Этапы развития искусства Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 08:50, курс лекций

Краткое описание

Античная эпоха оставила особенно глубокий след в истории европейской
цивилизации. В годы, когда большая часть населения Европы пребывала в состоянии
варварства, в городах Балканского полуострова, Малой Азии, на островах Эгейского
моря закладывались основы будущей культуры небольшим, но способным народом
эллинов. Древнегреческие философы и общественные деятели, поэты и драматурги,
зодчие, скульпторы, художники положили и начало европейской культуры.

Файлы: 1 файл

развитие искусства в Древней Греции.doc

— 624.50 Кб (Скачать)

перьями. Узоры на диадеме воспроизводят  стилизованную форму лилии. Ожерелье

на шее повторяет те же очертания. Несколько раз звучит здесь мотив этого

изысканного цветка. В подобных узорах теплится жизнь. Они уже будто  утратили

качества живого цветка, но еще  не стали орнаментами. Во многих памятниках

критского искусства переплетается  острое ощущение действительности с изысканной

стилизацией. В трактовке фигуры юноши есть условность египетского  толка: ноги и

лицо показаны в профиль, но плечи  повернуты анфас и глаз смотрит  прямо на нас.

Однако непосредственность мироощущения делает образ глубоко отличным от

памятников Египта. Человек в искусстве Крита кажется значительно более

свободным от преклонения перед  непонятным и далеким божеством, нежели в

египетском искусстве. Изображенные на критских фресках люди воспринимаются как

неотъемлемая часть природы, они  сливаются с тем пейзажем, в котором показывает

их художник.

Монументальные произведения круглой  скульптуры Крита до нас не дошли. Зато

обнаруженное археологами множество  предметов мелкой пластики убеждает в том,

что критским мастерам были известны различные материалы: фаянс, глина,

слоновая кость, бронза. Особенный  интерес представляют найденные  в кносском

дворце невысокие фаянсовые  статуэтки женщин со змеями в руках, поражающие

изяществом и мастерством исполнения. Они имели, несомненно, культовое

значение, может быть, изображали жриц со змеями — божествами, заботящимися о

благосостоянии дома (илл. 2). Известны и статуэтки прыгунов через быка,

исполненные в металле и слоновой кости.

Виртуозами своего дела были критские гончары, создававшие посуду порой  со

стенками не толще яичной скорлупы, но очень прочными после обжига в печах.

Формы ваз большей частью шаровидные, сочные; краски яркие. Изысканны сосуды

так называемого стиля “камарес”, на темной поверхности которых, будто  кружевом

одевающие их, выступают нанесенные светлыми красками орнаментальные узоры.

Часто используется мотив круга  или спирали. Вечное непрерывное  движение и здесь,

подобно фресковым орнаментам, находит  свое выражение. Позднее цветовая гамма

росписных ваз Крита меняется. В  XVI веке изображения морских животных или цветовИскусство Древней Греции. Крито-м0и3к. е1н1с. к1и2й ( эгейский) период

eada. spb. r u/ ?p=201 3/ 4

росписных ваз Крита меняется. В  XVI веке изображения морских животных или цветов

наносятся краской на светлый фон. Критский вазописец всегда стремился рисунком

подчеркнуть форму и на шаровидном сосуде предпочитал показать осьминога, в то

время как на вытянутой кверху вазе он располагал стройные стебли растений (илл. 3).

Это качество критских росписей, гармонически сочетающихся с формой, будет

впоследствии достойно оценено  греками. К концу XVI и началу XV века до н.э.

относится группа особенно роскошных  по своим рисункам ваз так называемого

“дворцового стиля”. Примечательно, что на керамических сосудах Крита, как правило,

нет человеческих фигур. Предмет, необходимый в быту, художник украшал цветами,

орнаментами, изображениями животных, не пытаясь показать сюжетные

композиции, несущие смысловую  нагрузку.

В XV веке, возможно, воспользовавшись сильным, нанесшим урон Криту

извержением вулкана на Санторине, балканские ахейцы захватили остров и

подчинили его, испытав на себе в  дальнейшем сильное воздействие  минойской

культуры. С падением Кносса ведущая  роль в этом районе Европы перешла  к

ахейцам, победившим критян, но по своему культурному уровню значительно им

уступавшим.

Микены, Тиринф, Афины, Пилос и другие ахейские города Балканского полуострова

становятся после победы над  Критом основной силой в бассейне Эгейского моря и

процветают во второй половине II тысячелетия до н.э. Им еще могла противостоять

Троя, державшая ключевые позиции  у проливов, ведущих на север, но троянская

война XII века до н.э. решила спор между ними в пользу ахейских племен.

Археологические раскопки последних  десятилетий дали много памятников,

раскрывающих особенности культуры и искусства ахейцев Балканского полуострова.

В каждом из городов правил царь. Располагались  поселения чаще не на равнине, как

критские, а на холмах, с которых  хорошо видна окружавшая их местность, не на берегу

моря, а в удалении от него. Высокие  крепостные стены защищали их от нападения,

так как опасность неожиданных  пиратских набегов беспокоила жителей. Будто

великаны поднимали огромные камни, складывая эти стены и башни, получившие

название “циклопических”. Темно-серый  цвет огромных каменных глыб, из которых

составлены укрепления “крепкостенного” Тиринфа, придает особую суровость  его

облику. В широких крепостных стенах располагалась сложная система  галерей, ходов.

Здесь были цистерны для воды, продовольственные  склады, запасы оружия. В густых

зарослях кустарника на склоне акрополя скрывался потайной ход с лестницей,

ведущей в крепость и ко дворцу. Царские покои, от которых в Тиринфе  довольно

хорошо сохранились лишь фундаменты, можно считать типичным парадным

сооружением того времени. В кносском сооружении Миноса обращало внимание

отсутствие четкой системы в  расположении комнат и залов. В царском  дворце

Тиринфа доминирует центральное помещение  — мегарон — с четырьмя

внутренними колоннами, поддерживавшими  крышу и обрамлявшими очаг. Подобные

же мегароны были открыты археологами в Микенах и Пилосе.

Ворота, ведущие в ахейские цитадели, имели торжественный вид. Вход в  акрополь

Микен, называвшийся Львиными воротами, был украшен плитой золотисто-желтого

камня с изображением двух львиц, опирающихся  передними лапами на пьедестал с

колонной, напоминающей критскую (илл. 5). Недалеко от Львиных ворот

располагались могилы ахейских владык. В глубоких, подобных шахтам гробницах  XVII

—XVI веков было найдено большое количество всевозможных украшений и утвари из

драгоценных металлов — серебряных и золотых кубков, роскошных диадем, масок из

тонкого листового золота, накладывавшихся  на лицо покойника, золотых, украшавших

одежды бляшек, а также кинжалов, инкрустированных сложными композициями из

золота. Все эти памятники наглядно свидетельствуют об обычаях микенской знати, об

обряде захоронений, : типе предметов, которые клали в могилы. Роскошь  погребений

характеризовала нравы ахейцев, их стремление к пышности украшений.

Маски, в какой-то мере передающие индивидуальные особенности лиц, конечно, не

могут быть названы портретными. В  желании запечатлеть и сохранить  черты лица

царя или полководца, военачальника, выступает незнакомое для критян стремление

возвеличить его роль (илл. 6). Возникновение  подобных памятников свидетельствует

о характере взаимоотношений в жизни ахейских племен. Торжество физической силы

пронизывало эту культуру, находило выражение в мощности крепостных стен, в

изображении батальных сюжетов  и сцен охоты на вазах и фресках.

Формы сосудов также новы и непохожи на критские. Характер кубков из шахтовых

могил XVI века разнообразен: некоторые нарядны, украшены розеттами, их контуры

изящны; прекрасный сосуд из алебастра  имеет сложные изгибающиеся ручки. Многие

же отличаются лаконичностью декора, неприхотливостью силуэта, суровостью и

простотой форм. В знаменитом “кубке Нестора” из четвертой шахтовой гробницы

конструктивная основа чаши заметна, несмотря на украшение ручек голубками.

Жесткость и статичность композиции преобладают в искусстве ахейцев. На золотыхИскусство Древней Греции. Крито-м0и3к. е1н1с. к1и2й ( эгейский) период

eada. spb. r u/ ?p=201 4/ 4

Жесткость и статичность композиции преобладают в искусстве ахейцев. На золотых

круглых бляшках, нашивавшихся на одежды и найденных в шахтовых гробницах,

показаны осьминоги, бабочки, но линии контуров, детали этих образов живой

природы сводятся к сухому орнаменту. Мастера любят строгую симметрию,

схематичность форм. Даже узоры спирали  теряют динамичность, которую чувствовал

в них критский художник.

Найденные в ахейских гробницах кинжалы интересны не только как образцы

вооружения, но прежде всего инкрустированными  на них сценами. Удлиненный

клинок умело используется для  изображения то опасной борьбы человека со львом,

то распластанных в беге фигурок  животных. Новым, по сравнению с критским

искусством, воспринимается и сюжет  — охота (илл. 7). На одном из кинжалов, на

узенькой полоске оказалось  возможным поместить пейзаж, в  сложной технике

инкрустации показать реку с плывущими  рыбами, кусты, растущие по берегам, и  дикую

кошку, схватившую птицу. Особенного внимания заслуживает в этих кинжалах цвет

использованных материалов — золота разных тонов, серебра, меди, черни. О

мастерстве ремесленников, изготовлявших  оружие и украшения из золота, серебра,

слоновой кости и других материалов, повествовал Гомер в "Илиаде", подробно

описывая щит Ахилла.

Позднее шахтовых могил в конце  XV—XIV веков до н.э. воздвигались гробницы

купольные, представляющие собой выложенные из камня, круглые в плане, со

сходящимися вверху стенами помещения, скрытые под курганной насыпью.

Яркий памятник этого типа, так  называемая гробница Лтрея, имеет высоту 14 метров.

В Микенах, Тиринфе и других городах  Балканского полуострова стены  дворцов

украшались фресками, была распространена вазопись и торевтика. Однако

монументальные скульптурные произведения и рельефы создавались редко. Отчасти

вследствие этого в гомеровскую  эпоху скульптура будет развита  слабее, чем вазопись.

В исполнении фресок Тиринфа можно  заметить по сравнению с живописью  Крита

новые черты. Две женщины, изображенные древним художником, движутся в

колеснице мимо схематически обозначенных, растущих на обочинах дороги деревьев.

В этой фреске детали греческие —  колесница, одежды женщин. Контуры фигур,

повозки лошадей резки, формы застывшие, — они статичнее, чем в росписях Крита.

Отдельные элементы узора, украшающего  фреску, не связаны друг с другом. Нет

подвижности форм, характерной для  орнаментов Крита. Линия, полно и  безупречно

выражавшая в искусстве Крита  настроение и чувства мастера, теперь лишь средство

изобразить тот или иной предмет (илл. 9).

В тематике ахейских произведений много  сюжетов, связанных с происходящей в мире

борьбой: охота на львов, травля собаками кабана, подготовка к походу ахейцев,

седлающих боевых коней. На одной из микенских ваз XII века изображены воины в

высоких шлемах, с копьями и щитами, идущие друг за другом. Рисунок на сосуде,

служивший декоративным узором в керамике Крита, стал теперь выразителем

сложной и глубокой идеи. Манера росписи  кажется небрежной, фигурки могут

показаться порой забавными, хотя художник был далек от мысли представить что-

либо смешным  в своей композиции (илл. 8).

Двенадцатый век до н.э. — время заката эгейской цивилизации. На Балканском

полуострове заметны передвижения народов. С  севера наступают доряне. Во всех

археологических слоях XII века от Македонии до Крита ученые обнаруживают следы

разрушений  и пожаров. В XII веке прекращает существование хеттское государство в

Малой Азии, в египетских документах отмечаются столкновения различных племен.

На берегах  Средиземного моря происходят значительные социальные и культурные

изменения. В этот период эгейская культура гибнет.

 

Гомеровский период

После покорения  дорянами ослабевших в Троянской  войне ахейских племен следует

гомеровский период в истории древнегреческого искусства (XI-VIII вв. до н. э.),

характеризующийся патриархальностью быта, раздробленностью мелких хозяйств и

примитивностью  начинавшей формироваться культуры. От этого времени почти не

осталось  памятников зодчества, так как материалом служили в основном дерево и

необожженный, но лишь высушенный на солнце кирпич-сырец. Представление об

архитектуре у ее истоков могут дать лишь плохо  сохранившиеся остатки фундаментов,

рисунки на вазах, терракотовые погребальные урны, уподобленные домам и храмам,

и некоторые  строки гомеровских поэм:

"Друг, мы, конечно, пришли к Одиссееву  славному дому,

Может легко  он быть узнан меж всеми другими  домами:

Длинный ряд  горниц просторных, широкий и чисто  мощеный

Двор, обведенный зубчатой стеною, двойные ворота

С крепким  замком, - в них ворваться насильно никто не помыслит".

Создавались в ту эпоху и редкие памятники  скульптуры, простые по формам и

небольшие по размерам. Особенно же широкое распространение  получило

украшение сосудов, к которым древнейшие греки относились не только как к

необходимым в быту предметам. В  разнообразных, порой причудливых  керамических

формах, в простых, но выразитель

В формах и рисунках ваз, возникших  до IX века до н. э., выступала несложность

выражения чувств создавших их людей. Сосуды обычно покрывались орнаментами в

виде простейших фигур: кругов, треугольников, квадратов, ромбов. С течением

времени узоры на сосудах усложнялись, разнообразными становились их формы. В

конце IX - начале VIII века до н. э. появились  вазы со сплошным заполнением

Информация о работе Этапы развития искусства Древней Греции