Роль и место спорта в жизни человека и общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:16, реферат

Краткое описание

Люди, прошедшие "школу спорта", убеждены, что спорт помог им воспитать веру в свои силы и возможности, а также умение ими воспользоваться. Спорт учит идти на жертвы ради достижения цели. Уроки, усвоенные юными спортсменами на спортивном поле, затем, как правило, помогают и в жизни. Многие из спортсменов утверждают, что именно спорт сделал из них человека, способного быть личностью. Посредством спорта реализуется принцип современной жизни - "рассчитывать на самого себя".

Оглавление

Роль и место спорта в жизни человека и общества………2
1.1Олимпийское движение в Украине…………………………...5
2.Основы физического воспитания в семье…………………….9
3. Средства развития гибкости…………………………………15
4. Комплекс упражнений утренней гимнастики…………….18
5.Литература……………………………………………………… 20

Файлы: 1 файл

Физра - реферат.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

 

 

Закаливание

 

Обязательным  элементом физического воспитания в семье, имеющим большое значение для укрепления здоровья и сопротивляемости инфекциям является закаливание. Сущность закаливания организма заключается  в тренировке терморегуляторного аппарата, в развитии защитных реакций, снижающих чувствительность детского организма к вредному действию раздражителей внешней среды.

  При организации закаливающих  процедур необходимо твердо усвоить,  что успех возможен, только при  условии, когда закаливающие процедуры проводятся систематически, непрерывно, длительное время. Нежелательны пропуски даже в 2-3 дня, а перерыв в 2-3 недели, вынуждает начинать закаливающие процедуры с ранних стадий.

Закаливание может проводиться воздухом, водой  и солнцем. Хороший эффект дает хождение детей босиком, с постепенным увеличением времени. Лето – самая удобная пора для начала процедур по закаливанию детей. Начинать лучше с щадящих процедур – воздушных ванн. Вначале их проводят в комнате, а затем на открытом воздухе. Очень эффективны влажные обтирания. Во всех случаях, исходя из индивидуальных особенностей ребенка, до начала процедур закаливания необходимо проконсультироваться с врачом.

Учимся  плавать

 

Общеизвестно, что  плавание оказывает большое оздоровительное  действие на весь организм ребенка и является мощным средством закаливания. Кроме этого, умение плавать – жизненно необходимый навык. В семье должны уметь плавать все, ребенка можно начинать учить плавать как до года, так и в 1-2 года в домашней ванне. При правильном подходе дети быстро привыкают к воде, охотно играют в ванне, а затем легко переходят к купанию в открытых водоемах.

Но  не страшно, если родители по каким-то причинам не смогли научить ребенка  плавать в возрасте до 3 лет. Обучение плаванью можно начинать и в возрасте 3-5 лет, тем более что в этом возрасте малыш становится психологически готов к осмысленному обучению.

Прежде  всего, необходимо научить ребенка  делать выдох под водой и вдох над водой; затем научить малыша погружаться в воду, задерживая дыхание; потом нырять и всплывать. После этого ребенка можно учить плавать спортивными способами (брасс, кроль и др.).

Начинать  занятия плаванием следует при  температуре воды не ниже 18 0 С. Время пребывания в воде постепенно увеличивается от 5-7 минут до 20-25 минут, а длина проплываемых отрезков от 20-25 метров до 75-100 метров. Нельзя допускать сильного переохлаждения ребенка. Перед началом плавания необходимо сделать комплекс общеразвивающих упражнений, с участием основных мышечных групп. К таким упражнениям относятся:

а) ходьба, бег с маховыми движениями руками;

б) наклоны, повороты, приседания;

в) сгибание и разгибание рук в упоре;

г) круговые движения руками с постепенным увеличением  амплитуды;

д) круговые вращения туловищем в плечевых, коленных, тазобедренных и голеностопных суставах;

е) имитация движений рук и ног при плавании способом «кроль».

Последовательность  обучения следующая: вначале необходимо добиться правильного положения  тела при скольжении на воде; затем  начинаем изучать движение ног при  плавании кролем (на месте, с доской, в скольжении); после закрепления навыков движения ног переходим к разучиванию гребка рукой; окончательная стадия заключается в выработке и закреплению навыков согласованного движения рук и ног, с правильным дыханием. В каждое из описанных упражнений необходимо включать упражнения тренирующие дыхание.

 

Стадион в квартире

 

До 4-х  летнего возраста ребенок может  удовлетвориться «стадионом в дверном  проеме». Его основа – 3 крюка из 6-ти мм проволоки (или промышленного  производства) в притолоке. К среднему можно прикрепит канат, к крайним – качели, трапецию, кольца.

Но  лучше всего для физических занятий  детей от 3 до 6 лет подходит домашний спортивный комплекс семьи Никитиных, или аналогичные ему конструкции.

Спортивные  снаряды комплексов пригодны для выполнения различных упражнений. Так, для упражнений в висе имеются перекладины, кольца и трапеции. Снарядом для прыжков служит прыжковая лиана и компактный батут. Последний одновременно выполняет и функции гимнастического мата и «глушителя» соскоков. Кольца используются для вращений самого различного характера.

Для ребенка имеются обычные качели. Развитию равновесия служит наклонная  треугольная лестница, с небольшим  углом подъема (300), которая связывает все снаряды комплекса. Для скатывания предусмотрена наклонная горка. В комплексе имеется большой выбор снарядов для лазания: обычный канат, наклонный канат, наклонная лестница, вертикальные качели.

В совместных занятиях родителей и детей заключен большой воспитательный смысл. Даже самый маленький ребенок стремится посоревноваться с папой, мамой, братом или сестрой. Домашний стадион – это радость общения на почве укрепления здоровья. Главное не заставлять детей подолгу заниматься на снарядах: до появления чувства усталости и не более!

Подвижные и спортивные игры

 

Подвижные игры имеют  оздоровительное, воспитательное и  образовательное значение и легко  доступны для семейной физкультуры. Доказано. Что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют  здоровье. Кроме этого это очень эмоциональное спортивное занятие, которое может создавать очень большую физическую нагрузку на ребенка, что необходимо обязательно учитывать при организации занятий и игр с малышом.

Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.

Проводить игры можно в любое время года, на открытом воздухе. Продолжительность игры с детьми от 3 до 6 лет зависит от ее интенсивности и сложности двигательных движений, особенностей физического развития ребенка, состояния его здоровья, и в среднем может составлять 10-20 минут.

Нагрузка  может дозироваться следующими приемами: уменьшением или увеличением числа играющих; продолжительностью игры по времени; размеров игровой площадки; количества повторений; тяжести предметов и наличия перерывов для отдыха. По окончанию игры необходимо поощрить малыша, отметив его ловкость, силу, инициативу.

 

Средства развития гибкости

Гибкость - это морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, определяющее пределы движений звеньев тела.

Различают две формы гибкости:

- активную, характеризующуюся величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря мышечным усилиям;

- пассивную,  характеризующуюся максимальной  величиной амплитуды движений, достигаемой  при действии внешних сил.

  В пассивных упражнениях на  гибкость достигается большая,  чем в активных, амплитуда движений.

 Различают  также общую и специальную  гибкость. Общая гибкость - это подвижность  во всех суставах, которая позволяет  выполнять разнообразные движения  с большой амплитудой. Сециальная  гибкость - предельная подвижность  в отдельных суставах, определяющая эффективность конкретной деятльности.

 Для  развития гибкости используются  динамические, статические и смешанные  стато-динамические упражнения на  растягивание.

  Проявлене гибкости зависит от  анатомичесого строения суставов, эластичности мышц и связок, тонуса мышц, общего функцмонального состояния организма и от внешних условий.

При планировании и построеии тренировок необходимо учитывать следующие  факторы.

  Обычно до 8 - 9 часов утра гибкость  снижена, однако тренировка для  ее развития в это время очень эффективна. В холодную погоду, при охлаждении тела, гибкость снижается, при повышении температуры внешней среды, после разминки - повышается. Утомление снижает активную гибкость, но может способствовать проявлению пассивной.

  Зависит гибкость и от возраста: подвижность крупных звеньев тела увеличивается с 7 до 13 - 14 лет и стабилизируется до 16 - 17 лет, а затем начинает снижаться. Вместе с тем, если после 13 - 14-летнего возраста не выполнять упражнения на растягивание, то гибкость может начать снижаться уже в юношеском возрасте. И наоборот, даже в возрасте 35 - 40 лет, после регулярных занятий, гибкость повышается и даже может превосходить тот ее уровень, который был в молодые годы.

   Существуют два основных метода  тренировки гибкости - метод многократного растягивания и метод статического растягивания.

 

КОМПЛЕКС СТАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ОБЩЕЙ ГИБКОСТИ

 

  • Перекрестить руки, сложить ладони вместе и поднять их над головой. Тянуться вверх не отрывая пяток от пола.
  • Сцепить руки в замок за спиной, выпрямить локти, выпятить грудь и поднять руки.
  • Поднять левую руку вверх и, согнув в локте, положить ладонь на спину. Правой рукой давить на локоть левой вниз.
  • Поднять руки над головой, взяться левой рукой за правое запястье, медленно наклониться в сторону. Стараться не сгибать локти и не отклоняться от фронтальной плоскости.
  • Вытянуть перед грудью левую руку, обхватить ее спизу правой рукой и предплечьем правой руки тянуть левую руку к себе.
  • Ноги поставить вместе, присесть не отрывая пяток от пола, положить ладони на пол. Выпрямить ноги не отрывая ладоней от пола.
  • Стоя на одной ноге взяться одноименной рукой за стопу другой ноги и вытянуть ее в сторону.
  • Встать на првое колено, взяться правой рукой за правую стопу и пржать пятку к области ягодиц.
  • Выпад.
  • Из выпада. Положить ладони на пол с двух сторон от согнутой ноги, выпрямить колени не отрывая ладоней от пола. Стопы на обной линии, плотно прижаты к полу, носки повернуты в одну сторону.
  • Ноги расставлены широко, колени согнуты и разведены в стороны, руки упираются в колени. Согнуть колени и упереться локтями в пол.
  • Сесть на правую ногу, пятка на полу. Левая нога выпрямлена в сторону, носок натянут а себя. Руки лежат ладонями на полу.
  • Сесть на пол, развести ноги максимально широко. Наклон вперед грудью к полу.
  • Сесть на пол, вытянуть правую ногу вперед, носок натянуть на себя. Левая нога согнута в колене и пяткой пржата к паху. Наклониться вперед и взяться руками за стопу правой ноги.
  • Сесть на пол, вытянуть правую ногу в сторону, левую согнуть и пржать пятку к паху. Положить правую руку на левое бедро, левую руку поднятьнад головой и наклониться боком к правой ноге, левой рукой взяться за правую стопу.
  • Положить правую голень на пол и вытянуть левую ногу назад. Левое колено и подъем стопы прижаты к полу. Левой рукой надавить на правую лодыжку, правую руку положить на поясницу за спиной. Прогнуться и скрутиться вправо.
  • Из предыдущего исходного положения наклониться вперед и лечь грудью на пол, вытягивая руки вперед.
  • Лечь на пол на живот, ладони поставить на пол на уровне плеч. Поднять корпус и прогнуться.
  • Сесть на пол, согнуть правую ногу и поместить ее пятку под левой ягодицей. Левую ногу поставить на пол, перенеся ее через колено правой. Завести правую руку за левое колено и скрутиться влево.

 

 

Утренняя гимнастика. Комплекс физических упражнений

Лечебная физкультура 

 

 Всего четверть часа понадобится вам для того, чтобы утром, едва проснувшись, с помощью легкого комплекса физических упражнений стряхнуть с себя сонливость, вялость и быстро, «без раскачки», включиться в привычный трудовой ритм. Это следующие простые, известные нам с детства физические упражнения.

 

1. Ноги  врозь, руки к плечам. Поднимаем  руки вверх, хорошо потянувшись  — вдох, опускаем к плечам —  выдох.

 

2. Ноги вместе, руки перед грудью, пальцы рук соединены «в замок». Не разжимая пальцев, выпрямляем руки влево, поворачиваем их вправо ладонями кверху. Повторяем упражнение в другую сторону. Дыхание произвольное.

 

3. Ноги  на ширине плеч, руки в стороны.  Начинаем круговые движения выпрямленными руками, одновременно с силой сжимая и разжимая пальцы. Дыхание произвольное.

 

4. Пятки  вместе, носки врозь, руки свободно  опущены. Наклон вправо—правая  рука скользит по бедру, левую  руку заводим за голову— выдох,  возвращаемся в исходное положение — вдох. Повторяем упражнение в другую сторону.

 

5. Ноги  на ширине плеч, руки положили  на спинку стула.

 

Делаем  круговые движения нижней частью туловища, как будто вращаем обруч - сначала  в одну сторону, потом в другую. Дыхание произвольное.

 

6. Стали  прямо, руки на спинке стула.  Левую выпрямленную ногу отводим  в сторону на максимальную  высоту, затем делаем то же  упражнение для правой ноги. Дыхание  произвольное.

 

7. Сели  на коврик, руки за спиной. Поочередно  поднимаем и опускаем выпрямленные ноги, дыхание произвольное.

 

8. Легли  на коврик, руки вдоль туловища. Садимся, помогая себе руками, затем возвращаемся в исходное  положение, дыхание произвольное.

 

Каждое  упражнение нужно повторить 8—12 раз.

 

Заканчиваем разминку ходьбой, чередующейся с бегом на месте, темп постепенно замедляем, переходим на шаг. Теперь — прохладный душ, купание в реке, пруду или просто обливание холодной водой.

 

Новый день вы начинаете в бодром, работоспособном  прекрасном настроении! Не ленитесь, достаточно регулярно выполнять этот комплекс физических упражнений, и вы забудете о многих своих проблемах, включая и проблему лишнего веса!

 

Литература

 

1. Гук  Е.П., Полиевский С.А. «Физкультура  и закаливание в семье», Москва, «Медицина», 1984 г.

2. Зинькович  И.Б. «Физкультура в жизни ребенка», Минск, 1973 г.

3. Искусство  быть здоровым. Сборник, часть  1 и 2. Автор-составитель Чайковский  А.М., Шенкман А.Б., Москва, 1987 г., «Физкультура  и спорт».

Информация о работе Роль и место спорта в жизни человека и общества