Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:57, реферат
Люди обладают множеством статусов и принадлежат к множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.
Люди обладают множеством статусов и принадлежат к множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.
Человек ежедневно взаимодействует
с разными людьми и социальными
группами. Редко бывает, когда он
полностью взаимодействует
Статус (от лат. status — положение, состояние) — положение гражданина.
Статус — это определенная
позиция в социальной структуре
группы или общества, связанная с
другими позициями через
Социологи выделяют два вида статуса:
личный и приобретенный.
Личным статусом называется
то положение человека, которое он
занимает в так называемой малой,
или первичной, группе, в зависимости
от того, как в ней оцениваются
его индивидуальные качества. С другой
стороны, в процессе взаимодействия
с другими индивидами каждый человек
выполняет определенные социальные
функции, которые определяют его
социальный статус.
Социальным статусом называется общее
положение личности или социальной группы
в обществе, связанное с определенной
совокупностью прав и обязанностей. Социальные
статусы бывают предписанные и приобретенные
(достигнутые). К первой категории относятся
национальность, место рождения, социальное
происхождение и т. п., ко второй — профессия,
образование и др.
В любом обществе существует некоторая
иерархия статусов, которая представляет
собой основу его стратификации. Определенные
статусы являются престижными, другие
— наоборот. Престиж — это оценка обществом
социальной значимости того или иного
статуса, закрепленная в культуре и общественном
мнении. Эта иерархия формируется под
влиянием двух факторов:
а) реальной полезности тех социальных
функций, которые выполняет человек;
б) системы ценностей, характерной для
данного общества.
Если престиж каких-либо статусов является
необоснованно завышенным или, наоборот,
заниженных, обычно говорят, что имеет
место утрата равновесия статусов. Общество,
в котором наблюдается подобная тенденция
к утрате этого равновесия, неспособно
обеспечить свое нормальное функционирование.
От престижа необходимо отличать авторитет.
Авторитетом называют степень признания
обществом достоинства личности, конкретного
человека.
Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.
Все социальные статусы можно
подразделить на два основных типа:
те, которые предписываются индивиду
обществом или группой
Разнообразие статусов
Существует широкий диапазон
статусов: предписанные, достигаемые,
смешанные, личные, профессиональные,
экономические, политические, демографические,
религиозные и кровно-
Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. Человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых.
Различают следующие виды статусов:
1.Приобретённый статус – это статус, который человек имеет, благодаря собственным усилиям, приложенным для его достижения. Так, никто не может родиться тем же профессором – для этого нужно приобрести определённые знания, защитить диссертацию, снискать авторитет в профессиональной среде, обладать определёнными навыками социального взаимодействия и т.д.
2.Предписанный статус – это статус, который человек приобретает по факту рождения. Ярким примером предписанного статуса является звание дворянина, которое, как правило, переходит по наследству. Кроме того, предписанным статусом является национальная принадлежность, происхождение, место рождения и т.д.
3.Естественный статус – это статус, который опирается на относительно постоянный, как правило, биологический признак человека (например, статус «мужчины»). Ему противопоставляются профессионально-правовые статусы, то есть собственно-социальные статусы, которые существуют только в виде соглашения, как конвенции, и не имеют какого-то «измеримого» биологического и, шире, природного основания.
За каждым статусом — постоянным или временным, основным или неосновным — стоит особая социальная группа либо социальная категория. Католики, консерваторы, инженеры (основные статусы) образуют реальные группы. Например, пациенты, пешеходы (неосновные статусы) образуют номинальные группы или статистические категории. Как правило, носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют.
Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины обладают большим социальным «весом», чем женщины; принадлежность к титульному этносу в государстве не одно и то же, что принадлежность к национальному меньшинству, и т. д.
Со временем в общественном мнении вырабатывается, передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одних ценят и уважают больше других.
Место в такой незримой иерархии называется рангом, который бывает высоким, средним или низким. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (интергрупповая) и между индивидами в рамках одной группы (интрагрупповая). И место человека в них выражают также термином «ранг».
Несовпадение статусов вызывает противоречие в интергрупповой и интрагрупповой иерархии, которое возникает при двух обстоятельствах:
Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах — среди друзей, родственников, сослуживцев.
Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений.
Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок на газонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, чем с евреем или татарином, и наоборот.
Политические, религиозные, демографические, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.
Социальный статус личности, прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью.
Роль (франц. role) — образ,
воплощенный актером.
3.Социальная роль
Социальная роль фактически
представляет собой некоторый образец
поведения, признанный целесообразным
для людей данного статуса
в данном обществе. Фактически роль
дает образец, показывающий, как именно
следует действовать индивиду в
той или иной ситуации. Роли различаются
по степени формализации: некоторые
из них определены очень четко, например,
в военных организациях, другие весьма
расплывчато. Социальная роль может
быть закреплена за человеком как
формально (например, в законодательном
акте), так носить и неформальный
характер.
Любой индивид представляет собой отражение
всей совокупности общественных отношений
своей эпохи. Поэтому каждый человек обладает
не одной, а целым набором социальных ролей,
которые он играет в обществе. Их совокупность
называется ролевой системой. Подобное
многообразие социальных ролей может
стать причиной внутреннего конфликта
личности (в том случае, если какие-то из
социальных ролей противоречат друг другу).
Ученые предлагают различные классификации
социальных ролей. Среди последних, как
правило, выделяют так называемые основные
(базисные) социальные роли. К ним относятся:
а) роль труженика;
б) роль собственника;
в) роль потребителя;
г) роль гражданина;
д) роль члена семьи.
Однако, несмотря на то что поведение личности
во многом определяется тем статусом,
который она занимает, и теми ролями, которые
играет в обществе, она (личность) тем не
менее, сохраняет свою автономию и имеет
определенную свободу выбора. И хотя в
современном обществе наблюдается тенденция
к унификации и стандартизации личности,
полной ее нивелировки, к счастью, не происходит.
Индивид имеет возможность выбирать из
множества социальных статусов и ролей,
предлагаемых ему обществом, те, которые
позволяют ему лучше реализовать свои
планы, максимально эффективно применять
свои способности. На принятие человеком
той или иной социальной роли влияют как
социальные условия, так и его биологические
и личностные особенности (состояние здоровья,
пол, возраст, темперамент и ДР.). Любое
ролевое предписание намечает только
общую схему поведения человека, предлагая
осуществить выбор путей его исполнения
самой личности.
В процессе достижения определенного
статуса и исполнения соответствующей
социальной роли может возникнуть так
называемый ролевой конфликт. Ролевым
конфликтом называется такая ситуация,
в которой человек сталкивается с необходимостью
удовлетворять требования двух или более
несовместимых ролей.
Это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.
Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит:
Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.
Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)
Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)
Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.
Рассмотрим некоторые определения социальной роли: