Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 17:02, реферат
Экспрессионизм возник как острейшая, болезненная реакция на уродства капиталистической цивилизации, Первую мировую войну и революционные движения. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх. Эстетизму и натурализму старшего поколения они противопоставляли идею непосредственного эмоционального воздействия на публику. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Принцип выражения преобладает над изображением. Очень распространены мотивы боли и крика.
Введение
Происхождение термина
Экспрессионизм в архитектуре
«Кирпичный экспрессионизм»
Амстердамская школа
Ведущие мастера
Особенности творчества Э.Мендельсона
Романтизм
Неоготика
Здание парламента в Лондоне
Королевский павильон в Брайтоне
Заключение
Иллюстрации
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени ЯРОСЛАВА МУДРОГО
Кафедра «Дизайн»
Экспрессионизм. Романтизм
реферат
история пространственных пластических искусств
по направлению 270302.65 – дизайн архитектурной среды
Руководитель:
Студент группы 1371
Кириллова В.А.
Великий Новгород
2013 г.
Содержание:
1. Введение
Экспрессиони́зм (от лат. expre
Экспрессионизм возник как острейшая,
болезненная реакция на уродства капиталистической
цивилизации, Первую мировую войну и революционные движения. Поколение,
травмированное бойней мировой войны
(на которой погибли такие крупные мастера,
как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне
субъективно, через призму таких эмоций,
как разочарование, тревога, страх. Эстетизму и натурализму
Термином «романтизм» (франц. romantisme) обозначается обычно идейное и
художественное движение, возникшее в европейских странах на рубеже 18 и 19 вв. и получившее отражение в различных областях науки и искусства. Пришедший на смену идеологии Просвещения, Романтизм был порождён как освободительным движением народных масс, пробуждённым французской буржуазной революцией конца 18 в., борьбой против феодализма и национального гнёта, так и разочарованием широких общественных слоев в результатах этой революции и всего капиталистического прогресса в целом. В идейной программе Романтизма нашли выражение понимание ограниченности буржуазных просветительских идеалов, крушение надежд на победу провозглашённых революцией принципов «свободы,равенства и братства», неудовлетворённость общественными порядками капиталистической эпохи. Отрицание современной действительности, критика капиталистической цивилизации, обличение мещански косных и ограниченных сторон буржуазной духовной культуры и быта составляют характерную черту Романтизма в целом.
Разоблачение уродства и прозы буржуазной действительности, стремление к цельности развития человеческой личности и гармоническому общественному устройству были неразрывно связаны у романтиков с поисками новых идеалов, приобретавших в условиях того времени иллюзорный, утопический характер.
2. Происхождение термина
Экспрессионизм
В широком смысле экспрессионистическим можно назвать искусство (вне зависимости от времени его создания), которое ставит перед собой задачу не столько воспроизведения действительности, сколько выражения порождаемых этой действительностью в авторе эмоциональных переживаний — при помощи различных смещений, преувеличений и упрощений. В этом смысле можно говорить об экспрессионизме (предельной эмоциональности, экзальтированности) творчества таких «старых мастеров», как Грюневальд и Эль Греко.
Полагают, что сам термин «экспрессионизм» был введен чешским историком искусств Антонином Матейчеком в 1910 году в противоположность термину «импрессионизм»:
«Экспрессионист желает, превыше всего, выразить себя … <Экспрессионист отрицает…> мгновенное впечатление и строит более сложные психические структуры… Впечатления и умственные образы проходят через человеческую душу как через фильтр, который освобождает их от всего наносного, чтобы открыть их чистую сущность <…и> объединяются, сгущаются в более общие формы, типы, которые он <автор> переписывает их через простые формулы и символы.»
Обращение немецких писателей и художников начала XX века к хаосу чувств происходило в контексте переоткрытия «дионисийского», иррационального начала искусства, о котором писал Ницше в трактате «Рождение трагедии» (1871).
Романтизм
Романти́зм (фр. romantisme) — явление
европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее
собой реакцию на Просвещение и стимулированный
им научно-технический прогресс; идейное
и художественное направление в европейской
и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется
утверждением самоценности духовно-творческой
жизни личности, изображением сильных
(зачастую бунтарских) страстей и характеров,
одухотворённой и целительной природы.
Распространилось на различные сферы
деятельности человека. В XVIII веке романтическим
называли всё странное, фантастическое,
живописное и существующее в книгах, а
не в действительности. В начале XIX века
романтизм стал обозначением нового направления,
противоположного классицизму и
3. Экспрессионизм в архитектуре
Экспрессионизм — архитектура П
Ввиду тяжелого финансового состояния Веймарск
Век экспрессионизма в Германии и сопредельных странах был краток. После 1925 г. ведущие архитекторы, включая В. Гропиуса и Э. Мендельсона, начинают отказываться от всяких декоративных элементов и рационализировать архитектурное пространство в русле «новой вещественности» (см. Баухаус).
Эмоциональный (в противовес рациональному) заряд современной архитектуры возрождается в послевоенный период под названием структурного экспрессионизма. Грандиозные объекты неоэкспрессионистской архитектуры разбросаны по всему миру — от Нью-Йорка (TWA Flight Center в аэропорту им. Кеннеди, арх. Эро Сааринен) до Австралии (Сиднейский оперный театр, арх.Йорн Утзон).
3.1. «Кирпичный экспрессионизм»
Кирпичный экспрессионизм как стиль возник и развивался в Германии параллельно с функционально-экономичной школой Баухауса (Bauhaus), которая осознанно отказывалась от любых декоративных украшений. В свою очередь, представители второго направления, наоборот, разработали собственный орнаментальный язык - с многочисленными углами, ребрами, разными горизонтальными и вертикальными формами. Тем самым они пытались передавать динамику и напряжение бурной послевоенной эпохи, прогресс и радостное (поначалу) предвосхищение будущего.
Особенности материала
Для строительства и отделки фасадов использовался не только обычный обожженный кирпич (Backstein), но и клинкерная плитка (Klinker), поэтому стиль иногда называют не кирпичным, а клинкерным экспрессионизмом (Klinkerexpressionismus). Плитка стоила дороже, но была более устойчивым материалом, поэтому идеально подходила для промышленных объектов. Именно поэтому кирпичный экспрессионизм получил особо широкое распространение в Рурской области с ее угольными шахтами и сталелитейными заводами. Здесь он стал типичным региональным стилем.
Что касается цветовой гаммы, архитекторы могли выбирать между многочисленными оттенками красного и коричневого тонов и вплоть до фиолетовой плитки. На этом фоне эффектно смотрятся ослепительно белые рамы, как правило, высоких и узких оконных проемов, напоминающих бойницы средневековых крепостей.
3.2. Амстердамская школа
Амстерда́мская шко́ла (нидерл. Amsterdamse School) — архитектурный стиль, возникший и развивавшийся в Нидерландах в первой трети XX века. Частный случай архитектурного экспрессионизма.
Вдохновлённый социалистическим
Постройки Амстердамской школы, испытавшие влияние экспрессионизма, часто имели закруглённую, «органическую» форму фасадов и множественные декоративные элементы, не носившие функционального назначения: шпили, скульптурные изображения и окна с горизонтальной «расстекловкой», напоминавшей лестницу.
Движение «Амстердамская школа» зародилось
в архитектурном бюро Эдуарда Кёйперса в Амстердаме. Наиболее
важным и «плодовитым» участником Амстердамской
школы был Мишель де Клерк. Наиболее известные
произведения Амстердамской школы находятся
в Амстердаме, и среди них — «Корабль», главное
произведения этого стиля, построенный
Мишелем де Клерком. Движение и его последователи
принимали активное участие в разработке
перспективного плана развития Амстердама
под руководством Х. П. Берлаге.. Здания
в стиле Амстердамской школы (в основном протестантские церкви
3.3. Ведущие мастера
Эрик Мендельсон (1887- 1953), Г. Шарун (1893-1972), Г. Пёльциг(1969-1926), Г. Хёринг (1882-1958)
К середине
1930-х годов экспрессионизм
3.4. Особенности творчества Э.Мендельсона
Экспрессионистическим архитектурным
произведениям присуща
Наиболее ярким в этот период было творчество Эрика Мендельсона, осуществившего к началу 1930-х годов большинство своих крупных произведений.
Символом экспрессионизма в архитектуре стало построенное им в 1921 году здание астрофизической лаборатории в Потсдаме, более известное под названием «Башня Энштейна. Оно запроектировано как своеобразное здание, скульптура с пластичными монолитными железобетонными формами, почти исключающими ортогональные сопряжения. В архитектуре башни её объёмная форма явно преобладает над решением внутренних пространств.
В 1920-е – начале 1930-х гг. Э. Мендельсон
проектирует и строит много гражданских,
промышленных и многофункциональных
объектов в Берлине, Хёмнице, Штутгарте,
Бреслау, Ленинграде и др. городах. В
этих сугубо коммерческих объектах, где
объёмно-планировочная структура
жестко предопределена функционально-технологическими
требованиями, Мендельсон не отказывается
от экспрессионистических решений композиции,
заявленных им в 1919-1920-м гг. эскизными проектами
разнообразных сооружений. Используя,
подобно функционалистам, современные
ему конструкции (каркас, ленточные окна,
плоские крыши и пр.), он отрицает их композиционный
аскетизм. В отличие от ортогональных,
монохромных решений модернистов, Мендельсон использует контраст
ортогональных форм с криволинейными,
динамичную асимметрию, выделяя объёмом
или формой угловой участок или торец
здания, вводит в композицию башенные
объемы (чаще с вписанной в них лестницей),
применяет полихромные решения фасадов
с контрастами цвета и фактуры отделочных
материалов фасадов. Эти приёмы в разнообразных
вариантах были им применены для зданий
многоэтажных универмагов в Штутгарте,
Бреслау, Хёмнице. Наиболее ярко эти композиционные
приемы отражены в многофункциональном
здании с кинотеатром «Универсум» (ныне
театр Шаубюне), построенном Мендельсоном
на Курфюрстендамм в Берлине в 1926-1928 гг.
Два концентрических подковообразных
объёма (зрительного зала и опоясывающего
его фойе) поставлены на столбчатые опоры
и контрастны: нижний, большего диаметра,
имеет по всей протяженности ленточные
окна, верхний, глухой. Контрастны они
и по цвету облицовки. Но наибольший контраст
предусмотрен автором между низкими и
криволинейными объёмами и высокой башней,
плоской пластиной, врезанной в этот объём.
При этом башня своей светлой облицовкой
контрастирует с темными тонами облицовки
цилиндрических объёмов.
Монотонным протяженным объёмам промышленных
зданий (шляпная фабрика в Люкенвальде
под Берлином, или белильного цеха текстильной
фабрики в Ленинграде) динамизм придавала
врезка в основной объём технически обусловленных
башенных объёмов.
Информация о работе История пространственных пластических искусств: Экспрессионизм. Романтизм