Этапы развития искусства Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 08:50, курс лекций

Краткое описание

Античная эпоха оставила особенно глубокий след в истории европейской
цивилизации. В годы, когда большая часть населения Европы пребывала в состоянии
варварства, в городах Балканского полуострова, Малой Азии, на островах Эгейского
моря закладывались основы будущей культуры небольшим, но способным народом
эллинов. Древнегреческие философы и общественные деятели, поэты и драматурги,
зодчие, скульпторы, художники положили и начало европейской культуры.

Файлы: 1 файл

развитие искусства в Древней Греции.doc

— 624.50 Кб (Скачать)

орнаментальных "одежд", приобретать  конкретность реальных контуров. В  скульптуре

поздней архаики мастера еще  будут строить композиции на орнаментальной основе,

подчиняя складки тканей и прически в мужских и женских статуях  принципу узора.03. 11. 12 Искусство Древней Греции. Архаический период

eada. spb. r u/ ?p=203 8/ 9

подчиняя складки тканей и прически в мужских и женских статуях  принципу узора.

Ваятелям, особенно монументалистам, труднее было прокладывать дорогу

новшествам, чем вазописцам, пользовавшимся большей свободой.

Возросший интерес к сюжетным изображениям, стремление к точной передаче

образов реального мира, желание  художника больше рассказать, сильнее

взволновать и ярче выразить ту или  иную идею заставили вазописцев отойти от

орнаментальности VII века. В росписях VI века узору отводится лишь роль

обрамления сцен, украшения донца, горла, мест прикрепления ручек. Оттеснение

декоративности и выдвижение сюжетного  начала приводит также и к цветовому

упрощению. Выступающий на оранжевом фоне глины контур фигуры заливается

черным лаком, все реже к концу VI века используются пурпур и белая  краска.

В одной из ранних чернофигурных  коринфских росписей, где показана сцена

отправления царя Амфиарая в гибельный  для него поход против Фив, заметна

большая графическая выразительность. Силуэты фигур раскрывают драматизм

ситуации и характер персонажей: Амфиарай кажется мужественным, жена его

Ерифила - зловещей, сидящий рядом  мудрец - скорбящим. Расположенные между

основными фигурами мелкие, но тщательные изображения птиц, ящериц, змей,

ежика заставляют вспомнить заполнительный орнамент сосудов VII века.

Росписи ваз Южной Греции отличаются от коринфских своей манерой. Военные  темы

звучат суровее, жестче. В сцене, где показаны воины, несущие с битвы павших

товарищей, декоративность отодвинута на второй план сюжетом, силуэтность  фигур не

смягчена белой краской, процарапанные, обозначающие мышцы линии не гибкие,

как на коринфских вазах, а жесткие. Гоплиты подобны куросам в  архаической

скульптуре. У них такие же широкие плечи и толстые мышцы ног, тонкие талии и узкие

щиколотки (илл. 38).

В рисунках ионийскихмастеров преобладает  лирическая тематика: в характере  линий

больше гибкости и грации. На дне  килика художник изобразил два больших, широко

раскинувших ветви дерева и птицелова. Плавные, певучие линии веток  и листьев

кажутся колеблемыми ветром и хорошо согласуются со сферической поверхностью

дна и круговым оформлением композиции (илл. 40).

В росписях аттических вазописцев VI века обращает внимание прежде всего

возвышенная гармония, пронизывающая  все в произведении - от композиции в

целом до деталей образа. Лиричность или героика незримо присутствуют в

благородных формах керамики и рисунков. Изображает ли афинский мастер Софил

величаво шествующих богов или  быстро и горделиво мчащихся на состязании коней -

всюду в его линиях воплощены спокойная торжественность и гармония.

В росписи аттического кратера  Клития и Эрготима ширина верхних  и нижних фризов

уменьшается по сравнению с центральным. Самые значительные высокие образы

помещены в средней композиции, менее важные - вверху или внизу, подобно

распределению фигур во фронтонных композициях храмов: главные персонажи -

крупными в центре, второстепенные - небольшими по краям. Здесь можно  видеть

разнообразные - возвышенные, трагические, комические - сюжеты. В центре

торжественно шествуют олимпийцы на свадьбе Пелея и Фетиды. Под ними сцена из

Троянской войны - преследование Ахиллом  Троила. Еще ниже расположен фриз с

животными и пальметтами, а на ножке, как низкий жанр, представлена комическая

битва пигмеев с журавлями (илл. 39).

Выше основного фриза художник во всем блеске черно - фигурной техники показывает

кентавромахию и скачки - состязания на похоронах Патрокла. Силуэты быстро

мчащихся коней начертаны уверенной  рукой опытного мастера:

"Быстро ринулись кони вперед  по широкой равнине

Прочь от ахейских судов. Под копытами их поднималась

Пыль и стояла под грудью, подобно  туману иль вихрю,

Гривы густые коней развевались  с дыханием ветра;

То многоплодной земли на бегу колесницы  касались,

То высоко подлетали на воздух. Возницы конями

Правили стоя. В груди колотилось безудержно сердце

Жаждой победы. И криком возницы  коней ободряли,

Каждый своих. И, пыля, летели они  по равнине".

В росписях этого кратера показана бурная, кипучая жизнь: люди, боги, герои

совершают подвиги, празднуют, борются, охотятся. Они то величавы, то экспансивны,

но всегда выразительны в своей  жестикуляции. Пребывающими в неустанной

деятельности показаны животные. Движение здесь такое же энергичное, как  и в

скульптуре фризов, фронтонов. Лишь через столетие композиции в  искусстве станут

спокойнее, когда формирующаяся  в архаике гармоничность выступит в образах

классического V века.

В третьей четверти VI века до н. э. работал  крупнейший мастер чернофигурной03. 11. 12 Искусство Древней Греции. Архаический  период

eada. spb. r u/ ?p=203 9/ 9

В третьей четверти VI века до н. э. работал  крупнейший мастер чернофигурной

вазописи Экзекий, создавший особенно совершенные и четкие рисунки, то полные

покоя, то напряжения. На одной из амфор  Экзекия или мастера его круга  изображен

побеждающий немейского льва Геракл и помогающие ему Афина и Иолай. На

близкой Экзекию прекрасной гидрии из Эрмитажа показан Геракл, борющийся  с

Тритоном, и стоящие рядом Нерей  и Нереида. Экзекий, однако, более  искусен в

композициях, где фигуры спокойны. Для него не красочное пятно, как для коринфских

мастеров, а линия - основной элемент  выразительности. Особую прелесть составляют

процарапанные по черному лаку тонкие узоры. Тщательно украшены орнаментами

доспехи воинов, играющих в кости, на ватиканской амфоре, но орнамент уже не

заглушает действие, ему отведена подчиненная роль (илл. 41).

В творчестве Экзекия появляются темы, где он обращается к душевным страданиям

человека. На амфоре из Болоньи мастер изображает героя Троянской войны  Аякса,

не получившего доспехи Патрокла и решившего покончить с собой. О его

переживаниях рассказывает Гомер  устами Одиссея, спустившегося в  царство Аида.

Не только жалок, но и страшен  в рисунке Экзекия силуэт человека, старательно и

деловито готовящегося к смерти. Отчаяние и скорбь выражены не в лице Аякса, они

выступают в изгибах линий, в  очертаниях контуров. Ствол пальмы надломлен, ее ветви

поникли, склонено и копье могучего героя с трагической судьбой. Это одна из самых

замечательных по своеобразию и  сложности росписей архаического периода.

Венцом творчества Экзекия является изображение на дне килика бога вина Диониса,

возлежащего в ладье. Один из древних  гомеровских гимнов повествует о  превращении

Дионисом в дельфинов пленивших  его морских пиратов:

"Ветер парус срединный надул,  натянулись канаты,

И свершаться пред ними чудесные начали вещи.

Сладкое прежде всего по судну быстроходному  всюду

Вдруг зажурчало вино благовонное, и амвросийный

Запах вокруг поднялся. Моряки в изумленьи  глядели...

...и жестокой судьбы избегая,  поспешно

Всей гурьбой с корабля поскакали в священное море

И превратились в дельфинов...".

Экзекий показывает вокруг корабля  упругие тела гибких дельфинов, уподобленных

легким гребешкам волн, мачту, обвитую  виноградными лозами с тяжелыми гроздьями

плодов, белый парус, наполненный ветром. Ощущение движения ладьи по морю

создается не только изображением огромного  паруса - большинство дельфинов

плывут в том же направлении, и виноградных кистей, две из которых  слегка

отклонились вправо, больше на той  стороне, куда скользит ладья. Композиционное

мастерство Экзекия достигает  здесь вершины, когда нельзя ничего ни убрать, ни

прибавить (илл. 43).

Тяга к изящному приводит к появлению  в эти годы киликов мастера  Тлесона, на

внешней поверхности которых изображалась одна лишь фигурка - птица, какое-

нибудь животное или человек. Росписи  Тлесона воспринимаются как тонко

исполненные миниатюры, в лаконизме  которых кроется особенная изысканность

(илл. 42)

 

Классический период

Ранняя классика. Архитектура

Рубеж VI-V веков до н. э. в жизни  греческих городов был полон событиями. Яростно

сопротивлялась  рабовладельческой демократии тирания. Затем бурную

внутриполитическую борьбу сменила  ожесточенная война с персами. Победившие

греки не только отстояли независимость, но спасли европейскую культуру, защитив

свои демократические устремления  от персидской деспотии.

В мировоззрении греков этого времени  намечался перелом, ведущий художников к

новым формам в искусстве и качественно  новому периоду в осмыслении мира-

классике. Мастеров привлекало типическое, а не индивидуальное, нарастало

стремление к гармонической  соразмерности частей художественного  произведения,

почитавшейся за основное достоинство. Искусство архаики при всей жизненности

образов было условным в своих формах; классика наметила больше контактов  с

реальной действительностью. Все  силы греков были направлены тогда  на борьбу с

персами. Художественные формы первой половины V века, особенно архитектурные,

четки, энергичны и напряженны не только в постройках Балканского полуострова, но

и в зданиях Сиракуз, Агригента, Селинунта, Метапонта, Пестума.

Храм Афины Афайи на острове  Эгина был центром большого святилища. О нимфе

Афайе упоминает в гимне Артемиде поэт Каллимах. На возвышенном месте острова

Эгина нимфе воздвигли окруженное стенами святилище, а в 490 году здесь  выстроили

дорический храм Афины Афайи  из местного известняка, со стенами, покрытыми

мраморной штукатуркой, фронтонами и  симой из паросского мрамора.

Прославленным сооружением второй четверти V века до н. э. был созданный зодчим

Либоном из Элиды храм Зевса в  святилище Олимпии. Архитектор выстроил его из

известняка, покрытого затем мраморной  штукатуркой, но, как и в эгинском храме,

скульптуры фронтонов, а также  метопы и черепица, по сообщению Павсания, были

мраморными.

Строители богато украсили храм Зевса. Раскраска архитектурных деталей, скульптуры

фронтонов, рельефы метоп, мозаика  на полу делали его выдающимся памятником

искусства. Статуя Зевса для целлы, исполненная Фидием из золота и слоновой кости,

к сожалению, не дошла до нашего времени  и лишь изображения на монетах  могут

дать представление о произведении, воспетом многими поэтами Эллады, в том числе

Филиппом, писавшим:

"Бог  ли на землю сошел и явил  тебе, Фидий, свой образ,

Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?".

Плохо сохранившийся  храм Зевса не может сейчас дать представление о том, как

выглядел  раннеклассический периптер. Это  лучше видно на примере храма  Геры в

Пестуме, построенном  из кристаллического известняка золотистого цвета, где нашли

выражение новые черты классического искусства (илл. 44).

Если в  архаических храмах колонны казались набухшими и сочными, то теперь они

плотные, подобранные. Как внутренняя подтянутость, дисциплинированность и

собранность отличают статуи юношей этого времени, так и в памятниках зодчества

звучат  новые чувства. Сглаживаются контрасты  и противопоставления несомых и

несущих частей. Соотношения между формами становятся более естественными и

гармоничными.

В классическую эпоху особенно расширились и процветали святилища Зевса в

Олимпии и  Аполлона в Дельфах. Олимпия расположена  на юге Греции, где около

слияния рек  Алфея и Кладея, близ невысокой  горы Кронос, раскинули свои ветви

оливы и  платаны рощи Альтис. Храм Зевса  высился в центре святилища, у склона

Кроноса находились сокровищницы и архаический храм Геры, возле которого шел

путь на стадион. Сокровищницы были выстроены  в ряд, как и здания в архаических

комплексах Селинунта и Пестума. Примечательно, что, в отличие от других святилищ,

разрешение строить здесь сокровищницы было дано только дорическим полисам.

Более того, до завоевания Македонией в архитектуре Олимпии предпочитался

дорический ордер.03. 11. 12 Искусство  Древней Греции. Классический период

eada. spb. r u/ ?p=204 2/ 24

Перед входом в святилище находился пританей - зал для торжественных обедов и

пиров, а в ограде Альтиса - храмы  Геры и Зевса и неподалеку бронзовые  статуи,

изваянные на средства провинившихся  или струсивших перед состязанием  атлетов.

Южнее стояла гробница героя Элиды Пелопса - курган с оградой и портиком.

Восточнее - где давали предсказания жрецы - алтарь Зевса, с каждым годом

становившийся все выше от непрерывных  жертвоприношений. Далее тянулся  семь

раз отражавший звук портик Эхо, в  тени которого близ агоры, украшенной статуями,

отдыхали паломники. Известно местоположение теотоколейона - здания с кельями

для жрецов. Нашли археологи мастерскую Фидия, леонидайон, в котором

останавливались почетные гости, и  булевтерий - зал заседаний олимпийского совета.

Не менее почиталось греками святилище в Дельфах, где находился оракул Аполлона,

Информация о работе Этапы развития искусства Древней Греции