История искусств

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:47, реферат

Краткое описание

В процессе исторического развития сложились различные виды искусства. Специфика отдельных видов искусства заключается в том, что каждый из этих видов воплощает определённый круг жизненных явлений в соответствии с возможностями своих выразительно-изобразительных средств. Видам искусства свойственны некоторые общие черты, объединяющие их в определённые группы: изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, художественная фотография); архитектура; искусство предметного мира (народное искусство, декоративное, прикладное, дизайн); литература; музыка; «зрелищное» искусство (театр, кино, телевидение, цирк, хореография).

Файлы: 1 файл

Ответы по Истории искусства.docx

— 447.45 Кб (Скачать)

История создания Акрополя. 
Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (около 300 м в длину и 170 м в ширину), - место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7-6 веке до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560-527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады. 
В 447 по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика. 
Пропилеи и храм Ники Аптерос. 
Священная дорога, по которой от агоры к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафиней процессия афинян, ведет к Пропилеям, имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей. Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, посвященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы; 443-420, архитектор Калликрат). 
Эрехтейон. 
После того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась бронзовая колоссальная статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали виден был Эрехтейон (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой. Храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный план; три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны - портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с северной — вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма - знаменитый портик кариатид; все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами (не сохранился). В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон. 
Парфенон. 
Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном (храм Афины-Девы; 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину, высота колонн - 10,5 м; 447 - освящен в 438; архитектор Иктин при участии Калликрата), представляющим собой дорический периптер. Здание воспринимается от Пропилей в три четверти - зрители видели не один из его фасадов, а весь объем сооружения, получали представление о его облике в целом и прежде, чем увидеть главный, восточный фасад, должны были обойти храм снаружи. В самом храме, в наосе, стояла хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос (Девы) работы Фидия, в опистодоме хранились священные деньги богини и казна Афинского морского союза. Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события - ее рождение и спор с морским богом Посейдоном за обладание Аттикой. Рельефы метоп по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены. План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом был зал - девичий чертог (парфенон, давший название всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского шествия. 
Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей, располагались также святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехов — Халкотека (450). Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам — статуи, стелы. К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса (6 в. до н. э. - перестроен в 326), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний) (2-я пол. 5 в. до н. э.), театр Герода Аттика (2 в. н. э.), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Эвмена. 
Ансамбль Акрополя. 
Акрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как знаменитый культовый центр, но и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства - делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства. 
Акрополь в другое время. 
В 5 в. Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем - в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. 
Бомбардировка Акрополя. 
В 1687 после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале 19 в. англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду - из портика Эрехтейона. После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в кон. 19 в.) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.

 

8. Развитие греческой скульптуры 5-4 вв. до н.э.

 

Классический  период (V-IV вв. до н.э.)

Развитие  архитектуры в Греции всегда сопровождалось развитием скульптуры. Еще в период архаики скульптура заняла особенное  место и роль в греческом искусстве. Ведь скульптура точнее всего соответствовала  одной из специфических черт древнегреческого мировосприятия. В замкнутом, целостном  и самоупорядоченном космосе античных греков очень большого значение приобретает все наглядное и обозримое (статуарное) в противовес избыточному и безграничному. Законы и гармония макрокосмоса, которые воплощены в гармонии и соответствуют законам микрокосма человеческого существа, — это и есть греческая античная скульптура.

Поклоняясь  красоте и мудрости телесного  строения человека, античные греки  в скульптуре предпочитали воплощать  совершенство всего сущего. Человеческое подобие они возвели к прекрасной норме статуарного совершенства и законченности. Пластика тела в античной  
скульптуре стала языком души.

Классическая  скульптура освободилась от архаичной  условности в изображении человека. Среди ее достижений — умение изобразить  
тело в движении. Это открыло для художников высокой классики большие возможности передавать не только движения тела, но и  
порывы души.

Оригинальных  образцов греческой скульптуры V века до нашей эры почти не осталось. Только скульптурные фронтоны некоторых  уцелевших греческих храмов, фрагменты  фризов Парфенона и римские копии  самых выдающихся статуй эллинских  мастеров дают нам возможность составить  представление о греческой классической скульптуре. Вместе с великим Фидием славу греческой скульптуры  
составляют имена Поликлета, Пифагора Рейнского, Мирона.

Агроский художник Поликлет принадлежал к пелопоннесскому течению так называемой «представительской статуи» — человеческой фигуры в покое или умеренном движении. Образцом такой фигуры является самое знаменитое его произведение «Дорифор» —юноша-копьеносец. В этой статуе автор воплотил свой «Канон» — учение об эталонных пропорциях человеческого тела. Он классически решил проблему изображения человека в положении покоя, но готового к действию. «Дорифор» в течение столетия оставался непревзойденным образцом.

Ионийские мастера  экспериментировали в изображении  движений. Самый выдающийся скульптор  этого течения Пифагор Регийский достиг  
небывалого мастерства в реалистичном воссоздании освобожденного человеческого тела.

Скульптура  Аттики представлена работами выдающегося  скульптора Мирона. Он пытался соединять  в пластическом изображении покой  
и динамизм. Его знаменитый «Дискобол» — яркое свидетельство реалистичного изображения физического напряжения атлетического  
тела в движении.

 

9. Архитектурные сооружения Древнего Рима (Пантеон, Колизей)

 

Пантео́н (др.-греч. πάνθειον — храм или место, посвящённое всем Богам, от др.-греч. πάντεζ — все и θεόζ — бог) — «храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный во II веке н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Представляет собой большое инженерное достижение античности. Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда (Piazza della Rotonda).

          

 

Световой поток в куполе храма

Кирпично-бетонная ротонда Пантеона перекрыта полусферическим куполом (диаметр свыше 43 м). Купол состоит из окружностей, которые легко прочитываются благодаря кессонированному потолку. Купол со стенами образует единую оболочку, содержащую внутри всё пространство, соответствующее внутреннему объёму цилиндра и половине сферы. Ранее поверхность купола украшали звезды, но позже их растащили.

Отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Не исключено, что в строительстве храма участвовал Аполлодор Дамасский.

1 ноября 609 года языческий храм был переосвящён как церковь всех мучеников[источник не указан 248 дней]. С того времени дата 1 ноября у католиков и протестантов празднуется как День всех святых.

В Пантеоне погребены некоторые известные люди Италии, в частности, Рафаэль и короли Виктор Эммануил II и Умберто I.

Одна из особенностей Пантеона — отверстие в крыше. В полдень через него проникает наиболее сильный световой столб (ориентация на юг). Свет очень ощутим, он «не растекается», а остаётся в форме гигантского светового луча и становится почти осязаемым.

Колизей - крупнейший амфитеатр) Рима, предназначавшийся для боев гладиаторов и других состязаний, (75-80 гг. н. э.). По-латыни "колизей" означает "колоссальный". Это неудивительно, так как амфитеатр в те времена одновременно являлся и цирком, и театром, и стадионом. Эллиптический в плане (размеры в главных осях около 1 56Х 188 м) и грандиозный по высоте (48,5 м), он вмещал до 50 тыс. зрителей. В плане сооружение расчленено поперечными и кольцевыми проходами. Между тремя внешними рядами столбов была устроена система главных распределительных галерей. Система лестниц связывала галереи с равномерно расположенными в воронке амфитеатра выходами и наружными входами в здание, устроенными по всему периметру. 
 
Конструктивную основу составляют 80 радиально направленных стен и столбов, несущих своды перекрытий. Наружная стена сложена из травертиновых квадров); в верхней части она состоит из двух слоев: внутреннего из бетона и внешнего из травертина. Для облицовочных и прочих декоративных работ широко использовался мрамор и стук. 
 
С большим пониманием свойств и работы материала зодчие сочетали различные породы камня и составы бетона. В элементах, испытывающих наибольшие напряжения (в столбах, продольных арках и пр.), применен самый прочный материал.- травертин; радиальные стены из туфа облицованы кирпичом и частично разгружены кирпичными арками; наклонный бетонный свод в целях облегчения веса имеет в качестве заполнителя легкую пемзу. Кирпичные арки различной конструкции пронизывают толщу бетона как в сводах, так и в радиальных стенах. "Каркасная" структура Колизея была функционально целесообразной, обеспечила освещение внутренних галерей, проходов и лестниц, экономна по затрате материалов. 
 
Колизей дает также первый известный в истории пример смелого решения тентовых конструкций в виде периодически устраиваемого покрытия. На стене четвертого яруса сохранились кронштейны, служившие опорами для стержней, к которым с помощью канатов крепился гигантский шелковый тент, защищавший зрителей от палящих лучей солнца. 
 
Внешний облик Колизея монументален благодаря огромным размерам и единству пластической разработки стены в виде многоярусной ордерной аркады. Если посмотреть на Колизей снаружи, то можно увидеть, что он состоит как бы из четырех этажей. Три первых этажа на фасаде представляют собой сплошные ряды окон-арок с закругленным верхом. На втором и третьем этажах между арками-окнами располагались скульптуры римских воинов. Таким образом, этот амфитеатр имел 240 арок. Следует заметить, что в 80 арках первого этажа скульптур не было вообще, так как через эти арки зрители проходили внутрь Колизея. 
 
Кроме того, между окнами по фасаду на всех трех этажах были установлены колонны с капителями)..На первом этаже колонны исполнены в дорическом стиле, на втором - в ионическом, а на третьем - в коринфском стиле.

Четвертый этаж являлся глухой стеной с редкими окнами. На этом этаже ни окон-арок, ни колонн не было. Вершину Колизея образовывал ряд мачт, очень похожих на зубцы перевернутого женского гребня. Так как Колизей не имел крыши, то на эти мачты при помощи канатов натягивался гигантский тент для защиты зрителей от солнца (так называемый веларий)). Веларий красился в ярко-желтый цвет, поэтому даже в ненастные дни посетителям Колизея казалось, что светит солнце. Поверхность стен амфитеатра была облицована травертином. Это дополнительно усиливало ощущение мощи Колизея. 
 
Изнутри Колизей напоминал колоссальную воронку, на дне которой находилась арена). Она имела форму эллипса, то есть вытянутого круга. Это облегчало зрителям наблюдение за происходящими на арене событиями. Посередине длинной стороны эллипса, у самого центра арены, находились ложи римского императора и высокопоставленных сановников. Ряды с местами для посетителей надежно удерживали каменные колонны, соединенные между собой арками. 
 
Непосредственно под ареной Колизея находилось огромное количество зверинцев, казематов и подземных темниц. Невероятно, но за несколько часов арена амфитеатра могла стать бассейном-озером, на поверхности которого проводились морские сражения и праздничные феерии. Кроме того, хитроумные механизмы могли превратить арену в пустыню или в зеленеющий лес. Неожиданно среди скал и пещер возникали тигры, леопарды, львы и другие хищные звери. А потом гладиаторы начинали охотиться на них. 
 
В настоящее время от римского Колизея сохранились лишь развалины арены и полуразрушенные стены.

 

10. Особенности изобразительного  искусства и архитектуры Византии 4-15вв.

Одним из важнейших  центров средневекового искусства была Византия - государство, образовавшееся в 395 г. на основе Восточной Римской империи и просуществовавшее до 1453 г. В центре внимания византийского, художника, как и в античности, стоял человек, воплощённый в образе христианского бога и святых. Важный принцип новой религии – христианства - равенство всех перед Богом. Лучшие произведения византийского искусства созданы константинопольской школой (Собор Святой Софии). Символика византийских храмов воплощала космогоническую модель мира. Мозаика, фреска, икона - основные храмовые изображения.

В эпоху переселения народов и  образования варварских государств в Западной и Центральной Европе совершается процесс взаимопроникновения античной и примитивных культур варварских народов, находившихся в стадии разложения первобытнообщинного строя.

В отличие от античной основы византийского  искусства в искусстве Западной и Центральной Европы уже с V в. на первый план выступают образы народной мифологии и фантастики, исполненные напряжённым чувством жизни.

Средневековое искусство Западной и Центральной  Европы в своём развитии (десять столетий) прошло три этапа: дороманский (VI-X вв.), когда только складывались черты средневековой культуры и основные - романский (XI-XII вв.) и готический (конец XII в., XIII-XIV вв.). В некоторых государствах пережитки средневекового искусства продолжали жить в XV и XVI вв.

Термин  «романский стиль» применяется к  искусству XI-XII вв., он условен и возник в первой половине XIX в., когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской. Романская архитектура поражает своей мощью, суровым сдержанным характером, скульптура - беспокойным мятущимся духом. Главными типами архитектурных сооружений были феодальный замок, монастырский ансамбль и храм. Тяжёлое и мрачное величие романской архитектуры, использовавшей тип старой римской базилики, выразило мироощущение западноевропейского общества, пронизанное духом воинственности и постоянной потребности самозащиты.

Готическое  искусство представляет следующую  после романского стиля ступень развития. Название условно, оно было синонимом варварства в представлении историков Возрождения, которые впервые применили этот термин. Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно тесно связано с городской жизнью Основными типами построек стали здания бирж, складов, рынков, ратуш. Главную роль в готической архитектуре играли городские соборы, олицетворявшие стройность божественного миропорядка. Введение стрельчатой арки, облегчённых конструкций, огромных оконных пространств, украшенных цветными витражами, воплощали представления средневековья о красоте и грандиозности Вселенной. Повышенная одухотворённость готического искусства, нарастающий интерес к человеческим чувствам, к остроиндивидуальному подготовили рас цвет искусства Возрождения

11. Характерные черты романского стиля в изобразительном искусстве и архитектуре Западной Европы

Ведущим видом  романского искусства была архитектура. Сооружения романского стиля весьма многообразны по типам, по конструктивным особенностям и декору. Наибольшее значение имели храмы, монастыри  и замки. Городская архитектура, за редкими исключениями, не получила столь широкого развития, как архитектура  монастырская. В большинстве государств главными заказчиками были монастырские ордена, в частности такие мощные, как бенедиктинский, а строителями и рабочими — монахи. Лишь в конце 11 в. появились артели мирян каменотесов — одновременно строителей и скульпторов, переходивших с места на место. Впрочем, монастыри умели привлекать к себе различных мастеров и со стороны, требуя от них работы в порядке благочестивого долга.

Информация о работе История искусств