Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 08:50, курс лекций
Античная эпоха оставила особенно глубокий след в истории европейской
цивилизации. В годы, когда большая часть населения Европы пребывала в состоянии
варварства, в городах Балканского полуострова, Малой Азии, на островах Эгейского
моря закладывались основы будущей культуры небольшим, но способным народом
эллинов. Древнегреческие философы и общественные деятели, поэты и драматурги,
зодчие, скульпторы, художники положили и начало европейской культуры.
поверхности орнаментами. Тулово амфоры из мюнхенского музея прикладного
искусства разделено на тонкие пояса - фризы, расписанные геометрическими
фигурами, как кружево лежащими на сосуде. Древний художник решился показать на
поверхности этой амфоры помимо узоров - животных и птиц, для которых он выделял
особые фризы, расположенные один в верхней части горла, другой в самом начале
тулова и третий-около днища. Принцип повтора, свойственный ранним ступеням
развития искусства разных народов, выступает и у греков в керамических росписях,
вазописец здесь использовал, в частности, повтор в изображении животных и птиц.
Однако даже в несложных композициях на горле, тулове и у днища заметны различия.
У венчика - лани спокойны; они мирно пасутся, пощипывая траву. В том месте тулова,
где начинается подъем ручек и форма сосуда резко изменяется, животные показаны
иначе - будто в тревоге они повернули головки назад, встрепенулись. Нарушение
плавного ритма контурной
К VIII веку относится дипилонская амфора, служившая надгробным памятником на
кладбище Афин (илл. 10). Выразительны ее монументальные формы; широко
массивное тулово, гордо поднимается высокое горло. Она кажется не менее
величественной, чем стройная колонна храма или статуя мощного атлета. Вся
поверхность ее разделена на фризы, в каждом из которых свой узор, с часто
повторяющимся меандром различного типа. Изображение животных на фризах
подчинено здесь томуже принципу, что и на мюнхенской амфоре. На самом широком
месте представлена сцена прощания с умершим. Справа и слева от покойного-
плакальщики с заломленными над головой руками. Скорбность рисунков на вазах,
служивших надгробиями, предельно сдержанна. Суровыми кажутся представленные
здесь чувства, близкие тем, что испытывал Одиссей, слушавший волнующий рассказ
плачущей и еще не узнавшей его Пенелопы:
"Но как рога иль железо, глаза неподвижно стояли
В веках. И воли слезам, осторожность храня, не давал он!"
В лаконизме росписей Х-VIII веков формировались качества, развившиеся позднее в
пластически сочных формах греческого искусства. Эта эпоха была школой для
греческих художников: строгой четкости рисунков геометрического стиля обязаны
сдержанной гармоничностью образов архаика и классика (илл. 11).
В геометрическом стиле проявлялись эстетические чувства народа, начинавшего путь
к вершине цивилизации, создавшего впоследствии памятники, затмившие славу03. 11. 12 Искусство Древней Греции. Гомеровский период
eada. spb. r u/ ?p=202 2/ 2
к вершине цивилизации, создавшего впоследствии памятники, затмившие славу
египетских пирамид и дворцов Вавилона. Решительность и внутренняя собранность
эллинов в тот период находили отзвук в предельном лаконизме росписей с
неумолимым ритмом, четкостью и резкостью линий. Условный характер
изображений, упрощенность форм - результат не изощрения, но стремления
выразить графическим знаком общее понятие какого-либо вполне определенного
предмета реального мира. Ограниченность такого принципа изображения - в
отсутствии конкретных, индивидуальных черт образа. Ценность его в том, что человек
на ранней ступени развития начинает вносить в мир, кажущийся еще непонятным и
хаотическим, элемент системы, упорядоченности. Схематические образы геометрики
будут насыщаться в дальнейшем все большей конкретностью, но греческие художники
не утратят достигнутого в этом искусстве принципа обобщения. В этом отношении
росписи гомеровского периода - первые шаги в развитии античного художественного
мышления.
В аттическом искусстве, представленном дипилонскими вазами, счастливо
сочетаются формы, вырабатывавшиеся веками в различных областях Греции - на
островах, в дорических центрах, в Беотии. В Аттике создаются особенно красивые
сосуды с росписями
лаконичны, в Беотии экспрессивны, на островах Эгейского моря нарядны. Но для всех
художественных школ, своеобразие которых намечается уже в гомеровский период, и
в особенности для аттической, характерны общие качества - нарастание интереса к
человеческому образу, стремление к гармоничному соответствию форм и четкости
композиции.
В скульптуре геометрического стиля не меньше своеобразия, чем в вазописи. Мелкая
пластика украшала керамику, когда изготовленные из глины или бронзы фигурки
животных крепились на крышках сосудов и выполняли роль ручек. Существовали и не
связанные с сосудами статуэтки культового характера, которые посвящались
божествам, ставились в храмы или предназначались для могил. Чаще всего это были
исполненные из обожженной глины фигурки с только намеченными чертами лица и
конечностями. Лишь иногда скульпторы брались за сложные задачи и решали их
довольно оригинальными
геометрические статуэтки
плоскостными, подобными изображениям на вазах. Огромное значение в них имеет
силуэт, лишь позднее начнет пробуждаться интерес мастера к объему. Элементы
пластического понимания мира художником только намечаются.
В скульптуре геометрического стиля еще редки такие произведения сюжетного
характера, как хранящееся в Метрополитен-музее Нью-Йорка бронзовое
изображение кентавра и человека, рассчитанное на восприятие сбоку. Однако уже
здесь отчетливо можно наблюдать то, что проявится позднее в греческой архаике, -
обнаженность мужской фигуры, подчеркнутая мускулатура бедер, плеч (илл. 12).
Во второй половине VIII века до н. э. в геометрическом стиле появляются черты,
свидетельствующие об отказе от его строгих правил. Наблюдается желание показать
фигуру человека, животного, различные предметы не схематично, но более живо. В
этом можно видеть начало отхода от условности росписей и скульптур. Постепенно
греческие мастера переходят к образам более полнокровным, жизненно
конкретным. Уже на закате геометрического стиля наметились первые признаки того
процесса, который от условности форм ранней античности в геометрическом стиле
приведет к предельной конкретности воспроизведения мира в памятниках поздней
античности. С возникновением более зрелых представлений человека о мире
появляется потребность не схематического, но детального изображения, ведущая к
кризису геометрического стиля и появлению новых форм в памятниках архаического
периода VII-VI веков до н. э.
Архаический период
Архитектура
В конце VIII века до н. э. на Балканском полуострове, островах Эгейского моря и в
Малой Азии в связи с развитием производительных сил крепнут ремесленные центры,
развивается земледелие и торговля, растут города.
В прошлое уходит патриархальный быт мелких поселений гомеровского периода.
Совершенствуется и
Искусство архаической эпохи (VII-VI века до н. э.) характеризуется расцветом каменной
архитектуры, монументальной скульптуры, расписной керамики. Возросший интерес к
человеческому образу находит выражение в пропорциях архитектурных ордеров, в
создании статуй прекрасных и совершенных юношей и девушек, в сложных
мифологических композициях, развернутых вазописцами на поверхности глиняных
сосудов.
Греческое зодчество, уходящее корнями в глубокую древность, отождествляемую
Эсхилом с эпохой легендарного похитителя огня, расцветает в эпоху архаики.
Развитие культовой
самостоятельных городов-государств (полисов) и переходом от патриархального быта
к общинному. Если в древнейшие времена изображения богов ставились под
деревьями, подобно статуе Артемиды в Эфесе, или в дуплах больших деревьев, как
изваяние Артемиды в Орхомене, то к VII веку появилась необходимость в храмах.
Греческий храм был в то время центром городской жизни, не только религиозной, но
политической и экономической деятельности. На священных участках, обнесенных
оградой, около восточного фасада храма под открытым небом ставился алтарь, а
внутри - статуя божества. Место выбиралось обычно лучшее. "Для храмов и
жертвенников, - говорил Сократ, - самое подходящее место то, которое видно
отовсюду, но где мало ходят, потому что приятно, увидав храм, помолиться, приятно
подойти к нему, находясь в чистоте". Нередко архитекторы ставили святилища на
высоких холмах, порой на берегуморя.
Развитие греческого храма шло от простейших форм к сложным, от деревянных к
каменным. Постепенно возник окруженный со всех сторон колоннами периптер. Вход
был обычно с востока. Основное помещение - наос, или целла,- располагалось за
преддверием - пронаосом. Сзади целлы - в адитоне или опистодоме - хранились
дары.
В VII веке до н. э. возникли архитектурные ордеры, в которых находили выражение не
только технические качества сооружения, но и художественные. В здании,
построенном в ордерной системе, действуют две противоборствующие силы: одна,
воплощенная в мощи нижних, несущих частей сооружения, другая, заключенная в
тяжести верхних элементов здания - несомых, которые давят на первые. К несущим
относятся цоколь, образующий по периметру храма обычно три ступени, и колонны с
фигурным завершением - капителью. Несомую часть образует перекрытие
(антаблемент) из архитрава (
деревянных постройках торцами поперечных балок, перекрывающих храм, а в
каменных принявшего вид триглифов, разделенных рельефными плитами -
метопами, и карниза. Греческие зодчие сознавали, что соотношение размеров
колонн, балок архитрава и фриза играют не только конструктивную роль. Изменяя их
пропорции, мастера варьировали взаимодействие несущих и несомых сил, оказывая
архитектурой здания то или иное художественное впечатление на человека.
В VII веке возник дорический ордер, почти одновременно с ним - ионический, и лишь в
конце V века до н. э. появился ордер коринфский. Колонны дорического ордера
разделены вертикальными желобками - каннелюрами, имеющими острые грани,
увенчаны простой капителью и стоят непосредственно на верхней ступени, не имея
базы. Фриз дорический состоит из триглифов и метоп, архитрав сплошной. В
дорическом ордере преобладают четкие резкие линии, некоторая тяжеловесность
форм. Здания его строги по своему облику, чувства, выраженные в них, мужественны.
Колонны ионического ордера стоят на базах, их капитель образует завитки-волюты,
ребра каннелюр по краям стесаны и имеют дорожки, вместо триглифометопного
фриза - непрерывный рельефный. Формы в ионическом ордере более нарядны,
колонны кажутся тоньше и стройнее, гибкие линии волют вносят прихотливость в03. 11. 12 Искусство Древней Греции. Архаический период
eada. spb. r u/ ?p=203 2/ 9
колонны кажутся тоньше и стройнее, гибкие линии волют вносят прихотливость в
контур архитектурной опоры. Базы
колонн часто имеют сложную
Ионическая колонна будто
больше женственности.
Различия пропорций колонн в разных ордерах отмечал Плиний: "Видов колонн
существует четыре. (Добавлен еще распространенный в Риме тосканский ордер -
"тускский". - Г. С.). Те из них, нижний диаметр которых равен одной шестой части
высоты, называются дорическими; если он равен одной девятой, они называются
ионическими, если одной седьмой - тускскими. Пропорции коринфских - такие же, как
ионических. Разница между ними обусловлена тем, что высота коринфских капителей
равна нижнему диаметру, и потому колонны кажутся стройнее, а высота ионической
капители равна трети нижнего диаметра". Элементы греческих ордеров уже не
подражают формам природы, как в египетских постройках или в эолийских капителях
VII века. Архитектура находит теперь свой язык: она будет им пользоваться долгие
тысячелетия и, подобно музыке, гармонией пропорций вызывать в человеке те или
иные настроения, становясь могучим средством выражения личных и общественных
чувств.
В эпоху архаики основным материалом строителям служит камень - сначала
известняк, затем мрамор. Здания не только становятся более прочными, чем
деревянные, но и выглядят величественнее. Примечательно, что, несмотря на
повсеместную смену материала, внешний вид ордера - колонн и антаблемента -
остается прежним, как и в деревянной архитектуре. Порой элементы, являвшиеся
конструктивными (фриз), превращаются в декоративные. Мастера любят украшать
крыши храмов акротериями и антефиксами. Это время особенно широкого
изготовления сначала
композиций на фризах, сложных сюжетных групп на фронтонах. Для этого
используются терракота, известняк, мрамор.
Храмы архаики лучше сохранились на Апеннинском полуострове и в Сицилии, где в
богатых и оживленных городах греческой колонии процветали философия, ремесла,
искусство. В Пестуме, Селинунте, Агригенте, Сиракузах воздвигались огромные храмы.