Основные  формы  
эстетического и экологического  сознания   
опосредуют   складывающееся эстетическое  
отношение  к  природе  и   
корректируют   его   соответственно
существующим социально 
– культурным  традициям,  однако,  
в  зависимости  от
уровня  общего  
развития  личности.  Кроме  того,  
развитость  эстетического
восприятия, переживания 
оценки, вкуса, эстетических мотивов и  
потребностей,
эстетического идеала 
и  их  более  высокого  обобщения  
–  системы  взглядов
определяют уровни 
развития эстетического отношения в целом  
и  к  природе  в
частности. Их активизация 
необходима как в процессе учебного  
познания,  так
и на вне учебных и 
кружковых занятиях по тематике “Природа 
и красота”, и  во
внешкольных  формах  
приобщения  к  природе.   Но   
наиболее   целесообразна
систематическая расстановка 
эстетических акцентов в  ходе  изучения  
учебной
темы на уроках курса 
биологии или в процессе ознакомления 
ребят с  природным
объектом (явлением), 
в общих беседах, направленных  на  
оценку  эстетических
особенностей окружающей 
среды.
    Для младших 
школьников, не  познанная  еще  
природа  –  нечто  цельное,
единое, вызывающее 
непосредственные, яркие эмоции. В их жизненном 
опыте  еще
не завершено накопление 
“первых” ярких восприятий,  наблюдений,  
переживаний
полученных в общении 
с  природой  для  каждого  она  
открывается  в  особых,
индивидуальных,   
личностно   значимых   жизненных   
обстоятельствах.   Идет
осмысление накопленных 
чувственных впечатлений,   оценок,  
освоение  знаний,
начинается  простейшая  
систематизация,  анализ,   обобщение,   
формирование
понятий и суждений 
о природных  явлениях.  На  этом  
этапе  непосредственные
эмоционально  –  
эстетические  оценки  явлений  
сочетаются  с   пробуждением
интеллектуального, 
эстетически  окрашенного  чувства  
удивления  в  связи  с
самим актом познания,  
раскрытия  тайн  природы.  Позже  
для  формирующегося
субъекта сознания  
–  подростка  уже  важен  и  
сам  процесс  познания,  его
результаты,  его  
личностная  окрашенность,   вовлеченность   
в   творческое
освоение мира.
    Для подростков  
нет  природы  как  целого  –  
она  “разобрана”  разными
учебными  предметами.  
И  поэтому  у  учащихся  V  
–  VII  классов  уже  нет
целостного, эмоционального  
отношения  к  природе.  Здесь  
для  формирования
нравственно – эстетического 
отношения к природе,  при  расширении  
диапазона
школьной науки и объема 
накапливающихся  знаний  необходимо  
систематическое
обогащение представлений, 
чувственных впечатлений об эстетических  
свойствах
природы.
    У старшеклассников 
важно пробуждать: способность  оценить  
эстетические
черты отдельного явления 
или  его  элементов;  вкус  к  
оценке  эстетических
свойств данной науки, 
самого процесса познания,   учебно-трудовой  
и  других
видов  деятельности,   
связанных   с   природной   
действительностью.   Надо
стремиться к развитию 
представления о целостной эстетической  
картине  мира,
к эстетическим оценкам 
собственной деятельности и отношения 
к природе.
    Педагогические  
возможности  раскрытия  красоты  
и   ценности   природы
обусловлены в первую 
очередь общими научными характеристиками 
природы  и  ее
эстетических  свойств,  
даваемыми  рядом  научных  дисциплин  
(в  частности,
философией, экологией, 
эстетикой, педагогикой и другими) (1, 4, 
7, 28, 40).
    Критерий 
совершенства по отношению к 
свойствам объекта положен в 
основу
эстетической оценки 
природных явлений. Применительно к живой  
природе,  этот
критерий приобретает 
иные оттенки: оценка совершенства и  
расцвета  жизни  в
каждой форме и явлении, 
признание духовной и материальной  
ценности  природы
как величайшего достояния, 
сокровища человечества. Без принятия 
природы  как
ценности,  всякая  
деятельность  по  отношению  к  
ней,   проявление   любой
потребности  будет   
носить   обыденно   –   
утилитарный   характер.   Важно
предупредить   
возникновение   подобного   
отношения   к   природе    
иначе,
сформировавшись  
и  закрепившись,  оно  перейдет  
в  убеждения  и  поведение
социально  не  
приемлемые  и  даже   угрожающие   
существованию   конкретных
природных объектов.
    Необходимо  
сформировать  у   школьников   
целостное,   нравственно   –
эстетическое  отношение  
к  природе,  направленное  на   
ее   сохранение   и
обогащение.
    Перед 
учителями стоит сложная задача 
– освоить  ни  только  особенности
эстетических и художественных 
объектов, но  так  же  содержание  
и  признаки
основных эстетических 
понятий, найти оптимальные приемы  
раскрытия  их  черт
для старшеклассников, 
научить их осознанному восприятию понятий.  
Необходимо
подчеркнуть, что понятие  
“эстетическое”  содержит  в  
себе  “необыденность,
возвышенность чувства, 
раскрывающего мир под углом зрения его  
совершенства”
(33, 77).
    Авторы 
ряда исследований и монографий 
рассматривают  различные  аспекты
воспитания  личностных  
качеств  и  процессов  при  
контактах  школьников  с
объектами природы 
(И. Д. Зверев, В. И. Старостин, Т. В. Калугина 
и др.)  (1,
2, 8, 40).
    Однако 
сегодня в учебно  –  воспитательном  
процессе  еще  не  получила
последовательного 
отражения эстетическое содержание  
той  или  иной  стороны
действительности, 
изучаемой в школьном курсе.
    Некоторые 
педагоги, руководящие эстетическим 
воспитанием школьников, не
всегда ориентируются 
в определении основных признаков эстетического.
    Таким  
образом,  важно  подчеркнуть  
здесь  моменты  определяющие   
суть
эстетического.
    Во-первых,  
при  значении  внешних   форм   
явлений   действительности,
воспринимаемых зрением, 
осязанием, слухом человека,  оценка  
выразительности
их обусловлена единством 
воспринятой органами чувств формы и ее  
внутреннего
(выражаемого) содержания, 
назначения.
    Во-вторых, 
момент бескорыстного созерцания, 
а так же  любования,  чтобы
не только пережить 
удовольствие от встречи с поразившим 
нас явлением,  но  и
сохранить  его  
для  других  людей,  воспрепятствовать   
тому,   кто   готов
уничтожить его, нанести 
ему вред.  Сущность  бескорыстного  
созерцания  –  в
подлинно   человеческом   
постижении   характера    
этого    явления,    его
неповторимости,  
его  выразительности,  в  предугадывании   
его   дальнейшей
судьбы, наконец,  
в  чувстве  ответственности  человека  
за  то,  чтобы  это
явление сохранилось 
и могло доставить радость познания удивительного  
другим
людям. Это особенно 
актуально для нашего времени,  когда  
даже  в  природных
заповедниках приходиться 
делать специальные маршруты в стороне  
от  подлинно
редких и ценных памятников 
природы,  ибо  им  грозит  опасность  
со  стороны
“диких” туристов.
    В-третьих, 
следует пояснить, что  в  понятие  
“выразительность”  входят
понятия  “прекрасное”,   
“красивое”   (т.е.   совершенное,   
соответствующее
идеалу),  что  
составляет  только  часть  представлений   
об   эстетическом.
Наиболее красивая  
и  привлекательная  внешне,  выбранная  
из  всего  объема
эстетических богатств  
природы,  охватывает  ограниченное,  
чисто  явлений  и
объектов. Выразительность 
же включает  все  многообразие  
природы,  форм  ее
существования и может 
касаться как  целого  объекта,  
так  и  каких  то  его
сторон, проявлений, 
моментов бытия, которые не являются именно  
“красивыми”,
совершенными.
    В-четвертых, 
понятие выразительности природы 
дает  представление  о ее
общей ценности для 
познания, о ее влиянии на самочувствии 
на  человека  (как
ободряющем, так и угнетающем),  
т.е.  речь  идет  и  о  чувственном  
влиянии
природы на переживания, 
поведение человека, в том числе и на эстетические  
и
морально – волевые 
проявления.
    Таким 
образом, раскрывая подросткам и  
старшим  школьникам  возможности
эстетического освоения 
природного  мира,  следует  приучать  
их  внимательно
вглядываться  во  
внешний  облик  того  или  иного  
явления,  оценивать  его
особенности, признаки, 
форму и цвет, осязаемые  и  звуковые  
характеристики,
строение, иные особенности, 
определять возможность отнесения к ним  
тех  или
иных  эстетических  
понятий,  характеризовать  эстетическую  
ценность   его,
значение содержания  
для  духовного  самочувствия  
человека.  Ценен  так  же
педагогический разбор 
не эстетического поведения  человека  
по  отношению  к
данным явлениям и 
объектам природного мира. В определенном 
смысле  мы  можем
говорить о выразительности 
эстетической картины мира и  чувственного  
образа
каждого природного 
явления.
    Педагогически  
целесообразное  акцентирование   
эстетических   свойств,
выразительности природы 
содействует духовному общению  с  
ней,  одновременно
служа общему развитию 
личности школьника.
 
 
  2.2. Методы 
и формы экологического и эстетического 
воспитания.
 
Содержание 
экологического воспитания усваивается 
учащимися в их различной деятельности. 
Каждая из форм организации учебного процесса 
стимулирует    разные    
виды    познавательной    
деятельности    учащихся: самостоятельная 
работа с различными источниками информации 
позволяет накопить фактический материал, 
раскрыть сущность проблемы; игра формирует 
опыт принятия целесообразных решений, 
творческие способности, позволяет внести 
реальный вклад в изучение и сохранение 
местных экосистем, пропаганду ценных 
идей.
На первых 
этапах наиболее целесообразны методы, 
которые анализируют и корректируют сложившиеся 
у школьников экологические ценностные 
ориентации, интересы и потребности. Используя 
их опыт наблюдений и природоохранительной 
деятельности, учитель в ходе беседы с 
помощью фактов, цифр, суждений вызывает 
эмоциональные реакции учащихся, стремится 
сформировать у них личное отношение к 
проблеме.
На этапе 
формирования экологической проблемы 
особую роль приобретают методы, стимулирующие 
самостоятельную деятельность учащихся. 
Задания и задачи направлены на выявление 
противоречий во взаимодействии общества 
и природы, на формирование проблемы и 
рождение идей о пути ее решения с учетом 
концепции изучаемого предмета. Стимулируют 
учебную деятельность дискуссии, способствуя 
проявлению личного отношения учащихся 
к проблемам, знакомству с реальными местными 
экологическими условиями, поиску возможностей 
их решения.
На этапе 
теоретического обоснования способов 
гармонического воздействия общества 
и природы учитель обращается к рассказу 
, который позволяет представить научные 
основы охраны природы в широких и разносторонних 
связях с учетом факторов глобального, 
регионального, локального уровней. Познавательная 
деятельность стимулирует моделирование 
экологических ситуаций нравственного 
выбора, которые обобщают опыт принятия 
решений, формируют ценностные ориентации, 
развивают интересы и потребности школьников. 
Активизируется потребность в выражении 
эстетических чувств и переживаний творческими 
средствами (рисунок, рассказ, стихи и 
т.п.). Искусство позволяет компенсировать 
преобладающее число логических элементов 
познания. Свойственный искусству синтетически 
подход к действительности, эмоциональность 
особенно важны для развития мотивов изучения 
и охраны природы.
Ряд методов 
имеет универсальное значение. Количественный 
эксперимент (опыты по измерению величин, 
параметров, констант, характеризующих 
экологические явления; экспериментальное 
изучение экологической техники, технологии; 
опыты, иллюстрирующие количественное 
выражение экологических закономерностей 
и т.п.) позволяет успешно формировать 
структурные элементы экологического 
знания и отношение к ним как к лично значимым.
Стремясь 
вызвать у школьников эмоциональные реакции,   
показать непривлекательность безответственных 
действий, учитель использует пример и 
поощрение. Наказание рассматривается 
как крайняя, исключительная мера воздействия 
на учащихся.
Если данные 
методы воспитания будут использоваться 
на нужном этапе обучения, с учетом психологической 
подготовленности учеников и с учетом 
природных условий, то учитель может сформировать 
экологически грамотную и воспитанную 
личность.
 
 
  2.3. Искусство 
– важнейшее средство воспитания 
эстетического отношения к
  природе.  
 
Искусство – способ  
эмоционально  –  образного  освоения  
мира.  Важная
особенность искусства 
– его направленность на человека.
    Все чувства, 
которые волнуют художника, автора 
произведения, все краски
его  мироощущения  
своеобразно  запечатлеваются  в  
художественных  образах,
передаваясь читателю, 
зрителю, слушателю. Пять основных чувств 
человека,  по
средствам, которых 
он познает чувственное многообразие 
мира, - это  осязание,
зрение, слух, обоняние, 
вкус. Развитость этих чувств  –  
сенсорная  культура
человека – обогащает 
и углубляет красоту не только его мировосприятия, 
но  и
труда, и творчества.
    Искусство 
вызывает активность духовных 
чувств человека.  В  силу  этого
оно выступает как  
мощный  фактор  воспитания  личности,  
способствуя  тому,
чтобы с одной стороны, 
очеловечить чувства  человека,  
а  с  другой  стороны
создать человеческое 
чувство, соответствующее всему  богатству  
человеческой
и природной  сущности.  
Особая  задача  Эколога  эстетической  
педагогики  –
пробудить и воспитать  
с  помощью  искусства  и  творческой  
деятельности  в
каждом школьнике художника 
природы, созидателя и защитника  ее  
красоты,  ее
ценности и богатства.
    Художественный  
образ  содержит  пласт   чувственного   
и   логического
отражения явлений 
в нашем сознании. Искусство рассказывает 
о  природе  через
“очеловеченное”  
ее  отражение.  Искусство  является  
фактором  формирования
социально значимых 
форм и уровней эстетического  сознания,  
в  том  числе  и
интегрированного   
эстетического   отношения   
к   природе.    Педагогически