Развитие туризма в Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:52, реферат

Краткое описание

Цель написания реферата: раскрыть причины и процесс зарождения туризма в Древней Греции.
При написании реферата были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть вопрос о причинах зарождения туризма в Древней Греции в целом;
Рассмотреть вопрос о зарождении и развитии отдельных видов туризма в Древней Греции

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 41.63 Кб (Скачать)

    - любые чужеземные воины должны  сложить оружие, вступив на землю  греков. В противном случае их  поразит проклятие богов;

    - на воина, нарушившего перемирие,  налагается штраф в 2 мины;

    - проклятие и штраф должно было  постичь любого, кто совершит  насилие над путешественником, отправившимся  на празднество в Олимпию.

    Постепенно  из культовых игр, имевших вначале  лишь религиозное значение. Олимпийские  игры превратились в крупнейшее, уникальное событие спортивной и культурной жизни Греции. Принимать участие  в Олимпийских играх и быть зрителем могли только свободные  греки, полноправные граждане греческих  полисов, позднее также и римляне. Туристов было великое множество. Стадион  вмещал до 40 тысяч человек. Но на Игры приезжали очень часто семьями. Одни приходили пешком, как в свое время Сократ: от Афин до Олимпии  можно было дойти за пять-шесть  дней; состоятельные люди, как правило, приезжали в экипажах, привозя с собой палатки, в которых и жили на протяжении всей Олимпиады. Многие плыли морем до устья Алфея, а затем поднимались вверх по реке до самой Олимпии.

    Вокруг  Олимпии вырастал целый город  из палаток. Постепенно игры стали организовываться и в других городах Греции. В  городах, где проводились игры, развивалась  сеть различных услуг для гостей и участников. Реконструировались общественные бани, решались вопросы питания и  развлечений большого числа людей  во время проведения игр.

    Развлекательный бизнес был поставлен на широкую  ногу. По случаю Олимпиады всегда устраивалась большая ярмарка. Специально возводились  для этого торговые ряды. Туристы  осматривали древние храмы, желающие за определенную плату могли послушать  гида, рассказывающего различные  легенды. Большой популярностью  пользовался зал Эхо, стены которого семь раз повторяли произнесенные  слова. Перед главным алтарем  почти всегда толпился народ, чтобы  посмотреть на жертвоприношения или  понаблюдать за процессией жрецов (как  в наши дни за сменой почетного  караула).

    Спортивная  программа включала атлетические (пятиборье, включавшее в себя бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьбу; борьба, кулачный бой, бег с оружием  и другие состязания) и конные соревнования (гонки колесниц и скачки), состязания вестников и трубачей. Программа  Олимпийских игр была рассчитана на 5 дней. Первый и пятый дни были посвящены торжественным процессиям, жертвоприношениям и церемониям, остальные — спортивным состязаниям  мужчин и мальчиков. Из-за обязательности длительных тренировок, содержания лошадей  и др. участниками игр могли  быть только зажиточные греки, а в  состязаниях в беге колесниц участвовали  самые богатые граждане. Женщины  не допускались к месту Олимпийских  игр. Замужние женщины не допускались  на сами соревнования под страхом  смертной казни. Разве что после  окончания игр им было разрешено участвовать в соревнованиях девушек в беге в честь богини Геры.

      На Играх во всей полноте  проявлялись и патриотические  чувства. Каждый истово молил  богов о ниспослании победы  для атлетов своего полиса. Олимпионикам  – победителям на Олимпиадах  при жизни на родине ставили  памятники. Они становились национальными  героями, хотя далеко не всегда  богатыми людьми. Победителю вручалась  пальмовая ветвь, а друзья и  родственники осыпали цветами.  И если сначала, видимо в  VIII–VII вв. до н.э., им раздавались  драгоценные вещи и дорогие  материи, то впоследствии на  голову им стали возлагать  венки из ветвей оливкового  дерева, которое росло перед храмом  Зевса и, по преданию, было посажено  Гераклом. В этих венках и с  пальмовыми ветвями они в сопровождении  жрецов в торжественной процессии  спускались к восторженно ждавшей  их и ликующей толпе. Игры  завершались пиром. Известно, что  Алкивиад пригласил на свой  пир всех «туристов».

    На  Олимпиаде можно было воочию наблюдать  за всеми «звездами». Это были и  прославленные полководцы, например, Фемистокл, обессмертивший свое имя  во время греко-персидских войн. Философы: Анаксагор, Сократ, Диоген – собирали вокруг себя толпы народа, проповедуя или шокируя своим поведением. Молва приписывает некоторым  из них, Пифагору и Платону, даже победы на Играх. Выступали тут и известные  ораторы: Демосфен, Горгий, Лисий. Можно  было послушать поэтов: Пиндара, Симонида. Часто рапсоды исполняли отрывки  из поэм Гомера, Гесиода, Эмпедокла. Главы  из своей «Истории» зачитывал  здесь Геродот. Художники устраивали вернисажи под открытым небом.

    Кроме Олимпийских были и другие игры, носившие общегреческий характер:

    - Истмийские, проходившие на Коринфском  перешейке, как и современные  Игры доброй воли, раз в два  года;

    - Немейские, проводившиеся в Немейской  долине Арголиды, около храма  Зевса, также раз в два года;

    - Пифийские, проходившие, как и  Олимпийские, раз в четыре года  в Крисе (Фокида).

    Олимпийские игры способствовали развитию культуры, искусства и философии в Древнем  мире, так как они сопровождались представлениями артистов, певцов и  музыкантов. Игры давали великолепную возможность ученым и людям искусства  познакомить со своими творениями тысячи людей. По преданию, Геродот здесь  впервые читал вслух свою «Историю». Олимпийские игры были отменены римским  императором Феодосием I в 394 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4.Поломничество

    Паломничество было также очень распространенно  в Древней Греции. Особенно часто  посещался знаменитый храм Аполлон  в Дельфах. Паломники, жаждущие выздоровления, прежде чем быть допущенными в храм к божеству, подвергались некоторым предварительным церемониям. Это был пост, омовения, банные процедуры, кроме того, были и церемонии, носившие чисто религиозный характер. После этих приготовлений страждующего допускали на ночь в храм. Это называлось инкубацией. Утром жрецы слушали рассказ о том, что больной видел и слышал ночью в храме, соответственно этому и применялось лечение, якобы назначенное богом. О многочисленных исцелениях рассказывают вырезанные на колоннах храма имена, иногда там встречаются и целые рассказы. Особенно часто посещался знаменитый храм Аполлона в Дельфах, где пифия, «выбранная богом», занималась предсказаниями. Сначала оракул довольствовался одной пифией, но когда его слава стала общемировой, появились две штатных пифии и одна запасная. Жрицы не принадлежали к жреческой корпорации, жрецы даже подбирали как можно более невежественных женщин, «считая их тем более совершенными, чем более они походили на животных». Во время экстатического состояния около пифии всегда находились два предсказателя, которые и толковали ее смутные речи, часто в возвышенной стихотворной форме в письменном виде, причем копия во избежание недоразумений хранилась в храмовом архиве. Если существо вопроса было им известно, то ответ давался ясный и однозначный. Но если вопрошали о будущем или о том, что выходило за пределы компетенции прорицателей, то и ответ был весьма туманным. В свою очередь, для прояснения этого ответа паломник отправлялся к экзегетам – профессиональным толкователям, которые работали при каждом прорицателе. Таким образом, вокруг дельфийского оракула кормился целый рой прорицателей различных рангов.

    По  описанию Страбона, оракул «представляет  глубокую пещеру, отверстие которой  очень широко; из этой пещеры поднимаются  вдохновляющие испарения; над отверстием помещен высокий треножник; пифия  всходит на это седалище и, вдыхая испарения, произносит предсказания».

    Известно, что в городских архивах греческих  полисов существовали целые коллекции  ответов оракула по важнейшим  государственным вопросам. К дельфийскому оракулу приезжали не только греки, но и многочисленные иностранцы: из Этрурии, Египта, Финикии, Персии и других стран. Прорицания оракула, даже относящиеся  к частным лицам, не говоря о пророчествах для государств, носили яркую политическую окраску. Это в первую очередь  касалось бесчисленных войн. Популярность оракула была настолько велика, что  для даров благодарных пилигримов в Дельфах были построены специальные  хранилища сокровищ, которые классифицировались по странам: Египет, Крит, Афины и  т.п.

    Можно предположить, что авторитет оракула  строился на таком бесценном сокровище, как информация, которую паломники  бесконечно поставляли в Дельфы. Все  места, которые указывал оракул устами пифии для будущих греческих  колоний, отнюдь не случайны. Это были места, благодаря которым можно  было контролировать важнейшие морские  трассы. Жители Коринфа закладывают  Сиракузы, которые станут со временем конкурентом самого Карфагена. Для  контроля над Мессинским проливом жители Халкиды основывают Занклу (Мессину). Страбон констатировал что «у массалиотов есть верфи и арсенал. В прежние времена у них  было очень много кораблей, оружия и инструментов, пригодных для  мореплавания, а также осадные  машины». Жители острова Тира закрепляются в северной Африке, восточнее Карфагена, где вокруг заложенной ими Кирены создается обширная греческая область  – Киренаика, и т. п.

    Но  в то же время археологические  и геологические исследования, проведенные  в XX в., доказали, что не существовало никаких источников для подземных испарений под Дельфийским храмом. Так что, возможно, дельфийский оракул был одной из грандиознейших мистификаций древности. Были и другие, правда, менее популярные оракулы: Додонский в Эпире, Трофония в Лейбадии (Беотия). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

    5.Курортология  и лечебный туризм

    В древней Греции зародилась курортология, лечебный туризм. Греки очень ценили тёплые целебные воды. Было известно немало источников. Они возводили прекрасно  оборудованные для лечения и  отдыха купальни у горных источников.

    Древняя Греция отличалась прекрасным мягким климатом, имела немало природных  источников с горячей и теплой водой. Омовения были элементом религиозного культа. Павсаний в своем «Описании  Эллады» рассказывает об интересном обычае жителей Лебании. Достопримечательностью этих мест был расположенный в  роще храм Трофония со статуей Асклепия.

    «Если какой-либо человек решит спуститься в пещеру Трофония, то, прежде всего, он должен прожить определенное число  дней в особом здании; это здание — храм Доброго демона и Доброго  случая (Тихи). Живя здесь, он совершает  различные очистительные обряды и, между прочим, воздерживается от теплых омовений; для омовения ему  служит река Теркина».

    Купания в реках и источниках были излюбленными развлечениями древних греков. Спартанская  молодежь, к примеру, предпочитала купание  на свежем воздухе в реке Эврот. Плавание являлось обязательным элементом в  физическом воспитании не только спартанцев. Большое значение ему придавали  и в Афинах, где молодежь в обязательном порядке обучалась умению держаться  на воде.

    Начиная с микенского периода, в домах  состоятельных людей оборудовались  специальные банные комнаты. С IV—V вв. до н.э. в древнегреческих городах  появляются государственные публичные  бани и купальни. Так, Павсаний в  своем «Описании Эллады» отмечает, что в Лидее, расположенной недалеко от Дельф, наряду с храмами, святилищами  богов, есть театр, народная площадь и купальни. Древние греки любили посещать бани после физической работы. В этих банях за определенную входную плату клиенты могли пользоваться помещениями для переодевания, принимать холодные и горячие ванны, а также посещать парные комнаты в мужском и женском отделениях.

    Бани  являлись и неотъемлемой частью спортивных сооружений в Древней Греции.

    В Древнем мире наряду с «культурным  туризмом» и посещением важных религиозных  и спортивных праздников существовала традиция развлекательных мероприятий. Праздники были обязательным компонентом  бытовой культуры народов, государственной  и религиозной жизни. Праздники  проводились и в городах-полисах  Древней Греции, в каждом из которых  организовывались народные гулянии. Были и общие праздники, например праздник Диониса — бога виноделия. В этот день земледельцы, облачившись в  козлиные шкуры, изображали сатиров  — спутников Диониса и устраивали веселые шествия по улицам городов, разыгрывали в лицах сцены  из мифов. Позднее стали устраивать праздничные представления у  подножия холмов. Здесь под открытым небом и стали обустраивать «места для зрелищ», или по-гречески «театры». В V—IV вв. до н.э. театры, были почти во всех греческих городах. Афинский театр  был устроен на склоне акрополя и  вмешал до 17 тыс. зрителей.

    Водолечение было распространено и в Древней  Греции. На страницах древнегреческих  текстов описывается использование  минеральных вод, купание в морской  воде с лечебной целью. Там, где открывались  живительные родники, возникали  святилища бога врачевания Асклепия. Самые знаменитые храмы Асклепия располагались в городах Эпидавре в Пелопоннесе и Косе. Считалось  даже, что врачи острова Кос  являются потомками Асклепия. Школа  врачей была там основана Гиппократом (около 460—377 гг. до н.э.), древнегреческим  врачом, уроженцем города Меропис, находившегося на острове Кос. Храмы Асклепия обычно строились в местностях, известных не только своими источниками минеральных вод, но и целебным чистым воздухом, богатой растительностью «священных рощ». Развалины древних водолечебниц можно до сих пор найти на территории современной Греции.

Информация о работе Развитие туризма в Древней Греции