Место и роль человека в современной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Все мы уже давно слышали, что миром правит Добро и Зло, любовь и ненависть, преданность и предательство, вежливость и грубость, уважение и презрение, милосердие и жестокость, правда и ложь. Называя и перечисляя данные критерии можно продолжать ещё долго, но как бы много мы их не назвали, все они вбираемы в первые два критерия. Что есть они и откуда пришли они в наш мир людей? Есть ли ответ на этот трудный, извечно стоящий перед человечеством вопрос, и нужно ли его искать?
И, тем не менее, каждый день в своей повседневной жизни, мы, общаясь друг с другом, с животными или растениями, переживая хорошую погоду или стихию в природе, постоянно выплескиваем из самих себя эмоции, окрашенные в положительные или отрицательные энергии.

Оглавление

Введение 3
1 Личность в организации 6
1.1 Взаимодействие личности и организации 6
1.2 Теория поведения личности в организации 9
1.3 Типы поведения человека в организации 15
1.4 Проблемы адаптации сотрудников в организации. 18
2 Формирование группового поведения в организации: основные условия и стадии группового процесса 25
2.1 Организационное влияние на групповое поведение 25
2.2 Анализ группового поведения личности в организации 27
2.3 Понятие и признаки управленческой команды 30
2.3.1 Особенности управленческих команд 33
2.3.2 Командные роли. 34
3 Человеческие ресурсы в современных социально-экономических условиях 36
3.1 Теоретические основы управления персоналом предприятия 41
3.1.1 Кадры предприятия, их состав, структура 41
3.2 Управление персоналом в системе современного менеджмента 43
3.3 Мировой опыт управления персоналом 50
Заключение 54
Список используемой литературы 55

Файлы: 1 файл

курсак.docx

— 100.44 Кб (Скачать)

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт управления бизнес-процессами и экономики

Экономики и управления бизнес-процессами

кафедра

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Место и роль человека в современной организации

тема

 

 

 

        

 Руководитель                         ________                                      А.М. Логвинов

                                                  подпись, дата                                               инициалы, фамилия

 

 Студент   ЭА 11-21                                                                     А.Г.Аветисян

                      номер группы               подпись, дата                                             инициалы, фамилия

 

 

 

 

 

Красноярск 2014 г.

 

 

Оглавление

 

Введение

Все мы уже давно слышали, что миром правит Добро и Зло, любовь и ненависть, преданность и предательство, вежливость и грубость, уважение и презрение, милосердие и жестокость, правда и ложь. Называя и перечисляя данные критерии можно продолжать ещё долго, но как бы много мы их не назвали, все они вбираемы в первые два критерия. Что есть они и откуда пришли они в наш мир людей? Есть ли ответ на этот трудный, извечно стоящий перед человечеством вопрос, и нужно ли его искать?

И, тем не менее, каждый день в своей повседневной жизни, мы, общаясь друг с другом, с животными или растениями, переживая хорошую погоду или стихию в природе, постоянно выплескиваем из самих себя эмоции, окрашенные в положительные или отрицательные энергии.

Ещё со школьной скамьи, мы знаем, что мир, в котором мы живём, состоит из живой и неживой материи (по последним данным науки, мёртвой материи в мире нет), которая обладает разными видами энергий. Новый вид энергии, признанный современной наукой, добавлен к уже известным видам энергий. Этот вид энергии получил название психическая энергия!

Как уже известно, из законов, правящих в нашем мире, энергии, разворачиваемые всевозможными объектами нашей планеты, и всей планетной системы в целом, несут в себе заряды разных знаков - положительных и отрицательных. Эти энергии: созидают и разрушают, регенерируют и умерщвляют, успокаивают и волнуют, движут и останавливают, услаждают и раздражают. И так снова до бесконечности и снова весь этот ряд вбирают в себя первые два критерия - Созидание и Разрушение.

А теперь давайте зададимся вопросом, которого я нигде и ни у кого не встречал! Что если из нашего мира, пусть только мысленно, мы удалим человека. Раз и человек исчез! Есть флора и живущая в гармонии с ней фауна. Что произойдёт с миром, в котором не стало психической энергии человека, его эмоций окрашенных в положительный и отрицательный знаки, с его понятиями о Добре и Зле? Будут ли эти критерии властвовать и дальше в мире или исчезнут вместе с человеком.

Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Было время, когда считалось, что машина, автомат или робот вытеснят человека из большинства организаций и окончательно утвердят примат техники над работником. Однако, хотя машина и стала полновластным хозяином во многих технологических и управленческих процессах, хотя она и вытеснила человека почти полностью или даже полностью из отдельных подразделений организаций, роль и значение человека в организации не только не упали, но даже и увеличились. При этом человек стал не только самым ценным "ресурсом" организации, но и самым дорогостоящим. Многие организации, желая подчеркнуть свой вес и размах деятельности, говорят не о размере их производственных мощностей, объеме производства или продаж, финансовом потенциале и т.п., а о числе работников в организации. Хорошая организация стремится   максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и для интенсивного развития их потенциала. Все это является одной стороной взаимодействия человека и организации. Но есть и другая сторона этого взаимодействия, которая отражает то, как человек смотрит на организацию, на то, какую роль она играет в его жизни, что она дает ему, какой смысл он вкладывает в свое взаимодействие с организацией.

Подавляющее большинство людей почти всю свою сознательную жизнь проводят в организациях. Начиная с яслей и кончая домом для престарелых, человек сознательно или бессознательно, добровольно или по принуждению, заинтересованно или с полной апатией включается  в жизнь  организации, живет по ее законам, взаимодействует с другими членами организации, отдавая что-то организации, но получая от нее также что-то в обмен. Вступая во взаимодействие с организацией, человек интересуется различными аспектами этого взаимодействия, касающимися того, чем он должен жертвовать для интересов организации, что, когда и в каких объемах он должен делать в организации, в каких условиях функционировать в организации, с кем и сколько времени взаимодействовать, что будет давать ему организация и т.п. От этого и ряда других факторов зависит удовлетворенность человека взаимодействием с организацией, его отношение к организации и его вклад в деятельность организации человек подбирается для выполнения определенной работы, осуществления определенной функции, то есть для исполнения определенной роли в организации. При втором подходе работа подбирается человеку таким образом, чтобы она лучше всего соответствовала его возможностям и соответствовала его претензиям на определенное место в организации. При этом, несмотря на повышенную сложность реализации, наблюдается тенденция к расширению использования в мировой практике менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Личность в организации

1.1 Взаимодействие  личности и организации

Для того чтобы понять, как строится взаимодействие личности с организацией, необходимо уяснить проблему человека и организации. Какие характеристики личности определяют ее поведение в организации. Какие характеристики организационного окружения оказывают воздействие на включение человека в деятельность организации.

Работа человека в организации представляет собой процесс постоянного его взаимодействия с организационным окружением. Это очень сложный и многоплановый процесс, являющийся исключительно важным для обеих сторон. Зачастую этот процесс является болезненным для обеих сторон. Отладить его очень не легко. Каждый человек, входя в новую организацию, сталкивается с множеством проблем взаимодействия с организационным окружением. Многие коллизии возникают и в организационном окружении, так как оно обязательно претерпевает деформации и изменения с появлением нового члена в организации. В дальнейшем может быть налажено безболезненное взаимодействие личности и окружения внутри организации. Однако в большинстве случаев это малоустойчивое взаимодействие, что проявляется в возникновении напряжения в отношениях между человеком и организацией и в возможном разрыве их взаимодействия.

В самом общем виде организационное окружение - это та часть организации, с которой человек сталкивается во время своей работы в ней. В первую очередь это рабочее место и его непосредственное окружение. Однако для большинства людей организационное окружение значительно шире их рабочих мест и включает такие характеристики и составляющие организации, как производственный профиль, положение в отрасли, положение на рынке, размер организации и многое другое. Каждый член организации имеет свое собственное окружение, так как, во-первых, он выделяет для себя те характеристики и аспекты организации, которые для него важны, и, во-вторых, потому что он сам обычно занимает вполне определенное место в организационном окружении, выполняет определенные функции и осуществляет определенную работу.

Возможности включения человека в организационное окружение, зависят не только от характеристик этого окружения, но и в равной мере от характеристик человека. Каждый человек имеет многоплановую структуру личности, и во взаимодействии с организацией он вступает не как механизм, выполняющий конкретные действия и операции, а как разумное и сознательное существо, обладающее устремлениями, имеющее воображение.

Как бы человек и организация ни стремились свести свое взаимодействие только к выполнению определенных работ на определенном рабочем месте, у них этого никогда не получится. Взаимодействие человека и организации всегда шире, так как человек не может быть низведен до состояния машины, а организационное окружение - до рабочего места[1].

Сделать соответствующими друг другу ожидания человека и ожидания организации очень трудно, так как они складываются из множества отдельных ожиданий, для стыковки которых нужно обладать искусством управления высокого класса.

Группу основных ожиданий индивида составляют ожидания по поводу:

    • Содержания, смысла и значимости работы;
    • Оригинальности и творческого характера работы;
    • Увлекательности и интенсивности работы;
    • Степени независимости, прав и власти на работе;
    • Степени ответственности и риска;
    • Престижности статусности работы;
    • Степени включенности работы в более широкий деятельный процесс;
    • Безопасности и комфортности условий на работе;
    • Признания и поощрения хорошей работы;
    • Заработной платы и премий;
    • Гарантий роста и развития.

Для каждого индивида комбинация этих отдельных ожиданий, формирующая его обобщенное ожидание по отношению к организации, различна. Причем и структура ожидания, и относительная степень значимости отдельных ожиданий для индивида сами зависят от множества таких факторов, как его личностные характеристики, цели, конкретная ситуация, в которой он находится, характеристики организации и т.п.

Организация ожидает от человека, что он проявляет себя как:

    • Специалист, в определенной области обладающий определенными знаниями и квалификацией;
    • Член организации, способствующий ее успешному функционированию и развитию;
    • Человек, обладающий определенными личностными и моральными качествами;
    • Член организации, способный коммуницировать и поддерживать хорошие отношения с коллегами;
    • Член организации, разделяющий ее ценности;
    • Работник, стремящийся к улучшению своих исполнительских способностей;
    • Человек, преданный организации и готовый отстаивать ее интересы.

Комбинация ожиданий организации по отношению к человеку, а также степень значимости для организации каждого отдельного ожидания могут отличаться у различных организаций. Более того, и в рамках одной и той же организации по отношению к различным индивидам могут складываться различные комбинации ожиданий. Поэтому нельзя предложить единой универсальной модели ожидания организации по отношению к человеку, так же как нельзя предложить аналогичной модели ожидания человека по отношению к организации[2].

Возможны два подхода к установлению соответствия роли и места. Первый подход состоит из того, что роль является основополагающей в установлении этого соответствия, при втором подходе исходной точкой является место, на которое претендует человек, и его потенциал исполнение ролей. При первом подходе человек подбирается для выполнения определенной работы. При втором подходе работа подбирается человеку.

1.2 Теория поведения  личности в организации

Поведение человека - совокупность осознанных, социально значимых действий, обусловленных занимаемой позицией, т.е. пониманием собственных функций. Эффективное для организации поведение ее сотрудников проявляется в том, что они надежно и добросовестно исполняют свои обязанности, готовы во имя интересов дела в условиях меняющейся ситуации выходить за пределы своих непосредственных обязанностей, прилагая дополнительные усилия, проявляя активность, находят возможности для сотрудничества.

Достичь данной цели можно различными путями.

Первый - подбор людей с необходимыми качествами. Однако: во-первых, не всегда можно найти людей с необходимыми характеристиками, во-вторых, нет гарантии, что будет ожидаемое поведение, в-третьих, требования к поведению могут меняться со временем, входя в противоречие с теми критериями, по которым люди отбирались в организацию.

Второй - организация влияет на человека, заставляя его модифицировать свое поведение в нужном для нее направлении. Чтобы устранить возможное противоречие между поведением человека и организационными нормами, необходимо знать, что определяет поведение человека, каким образом он реагирует на те или иные стимулирующие воздействия, от чего зависят его предпочтения.

Поведение человека в организации определяется его собственными (личностными) чертами, цели, которые он преследует, настроение, а также влиянием условий формирования индивидуальной деятельности - особенностями окружающей его среды, условия, в которых находится, возможности и другие факторы[3].

Внутренние (субъективные) факторы:

Восприятие - процесс организации и интерпретации представлений об окружающем мире. Субъективный характер восприятия приводит к полному или частичному искажению или потере информации и возникновению субъективной реакции на воспринимаемый объект: принятие, отторжение, «поведение страуса». На восприятие оказывают влияние обстоятельства объективного и субъективного характера:

ситуация, в которой поступает информация или происходит знакомство (если она позитивна, восприятие, как правило, оказывается более благожелательным, чем объект этого на самом деле заслуживает, и, наоборот, в негативной ситуации все представляется гораздо худшим, чем есть на самом деле);

Информация о работе Место и роль человека в современной организации