фараона Тутанхамона
было обнаружено, что верхняя часть спинки
украшена металлической накладкой, изображающей
золотое крылатое солнце - знак бога Ра.
Примечательно, что именно Египтянам предстояло
изобрести много новшеств в разработке
мебельных ансамблей: стулья, кресла, скамейки,
табуреты, столы, кровати, сундуки и ларцы
- именно их выдумка, одним из уникальнейших
фактов стал тот, что один из табуретов
был складным.
Надо отметить, что простые люди хранили продукты, одежду и другую утварь в основном в корзинах, шкатулках и глиняных сосудах. Спали на циновках, плетеных матах, расстеленных прямо на полу. Сидели, в зависимости от благосостояния, на связках тростника, соломы или на простейших табуретах.
Древние римляне, кроме мебели из
дерева, бронзы и мрамора, делали еще и
мебель, сплетенную из ивовых прутьев.
Общие формы древнеримской мебели были
изящны и изысканны, но страдали излишеством
украшений. Деревянная мебель декорировалась
резьбой, позолотой, инкрустацией из дерева
других цветов, эмали, кусочков фаянса,
золота и серебра. Существовала также
мебель декоративная, неподвижная, делавшаяся
из белого или цветного мрамора с мозаичными
украшениями.
На сегодняшний
день мебельное производство стало целой
индустрией, заняв огромную нишу в мировой
промышленности. И хоть огромное разнообразие
представленных на рынке моделей диктует
свои стандарты (как, например, то, что
кресло руководителя непременно должно
быть кожаным), у покупателя до сих пор
остаётся огромное поле для реализации
своей дизайнерской фантазии.
Цель данного исследования: проследить историю возникновения и развития мебельного производства.
Задачи:
Гипотеза
Гипотезой данной работы является
предположение о том, что мебельное
производство, на протяжении своего существования,
не однократно претерпевало серьёзные
изменения, положительно влияющие на утилитарные
и декоративные функции интерьера.
Глава 1. Мебельные истории.
История мебели берет начало 4000 лет до н. э. Как же появились современные предметы мебели, что было их прототипом? На эти и многие другие вопросы мы попытаемся ответить.
Вначале столом, стулом, кроватью человеку служила земля. Когда человек впервые отвлекся от суровой необходимости выживания и обратил свое внимание на окружающий его быт, он направил свои физические и творческие силы на обустройство своего жилища, создавая предметы мебели, имеющие прямое назначение…
Комод довольно юн как предмет мебели. Свою историю прямой потомок сундука начал в середине 17 столетия во Франции, когда сундук - родитель обзавелся парой ящиков. Слово "комод" происходит от французского commode - "удобный". И действительно, комод гораздо удобней сундука. Справедливости ради, стоит упомянуть, что японцы, существенно раньше европейцев, использовали некое подобие комодов из светлых пород древесины с "беспорядочно расположенными выдвижными ящичками". Однако в те времена Япония оставалась закрытой для гайдзинов страной, поэтому японский комод мы оставим для изучения потомкам самураев. Первоначально комод изготавливался мебельными мастерами на высоких ножках и с двумя ящиками. По ширине комод был значительно больше, чем в высоту. Затем, в период Регентства, ножки комода стали короче, а ящиков стало больше. Иногда комоды делали вкупе с подходящей парой угловых буфетов, известных как encoignures. Комоды на длинных гнутых ножках, преувеличенно выпуклые по бокам, с изгибающимся фронтом, получили название bombe.
Самые роскошные комоды изготавливались в мастерских мастера-краснодеревщика Андре-Шарля Буля (1642-1732), достигшего совершенства в технике маркетри, чье имя стало символом времени и дало название мебельному стилю. Комоды в стиле "Буль" сложны и величавы, имеют мраморные навершия, украшены инкрустацией из позолоченной бронзы, черепахи, слоновой кости. Ранние комоды очень сильно напоминали саркофаги. Мастера, следовавшие приемам Буля, использовали в своей работе черное, или эбеновое, дерево, и потому были названы чернодеревщиками. Буль, так же, как до него Куччи (1664-1673), сам выполнял все работы, связанные с изготовлением и отделкой мебели. Мастерская Буля, в которой работали и четыре его сына, со временем выросла в крупное мебельное предприятие.
Тот комод, который знаком нам, появился
во Франции в эпоху Людовика XIV. В то же
время модная парижская
мебель, начинает оказывать заметное
влияние на мебель соседних стран. И этот
удобный в быту предмет мебели быстро
утвердился и в других европейских странах.
Толчком для производства декоративных
комодов и письменных столов послужили
главным образом проекты Берена, появившиеся
около 1700 года.
Модный комод рококо эпохи Людовика
XV имел мраморную столешницу, которая
перекликалась в интерьере мраморной
отделкой камина. Еще одним элементом
интерьера рококо было зеркало над камином,
а напротив ставили комод, в простенке
между окнами гостиной комнаты. Комоды
в стиле Людовика XV обычно имели не столь
изогнутую форму и более короткие ножки,
завершения которых напоминали верхушку
веретена, три больших ящика, но верхний
иногда был разделен на два, в половину
ширины. Границы между ящиками во французской
мебели часто маскировались стелющимся
по поверхности предмета орнаментом. Комоды
обычно выполняли из дуба
или грецкого ореха,
а фанеровку из экзотических
пород, которую
в уязвимых местах защищали накладками
из золоченой бронзы. Формы и декор предметов
корпусной мебели имеют тот же характер,
что и в мебели для сидения: волнистые
контуры, гнутые ножки, прихотливые орнаменты
в виде вьющейся лозы, цветочных гирлянд,
ромбовидной сетки и обилие золоченой
бронзы.
Итальянскую мебель начала 17 века отличает богатый фигурно-орнаментальный декор, и, по мере развития стиля осваиваются новые отделочные материалы: кость, рога, слоновая кость, панцирь черепахи Hawskill, перламутр, металл и проч. Столешницы и лицевые поверхности шкафов, комодов украшаются нарядными маркетри и мозаикой из полудрагоценных камней "pietra dura". В это время комод потеснил традиционный сундук-кассоне.
В Англии комод потеснил сундуки в период правления королевы Анны (1702-1714). В начале XVIII века в Англии осваивается своеобразная форма кабинета - high boy, tall boy, который, по сути, является комодом. Комоды и шкафы с ящиками (chest of drawers, double chest of drawers) входят в число важнейших мебельных форм эпохи.
В период Регентства (1715-1723) комод становится одной из излюбленных мебельных форм. Изящный по линиям, нарядный, приподнятый на высокие ножки и имеющий, как правило, три ящика.
Для комодов рококо характерны непосредственные
переходы корпуса комода в гнутые ножки,
поэтому предмет производит впечатление,
словно он вырублен из монолита, в декоре
используются мотивы энергично скручивающихся
завитков, раковин, цветочных мотивов, рокайль.
Комоды в стиле французского
неоклассицизма (стиль Людовика XVI) имеют
формы и мотивы, навеянные древнегреческой
архитектурой, и являются настоящими шедевры
мебельного искусства. Иногда комоды надстраивали
полками "commode-etagere". Часто комоды
классицизма были скорее декоративными,
чем функциональными, и их использовали
для украшения гостиных.
Мебелью Адама обставлялись дворцы
английской аристократии и особняки разбогатевшей
торгово-промышленной буржуазии. Четкость
контуров, экономная профилировка деталей,
прямые, сужающиеся книзу ножки, выдержанная
в низком рельефе резьба - таковы характерные
особенности мебели, производившейся
в мастерской Адама.
Адам находился под сильным впечатлением
от греческой вазописи и в своем творчестве
часто использовал расписные панели -
они могли составлять центральную часть
полукруглого (demi-lune) либо прямоугольного
комода.
В период ампира комоды утрачивают свое былое значение и частично вытесняются низкими двухстворчатыми шкафами, покрытыми мраморными досками. Однако оставшиеся в интерьерах комоды, продолжают развиваться вместе с приходом в интерьеры стиля ампир. Иногда вся передняя часть комодов ампира сделана из одной целой доски, распиленной по линии ящиков, вследствие чего сохраняется общий рисунок и расположение струй и слоев дерева. Качества тех или иных пород дерева теперь приобретают важное значение. Наиболее распространенным материалом является темное красное дерево. Его гладкая поверхность украшается бронзой, золоченной через огонь, со строго симметричными узорами. Отдельные детали покрыты резьбой. Ножки часто имеют форму лап животных, иногда совершенно неожиданно сверху этих лап помещаются фигуры лебедей, львов или сфинксов.
В эпоху бидермейера наиболее распространенными предметами бытовой мебели были разнообразные шкафы и комоды. Простые формы и линии, свободные от декора поверхности этих предметов позволяли полнее выявить естественную красоту цвета и текстуры дерева. Корпус предмета решался в простых геометрических формах; боковые стенки и дверцы выполнялись либо рамочно-филеночными, либо сплошными, без всяких членений; в случае рамочного оформления рамки были простыми, не профилированными, трапециевидными в сечении.