Эколого – эстетическое воспитание школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 05:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. В настоящее время еще не появилось значительных обобщающих работ, которые соединяли бы современные данные ряда научных дисциплин в рассмотрении сущности, содержания, форм и методов целенаправленного педагогического воздействия на воспитание нравственно – эстетического отношения к природе (то есть именно взаимосвязанного отношения к природе), однако имеется много конкретных публикаций, посвященных отдельным аспектам этой проблемы.

Оглавление

Введение……………………………………….…….……………………………………3
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Теоретические аспекты экологического и эстетического воспитания
Школьников………………………………………………………………………………5

Многообразие взаимосвязей экологического и эстетического
воспитания……………………………………………………………………….7


Деятельность школьников как фактор развития эстетического отношения
к природе и ее охрана……………………………………………………………..……..10

ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПРИРОДЫ И УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

2.1. Раскрытие эколого-эстетических свойств в учебно-воспитательном
процессе……………………………………………………………………….……….…14

2.2. Методы и формы экологического и эстетического воспитания……………….16

2.3. Искусство – важнейшее средство воспитания эстетического отношения к
Природе………………………………………………………………………………....17

2.4. Эколого-эстетическое воспитание подростков на уроках живописи…………..19

Заключение……………………………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

KURSACh_PO_MPI_1.docx

— 95.82 Кб (Скачать)

 

Основные  формы  эстетического и экологического  сознания   опосредуют   складывающееся эстетическое  отношение  к  природе  и   корректируют   его   соответственно

существующим социально – культурным  традициям,  однако,  в  зависимости  от

уровня  общего  развития  личности.  Кроме  того,  развитость  эстетического

восприятия, переживания оценки, вкуса, эстетических мотивов и  потребностей,

эстетического идеала и  их  более  высокого  обобщения  –  системы  взглядов

определяют уровни развития эстетического отношения в целом  и  к  природе  в

частности. Их активизация необходима как в процессе учебного  познания,  так

и на вне учебных и кружковых занятиях по тематике “Природа и красота”, и  во

внешкольных  формах  приобщения  к  природе.   Но   наиболее   целесообразна

систематическая расстановка эстетических акцентов в  ходе  изучения  учебной

темы на уроках курса биологии или в процессе ознакомления ребят с  природным

объектом (явлением), в общих беседах, направленных  на  оценку  эстетических

особенностей окружающей среды.

    Для младших  школьников, не  познанная  еще  природа  –  нечто  цельное,

единое, вызывающее непосредственные, яркие эмоции. В их жизненном опыте  еще

не завершено накопление “первых” ярких восприятий,  наблюдений,  переживаний

полученных в общении с  природой  для  каждого  она  открывается  в  особых,

индивидуальных,   личностно   значимых   жизненных   обстоятельствах.   Идет

осмысление накопленных чувственных впечатлений,   оценок,  освоение  знаний,

начинается  простейшая  систематизация,  анализ,   обобщение,   формирование

понятий и суждений о природных  явлениях.  На  этом  этапе  непосредственные

эмоционально  –  эстетические  оценки  явлений  сочетаются  с   пробуждением

интеллектуального, эстетически  окрашенного  чувства  удивления  в  связи  с

самим актом познания,  раскрытия  тайн  природы.  Позже  для  формирующегося

субъекта сознания  –  подростка  уже  важен  и  сам  процесс  познания,  его

результаты,  его  личностная  окрашенность,   вовлеченность   в   творческое

освоение мира.

    Для подростков  нет  природы  как  целого  –  она  “разобрана”  разными

учебными  предметами.  И  поэтому  у  учащихся  V  –  VII  классов  уже  нет

целостного, эмоционального  отношения  к  природе.  Здесь  для  формирования

нравственно – эстетического отношения к природе,  при  расширении  диапазона

школьной науки и объема накапливающихся  знаний  необходимо  систематическое

обогащение представлений, чувственных впечатлений об эстетических  свойствах

природы.

    У старшеклассников  важно пробуждать: способность  оценить  эстетические

черты отдельного явления или  его  элементов;  вкус  к  оценке  эстетических

свойств данной науки, самого процесса познания,   учебно-трудовой  и  других

видов  деятельности,   связанных   с   природной   действительностью.   Надо

стремиться к развитию представления о целостной эстетической  картине  мира,

к эстетическим оценкам собственной деятельности и отношения к природе.

    Педагогические  возможности  раскрытия  красоты  и   ценности   природы

обусловлены в первую очередь общими научными характеристиками природы  и  ее

эстетических  свойств,  даваемыми  рядом  научных  дисциплин  (в  частности,

философией, экологией, эстетикой, педагогикой и другими) (1, 4, 7, 28, 40).

    Критерий  совершенства по отношению к  свойствам объекта положен в  основу

эстетической оценки природных явлений. Применительно к живой  природе,  этот

критерий приобретает иные оттенки: оценка совершенства и  расцвета  жизни  в

каждой форме и явлении, признание духовной и материальной  ценности  природы

как величайшего достояния, сокровища человечества. Без принятия природы  как

ценности,  всякая  деятельность  по  отношению  к  ней,   проявление   любой

потребности  будет   носить   обыденно   –   утилитарный   характер.   Важно

предупредить   возникновение   подобного   отношения   к   природе    иначе,

сформировавшись  и  закрепившись,  оно  перейдет  в  убеждения  и  поведение

социально  не  приемлемые  и  даже   угрожающие   существованию   конкретных

природных объектов.

    Необходимо  сформировать  у   школьников   целостное,   нравственно   –

эстетическое  отношение  к  природе,  направленное  на   ее   сохранение   и

обогащение.

    Перед  учителями стоит сложная задача  – освоить  ни  только  особенности

эстетических и художественных объектов, но  так  же  содержание  и  признаки

основных эстетических понятий, найти оптимальные приемы  раскрытия  их  черт

для старшеклассников, научить их осознанному восприятию понятий.  Необходимо

подчеркнуть, что понятие  “эстетическое”  содержит  в  себе  “необыденность,

возвышенность чувства, раскрывающего мир под углом зрения его  совершенства”

(33, 77).

    Авторы  ряда исследований и монографий  рассматривают  различные  аспекты

воспитания  личностных  качеств  и  процессов  при  контактах  школьников  с

объектами природы (И. Д. Зверев, В. И. Старостин, Т. В. Калугина и др.)  (1,

2, 8, 40).

    Однако  сегодня в учебно  –  воспитательном  процессе  еще  не  получила

последовательного отражения эстетическое содержание  той  или  иной  стороны

действительности, изучаемой в школьном курсе.

    Некоторые  педагоги, руководящие эстетическим  воспитанием школьников, не

всегда ориентируются в определении основных признаков эстетического.

    Таким  образом,  важно  подчеркнуть  здесь  моменты  определяющие   суть

эстетического.

    Во-первых,  при  значении  внешних   форм   явлений   действительности,

воспринимаемых зрением, осязанием, слухом человека,  оценка  выразительности

их обусловлена единством воспринятой органами чувств формы и ее  внутреннего

(выражаемого) содержания, назначения.

    Во-вторых, момент бескорыстного созерцания, а так же  любования,  чтобы

не только пережить удовольствие от встречи с поразившим нас явлением,  но  и

сохранить  его  для  других  людей,  воспрепятствовать   тому,   кто   готов

уничтожить его, нанести ему вред.  Сущность  бескорыстного  созерцания  –  в

подлинно   человеческом   постижении   характера    этого    явления,    его

неповторимости,  его  выразительности,  в  предугадывании   его   дальнейшей

судьбы, наконец,  в  чувстве  ответственности  человека  за  то,  чтобы  это

явление сохранилось и могло доставить радость познания удивительного  другим

людям. Это особенно актуально для нашего времени,  когда  даже  в  природных

заповедниках приходиться делать специальные маршруты в стороне  от  подлинно

редких и ценных памятников природы,  ибо  им  грозит  опасность  со  стороны

“диких” туристов.

    В-третьих, следует пояснить, что  в  понятие  “выразительность”  входят

понятия  “прекрасное”,   “красивое”   (т.е.   совершенное,   соответствующее

идеалу),  что  составляет  только  часть  представлений   об   эстетическом.

Наиболее красивая  и  привлекательная  внешне,  выбранная  из  всего  объема

эстетических богатств  природы,  охватывает  ограниченное,  чисто  явлений  и

объектов. Выразительность же включает  все  многообразие  природы,  форм  ее

существования и может касаться как  целого  объекта,  так  и  каких  то  его

сторон, проявлений, моментов бытия, которые не являются именно  “красивыми”,

совершенными.

    В-четвертых, понятие выразительности природы  дает  представление  о ее

общей ценности для познания, о ее влиянии на самочувствии на  человека  (как

ободряющем, так и угнетающем),  т.е.  речь  идет  и  о  чувственном  влиянии

природы на переживания, поведение человека, в том числе и на эстетические  и

морально – волевые проявления.

    Таким  образом, раскрывая подросткам и  старшим  школьникам  возможности

эстетического освоения природного  мира,  следует  приучать  их  внимательно

вглядываться  во  внешний  облик  того  или  иного  явления,  оценивать  его

особенности, признаки, форму и цвет, осязаемые  и  звуковые  характеристики,

строение, иные особенности, определять возможность отнесения к ним  тех  или

иных  эстетических  понятий,  характеризовать  эстетическую  ценность   его,

значение содержания  для  духовного  самочувствия  человека.  Ценен  так  же

педагогический разбор не эстетического поведения  человека  по  отношению  к

данным явлениям и объектам природного мира. В определенном смысле  мы  можем

говорить о выразительности эстетической картины мира и  чувственного  образа

каждого природного явления.

    Педагогически  целесообразное  акцентирование   эстетических   свойств,

выразительности природы содействует духовному общению  с  ней,  одновременно

служа общему развитию личности школьника.

 

 

  2.2. Методы и формы экологического и эстетического воспитания.

 

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует    разные    виды    познавательной    деятельности    учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу , который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.

Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым.

Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции,   показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Наказание рассматривается как крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся.

Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

 

 

  2.3. Искусство  – важнейшее средство воспитания  эстетического отношения к

  природе. 

 

Искусство – способ  эмоционально  –  образного  освоения  мира.  Важная

особенность искусства – его направленность на человека.

    Все чувства, которые волнуют художника, автора  произведения, все краски

его  мироощущения  своеобразно  запечатлеваются  в  художественных  образах,

передаваясь читателю, зрителю, слушателю. Пять основных чувств человека,  по

средствам, которых он познает чувственное многообразие мира, - это  осязание,

зрение, слух, обоняние, вкус. Развитость этих чувств  –  сенсорная  культура

человека – обогащает и углубляет красоту не только его мировосприятия, но  и

труда, и творчества.

    Искусство  вызывает активность духовных  чувств человека.  В  силу  этого

оно выступает как  мощный  фактор  воспитания  личности,  способствуя  тому,

чтобы с одной стороны, очеловечить чувства  человека,  а  с  другой  стороны

создать человеческое чувство, соответствующее всему  богатству  человеческой

и природной  сущности.  Особая  задача  Эколога  эстетической  педагогики  –

пробудить и воспитать  с  помощью  искусства  и  творческой  деятельности  в

каждом школьнике художника природы, созидателя и защитника  ее  красоты,  ее

ценности и богатства.

    Художественный  образ  содержит  пласт   чувственного   и   логического

отражения явлений в нашем сознании. Искусство рассказывает о  природе  через

“очеловеченное”  ее  отражение.  Искусство  является  фактором  формирования

социально значимых форм и уровней эстетического  сознания,  в  том  числе  и

интегрированного   эстетического   отношения   к   природе.    Педагогически

Информация о работе Эколого – эстетическое воспитание школьников