Основные формы
эстетического и экологического сознания
опосредуют складывающееся эстетическое
отношение к природе и
корректируют его соответственно
существующим социально
– культурным традициям, однако,
в зависимости от
уровня общего
развития личности. Кроме того,
развитость эстетического
восприятия, переживания
оценки, вкуса, эстетических мотивов и
потребностей,
эстетического идеала
и их более высокого обобщения
– системы взглядов
определяют уровни
развития эстетического отношения в целом
и к природе в
частности. Их активизация
необходима как в процессе учебного
познания, так
и на вне учебных и
кружковых занятиях по тематике “Природа
и красота”, и во
внешкольных формах
приобщения к природе. Но
наиболее целесообразна
систематическая расстановка
эстетических акцентов в ходе изучения
учебной
темы на уроках курса
биологии или в процессе ознакомления
ребят с природным
объектом (явлением),
в общих беседах, направленных на
оценку эстетических
особенностей окружающей
среды.
Для младших
школьников, не познанная еще
природа – нечто цельное,
единое, вызывающее
непосредственные, яркие эмоции. В их жизненном
опыте еще
не завершено накопление
“первых” ярких восприятий, наблюдений,
переживаний
полученных в общении
с природой для каждого она
открывается в особых,
индивидуальных,
личностно значимых жизненных
обстоятельствах. Идет
осмысление накопленных
чувственных впечатлений, оценок,
освоение знаний,
начинается простейшая
систематизация, анализ, обобщение,
формирование
понятий и суждений
о природных явлениях. На этом
этапе непосредственные
эмоционально –
эстетические оценки явлений
сочетаются с пробуждением
интеллектуального,
эстетически окрашенного чувства
удивления в связи с
самим актом познания,
раскрытия тайн природы. Позже
для формирующегося
субъекта сознания
– подростка уже важен и
сам процесс познания, его
результаты, его
личностная окрашенность, вовлеченность
в творческое
освоение мира.
Для подростков
нет природы как целого –
она “разобрана” разными
учебными предметами.
И поэтому у учащихся V
– VII классов уже нет
целостного, эмоционального
отношения к природе. Здесь
для формирования
нравственно – эстетического
отношения к природе, при расширении
диапазона
школьной науки и объема
накапливающихся знаний необходимо
систематическое
обогащение представлений,
чувственных впечатлений об эстетических
свойствах
природы.
У старшеклассников
важно пробуждать: способность оценить
эстетические
черты отдельного явления
или его элементов; вкус к
оценке эстетических
свойств данной науки,
самого процесса познания, учебно-трудовой
и других
видов деятельности,
связанных с природной
действительностью. Надо
стремиться к развитию
представления о целостной эстетической
картине мира,
к эстетическим оценкам
собственной деятельности и отношения
к природе.
Педагогические
возможности раскрытия красоты
и ценности природы
обусловлены в первую
очередь общими научными характеристиками
природы и ее
эстетических свойств,
даваемыми рядом научных дисциплин
(в частности,
философией, экологией,
эстетикой, педагогикой и другими) (1, 4,
7, 28, 40).
Критерий
совершенства по отношению к
свойствам объекта положен в
основу
эстетической оценки
природных явлений. Применительно к живой
природе, этот
критерий приобретает
иные оттенки: оценка совершенства и
расцвета жизни в
каждой форме и явлении,
признание духовной и материальной
ценности природы
как величайшего достояния,
сокровища человечества. Без принятия
природы как
ценности, всякая
деятельность по отношению к
ней, проявление любой
потребности будет
носить обыденно –
утилитарный характер. Важно
предупредить
возникновение подобного
отношения к природе
иначе,
сформировавшись
и закрепившись, оно перейдет
в убеждения и поведение
социально не
приемлемые и даже угрожающие
существованию конкретных
природных объектов.
Необходимо
сформировать у школьников
целостное, нравственно –
эстетическое отношение
к природе, направленное на
ее сохранение и
обогащение.
Перед
учителями стоит сложная задача
– освоить ни только особенности
эстетических и художественных
объектов, но так же содержание
и признаки
основных эстетических
понятий, найти оптимальные приемы
раскрытия их черт
для старшеклассников,
научить их осознанному восприятию понятий.
Необходимо
подчеркнуть, что понятие
“эстетическое” содержит в
себе “необыденность,
возвышенность чувства,
раскрывающего мир под углом зрения его
совершенства”
(33, 77).
Авторы
ряда исследований и монографий
рассматривают различные аспекты
воспитания личностных
качеств и процессов при
контактах школьников с
объектами природы
(И. Д. Зверев, В. И. Старостин, Т. В. Калугина
и др.) (1,
2, 8, 40).
Однако
сегодня в учебно – воспитательном
процессе еще не получила
последовательного
отражения эстетическое содержание
той или иной стороны
действительности,
изучаемой в школьном курсе.
Некоторые
педагоги, руководящие эстетическим
воспитанием школьников, не
всегда ориентируются
в определении основных признаков эстетического.
Таким
образом, важно подчеркнуть
здесь моменты определяющие
суть
эстетического.
Во-первых,
при значении внешних форм
явлений действительности,
воспринимаемых зрением,
осязанием, слухом человека, оценка
выразительности
их обусловлена единством
воспринятой органами чувств формы и ее
внутреннего
(выражаемого) содержания,
назначения.
Во-вторых,
момент бескорыстного созерцания,
а так же любования, чтобы
не только пережить
удовольствие от встречи с поразившим
нас явлением, но и
сохранить его
для других людей, воспрепятствовать
тому, кто готов
уничтожить его, нанести
ему вред. Сущность бескорыстного
созерцания – в
подлинно человеческом
постижении характера
этого явления, его
неповторимости,
его выразительности, в предугадывании
его дальнейшей
судьбы, наконец,
в чувстве ответственности человека
за то, чтобы это
явление сохранилось
и могло доставить радость познания удивительного
другим
людям. Это особенно
актуально для нашего времени, когда
даже в природных
заповедниках приходиться
делать специальные маршруты в стороне
от подлинно
редких и ценных памятников
природы, ибо им грозит опасность
со стороны
“диких” туристов.
В-третьих,
следует пояснить, что в понятие
“выразительность” входят
понятия “прекрасное”,
“красивое” (т.е. совершенное,
соответствующее
идеалу), что
составляет только часть представлений
об эстетическом.
Наиболее красивая
и привлекательная внешне, выбранная
из всего объема
эстетических богатств
природы, охватывает ограниченное,
чисто явлений и
объектов. Выразительность
же включает все многообразие
природы, форм ее
существования и может
касаться как целого объекта,
так и каких то его
сторон, проявлений,
моментов бытия, которые не являются именно
“красивыми”,
совершенными.
В-четвертых,
понятие выразительности природы
дает представление о ее
общей ценности для
познания, о ее влиянии на самочувствии
на человека (как
ободряющем, так и угнетающем),
т.е. речь идет и о чувственном
влиянии
природы на переживания,
поведение человека, в том числе и на эстетические
и
морально – волевые
проявления.
Таким
образом, раскрывая подросткам и
старшим школьникам возможности
эстетического освоения
природного мира, следует приучать
их внимательно
вглядываться во
внешний облик того или иного
явления, оценивать его
особенности, признаки,
форму и цвет, осязаемые и звуковые
характеристики,
строение, иные особенности,
определять возможность отнесения к ним
тех или
иных эстетических
понятий, характеризовать эстетическую
ценность его,
значение содержания
для духовного самочувствия
человека. Ценен так же
педагогический разбор
не эстетического поведения человека
по отношению к
данным явлениям и
объектам природного мира. В определенном
смысле мы можем
говорить о выразительности
эстетической картины мира и чувственного
образа
каждого природного
явления.
Педагогически
целесообразное акцентирование
эстетических свойств,
выразительности природы
содействует духовному общению с
ней, одновременно
служа общему развитию
личности школьника.
2.2. Методы
и формы экологического и эстетического
воспитания.
Содержание
экологического воспитания усваивается
учащимися в их различной деятельности.
Каждая из форм организации учебного процесса
стимулирует разные
виды познавательной
деятельности учащихся: самостоятельная
работа с различными источниками информации
позволяет накопить фактический материал,
раскрыть сущность проблемы; игра формирует
опыт принятия целесообразных решений,
творческие способности, позволяет внести
реальный вклад в изучение и сохранение
местных экосистем, пропаганду ценных
идей.
На первых
этапах наиболее целесообразны методы,
которые анализируют и корректируют сложившиеся
у школьников экологические ценностные
ориентации, интересы и потребности. Используя
их опыт наблюдений и природоохранительной
деятельности, учитель в ходе беседы с
помощью фактов, цифр, суждений вызывает
эмоциональные реакции учащихся, стремится
сформировать у них личное отношение к
проблеме.
На этапе
формирования экологической проблемы
особую роль приобретают методы, стимулирующие
самостоятельную деятельность учащихся.
Задания и задачи направлены на выявление
противоречий во взаимодействии общества
и природы, на формирование проблемы и
рождение идей о пути ее решения с учетом
концепции изучаемого предмета. Стимулируют
учебную деятельность дискуссии, способствуя
проявлению личного отношения учащихся
к проблемам, знакомству с реальными местными
экологическими условиями, поиску возможностей
их решения.
На этапе
теоретического обоснования способов
гармонического воздействия общества
и природы учитель обращается к рассказу
, который позволяет представить научные
основы охраны природы в широких и разносторонних
связях с учетом факторов глобального,
регионального, локального уровней. Познавательная
деятельность стимулирует моделирование
экологических ситуаций нравственного
выбора, которые обобщают опыт принятия
решений, формируют ценностные ориентации,
развивают интересы и потребности школьников.
Активизируется потребность в выражении
эстетических чувств и переживаний творческими
средствами (рисунок, рассказ, стихи и
т.п.). Искусство позволяет компенсировать
преобладающее число логических элементов
познания. Свойственный искусству синтетически
подход к действительности, эмоциональность
особенно важны для развития мотивов изучения
и охраны природы.
Ряд методов
имеет универсальное значение. Количественный
эксперимент (опыты по измерению величин,
параметров, констант, характеризующих
экологические явления; экспериментальное
изучение экологической техники, технологии;
опыты, иллюстрирующие количественное
выражение экологических закономерностей
и т.п.) позволяет успешно формировать
структурные элементы экологического
знания и отношение к ним как к лично значимым.
Стремясь
вызвать у школьников эмоциональные реакции,
показать непривлекательность безответственных
действий, учитель использует пример и
поощрение. Наказание рассматривается
как крайняя, исключительная мера воздействия
на учащихся.
Если данные
методы воспитания будут использоваться
на нужном этапе обучения, с учетом психологической
подготовленности учеников и с учетом
природных условий, то учитель может сформировать
экологически грамотную и воспитанную
личность.
2.3. Искусство
– важнейшее средство воспитания
эстетического отношения к
природе.
Искусство – способ
эмоционально – образного освоения
мира. Важная
особенность искусства
– его направленность на человека.
Все чувства,
которые волнуют художника, автора
произведения, все краски
его мироощущения
своеобразно запечатлеваются в
художественных образах,
передаваясь читателю,
зрителю, слушателю. Пять основных чувств
человека, по
средствам, которых
он познает чувственное многообразие
мира, - это осязание,
зрение, слух, обоняние,
вкус. Развитость этих чувств –
сенсорная культура
человека – обогащает
и углубляет красоту не только его мировосприятия,
но и
труда, и творчества.
Искусство
вызывает активность духовных
чувств человека. В силу этого
оно выступает как
мощный фактор воспитания личности,
способствуя тому,
чтобы с одной стороны,
очеловечить чувства человека,
а с другой стороны
создать человеческое
чувство, соответствующее всему богатству
человеческой
и природной сущности.
Особая задача Эколога эстетической
педагогики –
пробудить и воспитать
с помощью искусства и творческой
деятельности в
каждом школьнике художника
природы, созидателя и защитника ее
красоты, ее
ценности и богатства.
Художественный
образ содержит пласт чувственного
и логического
отражения явлений
в нашем сознании. Искусство рассказывает
о природе через
“очеловеченное”
ее отражение. Искусство является
фактором формирования
социально значимых
форм и уровней эстетического сознания,
в том числе и
интегрированного
эстетического отношения
к природе. Педагогически