Этапы развития искусства Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 08:50, курс лекций

Краткое описание

Античная эпоха оставила особенно глубокий след в истории европейской
цивилизации. В годы, когда большая часть населения Европы пребывала в состоянии
варварства, в городах Балканского полуострова, Малой Азии, на островах Эгейского
моря закладывались основы будущей культуры небольшим, но способным народом
эллинов. Древнегреческие философы и общественные деятели, поэты и драматурги,
зодчие, скульпторы, художники положили и начало европейской культуры.

Файлы: 1 файл

развитие искусства в Древней Греции.doc

— 624.50 Кб (Скачать)

поверхности орнаментами. Тулово амфоры из мюнхенского музея прикладного

искусства разделено на тонкие пояса - фризы, расписанные геометрическими

фигурами, как кружево лежащими на сосуде. Древний художник решился  показать на

поверхности этой амфоры помимо узоров - животных и птиц, для которых он выделял

особые фризы, расположенные один в верхней части горла, другой в самом начале

тулова и третий-около днища. Принцип повтора, свойственный ранним ступеням

развития искусства разных народов, выступает и у греков в керамических росписях,

вазописец здесь использовал, в  частности, повтор в изображении  животных и птиц.

Однако даже в несложных композициях  на горле, тулове и у днища заметны  различия.

У венчика - лани спокойны; они мирно  пасутся, пощипывая траву. В том  месте тулова,

где начинается подъем ручек и форма сосуда резко изменяется, животные показаны

иначе - будто в тревоге они  повернули головки назад, встрепенулись. Нарушение

плавного ритма контурной линии  сосуда нашло отзвук в изображении  ланей.

К VIII веку относится дипилонская амфора, служившая надгробным памятником на

кладбище Афин (илл. 10). Выразительны ее монументальные формы; широко

массивное тулово, гордо поднимается  высокое горло. Она кажется не менее

величественной, чем стройная колонна  храма или статуя мощного атлета. Вся

поверхность ее разделена на фризы, в каждом из которых свой узор, с  часто

повторяющимся меандром различного типа. Изображение животных на фризах

подчинено здесь томуже принципу, что и на мюнхенской амфоре. На самом  широком

месте представлена сцена прощания с умершим. Справа и слева от покойного-

плакальщики с заломленными над  головой руками. Скорбность рисунков на вазах,

служивших надгробиями, предельно  сдержанна. Суровыми кажутся представленные

здесь чувства, близкие тем, что  испытывал Одиссей, слушавший волнующий рассказ

плачущей и еще не узнавшей его  Пенелопы:

"Но как рога иль железо, глаза неподвижно стояли

В веках. И воли слезам, осторожность храня, не давал он!"

В лаконизме росписей Х-VIII веков  формировались качества, развившиеся  позднее в

пластически сочных формах греческого искусства. Эта эпоха была школой для

греческих художников: строгой четкости рисунков геометрического стиля  обязаны

сдержанной гармоничностью образов  архаика и классика (илл. 11).

В геометрическом стиле проявлялись  эстетические чувства народа, начинавшего путь

к вершине цивилизации, создавшего впоследствии памятники, затмившие  славу03. 11. 12 Искусство Древней Греции. Гомеровский период

eada. spb. r u/ ?p=202 2/ 2

к вершине цивилизации, создавшего впоследствии памятники, затмившие славу

египетских пирамид и дворцов  Вавилона. Решительность и внутренняя собранность

эллинов в тот период находили отзвук в предельном лаконизме росписей с

неумолимым ритмом, четкостью и  резкостью линий. Условный характер

изображений, упрощенность форм - результат не изощрения, но стремления

выразить графическим знаком общее  понятие какого-либо вполне определенного

предмета реального мира. Ограниченность такого принципа изображения - в

отсутствии конкретных, индивидуальных черт образа. Ценность его в том, что человек

на ранней ступени развития начинает вносить в мир, кажущийся еще  непонятным и

хаотическим, элемент системы, упорядоченности. Схематические образы геометрики

будут насыщаться в дальнейшем все  большей конкретностью, но греческие  художники

не утратят достигнутого в этом искусстве принципа обобщения. В этом отношении

росписи гомеровского периода - первые шаги в развитии античного художественного

мышления.

В аттическом искусстве, представленном дипилонскими вазами, счастливо

сочетаются формы, вырабатывавшиеся веками в различных областях Греции - на

островах, в дорических центрах, в  Беотии. В Аттике создаются особенно красивые

сосуды с росписями многоречивыми, живыми. В Аргосе композиции предельно

лаконичны, в Беотии экспрессивны, на островах Эгейского моря нарядны. Но для всех

художественных школ, своеобразие  которых намечается уже в гомеровский  период, и

в особенности для аттической, характерны общие качества - нарастание интереса к

человеческому образу, стремление к  гармоничному соответствию форм и четкости

композиции.

В скульптуре геометрического стиля  не меньше своеобразия, чем в вазописи. Мелкая

пластика украшала керамику, когда  изготовленные из глины или бронзы фигурки

животных крепились на крышках  сосудов и выполняли роль ручек. Существовали и не

связанные с сосудами статуэтки  культового характера, которые посвящались

божествам, ставились в храмы  или предназначались для могил. Чаще всего это были

исполненные из обожженной глины фигурки  с только намеченными чертами  лица и

конечностями. Лишь иногда скульпторы брались за сложные задачи и решали их

довольно оригинальными методами своего стиля. В большинстве своем

геометрические статуэтки предназначаются  для созерцания в профиль и  кажутся

плоскостными, подобными изображениям на вазах. Огромное значение в них имеет

силуэт, лишь позднее начнет пробуждаться интерес мастера к объему. Элементы

пластического понимания мира художником только намечаются.

В скульптуре геометрического стиля  еще редки такие произведения сюжетного

характера, как хранящееся в Метрополитен-музее Нью-Йорка бронзовое

изображение кентавра и человека, рассчитанное на восприятие сбоку. Однако уже

здесь отчетливо можно наблюдать  то, что проявится позднее в  греческой архаике, -

обнаженность мужской фигуры, подчеркнутая мускулатура бедер, плеч (илл. 12).

Во второй половине VIII века до н. э. в геометрическом стиле появляются черты,

свидетельствующие об отказе от его  строгих правил. Наблюдается желание  показать

фигуру человека, животного, различные  предметы не схематично, но более живо. В

этом можно видеть начало отхода от условности росписей и скульптур. Постепенно

греческие мастера переходят к  образам более полнокровным, жизненно

конкретным. Уже на закате геометрического  стиля наметились первые признаки того

процесса, который от условности форм ранней античности в геометрическом стиле

приведет к предельной конкретности воспроизведения мира в памятниках поздней

античности. С возникновением более  зрелых представлений человека о  мире

появляется потребность не схематического, но детального изображения, ведущая к

кризису геометрического стиля  и появлению новых форм в памятниках архаического

периода VII-VI веков до н. э.

 

Архаический период

Архитектура

В конце VIII века до н. э. на Балканском полуострове, островах Эгейского моря и в

Малой Азии в связи с развитием производительных сил крепнут ремесленные центры,

развивается земледелие и торговля, растут города.

В прошлое уходит патриархальный быт  мелких поселений гомеровского периода.

Совершенствуется и усложняется  мифологическое осмысление эллином  мира.

Искусство архаической эпохи (VII-VI века до н. э.) характеризуется расцветом  каменной

архитектуры, монументальной скульптуры, расписной керамики. Возросший интерес  к

человеческому образу находит выражение  в пропорциях архитектурных ордеров, в

создании статуй прекрасных и совершенных юношей и девушек, в сложных

мифологических композициях, развернутых  вазописцами на поверхности глиняных

сосудов.

Греческое зодчество, уходящее корнями  в глубокую древность, отождествляемую

Эсхилом с эпохой легендарного похитителя огня, расцветает в эпоху архаики.

Развитие культовой архитектуры  в VII веке до н. э. совпадает с формированием

самостоятельных городов-государств (полисов) и переходом от патриархального  быта

к общинному. Если в древнейшие времена  изображения богов ставились  под

деревьями, подобно статуе Артемиды в Эфесе, или в дуплах больших  деревьев, как

изваяние Артемиды в Орхомене, то к VII веку появилась необходимость  в храмах.

Греческий храм был в то время центром городской жизни, не только религиозной, но

политической и экономической  деятельности. На священных участках, обнесенных

оградой, около восточного фасада храма под открытым небом ставился алтарь, а

внутри - статуя божества. Место выбиралось обычно лучшее. "Для храмов и

жертвенников, - говорил Сократ, - самое  подходящее место то, которое видно

отовсюду, но где мало ходят, потому что приятно, увидав храм, помолиться, приятно

подойти к нему, находясь в чистоте". Нередко архитекторы ставили  святилища на

высоких холмах, порой на берегуморя.

Развитие греческого храма шло  от простейших форм к сложным, от деревянных к

каменным. Постепенно возник окруженный со всех сторон колоннами периптер. Вход

был обычно с востока. Основное помещение - наос, или целла,- располагалось за

преддверием - пронаосом. Сзади целлы - в адитоне или опистодоме - хранились

дары.

В VII веке до н. э. возникли архитектурные  ордеры, в которых находили выражение  не

только технические качества сооружения, но и художественные. В здании,

построенном в ордерной системе, действуют две противоборствующие силы: одна,

воплощенная в мощи нижних, несущих  частей сооружения, другая, заключенная  в

тяжести верхних элементов здания - несомых, которые давят на первые. К несущим

относятся цоколь, образующий по периметру храма обычно три ступени, и колонны с

фигурным завершением - капителью. Несомую часть образует перекрытие

(антаблемент) из архитрава (балки,  лежащей на колоннах), фриза, образованного  в

деревянных постройках торцами  поперечных балок, перекрывающих храм, а в

каменных принявшего вид триглифов, разделенных рельефными плитами -

метопами, и карниза. Греческие  зодчие сознавали, что соотношение  размеров

колонн, балок архитрава и фриза  играют не только конструктивную роль. Изменяя их

пропорции, мастера варьировали взаимодействие несущих и несомых сил, оказывая

архитектурой здания то или иное художественное впечатление на человека.

В VII веке возник дорический ордер, почти  одновременно с ним - ионический, и  лишь в

конце V века до н. э. появился ордер  коринфский. Колонны дорического ордера

разделены вертикальными желобками - каннелюрами, имеющими острые грани,

увенчаны простой капителью  и стоят непосредственно на верхней  ступени, не имея

базы. Фриз дорический состоит из триглифов  и метоп, архитрав сплошной. В

дорическом ордере преобладают  четкие резкие линии, некоторая тяжеловесность

форм. Здания его строги по своему облику, чувства, выраженные в них, мужественны.

Колонны ионического ордера стоят  на базах, их капитель образует завитки-волюты,

ребра каннелюр по краям стесаны и имеют дорожки, вместо триглифометопного

фриза - непрерывный рельефный. Формы  в ионическом ордере более нарядны,

колонны кажутся тоньше и стройнее, гибкие линии волют вносят прихотливость  в03. 11. 12 Искусство Древней Греции. Архаический период

eada. spb. r u/ ?p=203 2/ 9

колонны кажутся тоньше и стройнее, гибкие линии волют вносят прихотливость  в

контур архитектурной опоры. Базы колонн часто имеют сложную профилировку.

Ионическая колонна будто призвана нести меньшую тяжесть, чем дорическая, в ней

больше женственности.

Различия пропорций колонн в  разных ордерах отмечал Плиний: "Видов  колонн

существует четыре. (Добавлен еще  распространенный в Риме тосканский ордер -

"тускский". - Г. С.). Те из  них, нижний диаметр которых  равен одной шестой части

высоты, называются дорическими; если он равен одной девятой, они называются

ионическими, если одной седьмой - тускскими. Пропорции коринфских - такие  же, как

ионических. Разница между ними обусловлена тем, что высота коринфских капителей

равна нижнему диаметру, и потому колонны кажутся стройнее, а высота ионической

капители равна трети нижнего  диаметра". Элементы греческих ордеров  уже не

подражают формам природы, как в  египетских постройках или в эолийских  капителях

VII века. Архитектура находит теперь свой язык: она будет им пользоваться долгие

тысячелетия и, подобно музыке, гармонией  пропорций вызывать в человеке те или

иные настроения, становясь могучим  средством выражения личных и  общественных

чувств.

В эпоху архаики основным материалом строителям служит камень - сначала

известняк, затем мрамор. Здания не только становятся более прочными, чем

деревянные, но и выглядят величественнее. Примечательно, что, несмотря на

повсеместную смену материала, внешний вид ордера - колонн и  антаблемента -

остается прежним, как и в деревянной архитектуре. Порой элементы, являвшиеся

конструктивными (фриз), превращаются в декоративные. Мастера любят  украшать

крыши храмов акротериями и антефиксами. Это время особенно широкого

изготовления сначала живописных, а затем рельефных метоп, многофигурных

композиций на фризах, сложных сюжетных групп на фронтонах. Для этого

используются терракота, известняк, мрамор.

Храмы архаики лучше сохранились  на Апеннинском полуострове и  в Сицилии, где в

богатых и оживленных городах греческой колонии процветали философия, ремесла,

искусство. В Пестуме, Селинунте, Агригенте, Сиракузах воздвигались огромные храмы.

Информация о работе Этапы развития искусства Древней Греции