Эколого – эстетическое воспитание школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 05:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. В настоящее время еще не появилось значительных обобщающих работ, которые соединяли бы современные данные ряда научных дисциплин в рассмотрении сущности, содержания, форм и методов целенаправленного педагогического воздействия на воспитание нравственно – эстетического отношения к природе (то есть именно взаимосвязанного отношения к природе), однако имеется много конкретных публикаций, посвященных отдельным аспектам этой проблемы.

Оглавление

Введение……………………………………….…….……………………………………3
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Теоретические аспекты экологического и эстетического воспитания
Школьников………………………………………………………………………………5

Многообразие взаимосвязей экологического и эстетического
воспитания……………………………………………………………………….7


Деятельность школьников как фактор развития эстетического отношения
к природе и ее охрана……………………………………………………………..……..10

ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПРИРОДЫ И УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

2.1. Раскрытие эколого-эстетических свойств в учебно-воспитательном
процессе……………………………………………………………………….……….…14

2.2. Методы и формы экологического и эстетического воспитания……………….16

2.3. Искусство – важнейшее средство воспитания эстетического отношения к
Природе………………………………………………………………………………....17

2.4. Эколого-эстетическое воспитание подростков на уроках живописи…………..19

Заключение……………………………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

KURSACh_PO_MPI_1.docx

— 95.82 Кб (Скачать)

организованный  процесс  его   формирования   под   воздействием   искусства

препятствует стихийному становлению корыстно –  потребительского,  лишенного

духовности, мировоззренческой глубины отношения к природе.

    Неповторима  и не  заменима  способность  искусства  в  раскрытии  перед

человеком эстетических свойств красоты природы.

    Искусство  моделирует,  раскрывает  содержание,  формы,  духовный  смысл

отношений  человека  к  природе  и  обществу,  когда  оно  через  посредство

педагога воздействует на юное поколение.

    Художник,  писатель,  композитор  как  бы  передает   своему   адресату

творческое видение натуры.

    Учебные  программы школы по предметам  художественного цикла пока еще  не

достаточно систематично и не  равноценно  отражают  современные  требования,

методы, приемы,  отвечающие  целям  выработки  нравственно  –  эстетического

отношения к природе.

    Именно  от  учителя  зависит   развитие   у   учеников    эмоциональных

переживаний, эстетическая оценка образов природы, стимулирование  творческих

действий в условиях учебной работы по искусству.

    Богатая  природная тематика в области  искусства  отражена  в  различных

программах художественного и эстетического воспитания.

    Важными  средствами воспитания  нравственно  –  эстетического  отношения

школьников – подростков к  природе  (в  том  числе  и  в  учебном  процессе)

являются: непосредственное восприятие природных объектов вих эстетически  –

характерной  определенности,  углубление   личного   опыта   эмоционального,

духовного общения  с  природой,  а  так  же  их  соотнесение  с  восприятием

художественного отражения природы, оценка его не только  как  фона  действий

героев, но и как источника глубоких духовных переживаний и помыслов,  а  так

же  как  образа  реального,  эстетически  значимого  объекта,  художественно

интерпретированного  мастером.  Все  это  обогащает   эстетическое   видение

природы школьниками, постижение художественных образов, мотивы  отношения  к

природе.

    Было  верно подмечено М. М. Пришвиным: “Единственно, что  можно  сделать

художнику – это добраться  до  другого  человека  и  своим  образом  ландыша

вызвать его собственное чувство ландыша и его понимание” (34, 579).

    Педагог  имеет  возможность,  вводя  художественный  фрагмент  в   урок,

подчеркнуть его черты  как  художественного  явления  и  вместе  с  тем  как

отражения  эстетических  качеств  природного   материала,   естественных   и

обработанных мастером (это звуки, краски, камень и т.д.).

    Чрезвычайно  важно  поддерживать  инициативу  учащихся   в   проведении

аналогий,  противопоставлений,   в   простейшем   анализе   эстетических   и

художественных  отражений  объектов,  суждений  великих   людей   о   науке,

искусстве, красоте природных явлений и  человеческих  отношений  к  природе.

Так же важно в  педагогически  и  эстетически  оправданных  дозах  и  формах

обнаруживать собственные  вкусы,  интересы,  суждения  учителя  о  свойствах

эстетических и художественных объектов, связанных с природой.

    Эстетические  знания, эмоции, оценки, постоянно  накапливаемые  учеником

на уроках всех школьных курсов, соединятся в конечном счете, в  развернутый,

многообразный, личностный, эстетически окрашенный образ мира.

    “Присутствие”  искусства на  уроке  усиливает  воздействие  эстетических

элементов изучаемой стороны  действительности,  оно  углубляет  и  обогащает

гамму оценок эстетических свойств  объекта,  требует  целостного  отношения,

оживляет ориентировочно – оценочные процессы личности.

    Таким  образом,  на  уроках  предметов  естественно  –  научного  цикла

искусство поможет освоению культуры эстетического восприятия (созерцания)  и

оценки мира.

    Ставится  и  задача  формирования  общения  с  искусством  как   формой

художественно –  образного  отражения  жизни  и  развития  самой  творческой

активности детей (сочинения, рисунки и др.).

    Можно  сделать вывод о богатых возможностях  как  самих  курсов,  так  и

межпредметных связях между ними. При этом в решении  задач  эстетического  и

экологического образования и воспитания  важную  роль  играет  использование

учителем  межпредметных  связей  дисциплин    естественно   –   научного   и

художественного циклов, а так же возрастной преемственности  в  формировании

эстетического и экологического сознания учащихся и взаимодействии учебных  и

внеучебных форм работы школы. Утрата последовательности и преемственности  в

становлении  эмоционально  –  ценностного  отношения  к  природе  с   учетом

специфики возраста, а так же изучаемой дисциплины в особенности  ощутима  на

переходных ступенях к среднему и старшему звеньям школы.  Чрезвычайно  важна

роль пробуждения эстетического видения  природных  явлений  на  всех  этапах

развития,  затем  активизация  эстетических  эмоций  и   оценок   восприятия

художественного  отражения   образов   природы   (в   средних   классах)   и

одновременно осознание необходимости  действий  по  сохранению  природы,  ее

совершенствованию   как   реализации   нравственно   – эстетического   идеала

подростков и юношества (в средних и старших классах). Все это  должно  найти

отражение  в  воспитательной  работе   педагога,   классного   руководителя.

Совместно  с  учителями  биологии  и  литературы  могут  быть   спланированы

классные  и  общешкольные   мероприятия,   активизирующие   эмоционально   –

эстетическое отношение школьников не только  одной,  но  и  ряда  возрастных

параллелей.  Такими  мероприятиями  могут  быть  классные  часы,  экскурсии,

посвященные освоению  образа  природы  в  искусстве,  а  так  же  проведение

общешкольных смотров, утренников, праздников.

    Далее  в  конкретных  разделах  будут   охарактеризованы   возможности,

особенности педагогического влияния искусства на формирование  эстетического

отношения  школьников  к  природе  в  связи   с   освоением   художественных

произведений. Изобразительное  искусство,  литература,  музыка  могут  стать

незаменимыми союзниками педагога в раскрытии красоты и  уникальной  ценности

мора природы для юного поколения.

 

2.4. Эколого-эстетическое воспитание подростков на уроках живописи.

 

Экологическое воспитание и образование становятся стержнем современного образования и служат ключом к перестройке самой системы и политики природохранения. Сегодня особенно актуальна роль экологического образования как основы новой нравственности и опоры для решения многочисленных вопросов практической жизни людей.

Средняя школа — важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

Зарождение современных тенденций экологического образования в школе можно отнести к концу шестидесятых - началу семидесятых годов двадцатого века, когда она переживала целый ряд серьёзных преобразований, в частности, введение в учебный план нового предмета «Природоведения» (Симонова, 1998). Эти преобразования проходили в период актуализации проблемы охраны природы, поэтому, несмотря на замысел разработчиков курса — создать интегрированную дисциплину естественнонаучного цикла, в нём нашли отражение некоторые вопросы взаимоотношений человека с природным окружением.

Существуют различные программы и методики преподавания живописи, где учитываются вопросы экологического образования и воспитания. В «Программно-методических материалах начальной школы» (1999) предлагаются программы нескольких авторов, где традиционный курс изобразительного искусства рассматривается под различными названиями.

Буквально, слово «экология » означает — «наука о доме». В «Советском энциклопедическом словаре » говорится, что экология — это наука, «изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а так же практические проблемы её охраны». Иными словами, задачи экологии состоят в том, чтобы установить, какой вред человек причинил природе, и найти способы, как этот вред устранить.

Понятие «природа» (в переводе с древнегреческого — создавать, вырастить, рождаться) было центральным понятием античной философии.

Последующая философия зафиксировала разрыв между природой и человеком, который формировался в рамках религиозного, в основном, христианского мировоззрения. Его пытались преодолеть многие мыслители и художники: в творчестве Микеланджело, Леонардо да Винчи, Дюрера, Галилея рассматривается попытка отрешиться от религиозного дуализма,

восстановить в правах природное, чувственное начало. С эпохи Возрождения наблюдается переориентация художественно — эстетического сознания в отношении природы. Художники всё чаще обращаются к натуре, прочное место в живописи занимает пейзаж. Подчёркивается специфическое качество человека «благоговеть перед красотой и изяществом мира» (Томас Мор). Великие художники и педагоги - гуманисты говорят о природе как источнике и вдохновителе познания и мастерства (Дюрер, Альберти).

Научный подход к изучению природы распространился среди педагогов. В этом отношении примечательны философско — педагогические воззрения К.Д. Ушинского. Он писал: «Педагог должен, прежде всего, учиться у природы и из замеченного явления детской жизни выводить правила для школы». Педагог указывал на огромное воспитательное значение красоты природы в развитии личности.

Можно выделить четыре формы проведения занятий по экологическому воспитанию на уроках живописи:

1. Получение заданий на  изготовление из природного материала  интересных поделок (задание преследует  несколько целей: учить видеть  и понимать прекрасное в самых  обычных предметах и явлениях  природы; ребята приучаются к  самостоятельной работе по изготовлению  и красочному оформлению поделок, при этом развиваются вкус, фантазия, творческая инициатива и др.качества  личности);

2. Процесс поиска в  природе (не разрушая её) подходящего  материала (сучков, корешков, шишек);

3. Процесс оформления  поделок (при помощи клея, пластилина, красок);

4. Представление работ  на конкурс.

В аспекте экологического воспитания детей чрезвычайно плодотворно обращение к традиционной культуре, народным календарным праздникам, национальным праздникам и обрядам.

Развитие восприятия художественного пейзажа у подростков

В эстетическом воспитании подростков,   формировании их любви к родной природе значимы различные факторы: это и общение с живой природой,   и   собственная изобразительная  деятельность,   и   восприятие произведений пейзажного жанра живописи.  Ведь искусство художника -это искусство видеть и чувствовать, оценивать и изображать. Восприятие живой природы,   ее благотворное влияние на человека общеизвестно и достаточно изучено  в педагогической  практике.   В современной  школе эстетическое восприятие действительности у подростков наиболее успешно формируется на уроках изобразительного искусства по новой программе. Целесообразность и важность обращения педагогов к пейзажной живописи ур работе   с    подростками    обусловлены    целым    рядом    возрастных особенностей.  Это отмечается в исследованиях физиологов,   психологов, изучавших проблему восприятия произведений искусства школьниками,   а так же в публикациях педагогов -   практиков и работников ведущих музеев   нашей   страны. Подросток,   в   силу   возрастных   интересов   и потребностей,   воспринимая различные произведения живописи,   выделяет прежде всего сюжетно - фабульную сторону.   В пейзаже этого сделать нельзя,   и нужно помочь подростку сформировать восприятие пейзажа. Как   показывают   исследования,    восприятие   художественного пейзажа требует  от  зрителя  проникновения   в   его   образно   -   эмоциональную структуру,   в колористический   настрой.   При   восприятии   подростками пейзажного фона   в   произведениях   других   жанров   живописи   следует показать,    как    он  способствует    "прочтению"    сюжета,    раскрытию эмоциональности   произведения, его идейно   -   эстетической   сущности. Особенности мыслительной сферы подростков,  развивающийся интерес каналитик синтетическим действиям,  умения и навыки,   приобретаемые в процессе самостоятельной   практической   деятельности,    определяют   и методику работы по формированию эстетического восприятия пейзажного жанра.    Оценки   "похожести" все   больше   обогащаются   пониманием искусства    как    специфической    формы    отражения   и    осмысления действительности.     Это    понимание    осуществляется    сквозь    призму накапливаемого   подростком   жизненного   опыта,   собственных   оценок, своего "я". Научить подростков воспринимать,   чувствовать и понимать произведения искусства   (в  том  числе  пейзажную   живопись)   можно, лишь анализируя их эмоционально - выразительную сторону,   образные средства.  Такая основа поможет более полному и глубокому изучению истории искусства в старших классах. Исследования показывают,   что

Информация о работе Эколого – эстетическое воспитание школьников