История пространственных пластических искусств: Экспрессионизм. Романтизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 17:02, реферат

Краткое описание

Экспрессионизм возник как острейшая, болезненная реакция на уродства капиталистической цивилизации, Первую мировую войну и революционные движения. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх. Эстетизму и натурализму старшего поколения они противопоставляли идею непосредственного эмоционального воздействия на публику. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Принцип выражения преобладает над изображением. Очень распространены мотивы боли и крика.

Оглавление

Введение
Происхождение термина
Экспрессионизм в архитектуре
«Кирпичный экспрессионизм»
Амстердамская школа
Ведущие мастера
Особенности творчества Э.Мендельсона
Романтизм
Неоготика
Здание парламента в Лондоне
Королевский павильон в Брайтоне
Заключение
Иллюстрации
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат по экспрессионизму.doc

— 1.77 Мб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени ЯРОСЛАВА МУДРОГО


Кафедра «Дизайн»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспрессионизм. Романтизм

 

реферат

история пространственных пластических искусств

по направлению 270302.65 – дизайн архитектурной среды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель:

                                                                                           Виноградова Т.А.

 

 

Студент группы 1371 
Кириллова В.А. 

 

Великий Новгород

2013 г.

 

 

Содержание:

 

  1. Введение 
  2. Происхождение термина
  3. Экспрессионизм в архитектуре
    • «Кирпичный экспрессионизм»
    • Амстердамская школа
    • Ведущие мастера
    • Особенности творчества Э.Мендельсона
  1. Романтизм
    • Неоготика
    • Здание парламента в Лондоне
    • Королевский павильон в Брайтоне
  1. Заключение
  1. Иллюстрации
  2. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

 

Экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение») — течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Он представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, архитектуру, музыку и танец. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе.

Экспрессионизм возник как острейшая, болезненная реакция на уродства капиталистической цивилизации, Первую мировую войну и революционные движения. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх. Эстетизму и натурализму старшего поколения они противопоставляли идею непосредственного эмоционального воздействия на публику. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Принцип выражения преобладает над изображением. Очень распространены мотивы боли и крика.

 

 

Термином «романтизм» (франц. romantisme) обозначается обычно идейное и

художественное движение, возникшее в европейских странах на рубеже 18 и 19 вв. и получившее отражение в различных областях науки и искусства. Пришедший на смену идеологии Просвещения, Романтизм был порождён как освободительным движением народных масс, пробуждённым французской буржуазной революцией конца 18 в., борьбой против феодализма и национального гнёта, так и разочарованием широких общественных слоев в результатах этой революции и всего капиталистического прогресса в целом. В идейной программе Романтизма нашли выражение понимание ограниченности буржуазных просветительских идеалов, крушение надежд на победу провозглашённых революцией принципов «свободы,равенства и братства», неудовлетворённость общественными порядками капиталистической эпохи. Отрицание современной действительности, критика капиталистической цивилизации, обличение мещански косных и ограниченных сторон буржуазной духовной культуры и быта составляют характерную черту Романтизма в целом.

Разоблачение уродства и прозы буржуазной действительности, стремление к цельности развития человеческой личности и гармоническому общественному устройству были неразрывно связаны у романтиков с поисками новых идеалов, приобретавших в условиях того времени иллюзорный, утопический характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Происхождение термина

 

Экспрессионизм

В широком  смысле экспрессионистическим можно  назвать искусство (вне зависимости  от времени его создания), которое  ставит перед собой задачу не столько  воспроизведения действительности, сколько выражения порождаемых этой действительностью в авторе эмоциональных переживаний — при помощи различных смещений, преувеличений и упрощений. В этом смысле можно говорить об экспрессионизме (предельной эмоциональности, экзальтированности) творчества таких «старых мастеров», как Грюневальд и Эль Греко.

Полагают, что сам термин «экспрессионизм» был введен чешским историком искусств Антонином Матейчеком в 1910 году в противоположность термину «импрессионизм»:

 

«Экспрессионист желает, превыше всего, выразить себя … <Экспрессионист отрицает…> мгновенное впечатление и строит более сложные психические структуры… Впечатления и умственные образы проходят через человеческую душу как через фильтр, который освобождает их от всего наносного, чтобы открыть их чистую сущность <…и> объединяются, сгущаются в более общие формы, типы, которые он <автор> переписывает их через простые формулы и символы.»

 

Обращение немецких писателей и художников начала XX века к хаосу чувств происходило  в контексте переоткрытия «дионисийского», иррационального начала искусства, о котором писал Ницше в трактате «Рождение трагедии» (1871).

 

Романтизм

Романти́зм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Экспрессионизм в архитектуре 
 
Экспрессионизм — архитектура Первой мировой войны и 1920-х годов в Германии («кирпичный экспрессионизм»), Нидерландах (амстердамская школа) и сопредельных странах, для которой свойственно искажение традиционных архитектурных форм с целью достижения максимального эмоционального эффекта на зрителя. Предпочтение нередко отдаётся архитектурным формам, вызывающим в памяти природные ландшафты (горы, скалы, пещеры, сталактиты и т. п.).

Ввиду тяжелого финансового состояния Веймарской республики (принятое в историографии наименованиеГермании с 1919 по 1933 год) наиболее смелые проекты сооружений в духе экспрессионизма остались на бумаге. Вместо строительства реальных зданий многим архитекторам приходилось довольствоваться разработкой временных павильонов для выставок, а также декораций театральных и кинематографических постановок.

Век экспрессионизма в Германии и сопредельных странах был краток. После 1925 г. ведущие архитекторы, включая В. Гропиуса и Э. Мендельсона, начинают отказываться от всяких декоративных элементов и рационализировать архитектурное пространство в русле «новой вещественности» (см. Баухаус).

Эмоциональный (в противовес рациональному) заряд современной архитектуры возрождается в послевоенный период под названием структурного экспрессионизма. Грандиозные объекты неоэкспрессионистской архитектуры разбросаны по всему миру — от Нью-Йорка (TWA Flight Center в аэропорту им. Кеннеди, арх. Эро Сааринен) до Австралии (Сиднейский оперный театр, арх.Йорн Утзон).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. «Кирпичный экспрессионизм»

 

Кирпичный экспрессионизм как стиль возник и развивался в Германии параллельно с функционально-экономичной школой Баухауса (Bauhaus), которая осознанно отказывалась от любых декоративных украшений. В свою очередь, представители второго направления, наоборот, разработали собственный орнаментальный язык - с многочисленными углами, ребрами, разными горизонтальными и вертикальными формами. Тем самым они пытались передавать динамику и напряжение бурной послевоенной эпохи, прогресс и радостное (поначалу) предвосхищение будущего.

 

Особенности материала

Для строительства и отделки  фасадов использовался не только обычный обожженный кирпич (Backstein), но и клинкерная плитка (Klinker), поэтому  стиль иногда называют не кирпичным, а клинкерным экспрессионизмом (Klinkerexpressionismus). Плитка стоила дороже, но была более устойчивым материалом, поэтому идеально подходила для промышленных объектов. Именно поэтому кирпичный экспрессионизм получил особо широкое распространение в Рурской области с ее угольными шахтами и сталелитейными заводами. Здесь он стал типичным региональным стилем.

Что касается цветовой гаммы, архитекторы могли выбирать между многочисленными оттенками красного и коричневого тонов и вплоть до фиолетовой плитки. На этом фоне эффектно смотрятся ослепительно белые рамы, как правило, высоких и узких оконных проемов, напоминающих бойницы средневековых крепостей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Амстердамская школа

 

Амстерда́мская  шко́ла (нидерл. Amsterdamse School) — архитектурный стиль, возникший и развивавшийся в Нидерландах в первой трети XX века. Частный случай архитектурного экспрессионизма.

Вдохновлённый социалистическими идеями, этот стиль применялся при строительстве зданий самого разного назначения, в том числе особняков и многоквартирных домов. На архитектуру Амстердамской школы оказали влияние как неоготика и архитектура эпохи Возрождения, так и работы выдающегося нидерландского архитектора Хендрика Петрюса Берлаге.

Постройки Амстердамской школы, испытавшие влияние экспрессионизма, часто имели закруглённую, «органическую» форму фасадов и множественные декоративные элементы, не носившие функционального назначения: шпили, скульптурные изображения и окна с горизонтальной «расстекловкой», напоминавшей лестницу.

Движение «Амстердамская школа» зародилось в архитектурном бюро Эдуарда Кёйперса в Амстердаме. Наиболее важным и «плодовитым» участником Амстердамской школы был Мишель де Клерк. Наиболее известные произведения Амстердамской школы находятся в Амстердаме, и среди них — «Корабль», главное произведения этого стиля, построенный Мишелем де Клерком. Движение и его последователи принимали активное участие в разработке перспективного плана развития Амстердама под руководством Х. П. Берлаге.. Здания в стиле Амстердамской школы (в основном протестантские церкви) возводились вплоть до начала Второй мировой войны, однако влияние этого стиля уже не имело прежнего значения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Ведущие мастера

 

Эрик Мендельсон (1887- 1953), Г. Шарун (1893-1972), Г. Пёльциг(1969-1926), Г. Хёринг (1882-1958)

К середине 1930-х годов экспрессионизм уходит с архитектурной сцены, чтобы в 1950-1970-х годах проявится вновь; очень яркими произведениями, как архитекторов старшего (Ле Корбюзье, Г. Шарун), так и среднего (Э. Сааринен, О. Нимейер, И. Утсон) поколений. С 1950-х годов направление получает наименование неоэкспрессионизма.

 

3.4. Особенности творчества Э.Мендельсона

 

Экспрессионистическим архитектурным  произведениям присуща подчёркнутая эмоциональная выразительность композиции, иногда достигаемая за счёт заострённости, гротескности, нарочитой деформации привычных архитектурных форм, либо вообще отказа от них с формированием композиции по принципам скульптуры. 

Наиболее  ярким в этот период было творчество Эрика Мендельсона, осуществившего к началу 1930-х годов большинство своих крупных произведений.

Символом экспрессионизма в  архитектуре стало построенное им в 1921 году здание астрофизической лаборатории в Потсдаме, более известное под названием «Башня Энштейна. Оно запроектировано как своеобразное здание, скульптура с пластичными монолитными железобетонными формами, почти исключающими ортогональные сопряжения. В архитектуре башни её объёмная форма явно преобладает над решением внутренних пространств. 

В 1920-е – начале 1930-х гг. Э. Мендельсон проектирует и строит много гражданских, промышленных и многофункциональных  объектов в Берлине, Хёмнице, Штутгарте, Бреслау, Ленинграде и др. городах. В  этих сугубо коммерческих объектах, где  объёмно-планировочная структура жестко предопределена функционально-технологическими требованиями, Мендельсон не отказывается от экспрессионистических решений композиции, заявленных им в 1919-1920-м гг. эскизными проектами разнообразных сооружений. Используя, подобно функционалистам, современные ему конструкции (каркас, ленточные окна, плоские крыши и пр.), он отрицает их композиционный аскетизм. В отличие от ортогональных, монохромных решений модернистов, Мендельсон использует контраст ортогональных форм с криволинейными, динамичную асимметрию, выделяя объёмом или формой угловой участок или торец здания, вводит в композицию башенные объемы (чаще с вписанной в них лестницей), применяет полихромные решения фасадов с контрастами цвета и фактуры отделочных материалов фасадов. Эти приёмы в разнообразных вариантах были им применены для зданий многоэтажных универмагов в Штутгарте, Бреслау, Хёмнице. Наиболее ярко эти композиционные приемы отражены в многофункциональном здании с кинотеатром «Универсум» (ныне театр Шаубюне), построенном Мендельсоном на Курфюрстендамм в Берлине в 1926-1928 гг. Два концентрических подковообразных объёма (зрительного зала и опоясывающего его фойе) поставлены на столбчатые опоры и контрастны: нижний, большего диаметра, имеет по всей протяженности ленточные окна, верхний, глухой. Контрастны они и по цвету облицовки. Но наибольший контраст предусмотрен автором между низкими и криволинейными объёмами и высокой башней, плоской пластиной, врезанной в этот объём. При этом башня своей светлой облицовкой контрастирует с темными тонами облицовки цилиндрических объёмов.  
Монотонным протяженным объёмам промышленных зданий (шляпная фабрика в Люкенвальде под Берлином, или белильного цеха текстильной фабрики в Ленинграде) динамизм придавала врезка в основной объём технически обусловленных башенных объёмов. 

Информация о работе История пространственных пластических искусств: Экспрессионизм. Романтизм