История искусств

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:47, реферат

Краткое описание

В процессе исторического развития сложились различные виды искусства. Специфика отдельных видов искусства заключается в том, что каждый из этих видов воплощает определённый круг жизненных явлений в соответствии с возможностями своих выразительно-изобразительных средств. Видам искусства свойственны некоторые общие черты, объединяющие их в определённые группы: изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, художественная фотография); архитектура; искусство предметного мира (народное искусство, декоративное, прикладное, дизайн); литература; музыка; «зрелищное» искусство (театр, кино, телевидение, цирк, хореография).

Файлы: 1 файл

Ответы по Истории искусства.docx

— 447.45 Кб (Скачать)

Попробуем представить, что встретил бы враг, решивший захватить  Вавилон Навуходоносора? Сначала  ему бы пришлось преодолеть широкий  ров, в который были бы пущены воды Евфрата. Допустим, это удалось... Для  таких случаев в Месопотамии  использовали не лодки, а надутые  воздухом овечьи бурдюки, на которых  воины плавали, как на спасательных кругах. (Работники Кольдевея таким образом каждое утро перебирались на работу с правого берега Евфрата.) Допустим, что враг преодолел и первую, и вторую, и третью линии стен. И вот он оказывается у главных ворот, а преодолев эти ворота, попадает на ровную, вымощенную и заасфальтированную дорогу, ведущую к царскому дворцу. Тогда из бесчисленных отверстий в башнях на него посыпался бы дождь стрел, копий и раскаленных асфальтовых ядер. И не осталось бы ему ни малейшей возможности для бегства. Кроме того, враг оказался бы между стен, наводящих ужас, — львов, взирающих с грозным видом, а с ворот богини Иштар скалили бы пасти сотни драконов. Дорога Мардука становилась для неприятеля настоящей дорогой смерти.

И все-таки Вавилон  пал... Пал, хотя стены Навуходоносора продолжали стоять и никто ими  так и не овладел... Персидский царь Кир подкупил правящую верхушку, пообещав ей сохранить все привилегии. И  она открыла ему ворота городских  стен и главные ворота богини Иштар. А щиты воинов, отдающих честь новому господину, прикрыли пасти грозных львов на стенах дороги Мардука.

Вавилонская башня не входит в «официальный»  список чудес света. Однако она —  одно из самых выдающихся сооружений Древнего Вавилона, а ее название и  поныне является символом сумятицы и  беспорядка.

О Вавилонской  башне говорится в Книге Бытия, которая складывалась задолго до нашей эры. В стране Сеннаар, в бассейне рек Тигра и Евфрата, на прекрасной, необыкновенно урожайной земле жили все населяющие Землю люди и говорили на одном языке. Жилось им все лучше и лучше, и это ввело их в гордыню. «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню высотой до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли».

Все выше и  выше поднималась башня, пока не встревожился Яхве и не решил посмотреть, что  она собой представляет. Человеческая гордыня привела его в гнев, и он смешал языки. И строители  перестали понимать друг друга: побросав груды материала и орудия, которыми пользовались, отказались они от своего дерзкого замысла и рассеялись по всему свету.

Подобные  башни возводились не только в  Вавилоне. Любой шумеро-аккадский  и ассиро-вавилонский город имел свой зиккурат — большой ступенчатый или башенный храм со святилищем на вершине, где человек «звезд небесных касался» и в которое «бог с небес вступал». При раскопках в Вавилоне Р.Кольдевею удалось обнаружить фундамент и руины башни. Та башня, о которой говорится в Библии, была, вероятно, разрушена еще до эпохи Хаммурапи. На смену ей была выстроена другая, которую воздвигли в память о первой. Сохранились следующие слова Набополасара: «К этому времени Мардук повелел мне Вавилонскую башню, которая до меня ослаблена была и доведена до падения, воздвигнуть, фундамент ее установив на груди подземного мира, а вершина ее чтобы уходила в поднебесье». А сын его Навуходоносор добавил: «Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки так, чтобы поспорить она могла с небом». Согласно Кольдевею, она имела квадратное основание, каждая сторона которого равнялась 90 метрам. Высота башни тоже была 90 метров, первый ярус имел высоту 33 метра, второй — 18, третий и пятый — по 6 метров, седьмой — святилище бога Мардука — был высотой в 15 метров.

Башня стояла на равнине Сахн (буквальный перевод этого названия — «сковорода») на левом берегу Евфрата. Она была окружена домами жрецов, храмовыми сооружениями и домами для паломников, которые стекались сюда со всей Вавилонии. Самый верхний ярус башни был облицован синими плитками и покрыт золотом. Цвет глазурованных плиток чудесно контрастировал с мутно-желтыми водами Евфрата, над которыми у южных стен был перекинут каменный мост. Мост этот тоже был одним из самых удивительных сооружений Древнего Вавилона. Его основой служили пять опор, которые сужались против течения. Они были вытесаны из огромных глыб, скрепленных «железом и свинцом». Мост (такой же широкий, как и дорога Мардука) был выложен красным кирпичом, залитым асфальтом. Начинался мост в тени пальмовой рощи на правом берегу Евфрата и вел к главным воротам в вавилонской стене. Сами эти ворота были своеобразным тоннелем длиной от 30 до 40 метров с высокими сторожевыми башнями в начале и в конце.

Описание  Вавилонской башни оставил Геродот, который основательно осмотрел ее. Это единственное документальное описание свидетеля-очевидца из Европы. Согласно Геродоту, Вавилонская башня имела  восемь ярусов. Ширина самого нижнего  составляла 180 метров.  
По описаниям Кольдевея, башня была на ярус ниже, а нижний ярус был шириной в 90 метров, то есть вполовину меньше. Трудно не верить Кольдевею, человеку ученому и добросовестному, но, возможно, во времена Геродота башня стояла на какой-нибудь террасе, хотя и невысокой, которая за тысячелетия сровнялась с землей, и при раскопках Кольдевей не нашел от нее никакого следа. Каждый большой вавилонский город имел свой зиккурат, но ни один из них не мог сравниться с Вавилонской башней, которая колоссальной пирамидой возвышалась над всей округой. На ее строительство ушло 85 миллионов кирпичей, и строили Вавилонскую башню целые поколения правителей: то, что начинал дед, продолжали внуки. Вавилонский зиккурат неоднократно разрушался, но каждый раз его восстанавливали и украшали заново. Это понятно: правители, сооружавшие зиккураты, строили их не для себя, а для всех. Зиккурат был святыней, принадлежавшей всему народу, он был местом, куда стекались тысячи людей для поклонения верховному божеству Мардуку.

Сначала люди выходили из Нижнего храма, где перед  статуей Мардука совершалось  жертвоприношение, потом они поднимались  по гигантским каменным ступеням лестницы Вавилонской башни на второй этаж. Жрецы тем временем спешили по внутренним лестницам на третий этаж, а оттуда проникали потайными  ходами в святилище Мардука. В  это святилище народ не имел доступа  — здесь появлялся сам Мардук, а обычный смертный не мог лицезреть его безнаказанно для себя. Только одна избранная женщина, готовая разделить с Мардуком ложе, проводила здесь ночь за ночью.

Тукульти-Нинурта, Саргон, Синаххериб и Ашшурбанипал штурмом овладевали Вавилоном и разрушали Вавилонскую башню — святилище Мардука. Набополасар и Навуходоносор отстраивали ее заново. Кир, завладевший Вавилоном после смерти Навуходоносора, был первым завоевателем, оставившим город неразрушенным. Его поразили масштабы Этеменанки, и он не только запретил что-либо разрушать, но приказал соорудить на своей могиле памятник в виде миниатюрного зиккурата, маленькой Вавилонской башни.

И все-таки башня  была разрушена. Персидский царь Ксеркс оставил от нее только развалины.

6. История крито-микенской или  эгейской культуры. Памятники культуры  Крита, Микен

ЭГЕ́ЙСКАЯ КУЛЬТУ́РА (крито-микенская культура), общее название цивилизаций бронзового века (в период около 3000-1100 до н. э.) на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой Азии (Анатолии).

Первые центры были открыты в результате раскопок Г. Шлимана в Микенах (1876), А. Эванса на Крите (с 1899). Начиная с 19 в. исследовано несколько сотен памятников: могильники, поселения, крупные города типа Полиохни на острове Лемнос с каменными стенами высотой 5 м, Филакопи на острове Милос; царские резиденции — Троя, дворцы на Крите (Кносс, Маллия, Фест, Като-Закро), акрополи в Микенах, Пилосе, Тиринфе, дворец на острове Тира (Фера). В новейшее время большой вклад в изучение эгейской культуры внес греческий археолог С. Маринатос.

Эгейская культура развивалась неравномерно, ее центры переживали эпохи упадка и расцвета в разное время. Города, укрепленные стенами с башнями и бастионами, с общественными зданиями и храмами появились в западной Анатолии в 3-м тысячелетии до н. э.; укрепленные поселения в материковой Греции — в конце 3-го тысячелетия; на Крите крепости неизвестны со 2-го тысячелетии до н. э.

Ученые выделяют несколько локальных археологических культур (цивилизаций), входящих в эгейскую культуру. Это, прежде всего, минойская (на острове Крит), кикладская (на островах Эгейского моря), элладская (в материковой Греции) культуры, а также фессалийская, македонская, западно-анатолийская. Хронологически эти культуры принято делить на три основных периода — ранний (3000-2000 до н. э.), средний (2000-1550) и поздний (1550-1100), а каждый период — на 3 субпериода (I, II, III): например, раннеминойский I, среднеэлладский III.

Процесс формирования эгейской культуры был сложным и длительным: культуры западной Анатолии и Средней Греции возникли на основе местного неолита, на островах восточной части Эгейского моря преобладало влияние культуры Трои; западно-анатолийское влияние было сильно и на других островах. Культурным центром в раннеэгейский период являлись Киклады. Среди памятников 3-го тыс. до н. э. выделяется погребальная пластика с Кикладских островов, так называемые «кикладские идолы», — мраморные статуэтки или головы (фрагменты статуй) геометризованных, лаконичных, монументальных форм с четко выраженной архитектоникой («скрипкообразные» фигуры, статуэтки обнаженных женских тел).

Около 2300 до н. э. Пелопоннес и северо-западная Анатолия подверглись нашествию, о чем свидетельствуют следы пожаров и разрушения на поселениях. Под влиянием пришельцев (возможно, индоевропейского происхождения) к началу 2-го тыс. до н. э. изменилась материальная культура материковой Греции, Трои, некоторых островов. На Крите, не затронутом нашествием, продолжала развиваться минойская культура, с этого времени остров занимает доминирующее положение в Эгеиде.

С 2000 начинается строительство «Старых дворцов», которые являлись хозяйственными и религиозными центрами, появляется иероглифическая письменность (так называемый Фестский диск), возникают государственные образования. Среднеэгейский период (первая половина 2-го тысячелетия до н. э.) характеризуется наибольшим единством Эгейской культуры, о чем свидетельствует характер керамики, металлических изделий и др.

В конце среднеминойского периода трижды в течение одного столетия (около 1700,1660 и 1600 гг. до н.э.) дворцы подвергаются разрушению (по неизвестной нам причине). На развалинах Старых дворцов в начале 16 в. возникают еще более величественные Новые дворцы, самые известные из памятников эгейского искусства, включали обширные горизонтальные плоскости (дворы) и комплексы двух-трехэтажных помещений, световые колодцы, пандусы, лестницы. Вокруг дворцов вырастали обширные поселения из одноэтажных домов. Особым отличием дворцов являлось отсутствие каких бы то ни было оборонительных укреплений. На их стенах сохранились многочисленные фрески, изображающие различные стороны жизни минойского общества, в том числе ритуальные «игры с быком» (именно для них, возможно, предназначался открытый двор в центре дворцов), кулачные бои (фреска с острова Тира).

В декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (20-18 вв. до н. э., достигший совершенства в вазописи «камарес») сменяется в 17-16 вв. до н. э. более конкретной и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (вазы с изображением морских существ, произведения мелкой пластики, торевтики, глиптики); к концу 15 в. до н. э. (предположительно, в связи с завоеванием ахейцами) популярной становится более условная вазопись «дворцового стиля».

В 1580-1450 гг. до н.э. наступает расцвет единого Критского государства с центром в Кноссе, главной достопримечательностью которого являлся Кносский дворец. Помимо Кносского дворца, существовали и три других дворца в Фесте, Маллии, Като-Закро, каждый из которых, как и Кносс, являлся религиозным, культурным и хозяйственным центром своей части Крита. Центром эгейских владений Крита считается дворец на острове Тира. С 1600 до н. э. на Крите возникает линейное письмо А, которое (за исключением некоторых символов) остается нерасшифрованным.

Около 1600 до н. э. вторжение в материковую Грецию новых племен (возможно, ахейцев), воины которых использовали боевые колесницы, положило начало возникновению небольших государств так называемого микенского периода вокруг других центров — Микен, Тиринфа, Орхомена, Пилоса. 16-13 вв. до н. э. — период расцвета искусства ахейской Греции. Города-крепости (Микены, Тиринф) строились на холмах, с мощными стенами (так называемая «циклопическая» кладка из каменных глыб весом до 12 тонн) и планировкой в два уровня — нижний город (для окрестного населения) и акрополь (укрепленная крепость с дворцом правителя). В архитектуре жилища складывался тип прямоугольного с портиком здания — мегарона. Раскопаны также купольные гробницы-толосы («гробница Атрея» близ Микен, 14-13 вв. до н. э.). Изобразительное и декоративно-прикладное искусство ахейской Греции испытало сильное влияние искусства Крита, особенно в 17-16 вв. до н. э. (изделия из золота и серебра из «шахтовых гробниц» в Микенах, погребальные маски и сосуды, в том числе «маска Агамемнона» и «кубок Нестора»). Ахейское искусство 15-13 вв. до н. э., как и критское, большое внимание уделяло человеку и природе (фрески дворцов в Фивах, Тиринфе, Микенах, Пилосе), но тяготело к устойчивым симметричным формам и обобщению (Львиные ворота в Микенах). Культурное влияние проявлялось не только в искусстве, хозяйственная деятельность акрополей заимствовала хорошо организованную критскую систему; ахейцы приспособили под свой язык критское письмо (оно получило название линейное письмо Б), наибольшее число хозяйственных табличек найден в Пилосе. Линейное письмо Б после его дешифровки является одним из древнейших памятников индоевропейской письменности.

Около 1470 до н. э. некоторые центры эгейской культуры, особенно на Крите, в значительной степени пострадали от извержения вулкана Санторин на острове Тира, находившийся здесь дворец был погребен под пеплом. Это во многом ускорило упадок минойской культуры, на Крите после этого появилось ахейское (микенское) население, принесшее новую культуру и линейное письмо Б. Кносс, единственный оставшийся дворец на острове, около 1400 до н. э. подвергся разрушению. В конце 13 в. до н. э. для эгейской культуры наступил глубокий внутренний кризис, нашествие дорийцев и «народов моря» привело эгейскую культуру к гибели.

 

7. Характерные черты архитектуры классической Греции. Ансамбль Афинского Акрополя

 

Вторая половина V в. до н.э. была временем наибольшего  расцвета аттической культуры и искусства. Этот период называется высокой классикой. Ведущая роль в расцвете искусства  высокой классики принадлежала Афинам - развитому в политическом, экономическом  и культурном отношении полису. Именно в этот период в Аттике была сделана  попытка создать единый общеэллинистический стиль, творчески сочетал достижения дорического и ионического зодчества. Периптер получает уникальную и полную глубокого идейно-художественного значения разработку в Парфеноне. Создаются новые и смелые асимметричные композиции зданий (Эрехтейон). Применение ордеров достигает значительной свободы: ордерная колоннада не только окружает храмы и служит средством выделения их в окружающем пространстве, она служит также для разделения отдельных частей пространства или наоборот - раскрытию одного пространства в другое. Соединение в одном здании дорического и ионического ордеров позволяет достичь большего разнообразия впечатлений. Коринфский ордер, который возникает в конце V в. до н.э., применяется в сочетании с дорическим и ионическим (храм в Бассах, архитектор Иктин). В коринфской колонне повторяются все части ионической колонны: те же каннелюры, базы и волюты. Лишь каннелюры сверху заканчиваются загнутым листом, база более сплюснута. Капитель напоминает корзину или связку цветов, охваченных снизу пояском. Завитки волюты могут быть восприняты как тычинки. Антаблемент богаче, чем в ионическом ордере.

Информация о работе История искусств