Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 12:56, курсовая работа
Все мы уже давно слышали, что миром правит Добро и Зло, любовь и ненависть, преданность и предательство, вежливость и грубость, уважение и презрение, милосердие и жестокость, правда и ложь. Называя и перечисляя данные критерии можно продолжать ещё долго, но как бы много мы их не назвали, все они вбираемы в первые два критерия. Что есть они и откуда пришли они в наш мир людей? Есть ли ответ на этот трудный, извечно стоящий перед человечеством вопрос, и нужно ли его искать?
И, тем не менее, каждый день в своей повседневной жизни, мы, общаясь друг с другом, с животными или растениями, переживая хорошую погоду или стихию в природе, постоянно выплескиваем из самих себя эмоции, окрашенные в положительные или отрицательные энергии.
Введение 3
1 Личность в организации 6
1.1 Взаимодействие личности и организации 6
1.2 Теория поведения личности в организации 9
1.3 Типы поведения человека в организации 15
1.4 Проблемы адаптации сотрудников в организации. 18
2 Формирование группового поведения в организации: основные условия и стадии группового процесса 25
2.1 Организационное влияние на групповое поведение 25
2.2 Анализ группового поведения личности в организации 27
2.3 Понятие и признаки управленческой команды 30
2.3.1 Особенности управленческих команд 33
2.3.2 Командные роли. 34
3 Человеческие ресурсы в современных социально-экономических условиях 36
3.1 Теоретические основы управления персоналом предприятия 41
3.1.1 Кадры предприятия, их состав, структура 41
3.2 Управление персоналом в системе современного менеджмента 43
3.3 Мировой опыт управления персоналом 50
Заключение 54
Список используемой литературы 55
Для того чтобы понять, как строится взаимодействие человека с организацией, необходимо уяснить, в чем суть проблемы взаимодействия человека и организации, какие характеристики личности определяют поведение человека в организации и какие характеристики организационного окружения оказывают воздействие на включение человека в деятельность организации.
Системно поведение человека в организации может быть представлено с двух позиций: 1) с позиции взаимодействия человека с организационным окружением (в этом случае человек находится в центре модели) и 2) с позиции организации, включающей в себя индивидов (в этом случае организация как целое является исходной точкой рассмотрения)[17].
В случае, если исходным в рассмотрении взаимодействия человека и организационного окружения выступает человек, модель этого взаимодействия может быть описана следующим образом (рис. 1).
- Человек,
взаимодействуя с
- Человек
под воздействием
- Действия,
осуществляемые человеком, приводят
к выполнению им определенных
работ и одновременно
Рис. 1 - Модель включения человека в организационное окружение
В данной модели организационное окружение включает те элементы организационной среды, которые взаимодействуют с человеком. Стимулирующие воздействия охватывают весь спектр возможных стимулов, которые могут включать в себя речевые и письменные сигналы, действия других людей, световые сигналы и т.п. В модели человек предстает как биологическое и социальное существо с определенными физиологическими и другого рода потребностями, опытом, знанием, навыками, моралью, ценностями и т.п. Реакция на стимулирующие воздействия охватывает восприятие этих воздействий человеком, их оценку и осознанное или неосознанное принятие решения об ответных действиях. Действия и поведение включают в себя мышление, телодвижения, речь, мимику, возгласы, жесты и т.п. Результаты работы состоят из двух частей. Первая - это то, чего личность добилась для себя, реагируя на стимулы, какие собственные проблемы, вызванные стимулирующими воздействиями, он решил. Вторая - что он сделал для организационного окружения, для организации в ответ на стимулирующие воздействия, которые организация применила по отношению к человеку.
В случае рассмотрения взаимодействия личности с организационным окружением с позиции организации в целом системная модель этого взаимодействия имеет следующий вид (рис. 2)[18].
Рис. 2 - Модель включения личности в организационное окружение с позиций организации.
Таким образом, работники не всегда реагируют как индивидуумы, действующие в одиночку. Группы часто принимают решения, даже если они не являются признанными частями формальной организации[19]. Один очевидный вопрос, на который необходимо ответить, состоит в том, почему вообще люди в организациях объединяются в группы, а не работают каждый сам по себе? С теоретической точки зрения этот вопрос касается того, как работа групп отличается от работы индивидуумов, с практической - является ли работа в группах более эффективной, чем индивидуальная? В основном, как показали исследования, решение вопроса о том, какая форма работы, групповая или индивидуальная является более эффективной, зависит как от самой выполняемой работы, так и от ряда личностных и ситуационных факторов. Это общественная помощь - одним своим присутствием группа может иногда изменить производительность человека[20].
Исследования деятельности коллективов, организаций и отдельных индивидуумов свидетельствуют о том, что при длительной совместной работе в 2-3 раза большее значение, чем другие факторы, приобретают межличностное взаимодействие, внешние коммуникации, содержание и характер общей деятельности. Второй немаловажный вывод - по мере возрастания сложности выполняемых задач при их групповом решении отмечается большая стабильность вероятностно-временных и напряженностных характеристик деятельности относительно индивидуальных.
Таким образом, целесообразно изучение групповых характеристик, из которых особенно важно выделить следующие:
-уровень и динамика
-организационные способности группы как множественного субъекта деятельности в условиях неопределенности и неустойчивости организации (неформальные организации), - выделение и характеристики лидеров,
-адекватность самоопределения личности и группы (роли),
-степень соответствия
-источники напряженности в
Основной проблемой управления группами и групповым взаимодействием является определение оптимального сочетания групповых и организационных процессов, при котором мотивирующие группы факторы труда будут наиболее действенными. Кроме того, необходимо избавиться от упрощенно негативного представления о группах, во многом свойственного большинству руководителей, уже имеющих опыт управленческой работы. Их подход, как правило, выражается в том, что легче запретить или уничтожить явление, чем попытаться понять его и начать им эффективно управлять.
Для того чтобы управлять эффективно, надо иметь представление об объекте управления.
Группа - это общность людей, которые регулярно взаимодействуют друг с другом для достижения определенной цели и считают себя целым, отличным от других групп и отдельных работников.
Причины объединения людей в группы. Объединение людей в группы непосредственно связано с целенаправленностью деятельности человека. Сама способность человека ставить долговременные цели делает возможной совместную деятельность. Необходимость и возможность достигать личных целей и удовлетворять потребности в результате обмена деятельностью является фундаментальной социальной предпосылкой возникновения и существования целенаправленного поведения человека. Действие этой предпосылки раскрыл и описал А.Н.Леонтьев (Леонтьев, 1977). Возникновение самого простого разделения труда, отмечал он, приводит к появлению промежуточных результатов, которые первоначально не являлись целью участников коллективной деятельности, поскольку не могут удовлетворять их потребность, но которые в тоже время являются необходимыми этапами этой деятельности и в силу этого становятся целью участников. Потребности участников удовлетворяются не этими промежуточными результатами, а долей продукта их совокупной деятельности, получаемой каждым из них в силу связывающих их друг с другом отношений, возникающих в процессе труда, т.е. отношений общественных.
Таким образом, человек ищет таких людей, совместная деятельность с которыми способна привести его к удовлетворению его индивидуальных потребностей и станет средством для достижения личных целей.
Понятие и признаки управленческой команды. Для совместной деятельности люди создают различные виды объединений. Один из них, как уже указывалось, это - Группа - определенное число лиц, включенных в типичные для них виды деятельности и связанные системой отношений, регулируемые некими общими ценностями и нормами. Отличительный признак - включенность в согласованные действия для удовлетворения социальных потребностей.
Коллектив - это социальная группа высокого уровня развития, где межличностные взаимодействия опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.
Отличительные признаки - объединение во имя достижения общей цели, добровольность объединения, сплоченность и целостность, наличие коллективных взаимоотношений, обеспечивающих эффективность совместной деятельности, создание условий для всестороннего развития личности.
Понятие команда в отечественной литературе появилось недавно. Ранее, для обозначения схожего понятия использовалось определение «коллектива.» Термин «команда» (от франц. «commando» - поручаю, приказываю) имеет 2 значения:
1) организованное определенным образом объединение людей, предназначенное для достижения определенной цели;
2) приказание начальника, выраженное в краткой устной форме.
Противоречие между этими двумя определениями только кажущееся: люди создают определенным образом организованное объединение для выполнения приказа (приказом в данном случае выступает общая цель).
В настоящее время, употребляя понятие команда, используют одно из трех определений:
Команда обладает следующими признаками:
Профессиональное владение умениями и навыками совместной деятельности - неотъемлемая черта управляющих, работающих в команде.
Деятельность управляющих проецируется на организацию в целом и наоборот, процессы, происходящие в организации, находят отражение в Деятельности управляющей команды.
Деятельность управляющих сложна и разнопланова и осуществляется, как правило, в условиях с высокой неопределенностью. При этом организация их совместной деятельности учитывает постоянные перемены и недостатки информации.
Каждый член команды - руководитель. Выполнение должностных обязанностей руководителя связано с постоянным осуществлением властных полномочий, а работа в команде требует умений и навыков совместной деятельности.
Управленческая команда является ядром организации, именно она определяет ее цели, задачи и стратегию развития. Управленческая команда формирует то, что называют «корпоративным духом». Именно вокруг этого ядра образуется сложная структура всей организации.
Поведение каждого из членов группы - критический фактор ее существования. Однако для производственных отношений не свойственен прямой и полностью открытый характер взаимоотношений. Практика показала, что на работе каждый человек предпочитает играть определенную роль (или роли), наиболее близкую к чертам его характера. Для создания нормально работающей группы выделяются две направленности ролей:
1. Целевые роли - это роли, распределяемые так, чтобы иметь возможность отбирать групповые задачи и выполнять их.
2. Роли, поддерживающие и
В процессе командообразования каждый член команды ищет свою нишу, которая определит его единственно возможный реальный статус и функции в команде (Григорьева, 1996). В это же время выкристаллизовываются роли.
Роль - нормативно одобряемые формы поведения, ожидаемые от человека, занимающего определенную позицию в системе общественных и межличностных отношений. Различные исследователи предлагают свои классификации групповых ролей. Шиндлер описал четыре групповые роли - «Альфа» (лидер), «Бета» (эксперт), «Гамма» (пассивный), «Противник» (Цит. по Кратохвил, 1979). Наиболее часто выделяют такие роли как генератор идей, лидер, «черная овца», эксперт, провокатор, сотрудничающий и т.д.
Совокупность ролей, принятых в команде, зависит, с одной стороны, от общих целей и ценностей, совместной деятельности, с другой стороны - от личностных особенностей каждого члена команды. Формальное положение в структуре организации каждого члена команды также откладывает отпечаток на его роль. Но какой бы ни была формальная структура, в команде действует принцип равного положения всех членов команды и положение руководителя в команде - особое, отличное от привычного понимания.
Итак, каждый член команды имеет определенную роль и действует в соответствии с ней. Для эффективного функционирования команда нуждается в гибкости ролевых тактик ее членов. Чем более гибкими, пластичными будут участники команды в своих ролях, тем более эффективна будет команда в достижении конечной цели.
Информация о работе Место и роль человека в современной организации