Роль и место спорта в жизни человека и общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:16, реферат

Краткое описание

Люди, прошедшие "школу спорта", убеждены, что спорт помог им воспитать веру в свои силы и возможности, а также умение ими воспользоваться. Спорт учит идти на жертвы ради достижения цели. Уроки, усвоенные юными спортсменами на спортивном поле, затем, как правило, помогают и в жизни. Многие из спортсменов утверждают, что именно спорт сделал из них человека, способного быть личностью. Посредством спорта реализуется принцип современной жизни - "рассчитывать на самого себя".

Оглавление

Роль и место спорта в жизни человека и общества………2
1.1Олимпийское движение в Украине…………………………...5
2.Основы физического воспитания в семье…………………….9
3. Средства развития гибкости…………………………………15
4. Комплекс упражнений утренней гимнастики…………….18
5.Литература……………………………………………………… 20

Файлы: 1 файл

Физра - реферат.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

План

 

1.Роль  и место спорта в жизни человека и общества………2

1.1Олимпийское  движение в Украине…………………………...5

2.Основы  физического воспитания в семье…………………….9

3. Средства  развития гибкости…………………………………15

4. Комплекс  упражнений утренней гимнастики…………….18

5.Литература……………………………………………………… 20 
Роль и место спорта в жизни человека и общества

 

Спорт как важный социальный феномен пронизывает  все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей. В подтверждение этого тезиса можно привести слова известного спортсмена Александра Волкова: "...спорт сегодня - это главный социальный фактор, способный противостоять нашествию дешевой культуры и дурным привычкам.

Начиная с 70 - 80-х годов прошлого столетия спорт в США является "второй религией", в которую верят  большинство американцев. Население  бережно относится к своему здоровью, понимая, что это - личный капитал, от качества которого в жизни зависит многое: карьера, личное счастье, светлое будущее. Немаловажную роль в популяризации спорта сыграли СМИ. Именно этот фактор помог преодолеть так называемый "психологический барьер" в отношении населения к физической активности.

Люди, прошедшие "школу спорта", убеждены, что спорт помог им воспитать  веру в свои силы и возможности, а  также умение ими воспользоваться. Спорт учит идти на жертвы ради достижения цели. Уроки, усвоенные юными спортсменами на спортивном поле, затем, как правило, помогают и в жизни. Многие из спортсменов утверждают, что именно спорт сделал из них человека, способного быть личностью. Посредством спорта реализуется принцип современной жизни - "рассчитывать на самого себя". Это означает, что достижение успеха зависит прежде всего от личных, индивидуальных качеств - честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых навыков.

Физическая  культура и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.

 

Придя в спортивную секцию или школу, юный спортсмен попадает в новую социальную сферу: тренеры, судьи, спортивный коллектив - это новые агенты социализации, конкретные люди, ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивающие эффективное освоение новой социальной роли, в которой оказывается юный спортсмен. Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности.

Спорт обладает удивительными свойствами. Он может объединять людей, знакомить  их между собой, в большинстве  случаев спорт укрепляет здоровье, характер и даже умственные способности людей, которые им занимаются, развивает в них такие навыки как скорость, ловкость, реакция, координация, выносливость, терпение и сила. Спорт делает людей более устойчивыми к негативным факторам внешней среды. Он часто приносит людям массу положительных эмоций, например, при победе любимой команды или при достижении человеком какого-то результата в нём.

   Хотелось бы отметить, что наиболее полезным для человека, да и для общества является именно занятие спортом на любом уровне. Во многом это обусловлено тем, что человечество, не смотря на научные прогрессы, деградирует сам по себе, конечно, при этом в определённых качествах он растёт. Человек старается упростить себе жизнь. Физический труд для человека перестаёт иметь значение в связи с развитием техники. Человек постепенно теряет те качества, в основном физические, которыми его наградил Бог. Человек по сравнению со своими далёкими предками становится более дряхлым и здесь ещё ко всему прочему на него очень плохо могут влиять такие соблазны, как спиртное, табак и наркотики. Крайне не желательно поддаваться этим соблазнам, а особенно наркотикам. И в этом замечательную роль для человека может сыграть занятие спортом, т.к. он прямо противоположен этим злым факторам и спокойно может служить той альтернативой, которая не даст человеку стать алкоголиком, курильщиком и наркоманом.

Роль  спорта в нашей жизни очень  велика!

 

Олимпийское движение в Украине

            О развитии Олимпийское движение  на Украине

 

 

 

  Важным этапом в развитии спорта в Украине явилось проведение I Российской олимпиады, которая, как отмечалось выше, состоялась в Киеве в конце августа 1913г., а также создание весной того же года Киевского олимпийского комитета под председательством А. К. Анохина. Для проведения этой Олимпиады в Киеве был построен стадион, за исключением которого в Украине не было ни одного капитального спортивного сооружения. В эти годы в Украине насчитывалось около 200 различных спортивных коллективов, в которых занималось спортом всего около 8 тыс. человек.

  Мастерство спортсменов Украины было убедительно продемонстрировано на Всесоюзной спартакиаде 1928 г., где украинские спортсмены оказались победителями во многих видах спорта — волейболе, гандболе, баскетболе, водном поло, гимнастике и др.

  Тридцатые годы стали периодом бурного развития украинского спорта. В 1930 г. в Харькове был открыт Государственный институт физической культуры Украины (ГИФКУ). Пять техникумов физической культуры работали в Киеве, Днепропетровске, Одессе, Луганске и Артемовске. В 1931 г. в Харькове был открыт научно-исследовательский институт физической культуры, а в 1935г. при ГИФКУ была создана высшая школа тренеров.

В Украине выросла большая группа спортсменов высшей квалификации, не только успешно участвовавших в различных всесоюзных первенствах, но и способных конкурировать с сильнейшими зарубежными спортсменами.

Принципиально новый этап развития спорта высших достижений начался после признания Международным олимпийским комитетом Олимпийского комитета СССР и принятия последним решения об участии советских спортсменов в Играх XV Олимпиады в Хельсинки (1952 г.).

Спортивные организации, тренеры и спортсмены Украины активно включились в олимпийскую подготовку. Несмотря на отсутствие опыта участия в крупных международных соревнованиях спортсмены Украины в составе сборной команды СССР на XV Олимпийских играх в Хельсинки выступили выше всяких ожиданий. В личных и командных соревнованиях они завоевали 10 золотых, 9 серебряных и 1 бронзовую. Приведенные цифры свидетельствуют о большом потенциале спорта Украины тех лет.

Достойно выглядели спортсмены Украины и на Олимпийских играх в 50 — 60-е годы. На протяжении пяти Олимпиад вклад спортсменов Украины в успехи сборной команды СССР был достаточно высоким и стабильным. Особенно бросается в глаза факт, свидетельствующий о высокой эффективности подготовки особо выдающихся спортсменов, завоевавших золотые медали: в течение этого периода практически каждая четвертая золотая медаль, полученная сборными СССР, оказывалась у спортсменов Украины.

Примерно таким же оставался вклад спортсменов Украины в успехи сборной команды СССР и в последующие годы, несмотря на то, что полный и объективный анализ потенциала украинского спорта на Играх XXII Олимпиады в Москве (1980 г.) затруднен в связи с бойкотом этих Игр большим количеством стран с высоким уровнем развития спорта, и в первую очередь, США, а Игры XXIII Олимпиады в Лос-Анджелесе (1984 г.) бойкотировали Национальные олимпийские комитеты СССР, ГДР и ряда других социалистических государств. В угоду амбициям политических лидеров пострадали интересы многих выдающихся спортсменов различных стран, в том числе и спортсменов Украины.

Однако последующие Игры показали высокий уровень подготовки советских спортсменов. Сборная команда СССР с большим преимуществом выиграла XXIV Игры в Сеуле (1988 г.), а объединенная команда СНГ — XXV Игры в Барселоне (1992г.) и вновь на Олимпийских играх достойно выглядели украинские спортсмены.

Достижения спортсменов Украины в эти годы были обусловлены, в первую очередь, интенсивным развитием современной базы для занятий спортом. Комплексные центры олимпийской подготовки включали не только стадионы, бассейны, залы и другие основные сооружения, но и места для проживания, питания, учебы, отдыха, восстановления и т. д.

Анализируя уровень развития олимпийского спорта в Украине в последние десятилетия, нельзя не отметить, что основные достижения были в летних видах спорта — в первую очередь, в легкой атлетике, гимнастике, фехтовании, различных видах борьбы, гандболе, футболе и некоторых других.

После признания Международным олимпийским комитетом Национального олимпийского комитета Украины в 1992г. олимпийское движение Украины стало самостоятельным и сразу столкнулось с большим количеством острейших проблем. Коренная перестройка общества и сопутствующие ей тяжелый экономический кризис и политическая нестабильность не могли не повлиять на структуру спорта высших достижений. По существу возникла проблема формирования принципиально новой системы олимпийского спорта, поиска источников финансирования, организации системы подготовки спортсменов к Олимпийским играм.

В этом отношении Украина оказалась в крайне невыгодном положении. Ведь в России остались практически все структуры бывшего СССР — федерации по олимпийским видам спорта, ведущие специалисты — главные тренеры сборных команд, представители бывшего СССР в международных структурах — в МОК и в международных федерациях, квалифицированный состав судей, имеющих большой международный опыт. Украина же оказалась перед необходимостью создания НОК, национальных федераций, формирования руководства сборных команд, налаживания контактов с международными спортивными организациями — при отсутствии серьезной поддержки со стороны государства и отсутствия опыта укрепления финансовой базы спорта высших достижений за счет привлечения представителей делового мира и их средств.

В феврале 1994 г. впервые в истории олимпийского спорта в XVII зимних Олимпийских играх приняла участие делегация Украины. Дебют оказался достаточно успешным — золотая и бронзовая медали, 18 очков в неофициальном командном зачете. Первой олимпийской чемпионкой стала выдающаяся украинская фигуристка Оксана Баюл.

Важным моментом в развитии олимпийского спорта в Украине стало выделение в системе физкультурного образования, научных исследований и аттестации научно-педагогических кадров самостоятельного направления «Олимпийский спорт». В Украинском государственном университете физического воспитания и спорта, созданного на базе Киевского государственного института физической культуры, была образована кафедра олимпийского спорта, а в учебный план впервые в мировой практике введена самостоятельная учебная дисциплина «Олимпийский спорт».

 

Основы физического  воспитания в семье

Физкультура и спорт, как известно, эффективно способствуют формированию здорового образа жизни, включающего и выполнение правил личной гигиены, и режим дня, и организацию рационального питания. Поэтому важно своевременно начинать физическое воспитание ребенка. Как считают современные авторы, начиная занятия физкультурой после 3 лет – родители уже опоздали с началом физического воспитания ребенка. Однако физическое развитие ребенка в возрасте от 3 до 6 лет позволяет заинтересовать его занятиями спортом и научить основным навыкам и принципам физической культуры.

Занятия физкультурой усиливают компенсаторные возможности организма, повышают его  сопротивляемость. Оздоровительный  бег, гимнастические упражнения, лыжи, велосипед, плавание – все эти  средства обладают высокой степенью воздействия на организм, поэтому требуется контролировать интенсивность нагрузок на детей при оздоровительных занятиях.

В последнее  время отмечается огромный рост популярности оздоровительных физических упражнений, никогда люди так не увлекались различными формами оздоровительной физкультуры всей семьей как это происходит сегодня. Привычной картиной становятся семьи, в полном составе занимающиеся бегом, лыжами, закаливанием, «моржеванием» и другими видами оздоровительной физкультуры.

Утренняя  гимнастика

 

Утренняя гигиеническая  гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние. Как правило, дети охотно занимаются утренней гимнастикой вместе с родителями, главное контролировать интенсивность нагрузки с учетом возраста и физического развития малыша, а также постоянно проявлять выдумку и, время от времени, разнообразить используемы упражнения.

Утреннюю гимнастику с детьми желательно проводить на свежем воздухе, если это не возможно, например, в городе, то занятия необходимо проводить в хорошо проветренном помещении, при температуре воздуха 16-17 0 С. Для упражнений выполняемых сидя или лежа, необходимо иметь гимнастический коврик. Для начала занятий утренней гимнастикой не требуется никакой подготовки: поднимитесь сами, разбудите малыша (если не он разбудил Вас), откройте форточку или окно, включите музыку и, пожалуйста, набирайтесь бодрости, сил и здоровья.

При занятиях можно  использовать готовые комплексы  упражнений, а можно составлять их самостоятельно. Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы и системы детского организма. Примерная схема комплекса утренней гимнастики должна быть такова:

а) потягивание;

б) ходьба (на месте  или в движении);

в) упражнения для  мышц шеи, рук и плечевого пояса;

г) упражнения для  мышц туловища и живота;

д) упражнения для  мышц ног (приседания и прыжки);

е) упражнения общего воздействия с участием мышц ног  и рук (махи, выпады вперед (в стороны));

ж) упражнения силового характера;

з) упражнения на расслабление;

и) дыхательные  упражнения.

   Утренняя  гимнастика не только «пробуждает»  организм, но и оказывает определенный  тренирующий эффект. После зарядки  можно предложить ребенку легкий  бег, а затем рекомендуется  принять водные процедуры.

Информация о работе Роль и место спорта в жизни человека и общества