История пространственных пластических искусств: Экспрессионизм. Романтизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 17:02, реферат

Краткое описание

Экспрессионизм возник как острейшая, болезненная реакция на уродства капиталистической цивилизации, Первую мировую войну и революционные движения. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх. Эстетизму и натурализму старшего поколения они противопоставляли идею непосредственного эмоционального воздействия на публику. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Принцип выражения преобладает над изображением. Очень распространены мотивы боли и крика.

Оглавление

Введение
Происхождение термина
Экспрессионизм в архитектуре
«Кирпичный экспрессионизм»
Амстердамская школа
Ведущие мастера
Особенности творчества Э.Мендельсона
Романтизм
Неоготика
Здание парламента в Лондоне
Королевский павильон в Брайтоне
Заключение
Иллюстрации
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат по экспрессионизму.doc

— 1.77 Мб (Скачать)

 

4. Романтизм

 

В изобразительных искусствах Романтизм  наиболее ярко проявился в живописи и

графике, менее отчётливо – в  скульптуре. В архитектуре Романтизм  получил

слабое отражение, наложив печать главным образом на направление так

называемой ложной готики.

Этому направлению присущи попытки  искать новые формы через старые. Стилевое единство ушло в прошлое - началась т.н. "битва стилей". Теперь архитектор решал две задачи: одно дело - удачная планировка и удобство, и совем другое - в каком стиле все это оформить. Начинается масштабное "возрождение" стилей, появляется очень много вторичных стилей с приставкой "нео-".

 

4.1. Неоготика

 

Неого́тика («новая готика») — наиболее распространённое направление в архитектуре эпохи эклектики, или историзма, возрождавшее формы и (в ряде случаев) конструктивные особенности средневековой готики. Возникло в Англии в 40-е годы XVIII века. Развивалось во многом параллельно с медиевистикой и поддерживалось ей. В отличие от национальных направлений эклектики (таких, как псевдорусскийили неомавританский стили) неоготика была востребована по всему миру: именно в этом стиле строились католические соборы в Нью-Йорке и Мельбурне, Сан-Паулу и Калькутте, Маниле и Гуанчжоу, Рыбинске и Киеве.

В XIX веке англичане, французы и немцы оспаривали друг у друга право считаться родоначальниками готики, однако пальму первенства в возрождении интереса к средневековой архитектуре единодушно отдают Великобритании. В викторианскую эпоху Британская империякак в метрополии, так и в колониях вела огромное по размаху и функциональному разнообразию строительство в неоготическом стиле, плодами которого стали такие общеизвестные сооружения, как «Биг Бэн» и Тауэрский мост.

В России востребованность неоготики была ограничена придворными кругами и католическими общинами крупных городов, которые строили архитектурные капризы и костёлы, соответственно. В русскоязычной литературе для обозначения сдобренной национальными элементами неоготики употребляется термин «псевдоготика», так как подлинной готики на территории Древней Руси не существовало.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2. Здание парламента в Лондоне

Местонахождение: Лондон (Великобритания)

Создание: 1834-1868 гг.

Архитекторы: Ч. Барри, А.В. Пьюджин

 

Старинное здание Вестминстерского дворца сгорело во время пожара 16 октября 1834 года. Нужно было строить новый дворец, и в 1835 году был объявлен конкурс, по условиям которого принимались проекты только в стиле елизаветинского времени и псевдоготики. Устроители конкурса считали, что только эти стили могут считаться национальными, к тому же они напоминали о средневековых истоках парламентской системы.

Конкурс выиграл Чарлз Бэри вместе с архитектором и рисовальщиком  Огастесом Пьюджином, знания и авторитет  которого в изучении готического  искусства были особенно важны для  победы на конкурсе. Тщательно продуманный асимметричный план удачно увязывал новые помещения с уцелевшим от пожара Большим залом, учитывал их расположение на берегу реки и соседство с башнями Вестминстерского собора. Здание Парламента стало памятником викторианской эпохи с ее чопорностью, причудами и ностальгией по прошлому.

«В здании не должно быть ничего, что не вызывалось бы необходимостью, удобством или строгостью стиля. Цель декора – дополнить и обогатить основную архитектуру здания» Огастес Пьюджин.

Архитектура Парламента

  1. Башня Виктории. Квадратная башня Виктории была самой высокой в мире на момент строительства (102 метра). Облицовкой каменными плитами, чугунные опоры и арочные конструкции из металла и кирпича обеспечивали пожарную безопасностью башни.
  2. Строительная техника. При строительстве Парламента использовали множество технических новшеств: передвижные краны, сборные строительные леса, бетономешалки и лебедки, приводимые в движение паром.
  3. Отдушины в крыше. Кровельное покрытие из чугунных плит опирается на чугунные балки, положенные на стены. Отфильтрованный дым и нагретый воздух подаются по системе отопления из нижних помещений в верхние и выходят наружу через вентиляционные отверстия на крыше.
  4. Материалы. Для каменных работ были выбраны известняк и доломит. Эти материалы оказались наиболее устойчивыми к разрушительному воздействию угольной гари и пыли. Городской воздух в XIX веке был насыщен дымом и копотью.
  5. Угловые башенки. Еще в чертежах горизонтальный рисунок переплетов угловых башенок заменили вертикальным, подчеркнув их устремленность вверх и выразительность силуэта на фоне неба.
  6. Основное здание. Основной конструкцией служат несущие стены из кирпича и камня. Большие пролеты залов перекрыты чугунными балками на чугунных колоннах.
  7. Фундамент. Цоколь здания поднимается прямо из воды, подчеркивая вертикальность ниш и эркеров, ритм которых, по словам Бэрри, вызывает ощущение «равновесия благодаря повторению сходных частей».
  8. Межэтажные перекрытия. Перекрытия выполнены в виде кирпичных сводов, опирающихся на чугунные балки. Такие несгораемые конструкции обычно применяли в промышленных зданиях. Стройматериалы доставляли по реке и складировали на набережной.
  9. Главная башня. Главная башня появилась вопреки замыслу Бэрри – ее спроектировал инженер по вентиляции. Эта башня служит естественной вытяжкой для всего здания.
  10. Фасад. Общая протяженность 3-этажного фасада – 244 метра. В здании размещаются парламентские учреждения, библиотеки, залы заседаний комитетов, буфеты; за ними расположены залы заседаний палаты лордов (слева) и палаты общин (справа).
  11. Набережная. Восточный фасад Парламента выдвинут в сторону Темзы на 24-30 метров. Эта часть здания стоит на искусственной набережной. Сначала построили водонепроницаемую перемычку из двух рядов деревянных свай с глиняным заполнением. После откачки воды были возведены подпорная стенка и береговая терраса.
  12. Декор. Наружные стены здания покрыты сложным орнаментом. Пьюджин сумел достичь гармонии крупных форм и декора, созданного по готическим образцам. По мере подъема в высоту орнаментальные украшения здания становятся богаче. Особенно роскошно декорированы высокие шпили, парапеты и башни.
  13. Биг-Бен. Большой колокол Биг-Бен, названный по имени генерального подрядчика Бенджамина Нолла, и четыре маленьких колокола отбивают время по парламентским часам.
  14. Королевский трон. Трон, спроектированный Пьюджином, был частично изменен Бэрри. Он поражает фантастическим обилием деталей. Готические формы и орнаменты прекрасно подошли для создания торжественной обстановки в Парламенте. Работы по оформлению трона, изготовление фурнитуры и арматуры способствовали возрождению ремесел и появлению новых технических приемов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3. Королевский павильон в Брайтоне

 

Местонахождение: Брайтон (Великобритания) 
Создание: 1815-1821 гг. 
Архитектор: Джон Нэш

 

Королевский павильон на фешенебельном  английском курорте в Брайтоне предназначался для увеселений принца-регента (впоследствии Георга IV). С этой целью архитектор Джон Нэш перестроил здание палладианского стиля в эффектный дворец в эклектичной и причудливой манере так называемой живописной архитектуры. Внешне здание напоминает индийскую архитектуру эпохи Великих Монголов, но его интерьеры оформлены в китайском духе. Все это соответствовало моде на мистические настроения и восточную экзотику, рожденной поэтами-романтиками. Отделка дворца выполнена с высочайшим мастерством. Хотя Нэш и опирался на труды предшественников Хемфри Рептона и Джеймса Уайатта, его проект стал вызовом не только строительным технологиям, но и хорошему вкусу своего времени: интерьеры дворца украшало замаскированное под бамбук чугунное литье, а их великолепие подчеркивало недавно появившееся газовое освещение.

Экзотическая причудливость увеселительного  павильона отвечала экстравагантным  вкусам принца-регента. Нэш воплотил стремление зодчих XVIII века к живописности, выступавшей в разнообразных обличиях, от восточного стиля до готики.

В 1850 году королеве Виктории в поисках  средств для расширения Букингемского  дворца в Лондоне продала павильон городскому совету Брайтона.

Павильон избежал разрушения, но со временем стал использоваться для самых разных целей. Например, во время 2-ой мировой войны в нем располагался госпиталь для индийских солдат-инвалидов.

Архитектура королевского павильона

  1. Целостность композиции. Малые купола, расположенные над помещениями, примыкающими к главному салону, не имеют никакого функционального назначения. Они были сооружены исключительно для придания целостности всей композиции.
  2. Отделка фасадов. Фасады павильона облицованы искусственным мрамором из гипса (стукко), что вообще характерно для творчества Нэша. Купола изначально были раскрашены под батский камень.
  3. Лестничная башня. В главном куполе расположены три спальни с каминами. Туда ведет винтовая лестница внутри круглой готической башни, с зубчатым парапетом вверху. Для освещения спален в куполе прорезаны окна.
  4. Резные решетки. Безопорные колонны образуют галерею, опоясывающую здание снаружи. Между ними расположены подковообразные решетки-экраны, восходящие к индийским джали, для защиты интерьера от прямого солнечного света.
  5. Луковичный купол. Главный луковичный купол напоминает об архитектуре эпохи Великих Моголов. Несмотря на экзотику, смысл этой метафоры вполне ясен – она говорит о величии разросшейся Британской империи.
  6. Покрытия. Внутри центрального купола есть металлический каркас, установленный над главным салоном. Сначала пространство внутри него предполагалось оставить свободным. Однако каркас оказался достаточно прочен для размещения овальной бильярдной и двух салонов.
  7. Стена-ширма. Изогнутые фасады палладианской виллы были сохранены, но закрыты, как ширмой, стенами цокольного этажа с дверями, выходящими прямо на газон.
  8. Металлический каркас. Чугунный каркас главного салона придает куполу характерную форму и служит опорой для бильярдной внутри башни. Нэш использовал чугунную арматуру и как декор, создающий впечатление, что лестница сделана из бамбука, или маскирующий колонны под пальму. Это находки Нэша – первый из известных случаев применения чугуна для украшения интерьера.
  9. Музыкальный салон. Музыкальный салон – венец архитектурной фантазии Нэша. Подвесные газовые светильники со стеклянными абажурами в виде цветка лотоса освещают блестящий купол, образованный ярусами позолоченных фестонов. Нижний фриз со стеклянными панелями-вставками подсвечен изнутри. На стенах летящие драконы поддерживают шелковые драпировки с кистями. Позолоченные шары, колокола и обвившиеся вокруг филенок змеи дополняют богато инкрустированный декор. На стенных панно – сцены в китайском стиле. Установленный в салоне орган долгое время был самым звучным в стране.
  10. Шатровая форма крыши. Нэш начал работу с возведения над банкетным залом и музыкальным салоном шатрового покрытия типа пагоды, которое и предопределило восточный стиль всего здания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Заключение

 

По своим эстетическим принципам, творческим задачам и уста новкам экспрессионизм – это как бы последний громкий крик Культуры перед глобальным наступлением урбанизма, техногенной цивилизации, рационалистической и прагматической регламентации всей жизни человека, короче говоря – пост -культуры; последняя попытка Культуры удержать свои позиции в созвучных времени художественных формах. В этом плане он является полной противоположностью почти одновременно с ним зародившемуся футуризму, о котором речь ниже. Перед угрозой цивилизационного научно-технического прогресса экспрессионизм стремился отыскать, сохранить, выразить некие изначальные принципы человеческого существования, первобытные инстинкты жизни, реализуя в этом плане один из главных тезисов эстетики Ницше: инстинкт против разума, дионисийское против аполлоновского. 
Существенным для экспрессионизма является открытая визуальная, звуковая, вербальная энергетика «жизненного порыва» (Бергсон), которая реально излучается большинством экспрессионистских работ и активно воздействует на психику реципиента помимо его воли. С экспрессионизма начинается переход искусства от традиционного мимесиса и выражения к реальной презентации открытой энергии (визуальной, звуковой, вербальной). 
Энергетический потенциал искусства, занимавший в традиционной культуре фоновое место, теперь выдвигается на первый план в качестве доминирующего, что абсолютизируют затем многие направления и творческие личности модернизма и постмодернизма.

 

Историко-художественное значение Романтизма исключительно велико. В лучших

произведениях романтиков воплотились подлинно народные стремления и идеалы,

связанные с освободительными движениями эпохи. Романтики достигли значительно

более высокой, чем раньше, ступени познания народной жизни, таящихся в ней

источников фантазии и творчества. При всей своей ограниченности

Романтизм явился важной ступенью в  общем ходе развития исторических

взглядов. Романтики обратили внимание на роль

народа в истории, на борьбу классов. Но историзм романтиков носил

односторонний характер и был обращён главным образом к ранним этапам

национальной жизни. «Первая реакция  против французской революции и

связанного с нею просветительства была естественна: все получало

средневековую окраску, все представлялось в романтическом виде» (Маркс  К.).

Как «первая реакция» против утверждения новой буржуазной действительности

Романтизм заключал в себе положительное, исторически прогрессивное

содержание. Он обогатил культуру многих народов всеобъемлющим, хотя и смутным

еще сознанием противоречий наступившей  буржуазной эпохи. Романтизм открыл в

искусстве новый мир чувств и  страстей, порыва к идеалу, творческого

воображения. Художественный метод Романтизм оказал своими многими сторонами

огромное и зачастую плодотворное влияние на дальнейшее развитие искусства.

В тесной связи с этими прогрессивными

традициями, но уже на совершенно новой исторической почве вырастает

революционная романтика, отражающая могучее

стремление народных масс к свободе и лучшему будущему. Революционная

романтика, связанная с воплощением народных коммунистических идеалов,

составляет органическую часть искусства социалистического реализма.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Я. Станькова, И.Пехар “Тысячелетнее развитие архитектуры”, Москва, Стройиздат, 1984 г.

2. Зивельчинская Л.Я. Экспрессионизм – М.:ОГИЗ, 1931 
3. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: Академический проект, 2001 
4. Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов, под ред. А.Н. Марковой – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2001 
6. Энциклопедия экспрессионизма – М.: Республика, 2003

7. Использованы материалы: Т.Г.Маклакова. "Архитектура двадцатого века" - М.: Изд-во АСВ, 2001.-200с.

8. Русский экспрессионизм: Теория. Практика. Критика /Сост. В.Н.Терехина— М.: ИМЛИ РАН, 2005

9. Sharp, Dennis. Modern Architecture and Expressionism. George Braziller: New York, 1966.

10. Pehnt, Wolfgang. Expressionist Architecture. Thames and Hudson, 1973. 

 

Ссылки

 

  • ru.wikipedia.org
  • www.brighton-hove-rpml.org.uk
  • kannelura.info
  • www.kursburo.ru
  • artclassic.edu.ru
  • www.arhitekto.ru
  • www.architecture.tj

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Королевский павильон в Брайтоне, Джон Нэш, 1815-1821 гг.


Здание парламента в  Лондоне,Ч. Барри, А.В. Пьюджин, 1834-1868 гг.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эрих Мендельсон,

Башня Эйнштейна (обсерватория на горе Телеграфенберг в Потсдаме, 1917 г. либо 1920—1921 гг.

«The De La Warr Pavilion», Бексхилл-он-Си, Суссекс, Англия — Bexhill-on-Sea, Sussex, England (1934).

Заводской корпус шляпной фабрики Геррманна, Луккенвальде (1919—1920)

Сиднейский оперный театр (1973), Йорн Утзон

Информация о работе История пространственных пластических искусств: Экспрессионизм. Романтизм