Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:42, дипломная работа
Искусство Древнего Рима с его оригинальными и совершенными памятниками живописи, архитектуры и скульптуры принадлежит к высшим достижениям мировой культуры. Римское изобразительное искусство, подобно искусству греков, составляет неотъемлемую часть художественной системы античности. Границы Римского государства и сферы его влияния были обширны.
ВВЕДЕНИЕ
1. ФАЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ
2. МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ
3. ЖИВОПИСЬ ЭТРУСКОВ
4. ЖИВОПИСЬ ЭПОХИ РЕСПУБЛИКИ
5. ЖИВОПИСЬ ПРИНЦИПАТА АВГУСТА
6. ЖИВОПИСЬ ВРЕМЕНИ ЮЛИЕВ – ФЛАВИЕВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПЛАН:
ВВЕДЕНИЕ
1. ФАЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ
2. МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ
3. ЖИВОПИСЬ ЭТРУСКОВ
4. ЖИВОПИСЬ ЭПОХИ РЕСПУБЛИКИ
5. ЖИВОПИСЬ ПРИНЦИПАТА АВГУСТА
6. ЖИВОПИСЬ ВРЕМЕНИ ЮЛИЕВ – ФЛАВИЕВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ.
Искусство Древнего Рима с его оригинальными
и совершенными памятниками живописи,
архитектуры и скульптуры принадлежит
к высшим достижениям мировой
культуры. Римское изобразительное
искусство, подобно искусству греков,
составляет неотъемлемую часть художественной
системы античности. Границы Римского
государства и сферы его
С перенесением акцента на интерьер
и появления парадных комнат в
римских домах и виллах на основе
греческой традиции развивается
система высоко художественных росписей.
Помпейские росписи знакомят с основными
чертами античной фрески. Римляне
применяли роспись также для
украшения фасадов, используя их
как вывески торговых помещений
или ремесленных мастерских. По характеру
Помпейские росписи принято делить
на 4 группы, условно называемыми
стилями. Первый стиль, инкрустационный,
распространенный во 2в. до н. э. Имитирует
облицовку стен квадратами разноцветного
мрамора или яшмы. Росписи первого
типа конструктивны, подчёркивают архитектурную
основу стены, они отвечают суровому
лаконизму форм, присущих республиканской
архитектуре. С 80-х годов 1в. до н. э. Применялся
второй стиль – архитектурно-
1. Фаюмские портреты.
В расписном искусстве портрет
получает широкое распространение
и в живописи. Однако эволюцию римского
живописного портрета нельзя проследить
подобно скульптурному. Живописных
портретов сохранилось немного.
Об их характере в известной мере
дают представления фаюмские портреты
2-3.в названых по месту нахождения
в некрополе Эль-Фаюм, в восточной
римской провинции Египта. Живописный
портрет в Эль-Фаюме, развивался
под воздействием эллинестически -
римского искусства. Он сохранил здесь
ещё культовое назначение, продолжая
этим традицию древнеегипетского портрета.
Исполненный на тонкой деревянной дощечке
или холсте, портрет после смерти
человека вставлялся в забетонированную
мумию. Фаюмский портрет был основным
видом живописного искусства. В
нём уже не было скованности фронтальной
композиции египетского портрета. Модель
изображалась с естественным трёх четвёртным
поворотом головы и обычно помещалась
в нейтральном фоне. Плоская декоративная
раскраска сменилась живописной
лепкой объёма. Применялась чистая
темпера, а также смешение этих красок,
дающее разнообразные живописные эффекты.
В фаюмских портретах обращает внимание
яркая обрисовка индивидуальных
особенностей модели: Точно воспроизводятся
и возрастные особенности, и этнические
черты различных народов. Особенно
привлекают обаятельные женские
образы. В изысканном портрете «Молодой
женщины», за внешней горделивостью
и сдержанностью, проступает волевой,
яркий, страстный темперамент. К
прекрасным образцам в технике энкаустики
относится портрет «Молодого
человека с бородкой в золотом
венке». Насыщенные краски переливаются
глянцем, мерцают как драгоценные
камни. В конце 2-3в. н.э. в фаюмских
портретах появились элементы схематизма.
Вместе с тем в них усилилось
воздействие местной
Хотя из источников известно, что в Древнем Риме существовала станковая живопись, дошедшими до нас образцами древнеримской живописи являются лишь изображения, включённые в настенные росписи, выполненные главным образом в двух городах Кампании – Помпеях и Геркулануме.
В 1 в. до н. э. Древнеримская живопись
отходит от Этрусской традиции, с
которой она была до этого связанна,
и обращается к греческим образцам.
Один из художников называющий себя «афинским»,
оставляет свою подпись под монохромной
картиной «Женщины, играющие в кости».
На ней изображено несколько тонко
прорисованных и покрытых слоем
краски женских фигур, навеянных
изображениями с аттических белофонных
ваз. С более поздними эллинистическими
образцами связаны эпизоды
Однако, не следует путать, как это
часто случается, этот обобщённый стиль
работы, отличавшийся быстротой и
зависимостью от известных образцов,
с современным импрессионизмом,
стремящимся к абсолютно
В вилле «Мистерий», близ Помпеи великолепно сохранившийся большой фриз, изображающий, по всей вероятности, ритуальное поклонение культу Диониса. Фигуры вырисованы на фоне красной стены, которая подчеркивает их точные, яркие контуры, навеянные классической простотой. Но сам контур является не столько линией, нарисованной на поверхности стены, сколько границей между двумя цветовыми зонами, от которой в значительной мере зависит их соотношение.
Колористическая гамма построена
на лёгких, слитных, прозрачных цветах.
Применяя резкие контуры, художник стремился
не к обозначению рельефности
тел или анатомии, а к фиксации,
путём проецирования на плоскость
стены, бесплотных образов, вылепленных
игрой света и тени. О римском
происхождении указанных
2. МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ
Типичным примером является построенный
во время Августа Алтарь Мира, на
четырёх сторонах которого помещены
рельефы с растительными
Для пластических украшений используется
также техника стукко, особенно подходящая
для получения более тонких светотеневых
и художественных эффектов. Техника
эта очень древняя, она была известна
уже египетским и критским мастерам.
Состоит она в использовании
смеси извести с мраморной
пылью. Практически эта же самая
смесь, которая использовалась в
Греции в качестве последнего слоя,
которым покрывались
3. ЖИВОПИСЬ ЭТРУСКОВ.
Этрусские гробницы представляют огромный интерес не только как дошедшие до нас памятники архитектуры, но и своими хорошо сохранившимися на стенах живописными композициями, выполненными в различной манере. В некоторых гробницах живопись лежит на штукатурке, в других прямо на камне, в массиве которого вырублено помещение склепа. Краски обычно наносились в технике фрески, но в ряде случаев мастера расписывали стены на сухой основе. Краски применялись минеральные, преобладали тёплые тона. Этрусские художники, несомненно, были хорошо знакомы с искусством других народов. В живописи некоторых гробниц, заметно воздействие эллинского искусства – в использовании сюжетов, в изображении персонажей греческой мифологии. Сюжет росписи гробницы Быков взят из греческого эпоса, из сказаний о Троянской войне: Ахилл, в шлеме, с толстыми икрами и крупными мышцами ног, с широкими бёдрами и тонкой талией, подобный атлетам в греческом архаическом искусстве, подстерегает троянского героя Троила.
Роспись основной сцены близка рисункам на греческих архаических вазах. В этом убеждает фризовость композиции, чёткое разделение поля изображения на две части, заполненные орнаментами свободных пространств. Фигуры здесь просто раскрашены, лишены светотеневой моделировки. В композиции росписей этрусских гробниц можно видеть умелое подчинение живописи архитектуре склепов: в частности, изображения на люнетах торцовых стен удачно вписаны в их треугольники, различные элементы композиций гармонично связаны друг с другом. В гробнице Борона, названной так по имени открывшего её барона Кестнера, хорошо согласованы друг с другом сцены на люнете и на торцовой стене. По краям первой помещены живые и подвижные дельфины и морские фантастические существа гиппокампы, а на стене под люнетой этрусский мастер расположил фигурки гарцующих на конях всадников, фланкирующих среднюю группу со сдержанными в движениях персонажами. Красива и полна торжественности эта центральная стена, связанная, очевидно, с каким – то ритуальным действием. Мужчина отчески положил руку на плечо мальчику, играющему на двойной флейте, другой рукой поднимает чашу с вином. Молоденькое деревце со свежими зелёными листочками отделяет от них воздевающую руки женщину. Высокое мастерство композиции проявляется и в росписи гробницы Ванхнатов. Фигуры льва и лани, заполняющие треугольник, люнеты хорошо вписаны в него; им не тесно в этом пространстве и оно не слишком свободно для них. Выразительны линии контуров животных, безупречен рисунок, изображающий гибкое тело, тонкие быстрые ноги, напряжённые уши встревоженной лани и тяжеловесно мягкую поступь хищника. Метко переданы настороженность лани и готовность её прыжку. Некоторые росписи воспроизводят картину внутренних помещений дома. Так, в частности, в гробнице Львиц, на потолке изображаются кровельные черепицы, в углах – колонны. Художник представил в основной сцене ритуальные пляски. Центр композиции занимает огромный сосуд для вина – украшенный гирляндой кратер, возле которого стоят два музыканта, играющие на флейте и струнном инструменте. По обе стороны кратера изображены танцующие. Обращает внимание гармоническая уравновешенность отдельных элементов росписи. Фигуре женщины в широких развевающихся одеждах, заполняющей большую часть пространства слева от кратера, художник противопоставляет справа танцующую пару, занимающую примерно столько же места. Продуман и цветовой строй росписи. Как бы для соблюдения цветового равновесия волосы у изображённой белой краской женщины показаны тёмными, у мужчины, тело которого закрашено коричневой краской, - светлыми. Широкие плечи, крупные бёдра танцующих, массивны, как и в статуях архаической Греции. Но образы греческой архаики более спокойны, торжественны. В этрусском искусстве, в частности в этой сцене, действие пронизано напряжением и динамикой; выразительной ритмикой движения мастер побеждает инертность и тяжеловатость форм. Сюжеты росписей этрусских гробниц разнообразны: заупокойные трапезы, ритуальные пляски, игры на похоронах, эпизоды борьбы юношей – атлетов. Встречаются порой и сцены из жизни умершего, воссоздающие либо его труд, либо его любимые развлечения. В гробнице Охоты, и рыбной ловли представлены рыбаки в лодках, охотники, стреляющие из рогаток в птиц. Мастер показал скалы и море, выпрыгивающих из воды дельфинов, летающих птиц, охотников, рыбаков забрасывающих сети. Примечательно, что у этрусских мастеров больше, чем у греческих живописцев, стремление к конкретности; поверхность моря отмечена волнистой линией, над которой показан высоко подпрыгивающий дельфин, изображены редкие кусты на скалистом берегу и другие детали.