Этапы развития искусства Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 08:50, курс лекций

Краткое описание

Античная эпоха оставила особенно глубокий след в истории европейской
цивилизации. В годы, когда большая часть населения Европы пребывала в состоянии
варварства, в городах Балканского полуострова, Малой Азии, на островах Эгейского
моря закладывались основы будущей культуры небольшим, но способным народом
эллинов. Древнегреческие философы и общественные деятели, поэты и драматурги,
зодчие, скульпторы, художники положили и начало европейской культуры.

Файлы: 1 файл

развитие искусства в Древней Греции.doc

— 624.50 Кб (Скачать)

Особенно полное выражение нашли  здесь принципы дорического ордера.

В планировке архаических построек, в их соотношении с пейзажем и  друг с другом

есть характерная особенность: они ставятся рядом, последовательно, композиция

ансамбля обычно предельно простая. Художественное воздействие оказывает

протяженность - длина ряда зданий. В этом нашло выражение типичное для того

времени стремление к порядку и красоте размещения предметов. Греческий

писатель Ксенофонт позднее, в V веке до н. э., писал: "А как красиво, когда башмаки

стоят в ряд, какие бы они ни были; какой красивый вид представляют плащи

рассортированные, какие бы они  ни были; красивый вид у постельных покрывал,

красивый вид у медной посуды, это смешнее всего покажется  человеку не

серьезному, а любящему поострить, - что горшки, расставленные в  хорошем порядке,

представляют, по-моему, что-то стройное".

Храмы в Селинунте стояли рядом, и все были дорического ордера. Архитекторам хотя

и трудно было сделать их разными, но удалось. Один храм поражал высотой, другой

был маленький. У третьего на фасаде выступала двойная колоннада, четвертый  имел

одинарную. Одна общая черта объединяла их. Массивность и тяжесть антаблемента,

сильно давившего на колонны, роднила  постройки. Они выглядели как  братья, схожие

по духу, но различные внешне.

Представление об архаической архитектуре  Великой Греции могут дать постройки  в

Пестуме, где сохранились храмы  Геры ("Базилика") (илл. 14) и Афины ("Деметры")

(илл. 13). Храм Геры ("Базилика"), сложенный из квадров красноватого  туфа,

своеобразен планом, так как из-за большой ширины внутри, по центральной  оси,

поставили ряд опор, и на торце оказалось  нечетное число колонн. Уже в VI веке до н.

э. строители  признали эту систему неудобной  и впоследствии редко к ней  прибегали.

Колонны "Базилики" массивны. Под расплюснутым широким  и плоским эхином

капители, от самой узкой части опоры  начинается постепенное утолщение  колонны

книзу, называемое энтазисом, отчего ствол кажется  пухлым, будто раздувшимся от

тяжести лежащего на нем перекрытия. Особенностью архаических  построек, в

частности "Базилики", является сочетание  напряженности и суровости образа с

прихотливостью  декоративной резьбы, украшавшей детали. Краска, которой

обозначены  узоры на камне, также придавала  нарядный вид зданиям. Очевидно, еще

в памяти были "гомеровские" времена, когда деревянные дома, дворцы, храмы

покрывались ярко блестевшими металлическими украшениями.

Архаические постройки Балканского полуострова сохранились хуже, чем в Великой

Греции. В  руинах стоят храм Геры в Олимпии  и Аполлона в Коринфе, видны лишь

остатки фундаментов  храмов на афинском Акрополе и огромных ионических диптеров

в Малой Азии и на островах.03. 11. 12 Искусство Древней Греции. Архаический период

eada. spb. r u/ ?p=203 3/ 9

В архаическую эпоху возникали  и решались многие вопросы градостроительства,

планировки жилых кварталов, выделения  кремля-акрополя, рыночной площади -

агоры и общественных зданий. Жилые  постройки архаической эпохи  были

невзрачными, чаще всего сырцовыми или деревянными, теперь бесследно

исчезнувшими. Для нужд государства  строились различные общественные

помещения: залы для собраний, культовых  церемоний типа мистерий, гостиницы,

театры. Сохранились они хуже, чем  храмы. В Олимпии и на острове Фазосе известны,

в частности, пританеи - учреждения, где  пританы - должностные лица - принимали

послов, где устраивались торжественные  трапезы и горел священный  огонь. Большое

значение в жизни эллинских  городов имели для заседаний  советов старейшин

булевтерии, один из которых сохранился в Олимпии.

Возникшие в эпоху архаики основные типы построек и сформированные

архитектурные принципы получили дальнейшее развитие в классике и в эллинизме.

Декоративная скульптура

В архитектурных образах греков с предельным обобщением нашли выражение

основные идеи времени. Как в  напряженных колоннах и их могучих  формах, так и в

скульптурном декоре фронтонов, метоп, фризов воплощались чувства не мелкие, но

всеобъемлющие. Особенно важные события  изображались на треугольной формы

фронтонах. В дорических храмах рельефами  украшались квадратные плиты - метопы.

В ионических непрерывная лента  фриза позволяла представить  многофигурные

динамические сцены. Сущность этих скульптурных композиций заключалась  не

только в декоративности и сюжетной повествовательности, но прежде всего, как и в

общем облике архаического храма, в  пластическом воплощении человеческой мощи,

побеждающей темные, злые силы. Особенно часто поэтому изображались схватки

богов и героев со страшными чудовищами, показывалась борьба, созвучная

напряжению архитектурных форм.

Лучше других выдержали испытание  временем изваяния дорического храма

Артемиды на острове Корфу. На его  рельефах представлено несколько тем. В центре

- побежденная Персеем горгона  Медуза (илл. 15). Справа - битва олимпийцев с

гигантами, слева - эпизод из Троянской  войны. Разносюжетные сцены объединяет

идея борьбы, охватившей все сферы  мира.

Массивность пластических объемов  в скульптуре архаики обычно смягчена

декоративностью деталей и раскраской. Орнаментально решены завитки волос

Медузы, извивы ее змей, косички, колечками  спускающиеся на грудь чудовища. Змеи,

подпоясывающие Медузу, образуют замысловатый и сложный узор. Хищные, но не

страшные пантеры, шкуры которых  были покрыты яркими раскрашенными  кружками,

спинами касаются кровли и воспринимаются как ее подпорки. Здесь, как и в  других

композициях архаических фронтонов, заметно сильное подчинение скульптуры

архитектуре, угловые персонажи  обычно меньше размерами, чем центральные.

Выступает предпочтение симметрии с акцентом на среднюю фигуру, расположенную

под коньком фронтона. Сохранились  некоторые фронтонные композиции и  храмов,

стоявших в архаические времена  на Акрополе Афин. Одним из древнейших считают

изображение Геракла, побеждающего лернейскую гидру. Геракл, борющийся с

морским чудовищем тритоном, на другом акропольском храме - Гекатомпедоне -

показан пригнувшимся и прижимающим  врага к земле. К этому же храму  относят

изваяние тритопатора - доброго  демона с тремя человеческими  туловищами. На

мирных, располагающих к себе лицах демона хорошо сохранилась раскраска, волосы

на голове и бороде - синие, глаза - зеленые, уши, губы и щеки - красные. Плотные

слои краски скрывали шершавость известняка (пороса) (илл. 16).

В ионических постройках архаики особенно богато украшался скульптурный фриз. В

сокровищнице сифносцев в Дельфах  он обрамлял здание с четырех сторон. На

восточной, разделенной на две части, слева был представлен совет  богов, как

описывал его Гомер в четвертой  песне "Илиады", а справа - сцена  борьбы за тело

павшего воина. На северном фризе сокровищницы изображена битва богов и

гигантов, пластической мощью не уступающая величию поэзии Гесиода,

повествующего об этом событии (илл. 17):

"... Заревело ужасно безбрежное  море.

Глухо земля застонала, широкое ахнуло небо

И содрогнулось; великий Олимп задрожал до подножья

От ужасающей схватки.Тяжелое  почвы дрожанье,

Ног топотанье глухое и свист  от могучих метаний

Недр глубочайших достигли окутанной  тьмой преисподней.

Так они друг против друга метали стенящие стрелы.

Тех и других голоса доносились до звездного неба".

В дорических храмах украшались метопы. В VII веке до н. э. они были глиняными  и

покрывались красочной росписью, а  позднее, в каменных фризах, рельефами. Лучше03. 11. 12 Искусство Древней Греции. Архаический период

eada. spb. r u/ ?p=203 4/ 9

покрывались красочной росписью, а  позднее, в каменных фризах, рельефами. Лучше

всего сохранились архаические  метопы VI века до н. э. храмов "С" в  Селинунте и Геры

в устье реки Селе близ Пестума. Композиция различных метоп была вызвана

местоположением их в ряду. Сицилийская  метопа с изображением четверки лошадей

и стоящего в колеснице бога, отличающаяся строгой симметрией, находилась в

центре. В очевидно крайнем рельефе  с Персеем, убивающим Медузу, больше

движения бокового, а не фронтального (илл. 18). Действие развертывается

постепенно, движение фигур убыстряется: спокойна Афина, которой как божеству не

пристало волноваться или торопливо  шагать, в решительном движении показан

Персей и в полете - тяжелая  горгона. В обратной зависимости к силе и значению

персонажей стоит отведенное им мастером пространство в квадрате метопы. В

метопах храма в устье Селе скульпторы предпочитают показывать сцены

динамичнее, создают более сложные  композиции, свободнее изображают движения

фигур, нежели селинунтские мастера (илл. 19).

Круглая скульптура и надгробия

Основной темой в искусстве  греков становится прежде всего человек,

представленный в виде бога, героя, атлета. Уже к началу архаики относится

кратковременная вспышка гигантизма при изображении человека в конце VII века до

и. э. на Фазосе, Наксосе, Делосе. В памятниках скульптуры архаики нарастает

пластичность, сменяющая схематизм, присущий образам геометрики. Эта

особенность выступает в бронзовой  статуэтке Аполлона из Фив, где заметны

округлости плеч, бедер, сдержанная орнаментальность волос. После суховатости  и

жесткости форм геометрических фигур  в раннеархаических памятниках нарастает

свежесть восприятия образа, хотя порой мастера наивны в решении  деталей (илл.

20). Своеобразными памятниками VII века до н. э. были так называемые ксоаноны -

изображения божеств, исполняемые  в дереве, редчайшие экземпляры которых  были

недавно найдены в греческих  городах Сицилии (илл. 21).

В середине VII века до н. э. скульпторы обращаются к мрамору, наиболее

подходящему материалу для изображения  человеческого тела, слегка прозрачному  у

поверхности, то белому, то кремовому  от красивой патины, вызывающему чувство

телесной реальности. Мастера начинают отходить от условности, усиливавшейся  при

использовании цветного известняка.

Одно из первых мраморных изваяний, найденное в крупном религиозном  центре

греков Делосе, статуя Артемиды, полна  огромной силы воздействия. Образ прост  и в

то же время монументально-торжествен. Симметрия выступает во всем: волосы

разделены на четыре ряда локонов слева и справа, плотно прижаты к телу руки.

Предельной лаконичностью форм мастер достигает впечатления спокойной

властности божества.

Стремление показать в скульптуре прекрасного, совершенного человека-

победившего ли на состязаниях, доблестно ли павшего в бою за родной город, или

силой и красотой подобного божеству - привело к появлению в конце VII века

мраморных изваяний обнаженных юношей - куросов. Мускулистыми и крепкими,

уверенными в себе представлены Полимедом Аргосским Клеобис и Битон.

Скульпторы начинают изображать фигуру в движении, и юноши выступают  вперед

левой ногой.

У архаических мастеров появляется желание передать движение чувств, улыбку на

лице человека или божества. Наивная  архаическая улыбка трогает черты  Геры,

крупная, высеченная из известняка голова которой была найдена в Олимпии. Мастер

показал изгиб ее губ, возможно и  потому, что при взгляде на высокую  статую снизу их

очертания казались бы строгими.

Своеобразие художественных форм, свойственное мастерским различных центров

Греции - ионических, дорических, аттических - уже в ранние века ее существования,

становится особенно заметным в  эпоху архаики. В ионических мастерских

Балканского полуострова. Малой Азии и на островах Эгейского моря создаются

образы, исполненные глубокой поэтической силы; люди созерцательны, нежны, им

будто чужды суровые проблемы жизни. Лица их доверчивы, открыты, пленяют  своей

ясностью. Такова женская головка  из Милета (илл. 22). Миндалевидные удлиненные

глаза, рисунок тонких губ, сложенных в архаическую улыбку, очаровывают. В подобных

скульптурных формах дышат чувства, вдохновлявшие поэзию Сафо:

"Стоит лишь взглянуть на  тебя, - такую

Кто же станет сравнивать с Гермионой!

Нет, тебя с Еленой сравнить не стыдно золотокудрой,

Если можно смертных равнять с богиней".

В памятниках архаической Малой  Азии восток, лежавший рядом, прозвучал  по-

новому: открывалось светлое понимание  красоты мира, эллинское осмысление и

воплощение природы и человеческих чувств.03. 11. 12 Искусство Древней  Греции. Архаический период

eada. spb. r u/ ?p=203 5/ 9

воплощение природы и человеческих чувств.

Малоазийские и островные скульпторы VI века до н. э., имен которых сохранилось

больше, нежели от VII века, брались  за сложные задачи, иногда стремясь показать

фигуру в быстром движении. В найденной на Делосе статуе Ники, дочери титана

Палланта и Стикс, богиня победы показана скульптором Архермом бегущей. Мастер

наивно и резко совмещает  в изваянии профильную нижнюю часть  статуи с

фронтальным положением торса и  лица. Обычный для рельефов

"коленопреклоненный бег"  Архерм изображает в круглой  скульптуре: нарастает

Информация о работе Этапы развития искусства Древней Греции