Отчет по практике в музее ,,Истории литературы, искусства и культуры Алтая”

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 15:27, отчет по практике

Краткое описание

В годы войны открытка, обеспечивая связь фронта с тылом, поддерживала во многих людях твёрдую веру в победу, воспитывала стойкость и преданность Родине, мобилизовывала силы народа на разгром врага. В мирное время являлась важным средством почтовой связи. Наглядно рассказывала о стройках первых пятилеток, о первых совхозах, колхозах, о героях труда. Она являлась объектом коллекционирования, служит средством культурного и идейного политического воспитания широкого круга людей различного возраста. Открытка может нам рассказать и о быте, и о культуре, и об архитектуре, то есть это исторический своего рода источник.

Оглавление

Введение.
История старой открытки.
С самого начало.
Открытка в России.
Открытки Евгениенки.
Прототипа.
Агитационные открытки.
Газета на открытках.
Открытки эстампы.
Праздничная открытка.
Коллекционеры.
Заключение.
Приложение.
Список используемых источников.

Файлы: 1 файл

Отчет по музейной практике.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

БАРНАУЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ СЕРВИСА И ДИЗАЙНА ОДЕЖДЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственный музей  истории литературы, искусства и культуры.

 

 

 

 

ОТЧЕТ  ПО ПРАКТИКЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент: ГР. КМ-04-11                                                            Астанина А.А.

                                                                                                                                       26.04.2006.

 

Руководитель                                                                             Кухарева О.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2006

Содержание.

 

 

3

4

4

4

5

5

5

6

6

6

7

8

9

10




 

  1. Введение.
  2. История старой открытки.
    • С самого начало.
    • Открытка в России.
    • Открытки Евгениенки.
    • Прототипа.
    • Агитационные открытки.
    • Газета на открытках.
    • Открытки эстампы.
    • Праздничная открытка.
    • Коллекционеры.
  1. Заключение.
  1. Приложение.
  2. Список используемых источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

После прохождения практики в музее ,,Истории литературы, искусства и культуры Алтая” и посещения нескольких экскурсий была выбрана одна тема из предложенных для отчёта. Она называется ,,История старой открытки”. И её начну с высказывания А.И. Герцена.

,,…последовательно оглядываясь,  мы смотрим на происшедшее  всякий раз иначе; всякий раз разглядываем в нём новую сторону, всякий раз прибавляем к уразумению его весь опыт вновь пройденного пути. Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем, современное; глубже опускаясь в смысл былого – раскрываем смысл будущего; глядя назад – шагаем вперёд…”

  

 О чём могут рассказать эти прямоугольники из плотной бумаги, которые мы покупаем к празднику, чтобы послать их своим друзьям и родственникам с пожеланиями всего наилучшего, а заодно и с весточкой о себе.

Какую информацию они  несут, кроме извещения о выходе очередного тома подписного издания, выполнения заказа на железнодорожный или авиационный билет и тому подобное?

И, тем не менее, открытки хранят много интересных сведений из истории документальных материалов, об архитектуре, музыке, искусстве. На многих из них запечатлены моменты из жизни и деятельности выдающихся личностей.

В годы войны открытка, обеспечивая связь фронта с тылом, поддерживала во многих людях твёрдую  веру в победу, воспитывала стойкость  и преданность Родине, мобилизовывала силы народа на разгром врага. В мирное время являлась важным средством почтовой связи. Наглядно рассказывала о стройках первых пятилеток, о первых совхозах, колхозах, о героях труда. Она являлась объектом коллекционирования, служит средством культурного и идейного политического воспитания широкого круга людей различного возраста. Открытка может нам рассказать и о быте, и о культуре, и об архитектуре, то есть это исторический своего рода источник.  

Любая даже маленькая  открытка ярко и достоверно рассказывает о минувших событиях, фактуре открытки, сюжет, манера исполнения с удивительной точностью передают неповторимые предметы того времени.

 

 

История старой открытки.

 

С САМОГО НАЧАЛА.

В период с VII по VIII века аристократы проводили пышные балы и отправляли визитки, красиво оформленные инъеточками адреса, которые развозили в специальных экипажах. Эти визитки очень многие считают  первыми открытками. Они были подписаны персонально. Так первая открытка появилась в августе 1894 года в городе Риге.

Ещё одним из исторических фактов появления открытки является статья в Австралийской газете в 1869 году информирующая о том, что Герман экономист австрийской газеты подчитал, что в принципе не каждое послание содержит секретную информацию, и является большим по объёму. По этому почтовое ведомство расходует большие средства, используя специальные конверты, печатанные, оформленные, бумагу, которая тоже требует расходов. И он предложил для таких незначительных и несерьёзных не содержащих секретную информацию посланий использовать бумагу в форме картоночки определённого размера, то есть открытое письмо. С этой публикацией согласились не многие, было очень много споров, и тогда решили проверить на опыте. За первые три месяца в Австрии открытых писем разошлось более трёх миллионов, то есть изначально как бы с самого момента своего существования открытое письмо или почтовая карточка фактически сразу доказала своё право на существование.

Первые открытки и  письма выглядели достаточно просто, не красиво. Это были просто листочки  со стороной для письма (была полностью чистой) и для адреса. Позднее открытку стали разделять на две половины: адресную сторону и сторону для послания. Изначально на адресной стороне не было места даже для иллюстрации. Появление иллюстрации в открытых письмах связано с необычным моментом в истории.

В Европе с 1871 года начинается Франко-Прусская война. Пруссия борется за своё объединённое государство и отвоёвывает у Франции ряд территорий экономически развитых районов. Французские солдаты оказались в оккупации, и для отправки вестей они просто разрезали бумагу, так как во время войны почтовых конвертов и бумаг, а тем более открытых писем не было. Эти почтовые карточки, листочки не большого размера отправляли на воздушных шарах. Отправлено было из окружения приблизительно десять тон. На картонных листочках, отправленных посланиях солдатами были нарисованы иллюстрации. Это считаются первыми иллюстрированными открытками.

Фактически сразу, как только открытка появляется, почтовая карточка или  открытое письмо, как их называли раньше, сразу же были выбраны размеры. Они были стандартными, и варьировались в разные времена.

Техника изготовления открытки в конце  IX начало XX века была очень разнообразной это теснения золотое, серебряное, бромосеребряное и аппликации, и шёлкография, и гербарий, и украшение различной крошкой.

По видам открытки, также были разнообразны это также техника аппликации, были открытки рельефные, видовые (изображение городского пейзажа).

ОТКРЫТКА В РОССИИ.

В России открытка появилась  в 1871 году, она была не иллюстрированная, а просто бланк для письма с надпечаткой ,,Почтовое управление за содержание письма не отвечает”.

В предреволюционные годы русская  открытка была надёжным паролем у  подпольщиков. Иногда открытка являлась единственным сохранившимся документом, по которому после минувшей войны реставрировали старое здание или восстанавливали разрушенный памятник. По её выходным данным историки устанавливали даты и маршруты гастролей знаменитых артистов. Она может напомнить нам, как выглядит какой-либо дом, здание,  расскажет об исчезнувших ремёслах и профессиях. Только на открытках сохранились некоторые, загадочно пропавшие картины и рисунки.  

Иллюстрированные открытки появились в России только в 1895, до этого открытые письма имели право выпускать только почтовое ведомство, то есть это была фактически государственная монополия. Как только предприниматели получили возможность и право печатать открытки, то в первую очередь они изготовляли иллюстрированную открытку. Начинают заниматься этой деятельностью и отдельные предприниматели, и крупные фирмы, и издательские дома. В частности любой издательский дом, как частное предприятие, имел свою торговую марку. Например, издательство ,,Ришар”, оно очень много выпускало иллюстрированных открыток.

ОТКРЫТКИ ,,ЕВГЕНИЕНКИ”.

 В начале двадцатого века были популярны открытки – благотворительные. Люди богатые всегда считали нужным помогать людям раненым и увеченным. Очень популярны были также открытки, которые выпускало общество святой Евгении. Она покровительствовала сёстрам милосердия, которые участвовали в разных войнах, и помогала раненым, людям, волочившим нищенское существование. И тогда было организовано специальное попечительское общество, которое, продавая открытки, часть из полученных денег тратило для помощи вот таким сёстрам милосердия. Знак красного креста обозначал, что это сделано общиной святой Евгении и эти открытки стали называться Евгениенками.

ПРОТОТИП.

С этой общиной святой Евгении сотрудничали фактически все известные популярные русские художники: Репин, Васнецов, Левитан и многие другие, известные и неизвестные художники. Они свои картины и репродукции изображали в открытках – это прототипы, и работали специально для открытки. Репродукционные открытки считаются техникой фототипией, то есть современной черно-белой фотографией. Плёнка появляется чуть позже. Далее стали делать цветное изображение. Фотохудожник, сделав чёрно-белое изображение, брал специальную краску и вручную раскрашивал фактически каждую открытку.

Первая Мировая война 1914 – 1918 годов принесла очень много бедствий, и дочерью Николая II был образован попечительский комитет,  который выпускал открытки.     

Реклама всегда была, когда  есть рынок, и будет. Как только открытка появляется и массово начинает  раскупаться, то начинают делать необычные открытки, когда на видовой открытке с изображением какого-нибудь города появляется надпись рекламы.

АГИТАЦИОННЫЕ ОТКРЫТКИ.

В 1905 – 1907 годах неоднократно открытки ,,привлекались” в революционных  движениях в качестве вещественных доказательств подрывной деятельности против царского режима.

В 1919 – 1922 годах по распоряжению Реввоенсовета доставлялась в первую очередь, наряду с агитационно-пропагандистской литературой, в действующую Красную Армию. В годы Великой Отечественной войны почтовая открытка также как и плакат, была одной из наиболее популярных форм политической агитации. Несмотря на то, что из-за острой нехватки рабочих рук, бумаги в первые дни войны был сокращён выпуск многих изданий, почтовые открытки продолжали выходить крупными тиражами. Выпуском почтовых открыток в годы войны занимались многие издательства, в том числе ,,Искусство Воениздат, Военмориздат, Художественный фонд СССР” и другие. В открытках отражались эпизоды боёв и фронтовых будней, действия партизан, давалась острая сатира на фашистских захватчиков, публиковались тексты фронтовых песен, поздравления с праздниками.

Многими издательствами выпущены почтовые карточки, посвящённые  салюту Победы. Среди них: ,,Праздник победы” (худ. Б. Иогансон. Изд. ,,Советский художник”. М., 1948год) и салют Победы (худ. С. Гельберг. Изд. LRRT Рига, 1954). Открытки были многоцветные, хорошо выполнены полиграфически.

Ленинская тема занимает главенствующее место в творчестве советских художников и графиков, писателей поэтов, публицистов. Бессмертный образ В.И.Ленина, многие страницы его биографии запечатлены также в коллекционных материалах на почтовых марках и конвертах, памятных медалях и значках, не мало выпускалось и открыток посвящённых В.И.Ленину. Собранные воедино, они представляют собой своеобразную летопись жизни и деятельности вождя пролетариата.

ГАЗЕТА НА ОТКРЫТКАХ.

Также оригинальной по содержанию открыткой была газета на открытках. Коллекционерным знаком иллюстрированные почтовые карточки с изображением первых полос, популярных в начале века, газет.

Лицевая сторона этих открыток выглядит в большинстве  случаев одинаково: газетный лист в  середине порван и в образовавшемся ,,окошке” какая-либо достопримечательность  того города, в котором эта газета выпускалась.

В 1929 – 1933 годах музеем Революции было издано большое количества почтовых открыток, посвящённых революционным  и общественным событиям, репродукциям произведений различных художников. Оборотная сторона этих открыток имеет краткие аннотации, расположенные слева, в нижнем углу. Такое оформление имеют в частности, многие подборки открыток, например, ,,Архитектурные памятки Москвы  XVIII (М. ,,Изобразительное искусство”, 1972), ,,Звёздный город” (М. ,,Планета” 1975) и другие.

ОТКРЫТКИ ЭСТАМПЫ.

Репродукция есть картина художника. Как только открытка становится популярной, раскупаться и приносить дивиденды, а также популярность и каким-то образом даже увековечивает художника. Сразу появляется художники, которые начинают работать не посредственно для изготовления открытки, такая открытка называется эстамп. Открытки эстампы были юмористические, агитационные. Свежая газетная информация становилась темой злободневного рисунка. Агитационные карикатуры безвозмездно представлялись с тем, чтобы денежные суммы от распространения напечатанных с них открыток поступали на революционные цели. Такие стихи убирали страх через сатиру, поэтому иногда на таких открытках были написаны юмористические стихи.

ПРАЗДНИЧНАЯ ОТКРЫТКА.

Самая популярная открытка является праздничная открытка. Они были очень разные. Поздравляли с пасхой, рождеством, днем ангела и другие. Праздничные открытки украшались самыми разными способами и сюжетами, естественно они должны были раскупаться и работать на самые разные вкусы. Одни открытки могут заинтересовать только взрослого чело, другие только ребёнка и так далее.  На праздничных открытках, которые были нейтральные, оставалось место, то есть оно не подписывалось, а сам отправитель мог подписать свои пожелания.

Информация о работе Отчет по практике в музее ,,Истории литературы, искусства и культуры Алтая”