Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 08:50, курс лекций
Античная эпоха оставила особенно глубокий след в истории европейской
цивилизации. В годы, когда большая часть населения Европы пребывала в состоянии
варварства, в городах Балканского полуострова, Малой Азии, на островах Эгейского
моря закладывались основы будущей культуры небольшим, но способным народом
эллинов. Древнегреческие философы и общественные деятели, поэты и драматурги,
зодчие, скульпторы, художники положили и начало европейской культуры.
Особенно полное выражение нашли здесь принципы дорического ордера.
В планировке архаических построек, в их соотношении с пейзажем и друг с другом
есть характерная особенность: они ставятся рядом, последовательно, композиция
ансамбля обычно предельно простая. Художественное воздействие оказывает
протяженность - длина ряда зданий. В этом нашло выражение типичное для того
времени стремление к порядку и красоте размещения предметов. Греческий
писатель Ксенофонт позднее, в V веке до н. э., писал: "А как красиво, когда башмаки
стоят в ряд, какие бы они ни были; какой красивый вид представляют плащи
рассортированные, какие бы они ни были; красивый вид у постельных покрывал,
красивый вид у медной посуды, это смешнее всего покажется человеку не
серьезному, а любящему поострить, - что горшки, расставленные в хорошем порядке,
представляют, по-моему, что-то стройное".
Храмы в Селинунте стояли рядом, и все были дорического ордера. Архитекторам хотя
и трудно было сделать их разными, но удалось. Один храм поражал высотой, другой
был маленький. У третьего на фасаде выступала двойная колоннада, четвертый имел
одинарную. Одна общая черта объединяла их. Массивность и тяжесть антаблемента,
сильно давившего на колонны, роднила постройки. Они выглядели как братья, схожие
по духу, но различные внешне.
Представление об архаической архитектуре Великой Греции могут дать постройки в
Пестуме, где сохранились храмы Геры ("Базилика") (илл. 14) и Афины ("Деметры")
(илл. 13). Храм Геры ("Базилика"),
сложенный из квадров
своеобразен планом, так как из-за большой ширины внутри, по центральной оси,
поставили ряд опор, и на торце оказалось нечетное число колонн. Уже в VI веке до н.
э. строители признали эту систему неудобной и впоследствии редко к ней прибегали.
Колонны "Базилики" массивны. Под расплюснутым широким и плоским эхином
капители, от самой узкой части опоры начинается постепенное утолщение колонны
книзу, называемое энтазисом, отчего ствол кажется пухлым, будто раздувшимся от
тяжести лежащего на нем перекрытия. Особенностью архаических построек, в
частности
"Базилики", является сочетание
напряженности и суровости
прихотливостью декоративной резьбы, украшавшей детали. Краска, которой
обозначены узоры на камне, также придавала нарядный вид зданиям. Очевидно, еще
в памяти были "гомеровские" времена, когда деревянные дома, дворцы, храмы
покрывались ярко блестевшими металлическими украшениями.
Архаические постройки Балканского полуострова сохранились хуже, чем в Великой
Греции. В руинах стоят храм Геры в Олимпии и Аполлона в Коринфе, видны лишь
остатки фундаментов храмов на афинском Акрополе и огромных ионических диптеров
в Малой Азии и на островах.03. 11. 12 Искусство Древней Греции. Архаический период
eada. spb. r u/ ?p=203 3/ 9
В архаическую эпоху возникали и решались многие вопросы градостроительства,
планировки жилых кварталов, выделения кремля-акрополя, рыночной площади -
агоры и общественных зданий. Жилые постройки архаической эпохи были
невзрачными, чаще всего сырцовыми или деревянными, теперь бесследно
исчезнувшими. Для нужд государства
строились различные
помещения: залы для собраний, культовых церемоний типа мистерий, гостиницы,
театры. Сохранились они хуже, чем храмы. В Олимпии и на острове Фазосе известны,
в частности, пританеи - учреждения, где пританы - должностные лица - принимали
послов, где устраивались торжественные трапезы и горел священный огонь. Большое
значение в жизни эллинских городов имели для заседаний советов старейшин
булевтерии, один из которых сохранился в Олимпии.
Возникшие в эпоху архаики основные типы построек и сформированные
архитектурные принципы получили дальнейшее развитие в классике и в эллинизме.
Декоративная скульптура
В архитектурных образах греков с предельным обобщением нашли выражение
основные идеи времени. Как в напряженных колоннах и их могучих формах, так и в
скульптурном декоре фронтонов, метоп, фризов воплощались чувства не мелкие, но
всеобъемлющие. Особенно важные события изображались на треугольной формы
фронтонах. В дорических храмах рельефами украшались квадратные плиты - метопы.
В ионических непрерывная лента фриза позволяла представить многофигурные
динамические сцены. Сущность этих скульптурных композиций заключалась не
только в декоративности и сюжетной повествовательности, но прежде всего, как и в
общем облике архаического храма, в пластическом воплощении человеческой мощи,
побеждающей темные, злые силы. Особенно часто поэтому изображались схватки
богов и героев со страшными чудовищами, показывалась борьба, созвучная
напряжению архитектурных форм.
Лучше других выдержали испытание временем изваяния дорического храма
Артемиды на острове Корфу. На его рельефах представлено несколько тем. В центре
- побежденная Персеем горгона Медуза (илл. 15). Справа - битва олимпийцев с
гигантами, слева - эпизод из Троянской войны. Разносюжетные сцены объединяет
идея борьбы, охватившей все сферы мира.
Массивность пластических объемов в скульптуре архаики обычно смягчена
декоративностью деталей и раскраской. Орнаментально решены завитки волос
Медузы, извивы ее змей, косички, колечками спускающиеся на грудь чудовища. Змеи,
подпоясывающие Медузу, образуют замысловатый и сложный узор. Хищные, но не
страшные пантеры, шкуры которых были покрыты яркими раскрашенными кружками,
спинами касаются кровли и воспринимаются как ее подпорки. Здесь, как и в других
композициях архаических фронтонов, заметно сильное подчинение скульптуры
архитектуре, угловые персонажи обычно меньше размерами, чем центральные.
Выступает предпочтение симметрии с акцентом на среднюю фигуру, расположенную
под коньком фронтона. Сохранились некоторые фронтонные композиции и храмов,
стоявших в архаические
изображение Геракла, побеждающего лернейскую гидру. Геракл, борющийся с
морским чудовищем тритоном, на другом акропольском храме - Гекатомпедоне -
показан пригнувшимся и прижимающим врага к земле. К этому же храму относят
изваяние тритопатора - доброго демона с тремя человеческими туловищами. На
мирных, располагающих к себе лицах демона хорошо сохранилась раскраска, волосы
на голове и бороде - синие, глаза - зеленые, уши, губы и щеки - красные. Плотные
слои краски скрывали шершавость известняка (пороса) (илл. 16).
В ионических постройках архаики особенно богато украшался скульптурный фриз. В
сокровищнице сифносцев в
восточной, разделенной на две части, слева был представлен совет богов, как
описывал его Гомер в
павшего воина. На северном фризе сокровищницы изображена битва богов и
гигантов, пластической мощью не уступающая величию поэзии Гесиода,
повествующего об этом событии (илл. 17):
"... Заревело ужасно безбрежное море.
Глухо земля застонала, широкое ахнуло небо
И содрогнулось; великий Олимп задрожал до подножья
От ужасающей схватки.Тяжелое почвы дрожанье,
Ног топотанье глухое и свист от могучих метаний
Недр глубочайших достигли окутанной тьмой преисподней.
Так они друг против друга метали стенящие стрелы.
Тех и других голоса доносились до звездного неба".
В дорических храмах украшались метопы. В VII веке до н. э. они были глиняными и
покрывались красочной росписью, а позднее, в каменных фризах, рельефами. Лучше03. 11. 12 Искусство Древней Греции. Архаический период
eada. spb. r u/ ?p=203 4/ 9
покрывались красочной росписью, а позднее, в каменных фризах, рельефами. Лучше
всего сохранились архаические метопы VI века до н. э. храмов "С" в Селинунте и Геры
в устье реки Селе близ Пестума. Композиция различных метоп была вызвана
местоположением их в ряду. Сицилийская метопа с изображением четверки лошадей
и стоящего в колеснице бога, отличающаяся строгой симметрией, находилась в
центре. В очевидно крайнем рельефе с Персеем, убивающим Медузу, больше
движения бокового, а не фронтального (илл. 18). Действие развертывается
постепенно, движение фигур убыстряется: спокойна Афина, которой как божеству не
пристало волноваться или
Персей и в полете - тяжелая горгона. В обратной зависимости к силе и значению
персонажей стоит отведенное им мастером пространство в квадрате метопы. В
метопах храма в устье Селе скульпторы предпочитают показывать сцены
динамичнее, создают более сложные композиции, свободнее изображают движения
фигур, нежели селинунтские мастера (илл. 19).
Круглая скульптура и надгробия
Основной темой в искусстве греков становится прежде всего человек,
представленный в виде бога, героя, атлета. Уже к началу архаики относится
кратковременная вспышка гигантизма при изображении человека в конце VII века до
и. э. на Фазосе, Наксосе, Делосе. В памятниках скульптуры архаики нарастает
пластичность, сменяющая схематизм, присущий образам геометрики. Эта
особенность выступает в бронзовой статуэтке Аполлона из Фив, где заметны
округлости плеч, бедер, сдержанная орнаментальность волос. После суховатости и
жесткости форм геометрических фигур в раннеархаических памятниках нарастает
свежесть восприятия образа, хотя порой мастера наивны в решении деталей (илл.
20). Своеобразными памятниками VII века до н. э. были так называемые ксоаноны -
изображения божеств, исполняемые в дереве, редчайшие экземпляры которых были
недавно найдены в греческих городах Сицилии (илл. 21).
В середине VII века до н. э. скульпторы обращаются к мрамору, наиболее
подходящему материалу для изображения человеческого тела, слегка прозрачному у
поверхности, то белому, то кремовому от красивой патины, вызывающему чувство
телесной реальности. Мастера начинают отходить от условности, усиливавшейся при
использовании цветного известняка.
Одно из первых мраморных изваяний,
найденное в крупном
греков Делосе, статуя Артемиды, полна огромной силы воздействия. Образ прост и в
то же время монументально-
разделены на четыре ряда локонов слева и справа, плотно прижаты к телу руки.
Предельной лаконичностью форм
мастер достигает впечатления
властности божества.
Стремление показать в скульптуре прекрасного, совершенного человека-
победившего ли на состязаниях, доблестно ли павшего в бою за родной город, или
силой и красотой подобного божеству - привело к появлению в конце VII века
мраморных изваяний обнаженных юношей - куросов. Мускулистыми и крепкими,
уверенными в себе представлены Полимедом Аргосским Клеобис и Битон.
Скульпторы начинают изображать фигуру в движении, и юноши выступают вперед
левой ногой.
У архаических мастеров появляется желание передать движение чувств, улыбку на
лице человека или божества. Наивная архаическая улыбка трогает черты Геры,
крупная, высеченная из известняка голова которой была найдена в Олимпии. Мастер
показал изгиб ее губ, возможно и потому, что при взгляде на высокую статую снизу их
очертания казались бы строгими.
Своеобразие художественных форм, свойственное мастерским различных центров
Греции - ионических, дорических, аттических - уже в ранние века ее существования,
становится особенно заметным в эпоху архаики. В ионических мастерских
Балканского полуострова. Малой Азии и на островах Эгейского моря создаются
образы, исполненные глубокой поэтической силы; люди созерцательны, нежны, им
будто чужды суровые проблемы жизни. Лица их доверчивы, открыты, пленяют своей
ясностью. Такова женская головка из Милета (илл. 22). Миндалевидные удлиненные
глаза, рисунок тонких губ, сложенных в архаическую улыбку, очаровывают. В подобных
скульптурных формах дышат чувства, вдохновлявшие поэзию Сафо:
"Стоит лишь взглянуть на тебя, - такую
Кто же станет сравнивать с Гермионой!
Нет, тебя с Еленой сравнить не стыдно золотокудрой,
Если можно смертных равнять с богиней".
В памятниках архаической Малой Азии восток, лежавший рядом, прозвучал по-
новому: открывалось светлое понимание красоты мира, эллинское осмысление и
воплощение природы и
eada. spb. r u/ ?p=203 5/ 9
воплощение природы и
Малоазийские и островные
больше, нежели от VII века, брались за сложные задачи, иногда стремясь показать
фигуру в быстром движении. В найденной на Делосе статуе Ники, дочери титана
Палланта и Стикс, богиня победы показана скульптором Архермом бегущей. Мастер
наивно и резко совмещает в изваянии профильную нижнюю часть статуи с
фронтальным положением торса и лица. Обычный для рельефов
"коленопреклоненный бег" Архерм изображает в круглой скульптуре: нарастает