Развитие риторики в Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 06:45, контрольная работа

Краткое описание

Развитие риторики в Древней Греции в V-IV века до н.э связан с эпохой софистики и этим учением стимулировалось Как философское учение, возникшее на этапе распада, разрушения мифологического сознания, которая уже отходила, и еще не окрепших научно добытых знаний о мире, потому что экспериментальная база естественных наук была слабой, софистика отрицала объективную истинность (она ничем не могла ее дове сти) и исповедовала релятивизм и скептицизм Иными словами, софистика подвергала сомнению возможность достоверного познания истины, существования надежных критериев истины и вообще критически недоверчиво пруды лась к попыткам ее познания, поэтому направила внимание на ближе конкретный и доступный объект познания-человека, его разум и духовную сферу, провозгласив устами Протагора.

Файлы: 1 файл

Риторика контрольная.docx

— 19.00 Кб (Скачать)

Развитие риторики в Древней Греции.

 

Развитие риторики в Древней Греции в V-IV века до н.э связан с эпохой софистики и этим учением стимулировалось Как философское учение, возникшее на этапе распада, разрушения мифологического сознания, которая уже отходила, и еще не окрепших научно добытых знаний о мире, потому что экспериментальная база естественных наук была слабой, софистика отрицала объективную истинность (она ничем не могла ее дове сти) и исповедовала релятивизм и скептицизм Иными словами, софистика подвергала сомнению возможность достоверного познания истины, существования надежных критериев истины и вообще критически недоверчиво пруды лась к попыткам ее познания, поэтому направила внимание на ближе конкретный и доступный объект познания-человека, его разум и духовную сферу, провозгласив устами Протагора.

Софисты (в переводе с греческого - учителя мудрости, мастера) исходя из идеи, что объективной истины нет, а может быть только субъективное суждение об истинности, провозгласили, что истинной будет та мысль, которая убедительнее.

На развитие риторики влияли философские школы софистов: диалектики, элеаты, пифагорейцы

Основой диалектики является идея учения Гераклита Эфесского (конец VI-начало V века до н.э) о движении и изменчивость мира ("все течет, все меняется") Софисты распространили эту идею на вещи и людей, на то, что любую вещь и обо всем может быть несколько мнений и из разных, порой взаимоисключающих, позиций В силу должен вступать доказательство, направленный на убедительность определенного мнения Искусство доказательства породило логику, которую Аристотель позже оформит как наук науку.

Элеаты отстаивали многообразие мнений, скептицизм относительно истины и пытались утверждать свои мысли с помощью гимнастики ума, искусной построение доказательств.

Пифагорейцы под влиянием учения Пифагора о гармонии небесных тел искали гармонию в человеке и находили ее через язык, формировали средствами языка, звучания, ритма, стилистических украшений.

Второй предпосылкой зарождения и успешного развития риторики можно считать то, что риторика возникла не на пустом месте К риторики уже существовала устная традиция лирической и эпической поэзии Об этом произносить и текст "Илиады" Гомера, где представлены выступления царей перед воинами, и другие образцы ораторской прозы, в частности рассказы о преступлениях и убийства в семье, которые затем использовались в судебных речах.

Очевидно, для распространения риторики имело значение и то, что в VII-V века до н.э у греков был культ живого, а не писаного слова ценилось живет обращения к коллективу (воинов, ремесленников, мещан) с призывом действовать Возникает жанр строевые песни воинов (ембатериив) Мастером таких призывных речей был Тиртей Легенда рассказывает, что Спарта терпела поражение во второй Месенський войне и попросила у Афин помощи Афины послали Тиртея Когда кривой школьный учитель Тиртей едва сошел с колесницы, спартанцы совсем падали духом - не такой помощи ждали Однако как стал Тиртей говорить своими песнями к спартанцам ей, они наголову разбили врага Другая легенда также напоминает, какую роль выполняло живое слово в Древней Греции В войне с соседкой Мегары Афины потеряли остров Саламин Не сумев вернуть остров, афиняне запретили даже упоминание о нем под страхом смерти Тогда молодой Солон [будущий отец афинской демократии] составил элегии - 100 изысканных стихов об острове и, притворившись сумасшедшим, прочитал й х на площади перед народом Стыдно стало афинянам, они назначили Солона руководителем воинов, отбили остров, а затем отсудили в суде Греки верили красивым словам и любили язык Поэтому охотно изучали хорошие тексты, декламировали, восхищались афоризмами и цитировали их чеканили на камне, произносили триумфальные речи, приветствуя победителей Есть свидетельства о том, что древние греки не знали чтения "про себя", а читало только вслух большинство письменных памятников, дошедших до нас.

Однако главной предпосылкой развития риторики был демократический строй Древней Греции: верховный суд, народное собрание и совет пятисот

Древние греки долгое время терпели произвол родовой знати, которая наказывала всех по традиционным неписаным законам аристократичного совета (ареопага) ясно, что больше обид испытывал демос (простолюдины) Во давлением афинского демоса архонт Драконт заключил законы (так, как это сделал Зелевк в Локриди - Центральной Греции), по этим законам стали судить и аристократов, и простой люд А что законы были суровы, то выражение \"Драконта законы\" (у нас - "дракону законы") стал символом жестокости Такое Древней Греции аристократия потеряла право самостоятельно карать или миловать.

Во времена Солона был создан суд присяжных, судьей которого мог стать любой гражданин государства независимо от имущественного ценза (это впервые!), Которому исполнилось 30 лет Этот суд назывался гели, свидетельствовал о том, как любовно относились к нему греки, ведь в переводе с греческого это слово означает "солнечное место собрания" В зависимости от того, какой было судебное дело и насколько важна, жеребьевкой избирались судебные заседатели по количеству 201 или 401 или 501, а для исключительно сложных уголовных дел избиралось 1001,1500 и даже 2001 судья Такой суд невозможно подкупить однако, кроме этого в суд, никаких других юридических институтов (прокуратуры, адвокатуры, следствия) не было Истец сам был следователем, а ответчик-защитником. Все это происходило без деловых бумаг, только в живых выступлениях Я сли Есть истца или ответчика, его заменяли родственники, близкие люди, друзья. После заслушивания сторон тайным голосованием выносился приговор, в таких ситуациях решение суда присяжных зависело от того, какое впечатление на судей произведут речи истца и ответчика, кто сможет средствами живого слова больше убедить судей в своей правоте.

Так в обществе возникла острая, жизненно необходимая потребность в красноречии и рос спрос на риторов-учителей красноречия и риторические школы. Общество стало ценить тех, кто умеет себя защищать, хорошо говорить, достойно держаться перед публикой. Древние греки понимали, что суд является наилучшим способом разрешения конфликтов. Риторика громко о себе заявила именно судебным красноречием.

Однако риторика начинается не столько с самого красноречия, как с того периода, когда приходит осознание того, что красноречию можно и нужно учиться. Красноречие приобретает интеллектуальную силу. Им начинают заниматься философы-софисты (учителя мастерства). Считают, что риторика зародилась на Сицилии, где поэт Эмпедокл возглавил демократическое движение против тиранов, выступал в роли судебного оратора.

Его последователями были Корак, Лисий и Горгий Корак задумал с помощью слова склонить демос в добрых слов, но со временем оставил общественную работу и открыл школу, чтобы учить других тому, чего сам Набу заключенных в судебной практике. В школе он подготовил хрестоматию образцов, которые можно вставлять в речь. Его ученик Лисий (около 459-380 гг до н э) продолжил эту идею и создал теоретическое пособие, в котором были советы по построению речи. Сам же Лисий написал более 400 речей, из которых сохранилось несколько десятков, как сторонник афинской демократии Лисий писал страстные политические речи, разоблачая преступления олигархов, против народа и государства его речи были эмоциональными, конкретными, написанными от имени оскорбленного простого человека.

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие риторики в Древней Греции