Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 08:50, курс лекций
Античная эпоха оставила особенно глубокий след в истории европейской
цивилизации. В годы, когда большая часть населения Европы пребывала в состоянии
варварства, в городах Балканского полуострова, Малой Азии, на островах Эгейского
моря закладывались основы будущей культуры небольшим, но способным народом
эллинов. Древнегреческие философы и общественные деятели, поэты и драматурги,
зодчие, скульпторы, художники положили и начало европейской культуры.
пластическое восприятие мира, заметна жажда объемности, сочности форм (илл.
23).
Мастеру с Самоса принадлежит мраморная статуя Геры, державшей в левой руке,
очевидно, гранатовое яблоко - символ брака с Зевсом. Монументальностью памятник
обязан не размерам, а цельности, компактности образа, напоминающего ствол
прекрасного дерева, или стройную колонну величественного храма. Плотные и
мощные объемы кажутся вязкими. Медлительная текучесть их масс особенно
красива в верхней части изваяния. Скульптура вызывает впечатление предельной
тяжести: ее будто невозможно поднять с земли, как могучее дерево, вросшее в почву
корнями (илл. 24).
В мужских образах, называемых нередко Аполлонами, в частности в статуе с острова
Мелоса, лиричность выступает с особенной силой. Юноша стоит чуть склонив голову,
его губы тронуты легкой улыбкой. Волнистые линии прически, мягкие очертания глаз,
бровей способствуют впечатлению задумчивости и созерцательности (илл. 25).
Создания мастеров дорических центров иные. В изваянии Аполлона из Теней
подчеркнуты мужественность, решительность, волевой характер. Линии контура не
так плавны, как в статуе с Мелоса. Не созерцательность, а активность - тема
произведения. Скульптор акцентирует внимание на физической мощи, показывает
широкие плечи, тонкую талию, сильные мускулистые ноги. Мастера любят контрасты,
выступающие здесь подобно тому, как в дорических колоннах этого времени пухлый
энтазис сменяется тонкой шейкой под капителью, или в глиняных сосудах сочное
тулово оканчивается красивым узким горлом. Все в статуе подчеркнуто резко:
выпуклые, будто удивленные глаза, рот, сложенный в условную "архаическую" улыбку.
Своеобразны и памятники Беотии. Здесь была найдена известняковая голова
Аполлона Птойского, жесткостью линий напоминающая произведения деревянной
резьбы. Черты бога просты и наивны, плотно сжаты губы, прямы линии век,
однообразны пряди волос. Глаза излучают предельную чистоту духа. В лице светится
радость и изумление первовидения мира. Статуи Аполлонов создавались и в
Навкратисе (илл. 26), фрагменты их находили
и в городах Северного
(Ольвия, Кепы) (илл. 27).
Искусство архаических Афин расцветает при Писистрате. Скульпторы Аттики
сдержаннее в декоре, чем ионийские. Их произведения отличаются и от дорических
памятников, подчеркивавших в человеке физическую силу. Не встретишь у аттических
ваятелей и беотийской экспрессии. Аттическим мастерам в большей степени присуще
стремление передать духовный мир человека, а не только его внешние качества -
красивость, силу или чувства. Аттическое искусство уже в VI веке начинает выражать
не местные своеобразные, но общегреческие идеалы.
Найденные в руинах афинского Акрополя мраморные статуи девушек - кор - поразили
мир сохранившейся раскраской: цветными зрачками и губами, яркими одеждами
(илл. 30). Девушки показаны в
спокойны и сосредоточенны, взоры всех их устремлены прямо перед собой, но в
каждой мастера подчеркнули нечто неуловимо своеобразное и прекрасное:
драпировки их одежд то прихотливо - изящны, то строги, то сдержанны.
Безмятежность прекрасной юности воплощена в наивных и чистых улыбках этих
поэтических образов Древней Греции (илл. 31, илл. 32).
Задачи полихромии решались архаическими мастерами не только с помощью красок,
но и использованием различных материалов - слоновой кости, золота, цветных
камней. Фрагменты редчайших
Дельфах, дают представление о том, как создавались из слоновой кости лица, из
цветных камней - глаза, из золотых пластинок-одежды (илл. 28). Скульпторы VI века
исполняли также из глины крупные по размеру статуи, подобные сидящему Зевсу из
Пестума.
Мастера поздней архаики обращаются к сложным пластическим задачам, стараясь
показать человека в действии - скачущим на лошади или приносящим на алтарь
животное.
В мраморной статуе Мосхофора изображен грек с теленком, покорно лежащим на его
плечах. Лицо афинянина озарено сиянием радости. Кажется, что не теленка приносит
он в жертву, а посвящает божеству самые дорогие свои чувства (илл. 29).03. 11. 12 Искусство Древней Греции. Архаический период
eada. spb. r u/ ?p=203 6/ 9
он в жертву, а посвящает божеству самые дорогие свои чувства (илл. 29).
В архаических памятниках мелкой пластики - терракотовых статуэтках, изделиях из
кости, бронзы и дерева - проявляются черты стиля, свойственные монументальным
образам, хотя камерность этих изделий позволяла мастерам отходить от правил
изображения, которые требовала традиция.
В VI веке до н. э. широкое распространение получили рельефы. Мастера украшали
ими храмы, сокровищницы, надмогильные или посвятительные плиты, ставившиеся в
честь значительного события и принесенные в дар божеству.
Пропорции высоких и узких надгробий были продиктованы местом их расположения и
характером рельефа; одни, с надписями и красивыми розеттами, были увенчаны
акротериями, другие завершались фронтонами. На некоторых встречались
одноярусные, на других двухъярусные рельефы: вверху высекалась фигура умершего,
а внизу его представляли на лошади в бою или на охоте с собакой. Чаще всего
изображенные помещались в некотором углублении, как бы в преддверии храма.
Работы пелопонесских мастеров (надгробие Хрисафы) отличались как от
произведений ионической школы (стелы из Малой Азии и с островов Эгейского моря),
так и от выразительных аттических памятников. Своеобразие художественных школ
архаической Греции выступало и в этом жанре достаточно отчетливо.
Тема смерти глубоко волновала греков. О ней размышляли философы, скульпторы
высекали в мраморе надгробные стелы, поэты в стихах выражали свои чувства:
"Всем суждено умереть, и никто предсказать не сумеет
Даже на завтрашний день, будет ли жив человек.
Ясно все это поняв, человек, веселись беззаботно,
Бромия крепко держа - смерти забвенье - в руках;
И наслаждайся любовью, ведь жизнь у тебя однодневна,
Прочие тяготы все я оставляю Судьбе".
На мраморной стеле афинского гражданина Аристиона, умерший представлен
воином в панцире и с копьем (илл. 33). В нижней части надгробия есть подпись
мастера Аристокла. Эпитафии на надгробных плитах сообщали о смерти часто в
поэтической форме:
"Неугасающей славой покрыв дорогую отчизну,
Черным себя облекли облаком смерти они,
Но и умерши, они не умерли: воинов доблесть,
К небу вспарив, унесла их из Аидовой тьмы".
В архаической скульптуре формировалось то пластическое совершенство, которое
будет пронизывать классическое искусство. Под резцами мастеров возникали
героические образы мужественных юношей - атлетов, пленительные статуи
очаровательных девушек, величавые лики богов. Ваятели, интересовавшиеся
движением пластических форм, моделировкой поверхности, выразительностью лиц,
композицией скульптурных групп, смело брались за сложные задачи, решение
которых окажется под силу лишь скульпторам более поздних веков.
Живопись и вазопись
Художники VII-VI веков до н. э. использовали различные материалы. Они создавали
свои композиции на глиняных метопах (илл. 35), деревянных досках (сцена
жертвоприношения из Сикиона) (илл. 36), небольших, посвящавшихся богам
глиняных табличках пинаках (Афины) (илл. 34), стенках глиняных расписных
саркофагов (Клазомены), на известняковых и мраморных надгробиях (стела Лисия,
стела из Суниона). Но таких памятников, где роспись наносилась на плоскую
поверхность, сохранилось не много, и лучше дошли рисунки на сферических
поверхностях ваз, подвергавшихся обжигу, способствовавшему прочности краски.
В конце VIII века до н. э. в греческом обществе формировались новые вкусы и
интересы. Упрощенные, условные геометрические изображения перестали
удовлетворять; в рисунках на вазах художники VII века до н. э. начали обильно вводить
растительные мотивы и сюжетные сцены. Близость малоазийского Востока
выразилась в декоративности и красочности композиций, заставивших называть
стиль вазописи VII века до н. э. ориентализирующим, или ковровым. Художественно
совершенные сосуды изготавливались на Крите, островахДелосе, Мелосе, Родосе и в
городах Малой Азии, в частности Милете. Крупным центром производства ваз в VII и в
начале VI века был город Коринф, а в VI веке - Афины.
В VII веке формы ваз становятся разнообразнее, но заметно тяготение к округлости
контуров. Подобное же нарастание сочности
объемов происходило в
архитектуре. Тонкие деревянные подпорки сменялись пухлыми с энтазисом
каменными колоннами. Усложнялась и техника нанесения рисунков на вазы VII века,
богаче становилась палитра художника. Кроме черного лака использовались белая03. 11. 12 Искусство Древней Греции. Архаический период
eada. spb. r u/ ?p=203 7/ 9
богаче становилась палитра художника. Кроме черного лака использовались белая
краска, пурпур разных тонов и для обозначения деталей - процарапывание.
Изображенные на мелосском сосуде Аполлон с музами и Артемида показаны не так
схематично, как в геометрических композициях. В росписях этого времени заметно
восхищение мастеров яркой красочностью мира. Рисунки так декоративны и
насыщены орнаментами, как гомеровские гимны той порывыразительными
эпитетами. В них меньше мужественности, чем в геометрических сценах, но сильнее
выступает лирическое начало. Характер композиций на вазах этого времени созвучен
поэзии Сафо.
В изяществе узоров пальметт, кругов, квадратов, меандров, спиралевидных усиков
выступает аромат природы стилизованной, прошедшей сквозь чувство декоратора -
вазописца. Орнаментальность, составляющая отличительную черту рисунков этого
периода, пронизывает фигурные изображения и поглощает их, растворяет в певучих
ритмах своих мотивов. Орнаментальны контуры людей и животных, узорами
старательно заполнены промежутки между фигурами и предметами.
Пестрым ковром лежит роспись на островных сосудах. Поверхность сочного и пухлого
по форме родосского кувшина - ойнохои разделена на фризы - полосы с мерно
выступающими на них животными (илл. 37). На родосских вазах особенно часто
изображаются пасущиеся или спокойно идущие друг за другом звери, птицы, порой
реальные, но нередко и фантастические - сфинксы, сирены с красивыми
динамичными линиями упругих контуров.
Много общего в характере таких росписей с любимой в то время роскошью одежд,
обилием украшений, упоминания о которых встречаются в стихах поэтов VII века:
"Гектор с толпою друзей через море соленое
На кораблях Андромаху везет быстроглазую,
Нежную. С нею - немало запястий из золота,
Пурпурных платьев и тканей, узорчато вышитых,
Кости слоновой без счета и кубков серебряных".
Дорические черты, не заглушенные восточными влияниями, особенно ярко выступают
в Южной Греции - Лаконике. Формы глиняных ваз изысканностью силуэтов
напоминают очертания
линеарность и графичность, далекие в то же время от условности геометрики. Манера
живописи иная, в ней нет гибкости линий родосских рисунков. На сосудах часто
изображаются воины или
орнаментики, образы лишены безоблачной неги, присущей рисункам островных ваз. В
них иногда звучат тревожные мотивы, проступавшие и в творчестве поэта VII века до н.
э. Архилоха:
"Сердце, сердце! Грозным строем встали беды пред тобой,
Ободрись и встреть их грудью, и ударим на врагов!
Пусть везде кругом засады, - твердо стой, не трепещи.
Победишь, - своей победы напоказ не выставляй,
Победят, - не огорчайся, запершись в дому, не плачь,
В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй;
Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт".
На сикионском сосуде из собрания Киджи - образце протокоринфской керамики - не
много фризов, но они широкие, внизу - корзинка редких, но крупных лучей, на горле -
орнаменты. На уровне ручки показана фаланга гоплитов в боевом строю, со щитами,
копьями, в шлемах. Хотя детали вооружения, контуры щитов, украшения очерчены с
миниатюрной четкостью и тщательностью, характер сцены вызывает впечатление
резкости и суровости, как в стихах поэта Тиртея.
Крупным центром производства ваз в VII веке был торговый город Коринф, на культуру
и искусство которого сильно воздействовал Восток. В его мастерских создавались
красочные росписи, нередко изготовлялись сосуды причудливой формы в виде
головы человека, морды зверя, фигурки животного. Коринфские вазы часто шли на
экспорт. Много гончарных изделий в VII веке поставляли Афины. Росписи
протоаттических ваз отличаются от
протокоринфских меньшей
большим развитием сюжета.
Редкими памятниками живописного искусства конца VII века являются глиняные
метопы храма Аполлона в Ферме. На одной из них художник трактовал полет Персея,
как быстрый бег, избежав скованности, но и здесь он использовал много орнаментов,
обрамляя границы метопы розеттами и украшая ими хитон героя.
В вазописи рубежа VII-VI веков художественный образ начинает освобождаться от