Эколого – эстетическое воспитание школьников
Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 05:04, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность темы. В настоящее время еще не появилось значительных обобщающих работ, которые соединяли бы современные данные ряда научных дисциплин в рассмотрении сущности, содержания, форм и методов целенаправленного педагогического воздействия на воспитание нравственно – эстетического отношения к природе (то есть именно взаимосвязанного отношения к природе), однако имеется много конкретных публикаций, посвященных отдельным аспектам этой проблемы.
Оглавление
Введение……………………………………….…….……………………………………3 ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Теоретические аспекты экологического и эстетического воспитания Школьников………………………………………………………………………………5 Многообразие взаимосвязей экологического и эстетического воспитания……………………………………………………………………….7 Деятельность школьников как фактор развития эстетического отношения к природе и ее охрана……………………………………………………………..……..10 ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПРИРОДЫ И УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. 2.1. Раскрытие эколого-эстетических свойств в учебно-воспитательном процессе……………………………………………………………………….……….…14 2.2. Методы и формы экологического и эстетического воспитания……………….16 2.3. Искусство – важнейшее средство воспитания эстетического отношения к Природе………………………………………………………………………………....17 2.4. Эколого-эстетическое воспитание подростков на уроках живописи…………..19 Заключение……………………………………………………………………………….23
Файлы: 1 файл
свои трудовые действия
с природными законами, не причинять
вреда природе,
ее красоте, гармонии,
видеть, что его труд соответствует
благоприятным
воздействиям на среду,
улучшает ее.
Единство интеллектуального
и эмоционального восприятия природной
среды
и деятельности учащихся
по ее улучшению реализуется во взаимодействии
их с
природой, опосредованном
с социальными отношениями. Это глубоко
затрагивает
ум и чувства
человека, отражается в ощущениях,
взглядах, поведении,
действиях. Становление
экологически воспитанной личности
в условиях
целенаправленного
педагогического процесса
предполагает органическое
единство научных знаний
в области природных и социальных факторов
среды с
ее чувственным восприятием,
которое пробуждает эстетические
переживания,
создает стремление
внести практический вклад в ее улучшение.
Этот принцип
экологического образования
и воспитания ориентирует педагогов
на сочетание
в учебно-воспитательном
процессе рационального познания
с воздействием
художественно-образных
средств искусства и непосредственного
общения с
природной средой.
Логически обоснованные
рассуждения, например, о закономерном
ходе
эволюции биосферы,
анализ факторов все усиливающегося
воздействия на нее
человека (антропогенный
фактор в природе) могут
успешно дополняться
восприятием первозданной
красоты природы или отражения ее
в произведениях
искусства, выражающих
любовь человека к ней. Это
пробуждает потребность
(впитать) образы
природы, “очеловечить” их,
соотнести с возвышенными
качествами, олицетворяющими
эстетический идеал, добро, истину.
Все это
органично может направляться
учителем на развитие у учащихся
сознания и
чувства, отвечающих
гармонии отношений с природой.
Недооценка этого
принципа приводит
к частому практицизму.
Характер взаимосвязей
рационального и эмоционального, их
воплощения в
практической деятельности
динамичен и многообразен по
содержанию, что
зависит от возраста
учащихся. Очевидно, в детском возрасте
имеет большой
удельный вес не интеллектуальное,
а эмоционально – эстетическое
восприятие
среды. До некоторой
степени равнозначное их проявление
видимо, свойственно
подросткам, в
юности же большую силу
приобретает интеллектуальное
осмысление природы.
Однако это не означает, что художественно
– образное
восприятие совсем
утрачивает свое значение. Оно приобретает
большую глубину
и осознанность, влияет
на устойчивость и последовательность
действий юного
человека, адекватно
преобразующих среду его жизни и труда.
Понимание многосторонней
ценности природы как источника материальных
и
духовных сил общества,
каждого человека, развитие
потребности общения с
природой, восприятие
ее облагораживающего воздействия
в соответствии с
нашими моральными
ценностями, стремление к познанию
реального мира в
единстве с нравственно
– эстетическими переживаниями – все
это, в конечном
счете, определяет
будущие взаимоотношения человека с окружающей
средой.
Правильное поведение
в природе, исключающее нанесение
ей вреда,
формируется у подрастающего
поколения при непосредственном
участии его в
охране природной среды,
заботе о сохранении красоты родной земли.
1.2. Многообразие взаимосвязей
экологического и эстетического воспитания.
Характерно,
что природа в деятельности
школьников выступает
разносторонне,
требуя проявления
соответствующих разносторонних
способностей, так,
она оказывается объектом заботы и труда,
когда учащиеся
преобразуют и охраняют
ее; объектом и предметом целенаправленного
познания,
когда они изучают
ее закономерности на
уроках и дома; реальным
пространством, где
протекает деятельность; окружающей средой
– в занятиях
спортом, путешествиях;
объектом и предметом художественного
изображения – в
процессе творческого
воссоздания ее образов в самодеятельном
искусстве.
Что бы
обеспечить наиболее благоприятные
условия для формирования
отношений учащихся
к действительности, школа
организует трудовую,
познавательную,
опытническую, конструкторскую,
художественную, игровую,
туристско-краеведческую
и спортивно – оздоровительную
деятельность детей
среди природы.
На формирование сознания в
условиях взаимодействия с
окружающей средой
налагают отпечаток многие факторы:
прежде всего это
жизненный опыт и сфера
общения, семья и интересы
сверстников, личные и
групповые мотивы поведения,
общественное мнение.
В условиях
влияния различных окружающих
условий на сознание учащегося
его формирование во
многом зависит именно от
целенаправленных действий
педагога. Здесь
находят применение разнообразные
приемы и методы
педагогической работы,
раскрытие смысла практической деятельности,
беседы и
лекции о труде
и природе, разъяснение долга
и приемы убеждения в
необходимости личной
заботы каждого о среде, требования
к поведению и
вовлечение в художественное
творчество, поощрения и наказания,
соревнование
и личный пример воспитателя.
Как актуальная
социально – педагогическая
задача формирование
сознательного, ответственного
отношения учащихся к природе должно
пронизать
все направления планирования,
организации и контроля в
работе школы: в
общешкольных планах
и документах классных руководителей,
в системе идейно
политической, трудовой,
нравственной, эстетической и физической
подготовки
учащихся.
Среди
объективных предпосылок личных
отношений к природной среде
следует назвать, прежде
всего, свойства и явления естественной
среды.
Другой
объективной предпосылкой выступает
отношение общества к природе,
влияющее на позиции
школьников. Познание опыта общества не
только расширяет
знания, но и
обогащает использование экономических
и нравственно –
эстетических оценок
окружающей среды. Осмысливая ее материальную
и духовную
ценность, учащиеся
глубже осознают необходимость
заботиться о ее
сбережении.
Третья
предпосылка формирования отношения
школьников к природе – это
процесс воспитания
и обучения, в ходе которого они
овладевают общественно
ценными отношениями
и действиями. Формирование у школьников
положительного
отношения к
окружающей среде является целенаправленным
процессом. От
учителей во
многом зависит планирование
и организация общественно
–
полезных действий.
Они помогаю школьникам овладевать
коллективными формами
деятельности среди
природы, выработать продуманные позиции
в отношениях со
средой претворить
заботу о ней в конкретные дела.
Наконец,
предпосылкой личного отношения
к среде является собственная
деятельность ребенка,
в которой возникают, осознаются
и реализуются цели
личности и коллектива,
отношения воспитателей и воспитуемых
к природе и
обществу.
Среди
субъективных предпосылок формирования
отношений школьников к
окружающей среде необходимо
выделить способность ее восприятия,
переживания
и осмысления; заинтересованность
в познании, преобразовании и
поддержании
среды в оптимальном
состоянии; готовность сознательно
реализовать во
взаимодействии с внешним
миром общественные и личные цели и
таким образом
удовлетворять свои
потребности и стремления.
Природоохранительная
деятельность определяется знаниями
о природе и
обществе, полученными
при изучении географии, биологии, химии
и физики. В
опытнической и краеведческой
работе в деятельности бригад
и лесничеств
учащиеся приобщаются
к деятельной заботе о естественной среде,
к сбережению
растительности и животных,
приумножению природных богатств.
В совокупность
их практических дел входят
посильный уход за растениями
и животными, участие
в воспроизводстве естественных
ресурсов, забота о
земле и водных источниках,
полезащитные и лесозащитные
мероприятия. Под
руководством педагогов
формируются навыки рационального природопользования.
Нравственная
сторона природоохранительного
отношения формируется в
действиях, направленных
на защиту окружающей среды. Она связана
с осознанием
общенародной принадлежности,
полезности и ценности природы.
Формирование
нравственных начал
отношения к среде здесь неразрывно
связано с ростом
заботы о природе, о
чистоте водных источников,
о сохранении почвенного
слоя, о пресечении
действий, которые наносят ущерб окружающей
среде.
Организованные
действия в защиту природы
должны приводить школьников
к
пониманию эстетической
ценности естественных явлений.
Постижение красоты
окружающей среды столь
же закономерно должно порождать стремление
охранять
среду, готовность
к соответствующим практическим действиям.
Эксперименты,
проведенные в различных природных
условиях, показывают,
что на отношения
к природе влияют пол,
индивидуальные особенности
школьников, место
жительства, профессия и образование родителей.
По данным
исследований, не редко
девочки эмоциональней воспринимаю ландшафт,
мальчики
же выше ценят возможность
познакомиться с новыми районами
природы или
заняться спортом.
Есть
различия в отношении к природе
у сельских и городских учащихся.
Не
все в равной мере осознают,
каково влияние природы на их
чувства, мысли,
отношения к людям.
Отмечается, что в семьях с меньшим
уровнем образования
родителей дети относятся
к природе более прагматично. Рост
образованности
родителей способствует
установлению у детей более богатых
духовных связей
со средой. Эти данные
показывают, что в педагогической
работе следует
учитывать влияния
разнообразных социальных факторов
на отношения к
окружающей среде.
Особую
роль во взаимодействии школьников
с природой играет их
индивидуальная
избирательность сознательных
связей с внешним миром. В
деятельности по
охране окружающей среды одного
интересует содержание,
другого – форма, третьего
– орудия труда. Часть детей увлечена
жизнью леса,
другая часть
возможностью побыть в лесу
с товарищами. Чрезвычайно
многообразны познавательные
и практические интересы, эстетические
вкусы и
чувства, индивидуальные
оценки различных явлений природы
и человеческих
действий.
Опыт
показывает, что сформировать у
учащихся бережное отношение
к
природе может учитель,
которого увлекает благородная задача
охраны среды,
который испытывает
постоянный интерес к красоте,
новизне, динамизму
окружающего мира.
Развивая средствами природы духовным
мир школьников, они
в то же время закаляют
детей физически, формируют
их волю и характер,
воспитывают коллективизм
и патриотизм будущих заботливых
хозяев родной
земли, чем бережнее
относится к природе сам учитель,
тем сознательнее и
ответственнее
относятся к ней его
воспитанники. Школа испытывает
потребность в педагоге
– универсале, который глубоко знает
не только свой
предмет, но и общие
закономерности воспитания отношений
к природе и людям.
1.3. Деятельность школьников
как фактор развития эстетического отношения
к природе и ее охрана.
Деятельность
ребят, организуемая учителями,
порождает и развивает
личные впечатления
и чувства, убеждения и интересы.
Отображение
в сознании природных явлений
возникает в деятельности.
Однако оно происходит
не автоматически, а под влиянием ее
целей и задач,
инструкций учителей
и воспитателей. Необходимо четко планировать
задание по
восприятию и осмыслению
окружающих ландшафтов.
Перевод
учащихся от наблюдений на
прогулках за красотой природы
к
подобным наблюдениям
во время сельскохозяйственных
опытов, при уходе за
школьным лесопитомником,
а затем к наблюдениям в ходе
производительного
труда – это развернутый
педагогический прием целенаправленного
обогащения
индивидуальных
эстетических отношений. Его
применение должно вести
к
развитию содержания
и форм наблюдений за красотой
по мере усложнения
деятельности и тем
самым к общему усложнению непосредственных
связей со
средой.
Научившись
наблюдать за окружающей красотой
в процессе труда и, осознав
возможность творить
с его помощью красоту вокруг
себя, школьник иначе
воспринимает окружающую
среду. Поэтому прогулки и другие виды
деятельности
иначе, чем прежде раскрывают
перед ним красоту природы.
Как известно,
деятельность характеризуется
особым содержанием и
своеобразными
формами. Она является
системой взаимосвязанных
дел,
Информация о работе Эколого – эстетическое воспитание школьников