Этапы развития искусства Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 08:50, курс лекций

Краткое описание

Античная эпоха оставила особенно глубокий след в истории европейской
цивилизации. В годы, когда большая часть населения Европы пребывала в состоянии
варварства, в городах Балканского полуострова, Малой Азии, на островах Эгейского
моря закладывались основы будущей культуры небольшим, но способным народом
эллинов. Древнегреческие философы и общественные деятели, поэты и драматурги,
зодчие, скульпторы, художники положили и начало европейской культуры.

Файлы: 1 файл

развитие искусства в Древней Греции.doc

— 624.50 Кб (Скачать)

Античная эпоха оставила особенно глубокий след в истории европейской

цивилизации. В годы, когда большая  часть населения Европы пребывала  в состоянии

варварства, в городах Балканского  полуострова, Малой Азии, на островах Эгейского

моря закладывались основы будущей культуры небольшим, но способным народом

эллинов. Древнегреческие философы и общественные деятели, поэты и  драматурги,

зодчие, скульпторы, художники положили и начало европейской культуры. Детством

человечества, порой ослепительно солнечным, иногда таинственным,

воспринимается античная эпоха, памятники  которой до сих пор оказывают  огромное

художественное воздействие.

Эллину был чужд ограничивающий способности узкий профессионализм.

Прославленный скульптор мог построить  храм, написать ученый трактат, создать

прекрасную фреску. Умение выражать чувства различными художественными

способами - в архитектуре, скульптуре, живописи, поэзии, музыке - было свойственно

человеку этой далекой от нас  эпохи в большей степени, нежели в последующие века

европейской истории. Насколько глубоко люди того времени сознавали свои

возможности и ценили высокое значение искусства и силу художника, создавшего из

грубого материала волнующие произведения, свидетельствуют строки древнего поэта

Овидия:

"То, что названье теперь носит статуй работы Мирона,

Грубых бесформенных тел некогда  груда была.

Чтоб получилось кольцо, надо золото прежде расплющить;

Ваша одежда была шерсти нечистым комком.

Камень нетесаный стал теперь изваяньем  Венеры,

Что выжимает власы, выйдя нагая  из волн".

Древним грекам были известны различные виды искусства. Всемирно прославлены

их величественные храмы, трудно назвать  человека, который бы не восхищался

пропорциями в рисунках на греческих  вазах. Но особенно было присуще эллинам

пластическое воплощение чувств. Даже в сложных архитектурных сооружениях греков

прежде всего выступает их пластическая основа. Философское понимание мира

приобретало тогда особенную пластическую конкретность в мифологических образах,

в метких афористических высказываниях. Менее всего была свойственна эллинам

отвлеченность мышления, захватившая  позднее сознание их европейских  потомков.

Слова Л. Н. Толстого о Гомере вполне приложимы к памятникам эллинского

искусства вообще: "Это вода из ключа, ломящая зубы, с блеском и солнцем  и даже с

соринками, от которых она кажется еще чище и слаже".

Недосягаемой вершиной воспринимаются творения классических скульпторов -

Мирона, Поликлета, Фидия, или прекрасные здания афинского Акрополя. Однако не

менее значительные памятники были созданы и в другие периоды эллинской

культуры. Различают несколько  этапов в истории древнегреческого искусства. В крито-

микенский, или эгейский, период (III-II тысячелетие до н. э.) достигает расцвета не

только искусство мастеров критского  государства, но могучей силой оказывается

творческая активность ахейских племен на Балканском полуострове. От XI до VIII века

до н. э. продолжается период, называемый условно гомеровским, характеризующийся

широким распространением керамики и  мелкой пластики геометрического стиля.

Архаическая эпоха, приходящаяся на VII-VI века до н. э., была временем

возникновения самостоятельных городов-государств на Балканском полуострове и

бурного развития искусства. Классический период охватывает V и IV века до н. э. В  его

пределах различают раннюю классикy - первую половину V века до н. э., высокую

классику - третью четверть V века до н. э. и позднюю классику - IV век до н. э. На

поздний период греческого искусства III-I веков до н. э. - эпоху эллинизма - приходится

сильная эллинизация культуры народов, живших в бассейне Средиземного моря.

Греческое искусство было далеко не однородным в различных областях античного

мира. Художники ионической школы, работавшие в городах Малой Азии и на островах

Эгейского моря, создавали памятники, непохожие на те, что появлялись в мастерских

дорических городов - Аргоса, Сикиона, Спарты. Своеобразные художественные

произведения возникали в среде  аттических скульпторов, вазописцев и  зодчих. Эти

отличия были свойственны мастерским, по существу близким территориально друг к

другу. Амежду тем памятники эллинского искусства можно найти в различных районах

Европы, отделенных десятками тысяч  километров: в Испании и Средней  Азии, в03. 11. 12 Древняя Греция. Искусство  Древней Греции

eada. spb. r u/ ?p=2 2/ 2

Европы, отделенных десятками тысяч километров: в Испании и Средней Азии, в

Африке и на северных берегах  Черного моря.

Древние греки создали в полном смысле слова новую культуру. Им были знакомы

достижения науки и искусства  народов Востока - египтян, финикийцев, ассирийцев, и

все же они пошли своим путем как в области новых социально-политических

образований, так и в отношении  художественно-эстетических взглядов на мир.

Культура и искусство эллинов  всегда привлекали внимание людей, для  которых они

были уже историей. В средневековье, в эпоху Возрождения, в столетия нового

времени художники видели в искусстве  древних греков прекрасный образец,

неиссякаемый источник чувств, мыслей, вдохновения. Во все времена человек  со

свойственной ему пытливостью  стремился проникнуть в тайну  совершенства

древнегреческого искусства, разумом и чувством стараясь постичь сущность

эллинских памятников.

"Надобно переселиться в век  Гомера, сделаться его современником,  жить с героями

и царями-пастырями, чтобы хорошо их понимать. Тогда Ахиллес, который  на лире

воспевает героев и сам жарит баранов, который свирепствует над мертвым Гектором,

и отцу его, Приаму, так великодушно  предлагает и вечерю и ночлег у  себя в куще, не

покажется нам лицом фантастическим, воображением преувеличенным, но

действительным сыном, совершенным представителем великих веков героических,

когда воля и сила человечества развивалась  со всей свободой... Тогда мир, за три

тысячи лет существовавший, не будет  для нас мертвым и чуждым во всех отношениях".

 

Крито-микенский (эгейский) период

Истоки античной культуры бассейна Эгейского моря уходят в далекое прошлое, в

эпоху неолита и ранней бронзы, когда в III тысячелетии до н.э. процветал сильный

город Троя, создавались своеобразные памятники искусства на кикладских островах

Паросе, Наксосе, Сиросе, а на Балканском полуострове в фессалийских селениях и в

пелопоннесских местечках Сескло, Димини, Лерне воздвигались найденные  теперь в

руинах древнейшие сооружения, изготавливались  керамические сосуды,

терракотовые статуэтки. Особенно же ярким очагом, где закладывались основы

позднейшей европейской цивилизации, была минойская культура острова  Крита,

искусство которого достигло расцвета в первой половине II тысячелетия до н.э.

Многие центры эгейской цивилизации  стали известны сравнительно недавно. Трою с

ее постройками и сокровищами нашли лишь во второй половине XIX века, а о

богатейшей культуре, существовавшей на Крите, лишь догадывались, зная греческие

мифы о Тезее и Минотавре  и высказывания философов, в частности  Платона,

писавшего о критском царе:

“Когда-то Минос заставил жителей Аттики платить тяжелую дань, так как

имел большую власть на море, а  у афинян тогда еще не было, как  теперь, военных

кораблей, да и в стране было не много корабельного леса”.

Упоминания о Крите проскальзывали в поэмах Гомера, где остров назывался

стоградным, населенным многими народами. О Крите писали историки Геродот  и

Фукидид, считавшие Миноса первым создателем флота, повелителем кикладских

островов и могучим властителем  моря. Гесиод называл Миноса “из  всех смертных

царей наиболее царственным”.

Эти сведения были известны давно, но реальный смысл мифов и свидетельств

древних авторов стал очевидным, когда  археологи раскопали на Крите  огромный

дворец и нашли неповторимые по красоте и своеобразию памятники  минойского

искусства и культуры, относящиеся к длительному периоду от середины III

тысячелетия до н. э. до XI века до н.э.

В конце 70-х годов XIX века критский купец Калокеринос нашел на своем участке

земли несколько больших глиняных сосудов и руины древних построек, но раскопки

тогда начать не удалось. Только в марте 1900 года английская археологическая

экспедиция под руководством Артура Эванса приступила к работам на Крите, и

находки ее поразили всех: древние  сказания принимали облик реальных

исторических событий.

Эванс предложил различать в истории минойской культуры несколько этапов.

Древний — продолжавшийся с 2600 до 2000 года до н.э. — был назван

раннеминойским, по имени легендарного Миноса. Расцвет культуры относится  к

первой половине II тысячелетия до н.э., от 2000 до 1425 года, — к периодам

среднеминойскому и началу позднеминойского. Время с 1425 до 1150 год было

завершением позднеминойского периода. На эти столетия приходилось разрушение

как природными силами, так и ахейскими  племенами города Кносса, упадок

могущества Крита, гибель его культуры и выдвижение ахейских центров Балканского

полуострова.

Правили Критом цари, выполнявшие  нередко роль жрецов, так как религиозным

церемониям отводилось значительное место. Существовали армия, сильный  флот.

Критяне были известны как бесстрашные мореходы, поддерживавшие оживленную

торговлю с другими народами. Природа не обидела этот средиземноморский  остров.

Сочные травы на пастбищах для  скота, пышная растительность в плодородных

долинах, обилие винограда, оливковых  рощ, посевы льна, шафрана — всем этим

славился Крит еще в древности.

Раскопки, начавшиеся в 1900 году, производились  на месте кносского дворца,

названного Эвансом дворцом  Миноса. Площадь его достигала  шестнадцати тысяч

квадратных метров. Вокруг парадного  двора располагались помещения  разных

размеров и форм в два, а возможно, и в три этажа. Так как уловить  какую-либо

систему в их планировке было почти  невозможно, дворец был воспринят  как сложный

лабиринт, построенный легендарным  Дедалом.

Необычными показались ученым и  детали дворца. Своеобразными были колонны,Искусство Древней Греции. Крито-м0и3к. е1н1с. к1и2й ( эгейский) период

eada. spb. r u/ ?p=201 2/ 4

Необычными показались ученым и  детали дворца. Своеобразными были колонны,

которые использовал зодчий. Книзу  они не расширялись, как в  постройках других

древних народов, а сужались. Ствол  их не был уподоблен растительным прототипам

египетских опор, повторявших форму  тянущихся вверх стеблей папируса или лотоса. В

кносской колонне нет сходства с образами живой природы. Зодчий отказался от

подражания природе, выступавшей в египетской архитектуре, нашел для элементов

сооружения  язык архитектурных форм, основанный на пропорциональных и числовых

соотношениях, и обнажил сущность колонны как  опоры, выделив и подчеркнув

именно эту ее функцию (илл. 1).

Обратила внимание археологов манера освещения комнат. Проемов в стенах,

подобных окнам позднейших построек, в кносском дворце не существовало. Свет

проходил через отверстия в  потолке (световые колодцы) до первого  этажа, создавая

различную степень освещенности залов дворца, — приближенных или удаленных от

световых проемов. Запутанность ходов  и выходов, внезапные спуски и  подъемы по

лестницам, неожиданные повороты, характерные для “лабиринта Дедала”,

дополнялись особенной таинственностью  неожиданных световых эффектов, игрой

света и тени в то ярко освещенных, то полутемных помещениях.

Стены покоев Миноса были покрыты  многочисленными красочными изображениями.

Изысканность линии профиля  молодой женщины на одной из фресок, изящество ее

прически, напомнившие археологам модных и кокетливых француженок, заставили

назвать ее “парижанкой”, и имя  это осталось за ней до сих пор (илл. 4). Стены дворца

нередко украшал орнамент — чаще всего в виде волны или гибких спиралевидных

завитков, певучий и упругий, тянущийся  непрерывной лентой, где одни яркие тона

сменялись другими. Он особенно характерен для искусства критян, где все  пронизано

движением, то стремительным, то более  сдержанным. Близость моря, вечное

движение волн, порывы шквала, легкий ласковый бриз, надувающий паруса кораблей,

— стихия, окружавшая критских художников, способствовала возникновению в  их

искусстве динамических композиций.

Фрески кносского дворца позволяют  увидеть сцены торжественных  церемоний,

религиозные процессии, связанные  с культовыми праздниками, игры со священным

на Крите животным — быком. Художник показал на одной из фресок огромного  быка,

который мчится, почти не касаясь  земли копытами, тяжело нагнув могучую  голову и

выставив вперед рога. Один из критян, схватившись за рога, собирается прыгнуть на

спину животного, чтобы затем мягко  спуститься на землю сзади быка. Процессия

чинно шествующих юношей с ритонами представлена на той стене южных  пропилеи

дворца, где постоянно проходили  люди. Изображенные персонажи как  бы повторяли

движение реальных критян.

Стены дворца покрывались не только фресками, но и невысокими раскрашенными

рельефами. На одном из них показан  юноша в высокой диадеме, увенчанной

Информация о работе Этапы развития искусства Древней Греции