Введение
Процесс
познания человеком окружающего
мира в той или иной степени
постоянно связан с путешествиями.
Потребность в установлении торговых
связей заставила людей отправиться
в далёкие путешествия в неведомые
края. Путешествия содействовали
не только развитию торговли и углублению
общественного разделению труда, но
и расширению познания людьми окружающего
мира. Всё это обусловило дальнейший
значительный прогресс в развитии человеческого
общества.
В
античные времена основными мотивами
путешествий были торговля, образование,
паломничество, лечение. В Древней
Греции зародились и спортивные поездки
(Олимпийские игры). Развитие торговли
привело к массовому строительству
дорог, постоялых дворов, таверн. Некоторые
постоялые дворы по роскоши не
отличались от домов богатых людей.
Цель
написания реферата: раскрыть причины
и процесс зарождения туризма
в Древней Греции.
- Рассмотреть
вопрос о причинах зарождения туризма
в Древней Греции в целом;
- Рассмотреть
вопрос о зарождении и развитии отдельных
видов туризма в Древней Греции
Чтобы
успешно решить поставленные задачи
в ходе реферата, были использованы
многие литературные источники. Среди
них: «История и теория международного
туризма» Волкова В.Н., «Путешествия в
древность», «История туризма. Развитие
и научное изучения» Ердавлетова С.Р..
1.Водные
путешествия
Греки
знали, каким грозным и коварным
бывает море, но знали и его
красоту и те выгоды, которые оно
им несло. Вероятно, их влекло к морю
и то, Что земля, суша не могла
обеспечить в достаточной мере существование
древних греков. Плодородной земли
в Греции всегда не хватало, но и
та, что была, оказывалась не слишком-то
щедрой к местным земледельцам и
не обещала им многого.
Грекам приходилось искать иные
пути развития и добывания
материальных благ. Бороздя моря,
греки открывали для себя и
дополнительные источники пропитния,
скрытые в пучине, равно как
и сокровища морского дна. Неразрывное
совместное существование с Посейдоновым
царством было для греков жизненной
необходимостью. Тому способствовали
и развитая сеть портов, и прогресс
судоходтва, и успехи кораблестроителей,
и рост рыболовного промысла
и использования подводных богатств.
Выражением особой близости, душевной
связи обитателей Эллады с
морем стали многочисленные оисания
морскои стихии, вообще морские
мотивы, пронизывающие всю греческую
литературу начиная с Гомера.
Греки рано научились выбирать
наиболее благоприятное время
для навигации, когда можно
было без опаски выходить в
море. Уже в конце VIII – начале
VII в. до н. э. греческие мореплаватели следовали
советам поэта Гесиода:
И дожидайся,
пока не настанет для плаванья время.
В море
тогда свой корабль быстроходный
спускай и такою
Кладью
его нагружай, чтоб домой с барышом
воротиться…
Гесиод.
На земле, на суше жизнь была
более долговечной, но условий
к существованию греки находили
там мало. Спасали жителей Эллады
заморская торговля и рыболовство.
В искусстве кораблестроения
греки могли многое позаимствовать
у сведущих в этом деле финикийцев.
Для осады Трои был отправлен
огромный флот, и не было в
Греции правителя, который бы
не пополнил военные силы царя
Агамемнона своими кораблями.
Всего было собрано примерно 90
кораблей.
Корабли нужны были и тем,
кто пускался в опасное плавание
к ещё не изведанным берегам,
надеясь отыскать новые земли,
новых торговых партнёров или
просто удовлетворить вечное
человеческое любопытство: что
там вдали? Из Греции первым
в западную часть Средиземноморья
попал, по-видимому, в 660 г. до
н. э. Колай с острова Самос,
доплывший до финикийской колонии
Гадес. Немного спустя, в 600 г.
до н. э., граждане Фокиды основали
в устье Родана (Роны) Массилию (ныне
Марсель), ставшую соперницей Карфагена,
заложенного финикийцами в IX в.
до н. э. в Северной Африке.
Начало
кораблестроения
С течением столетий примитивная
лодка должна была претерпеть
немало изменений, чтобы стать
со временем могучим кораблём,
способным взять большой груз
и совершить далёкое плавание.
Ещё гомеровы «корабли» были
собственно ладьями, без палубы,
с одним рядом вёсел вдоль
бортов. Палубное судно появилось
лишь в VII в. до н. э., с командой, состоящей
из 50 гребцов; отсюда его название - пентеконтера
(от «петеконта» - пятьдесят). Затем стали
строить корабли с двумя рядами вёсел,
так называемые диеры, а с VI в. до н. э. -
трёхрядные суда, триеры, у которых три
ряда вёсел располагались один над другим.
Длина триеры составляла около 40-50 м, ширина
- 5—7 м. Корабли эти были оборудованы таранами,
находившимися ниже носа судна: это была
прочная балка с тремя острыми выступами,
обшитыми бронзой. Такая конструкция триеры
была рассчитана главным образом на морские
сражения, в которых тараном поражали
неприятельские суда. Изобретателем триеры
считается Аминокл из Коринфа. Знаменитый
корабль Птолемея IV достигал 122 м в длину
и 15 м в ширину. Вёсла длиной 17 м обслуживала
команда матросов, составлявшая почти
4000 человек. По всей вероятности, это судно
не принимало чуастия в боевых действиях
и было скорее показательной моделью.
Впрчем и торговые суда делались всё больше
и выглядели всё эффектнее.
Один из таких кораблей описывает
Лукиан в диалоге «Корабль, или
Пожелания». Герой объясняет, что
покинул своих товарищей, чтобы
посмотреть на великолепный корабль:
«Бродяга без дела, узнал я,
что припрыл в Пирей огромный
корабль, необычайный по размерам,
один из тех, что доставляют
из Египта в Италию хлеб…».
Он описать красоту снаряжения
этого корабля: «Окраска, верхний
парус, сверкающий, как пламя,
а кроме того, якоря, кабестаны
и брашпили, и каюты на корме
--- всё это мне кажется достойным
удивления. Говорят, что корабль
везёт столько хлеба, что его
хватило бы на год для прокормления
всего населения Аттики»
В состав судовой команды обычно
входили: рулевой – кибернет,
маневровый, стоявший на носу
корабля, штурман, затем келевст,
рукрврдивший гребцами с помощью
искусного флейтиста который,
играя на своём инструменте,
задавал ритм и темп тем,
кто сидел на вёслах. Наконец,
должны были быть помощники
капитана, ведавшие административными
и хозяйственными делами, и сами
гребцы. Гребцами были главным
образом бедняки, зарабатывавшие
таким тяжёлым трудом себе
на пропитание, или рабы. Впрочем
на двух афинских судах «Парал»
и «Саламин», которые использовались
только для государственных надобностей
(например, для перевозки послов в заморские
страны), команда всегда состояла из свободных
граждан.
Кроме бурь и подводных скал
мореплавателям зачастую угрожала
ещё одна опасность: пираты. Особенно
опасными стали морские разбойники
в более поздние времена, и лишь римляне
смогли очистить от них Средиземное море,
обеспечив судам безопасное плавание.
2.Сухопутные
путешествия
Вокруг
крупных общенациональных святилищ,
каким, например, был Олимп, строили
целую сеть «священных» дорог, служащих
для процессий верующих. На подобных
дорогах даже проделывались специальные
колеи для колес экипажей. Мостов
было мало, так как большинство
рек летом, когда, в основном, и
совершались вояжи, пересыхало. Путешествовали
и пешком, и верхом на коне, использовали
повозки. Повозки были двух видов: одноколки,
на оси которых закреплялся закрытый
с трех сторон кузов, или же большие
четырехколесные, где можно было
кроме пассажиров разместить и их
багаж.
Строительство
дорог в древней
Греции
Как ни удивительно это может
показаться, но грекам было намного
легче путешествовать в далёкие
заморские страны, чем по своему
родному краю. На греческих землях
не было хороших дорог, ни
даже просёлков, по которым
могли бы свободно проезжать
повозки. Вместе с тем уже
у Гомера упоминаются мощёные
дороги, а раскопки на территории
древней Трои и в Кноссе
крито-микенской эпохи подтверждают,
что не было поэтическим вымыслом
слепого певца. Такая дорога
имела в основании каменные
блоки, скреплённые между собой
гипсом и залиты сверху слоем
глины, поверх которого укладывали
уже каменную плитку. Посередине
пролегал тракт для повозок, а
по обе стороны от него - тропинки для пешеходов.
На сырых, болотистых почвах устраивали
земляные насыпи, на крутых склонах гор
высекали порой ступени.
Стоит отметить, что в классический
период истории Греции развитие
дорожной сети ограничивалось
прокладыванием новых трасс и
выдалбливанием в грунте колеи
для колёсного транспорта; мощеные
же дороги встречались ещё
редко. Удивительно, что греки,
достигшие стольких вершин в
технике, архитектуре, иных искусствах
древнего мира, никогда не строили
таких дорог, какие создавали и какими
справедливо гордились римляне.
Дороги у греков были узкие,
двум повозкам очень трудно
было разминуться, и даже пеший
путник должен был сойти с
дороги, чтобы повозка могла проехать.
Транспортные
средства
Литературные памятники сообщают
нам мало сведений о разных
типах дорожных повозок. В греческих
текстах повозки обозначаются
многими терминами, но трудно
определить, о каком типе экипажа
или кибитки идёт при этом
речь. Известно несколько названий
повозки, или колесниц: «охема»,
«охос», «дзигон», «охос поликос». Иногда
один и тот же термин обозначал
повозки самого разного типа
и предназначения: так, словом
«арма» называли не только
крытую коляску, на которой
полагалось ехать невесте во
время свадебных торжеств и
которая поэтому отличалась и
удобствами, и изящной отделкой,
но и военную повозку, запряжённую
конями, где могли разместиться
двое: один из них был возницей, а другой,
вооружённый копьём, сражался с противником.
Подробности устройства транспортных
средств в Греции нам не известны, однако,
принимая во внимание особенности рельефа
Эллады, мы вправе предполагать, что повозки
были лёгкими и имели достаточно высокие
и прочные колёса.
Обычай ездить верхом на ослах
и на них же перевозить поклажу
был распространён у греков в течение
многих столетий.
Интересны в этом отношении
и различные документы, записанные
на папирусе, в особенности контракты
с актёрскими труппами. В документах
этих точно оговорены условия:
размеры вознаграждения артистам
и средства передвижения, им предоставляемые.
Так, например, в папирусе 237 г.
н. э. некий антрепренер приглашает
для десятидневных выступлений
танцовщиц, обязуясь платить им
36 драхм в день и ещё сверх
того вознаградить их зерном
и готовым хлебом. Для поездки
тула и обратно танцовщицам
выделялись в их полное распоряжение три
осла. Приглашая в свой город гимнастов
и флейтистов, другой антрепренер также
обещает им на время путешествия четырёх
ослов и столько же на обратную дорогу.
Ещё одно средство передвижения,
известное древним, - носилки или форион.
В классической Греции они были мало распространены:
ими пользовались главным образом старики
и больные. В эллинистическую же эпоху,
под влиянием восточного этикета, носилки
стали модным и весьма элегантным способом
путешествий.
3.Спортивный
туризм
По
всей вероятности, спортивный туризм возник
в Древней Греции. В Древней Греции
проводилось немало спортивных состязаний.
Это Истмийские игры, проходившие на Коринфском
перешейке, Немейские игры, проводившиеся
около храма Зевса, Пифийские игры и, конечно,
Олимпийские игры, на которые стекалось
большое количество народа со всех уголков
древнего мира. История Олимпийских игр
восходит к 776 г. до н.э. Игры справлялись
в честь бога Зевса каждые 4 года летом
в священной области Олимпия. Все отправляющиеся
в туда признавались гостями Зевса. О начале
Олимпийских игр греков извещали специальные
послы – феоры, которые рассылались по
всем греческим полисам, достигая самых
отдаленных, расположенных в Северной
Африке и на побережьях Черного и Азовского
морей. Феоры на время Игр провозглашали
священный мир:
-
с того дня, как будет объявлен
священный месяц – проведение
Игр, враждебные действия должны
быть прекращены по всем греческим
странам;
-
Олимпия – место проведения
Игр, неприкосновенна для всех
народов, принимающих участие
в празднествах;