Эколого – эстетическое воспитание школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 05:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. В настоящее время еще не появилось значительных обобщающих работ, которые соединяли бы современные данные ряда научных дисциплин в рассмотрении сущности, содержания, форм и методов целенаправленного педагогического воздействия на воспитание нравственно – эстетического отношения к природе (то есть именно взаимосвязанного отношения к природе), однако имеется много конкретных публикаций, посвященных отдельным аспектам этой проблемы.

Оглавление

Введение……………………………………….…….……………………………………3
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Теоретические аспекты экологического и эстетического воспитания
Школьников………………………………………………………………………………5

Многообразие взаимосвязей экологического и эстетического
воспитания……………………………………………………………………….7


Деятельность школьников как фактор развития эстетического отношения
к природе и ее охрана……………………………………………………………..……..10

ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПРИРОДЫ И УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

2.1. Раскрытие эколого-эстетических свойств в учебно-воспитательном
процессе……………………………………………………………………….……….…14

2.2. Методы и формы экологического и эстетического воспитания……………….16

2.3. Искусство – важнейшее средство воспитания эстетического отношения к
Природе………………………………………………………………………………....17

2.4. Эколого-эстетическое воспитание подростков на уроках живописи…………..19

Заключение……………………………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

KURSACh_PO_MPI_1.docx

— 95.82 Кб (Скачать)

свои трудовые действия с природными законами, не  причинять  вреда  природе,

ее красоте, гармонии,  видеть,  что  его  труд  соответствует  благоприятным

воздействиям на среду, улучшает ее.

Единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной  среды

и деятельности учащихся по ее улучшению реализуется во взаимодействии  их  с

природой, опосредованном с социальными отношениями. Это глубоко  затрагивает

ум  и  чувства  человека,  отражается  в  ощущениях,  взглядах,   поведении,

действиях.  Становление  экологически  воспитанной   личности   в   условиях

целенаправленного   педагогического   процесса   предполагает   органическое

единство научных знаний в области природных и социальных  факторов  среды  с

ее чувственным восприятием,  которое  пробуждает  эстетические  переживания,

создает стремление внести практический вклад в ее  улучшение.  Этот  принцип

экологического образования и воспитания ориентирует педагогов  на  сочетание

в  учебно-воспитательном  процессе  рационального  познания  с  воздействием

художественно-образных  средств  искусства  и  непосредственного  общения  с

природной средой.

Логически  обоснованные  рассуждения,  например,  о  закономерном  ходе

эволюции биосферы, анализ факторов все  усиливающегося  воздействия  на  нее

человека  (антропогенный  фактор  в  природе)  могут   успешно   дополняться

восприятием первозданной красоты природы или отражения  ее  в  произведениях

искусства, выражающих любовь человека  к  ней.  Это  пробуждает  потребность

(впитать)  образы  природы,  “очеловечить”  их,  соотнести  с   возвышенными

качествами, олицетворяющими  эстетический  идеал,  добро,  истину.  Все  это

органично может направляться учителем на  развитие  у  учащихся  сознания  и

чувства,  отвечающих  гармонии  отношений  с  природой.   Недооценка   этого

принципа приводит к частому практицизму.

Характер взаимосвязей рационального и эмоционального, их  воплощения  в

практической  деятельности  динамичен  и  многообразен  по  содержанию,  что

зависит от возраста учащихся. Очевидно, в  детском  возрасте  имеет  большой

удельный вес не интеллектуальное, а эмоционально –  эстетическое  восприятие

среды. До некоторой степени равнозначное их проявление  видимо,  свойственно

подросткам,  в  юности  же   большую   силу   приобретает   интеллектуальное

осмысление природы.  Однако это не означает, что  художественно  –  образное

восприятие совсем утрачивает свое значение. Оно приобретает большую  глубину

и осознанность, влияет на устойчивость и последовательность  действий  юного

человека, адекватно преобразующих среду его жизни и труда.

Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных  и

духовных сил общества, каждого  человека,  развитие  потребности  общения  с

природой, восприятие  ее  облагораживающего  воздействия  в  соответствии  с

нашими  моральными  ценностями,  стремление  к  познанию  реального  мира  в

единстве с нравственно – эстетическими переживаниями – все это,  в  конечном

счете, определяет будущие взаимоотношения человека с окружающей средой.

Правильное  поведение  в  природе,  исключающее  нанесение  ей   вреда,

формируется у подрастающего поколения при  непосредственном  участии  его  в

охране природной среды, заботе о сохранении красоты родной земли.

 

 

1.2. Многообразие взаимосвязей экологического и эстетического воспитания.

    Характерно,   что   природа   в   деятельности   школьников   выступает

разносторонне,    требуя    проявления    соответствующих     разносторонних

способностей, так, она оказывается объектом заботы и труда,  когда  учащиеся

преобразуют и охраняют ее; объектом и предметом целенаправленного  познания,

когда  они  изучают  ее  закономерности   на   уроках   и   дома;   реальным

пространством, где протекает деятельность; окружающей средой  –  в  занятиях

спортом, путешествиях; объектом и предметом художественного изображения –  в

процессе творческого воссоздания ее образов в самодеятельном искусстве.

    Что бы  обеспечить  наиболее  благоприятные  условия  для  формирования

отношений  учащихся   к   действительности,   школа   организует   трудовую,

познавательную,  опытническую,  конструкторскую,  художественную,   игровую,

туристско-краеведческую и спортивно  –  оздоровительную  деятельность  детей

среди  природы.  На  формирование  сознания  в  условиях  взаимодействия   с

окружающей средой  налагают  отпечаток  многие  факторы:  прежде  всего  это

жизненный опыт и сфера общения,  семья  и  интересы  сверстников,  личные  и

групповые мотивы поведения, общественное мнение.

    В условиях  влияния различных окружающих  условий на  сознание  учащегося

его формирование во  многом  зависит  именно  от  целенаправленных  действий

педагога.  Здесь  находят   применение   разнообразные   приемы   и   методы

педагогической работы, раскрытие смысла практической деятельности, беседы  и

лекции  о  труде  и  природе,  разъяснение  долга  и  приемы   убеждения   в

необходимости личной заботы  каждого  о  среде,  требования  к  поведению  и

вовлечение в художественное творчество, поощрения и наказания,  соревнование

и личный пример воспитателя.

    Как  актуальная  социально   –   педагогическая   задача   формирование

сознательного, ответственного отношения учащихся к природе должно  пронизать

все направления планирования, организации  и  контроля  в  работе  школы:  в

общешкольных планах и документах классных руководителей,  в  системе  идейно

политической, трудовой, нравственной, эстетической и  физической  подготовки

учащихся.

    Среди  объективных  предпосылок  личных  отношений  к  природной  среде

следует назвать, прежде всего, свойства и явления естественной среды.

    Другой  объективной предпосылкой выступает  отношение общества к природе,

влияющее на позиции школьников. Познание опыта общества не только  расширяет

знания,  но  и  обогащает  использование  экономических  и   нравственно   –

эстетических оценок окружающей среды. Осмысливая ее материальную и  духовную

ценность,  учащиеся  глубже   осознают   необходимость   заботиться   о ее

сбережении.

    Третья  предпосылка формирования отношения  школьников к  природе  –  это

процесс воспитания и обучения, в ходе которого  они  овладевают  общественно

ценными отношениями и действиями. Формирование у  школьников  положительного

отношения  к  окружающей  среде  является  целенаправленным  процессом.   От

учителей  во  многом  зависит  планирование  и  организация  общественно   –

полезных действий. Они помогаю школьникам овладевать  коллективными  формами

деятельности среди природы, выработать продуманные позиции в  отношениях  со

средой претворить заботу о ней в конкретные дела.

    Наконец, предпосылкой личного отношения  к  среде  является  собственная

деятельность ребенка, в которой возникают,  осознаются  и  реализуются  цели

личности и коллектива, отношения воспитателей  и  воспитуемых  к  природе  и

обществу.

    Среди  субъективных  предпосылок  формирования  отношений  школьников  к

окружающей среде необходимо выделить способность ее восприятия,  переживания

и осмысления; заинтересованность в познании,  преобразовании  и  поддержании

среды  в  оптимальном  состоянии;  готовность  сознательно  реализовать   во

взаимодействии с внешним миром общественные и личные цели  и  таким  образом

удовлетворять свои потребности и стремления.

    Природоохранительная  деятельность определяется  знаниями  о  природе  и

обществе, полученными при изучении географии, биологии, химии  и  физики.  В

опытнической и краеведческой  работе  в  деятельности  бригад  и  лесничеств

учащиеся приобщаются к деятельной заботе о естественной среде, к  сбережению

растительности и животных, приумножению природных богатств.

    В совокупность  их практических дел входят  посильный уход за  растениями

и животными, участие  в  воспроизводстве  естественных  ресурсов,  забота  о

земле и водных источниках,  полезащитные  и  лесозащитные  мероприятия.  Под

руководством педагогов формируются навыки рационального природопользования.

    Нравственная  сторона  природоохранительного  отношения  формируется  в

действиях, направленных на защиту окружающей среды. Она связана с  осознанием

общенародной принадлежности, полезности  и  ценности  природы.  Формирование

нравственных начал отношения к  среде  здесь  неразрывно  связано  с  ростом

заботы о природе, о  чистоте  водных  источников,  о  сохранении  почвенного

слоя, о пресечении действий, которые наносят ущерб окружающей среде.

    Организованные  действия в защиту природы  должны приводить школьников  к

пониманию эстетической ценности  естественных  явлений.  Постижение  красоты

окружающей среды столь же закономерно должно порождать  стремление  охранять

среду, готовность к соответствующим практическим действиям.

    Эксперименты, проведенные в различных природных  условиях,  показывают,

что  на  отношения  к  природе  влияют   пол,   индивидуальные   особенности

школьников, место жительства, профессия и образование родителей.  По  данным

исследований, не редко девочки эмоциональней воспринимаю ландшафт,  мальчики

же выше ценят  возможность  познакомиться  с  новыми  районами  природы  или

заняться спортом.

    Есть  различия в отношении к природе  у сельских и городских учащихся. Не

все в равной мере осознают, каково влияние природы  на  их  чувства,  мысли,

отношения к людям. Отмечается, что в семьях с  меньшим  уровнем  образования

родителей дети относятся к природе более  прагматично.  Рост  образованности

родителей способствует установлению у детей более  богатых  духовных  связей

со средой. Эти  данные  показывают,  что  в  педагогической  работе  следует

учитывать  влияния  разнообразных  социальных  факторов   на   отношения   к

окружающей среде.

    Особую  роль  во  взаимодействии  школьников  с  природой   играет   их

индивидуальная  избирательность  сознательных  связей  с  внешним  миром.  В

деятельности  по  охране  окружающей  среды  одного  интересует  содержание,

другого – форма, третьего – орудия труда. Часть детей увлечена жизнью  леса,

другая  часть  возможностью  побыть  в  лесу   с   товарищами.   Чрезвычайно

многообразны познавательные и практические интересы,  эстетические  вкусы  и

чувства, индивидуальные оценки  различных  явлений  природы  и  человеческих

действий.

    Опыт  показывает, что  сформировать  у  учащихся  бережное  отношение  к

природе может учитель, которого увлекает благородная  задача  охраны  среды,

который  испытывает  постоянный  интерес  к  красоте,   новизне,   динамизму

окружающего мира. Развивая средствами природы духовным мир  школьников,  они

в то же время закаляют  детей  физически,  формируют  их  волю  и  характер,

воспитывают коллективизм  и  патриотизм  будущих  заботливых  хозяев  родной

земли, чем бережнее относится к природе  сам  учитель,  тем  сознательнее  и

ответственнее  относятся  к   ней   его   воспитанники.   Школа   испытывает

потребность в педагоге – универсале, который глубоко знает  не  только  свой

предмет, но и общие закономерности воспитания отношений к природе и людям.

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Деятельность школьников как фактор развития эстетического отношения

к природе и ее охрана.    

 

    Деятельность  ребят,  организуемая  учителями,  порождает  и  развивает

личные впечатления и чувства, убеждения и интересы.

    Отображение  в сознании  природных  явлений  возникает  в  деятельности.

Однако оно происходит не автоматически, а под влиянием  ее  целей  и  задач,

инструкций учителей и воспитателей. Необходимо четко планировать задание  по

восприятию и осмыслению окружающих ландшафтов.

    Перевод  учащихся от наблюдений  на  прогулках  за  красотой  природы  к

подобным наблюдениям во время  сельскохозяйственных  опытов,  при  уходе  за

школьным лесопитомником, а затем  к  наблюдениям  в  ходе  производительного

труда – это развернутый педагогический  прием  целенаправленного  обогащения

индивидуальных  эстетических  отношений.  Его  применение  должно  вести   к

развитию содержания  и  форм  наблюдений  за  красотой  по  мере  усложнения

деятельности и тем самым к  общему  усложнению  непосредственных  связей  со

средой.

    Научившись  наблюдать за окружающей красотой  в процессе труда и,  осознав

возможность творить с его помощью  красоту  вокруг  себя,  школьник  иначе

воспринимает окружающую среду. Поэтому прогулки и другие  виды  деятельности

иначе, чем прежде раскрывают перед ним красоту природы.

    Как  известно,  деятельность  характеризуется  особым   содержанием   и

своеобразными  формами.   Она   является   системой   взаимосвязанных   дел,

Информация о работе Эколого – эстетическое воспитание школьников