История искусств

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:47, реферат

Краткое описание

В процессе исторического развития сложились различные виды искусства. Специфика отдельных видов искусства заключается в том, что каждый из этих видов воплощает определённый круг жизненных явлений в соответствии с возможностями своих выразительно-изобразительных средств. Видам искусства свойственны некоторые общие черты, объединяющие их в определённые группы: изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, художественная фотография); архитектура; искусство предметного мира (народное искусство, декоративное, прикладное, дизайн); литература; музыка; «зрелищное» искусство (театр, кино, телевидение, цирк, хореография).

Файлы: 1 файл

Ответы по Истории искусства.docx

— 447.45 Кб (Скачать)

Основные  пути развития искусства XVII в. определяют ведущие национальные школы итальянская, испанская, фламандская и др.

 

5.2. Итальянское искусство XVII века

 

Центром развития искусства барокко был Рим. Наиболее широкое развитее этот стиль получил в архитектуре самого Рима и всей Италии. Мастера барокко порывают со многими художественными традициями, Возрождения.

В градостроительстве утверждаются прямолинейные очертания  улиц, которые начинаются и заканчиваются  площадями и скульптурными памятниками. Доменико Фонтана применяет впервые, в истории градостроительства трехлучевую систему улиц, расходящихся от площади. Обелиски и фонтаны, поставленные в точках схода, создают почти театральный эффект уходящей вдаль перспективы.

На смену  статуе, как организующему площадь  началу, приходит обелиск с его  устремленностью ввысь, а еще  чаще фонтан, обильно украшенный скульптурой.

Особого размаха  достигла архитектура с богатым  садово-парковым ансамблем. Здесь, как  правило, развивались те же принципы осевого построения, что и в  градостроительстве.

В культовом зодчестве зрелого барокко пластическая выразительность и динамичность усиливаются. Прямые плоскости сменяются выгнутыми. Чередование выгнутых и вогнутых плоскостей также усиливает пластический  эффект. Интерьер барочной церкви как места театрализованного обряда католической службы являет собой синтез всех видов изобразительного искусства.

В барокко невозможно разделить  работу архитектора  и скульптора. Художником, который соединил в себе дарование  того и другого, был Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680).

В качестве придворного архитектора и скульптора римских пап Бернини выполнял заказы и возглавлял все основные архитектурные, скульптурные и декоративные работы, которые велись по украшению  столицы.

Благодаря церквям, построенным по проектам Бернини, католический Рим приобрел барочный характер. В соборе св. Петра он создает  сень-киворий, отличающийся богатством разнообразных материалов,  художественной  фантазией. Но главное детище Бернини - грандиозная колоннада собора св. Петра и оформление гигантской площади  у этого собора.

При создании скульптур Бернини обращался  к сюжетам как античным, так  и христианским. Он создал скульптуру Давида. Но его образ Давида звучит иначе, чем у Донателло или  Микеланджело; «Давид» Бернини - это  «воинствующий плебей», бунтарь, в  нем нет ясности и проекты, гармонии Высокого Ренессанса. Его  тонкие губы упрямо сжаты, маленькие, глаза  зло сузились; фигура предельно  динамична, тело почти повернуто  вокруг своей оси. Бернини создал множество скульптурных алтарей  для римских церквей, надгробия, фонтаны главных площадей Рима.

Бернини явился создателем барочного портрета, в  котором проявляются все черты  данного стиля: парадность, театрализованность, декоративность (портрет Людовика XIV).

В живописи Италии  XVII в. формируются два направления: академическое и реалистическое. Принципы болонской Академии, которая явилась прообразом всех европейских академий будущего, прослеживаются в творчестве талантливого художника. Аннибале Карраччи (1560-1609). Он тщательно изучал и штудировал натуру, считал, что натура несовершенна и ее  нужно преобразить облагородить для того, чтобы она стала достойным предметом искусства. Отсюда неизбежные отвлеченность, риторичность образов Карраччи, пафос вместо подлинной, героики и красоты.

Аннибале Карраччи явился также создателем так называемого героического пейзажа, т. е. пейзажа идеализированного, выдуманного, ибо природа, как и человек, по взглядам художника, несовершенна, груба и подлежит облагороженности, чтобы стать предметом искусства.

Микеланджело  Меризи, прозванный Караваджо (1573 - 1610), - художник, положивший начало реалистическому направлению в искусстве, которое имело последователей почти во всех странах Западной Европы.

Единственным  источником искусства Караваджо  считали окружающую действительность.

Метод Каравадждо, был прямо, противоположен академизму, против которого он восставал бунтарски, утверждая свои собственные принципы. Караваджо положил начало бытовой живописи глубокого реалистического духа.

Но главным  для мастера остаются темы, религиозные  алтарные образа Караваджо исполняет  новаторски смело, как жизненно достоверные.

Так, в «Евангелисте Матфее с ангелом» апостол похож  на крестьянина, у него грубые, связанные  с тяжелым  трудом руки. Морщинистое  лицо напряжено от непривычного занятия - чтения.

Караваджо одевает  своих героев в современные одежды, помещает в простую, знакомую зрителям обстановку, чем добивается еще большей  убедительности.

Произведения  художника достигали иногда такой  силы реалистической выразительности, что заказчики отказывались от них, не найдя в образах должного благочестия  и идеальности.

Для зрелого  творчества мастера характерны монументальность, величественность композиций, классическая ясность рисунка. Вместе с тем  градации света и тени становятся мягче, цветовые нюансы - тоньше,  пространство - воздушнее (например, «Успение Марии» -1606 г. Картина не была признана заказчиком из-за реалистической  трактовкой сцены).

В последней  трети XVII в. в искусстве итальянского барокко намечаются изменения:  усиливается  декоративность, усложняются ракурсы  фигур. В композициях, как монументально-декоративных, так и в станковых, все чаще побеждает холодность, риторичный, ложный пафос.

В конце XVII-начала XVIII вв. начался упадок  искусства, причины которого лежат в исторической судьбе Италии.

 

24. Роль болонской Академии  художеств в итальянском искусстве  XVII в. Братья Карраччи

 

Болонский академизм  — направление, возникшее в конце XVI в. и занявшее в XVII столетии значительное место в итальянской живописи. Отношение к его представителям менялось с течением времени. Современники считали академистов выдающимися  мастерами, однако спустя столетие их совсем забыли, а в XIX в. обвинили в  подражании слабым сторонам живописи Возрождения.

«Академия вступивших на правильный путь» — так называлась небольшая частная мастерская, созданная в Болонье в 1585 г. художниками двоюродными братьями Лодовико (1555—1619), Агостино (1557—1602) и Аннибале (1560—1609) Карраччи. Они хотели воспитать мастеров, которые имели бы истинное представление о красоте и были способны возродить искусство живописи, по их мнению пришедшее в упадок.

Такая точка  зрения имела под собой серьёзные  основания. Во второй половине XVI в. большое  влияние на живописцев оказывали  теоретики маньеризма — направления, возникшего в искусстве Италии ещё  в 20—30-е гг. Они утверждали, что  нет и не может быть художественных идеалов, общих для всех. Художник создаёт свои произведения на основе Божественного вдохновения, по природе своей стихийного, непредсказуемого и не ограниченного ремесленными правилами. Краски не могут передать всей полноты и тонкости замысла, вложенного Богом в душу художника, и поэтому нельзя судить о ценности картины по её техническому исполнению. Обучение мастерству не считалось столь уж важным делом.

Академия  противостояла этим взглядам. Есть вечный идеал красоты, заявляли братья Карраччи, он воплощён в искусстве  античности, Возрождения, и прежде всего  в творчестве Рафаэля. В академии основное внимание уделялось постоянным упражнениям в техническом мастерстве. Его уровень зависел, по мнению братьев  Карраччи, не только от ловкости кисти, но и от образования и остроты  интеллекта, поэтому в их программе  появились теоретические курсы: история, мифология и анатомия.

Одна из первых работ болонских академистов  — выполненные Аннибале и Агостино Карраччи и несколькими учениками в 1597— 1604 гг. фрески на сюжеты «Метаморфоз» Овидия в палаццо Фарнезе в Риме. В их оформлении чувствуется сильное влияние монументальной живописи Микеланджело. Однако в отличие от него у братьев Карраччи на первом месте стоит абстрактная красота живописи — правильность рисунка, уравновешенность цветовых пятен, ясная композиция. Совершенство формы занимало их гораздо больше, чем содержание.

Среди первого  поколения выпускников академии особой популярностью пользовались Гвидо Рени (1575—1642), Доменикино (настоящее имя Доменико Цампьери, 1581 — 1641) и Гверчино (настоящее имя Франческо Барбьери, 1591 — 1666). Работы этих живописцев отличает высокий уровень техники, но в то же время эмоциональная холодность, поверхностное прочтение сюжетов. И тем не менее у каждого из них есть интересные черты.

Так, в картине  Доменикино «Последнее причащение Святого Иеронима» (1614 г.) очень выразительный пейзаж притягивает зрителя гораздо больше, чем основное действие, напыщенное и перегруженное деталями.

«Аврора» (1621 — 1623 гг.), плафон Гверчино в римской вилле Людовизи, поражает зрителя захватывающей энергией, с которой движутся богиня утренней зари на колеснице и другие персонажи. Интересны рисунки Гверчино, выполненные, как правило, пером с лёгкой размывкой кистью. В этих композициях виртуозность техники стала уже не ремеслом, а высоким искусством.

Особое место  среди академистов занимает Сальватор Роза (1615— 1673). Его пейзажи не имеют ничего общего с прекрасной античностью. Обычно это изображения глухих лесных чащ, одиноких скал, пустынных равнин с заброшенными руинами. Здесь непременно присутствуют люди: солдаты, бродяги, особенно часто разбойники (в Италии XVII в. банды разбойников порой держали в страхе города и целые провинции). Разбойник в произведениях Розы символизирует присутствие в природе некоей мрачной, стихийной силы. Влияние академических традиций сказывается в ясной, упорядоченной композиции, в стремлении «облагородить» и «подправить» натуру.

При всей своей  противоречивости болонские академисты сыграли в развитии живописи очень  важную роль. Принципы обучения художника, разработанные братьями Карраччи, легли  в основу академической системы  образования, существующей до сих пор.

25. Значение живописных открытий  Микеланджело Меризи да Караванджо для европейского искусства XVII вв.

Микеланджело  Меризи, прозванный Караваджо (1573 - 1610), - художник, положивший начало реалистическому направлению в искусстве, которое имело последователей почти во всех странах Западной Европы.

Единственным  источником искусства Караваджо  считали окружающую действительность.

Метод Каравадждо, был прямо, противоположен академизму, против которого он восставал бунтарски, утверждая свои собственные принципы. Караваджо положил начало бытовой живописи глубокого реалистического духа.

Но главным  для мастера остаются темы, религиозные  алтарные образа Караваджо исполняет  новаторски смело, как жизненно достоверные.

Так, в «Евангелисте Матфее с ангелом» апостол похож  на крестьянина, у него грубые, связанные  с тяжелым  трудом руки. Морщинистое  лицо напряжено от непривычного занятия - чтения.

Караваджо одевает  своих героев в современные одежды, помещает в простую, знакомую зрителям обстановку, чем добивается еще большей  убедительности.

Произведения  художника достигали иногда такой  силы реалистической выразительности, что заказчики отказывались от них, не найдя в образах должного благочестия  и идеальности.

Для зрелого  творчества мастера характерны монументальность, величественность композиций, классическая ясность рисунка. Вместе с тем  градации света и тени становятся мягче, цветовые нюансы - тоньше,  пространство - воздушнее (например, «Успение Марии» -1606 г. Картина не была признана заказчиком из-за реалистической  трактовкой сцены).

В последней  трети XVII в. в искусстве итальянского барокко намечаются изменения:  усиливается  декоративность, усложняются ракурсы  фигур. В композициях, как монументально-декоративных, так и в станковых, все чаще побеждает холодность, риторичный, ложный пафос.

В конце XVII-начала XVIII вв. начался упадок  искусства, причины которого лежат  в исторической судьбе Италии.

 

26. Своеобразие фламандской  школы живописи XVII в. Творчество Рубенса

В XVII в. нидерландское  искусство разделилось на  две  школы - фламандскую и голландскую - в связи с разделением самих  Нидерландов в результате революции  на две части: на Голландию - семь северных провинций, освободившихся от власти Испании, - и  Фландрию  (современная Бельгия), которая осталась под господством  Испании. Их историческое и культурное развитие пошло разными путями.

Во Фландрии феодальное дворянство, высшее бюргерство, католическая церковь были заказчиками  искусства.

Основные  сюжеты живописи в XVII в. Фландрии - сцены из Священного писания, портреты именитых заказчиков, античные мифологические сцены, огромные натюрморты.

Центральной фигурой фламандского искусства XVII в. несомненно, являлся Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Он родился в Антверпене, в иезуитской школе изучал латынь и современные европейские языки. Затем обучался живописи.

В 1600 г. он едет в Италию для совершенствования своих знаний и умений.

В 1608 г. Рубенс возвращается на родину, женится на девушке из бюргерского сословия Изабелле Брант. С этих пор начинается успех в его творчестве. В 20- 30-е годы он получает много заказов от церкви, двора, бюргерства.

Первая  большая работа художника - алтарные  образа для знаменитого Антверпенского собора «Воздвижение креста» и «Снятие со креста», в которых Рубенс создал классический тип алтарного образа.

Искусство Рубенса - типичное выражение стиля  барокко, обретающего в его произведениях  национальные особенности.

Огромное  жизнеутверждающее начало, преобладание чувства над рассудочностью, отсутствие мистики - характерные черты произведений Рубенса.

Он прославляет  национальный тип красоты: Дева Мария, как и Магдалина, предстает светловолосой, голубоглазой брабанткой с пышными формами. Христос даже на кресте выглядит атлетом, Себастьян полон сил под градом стрел. Картины Рубенса полны бурного движения, это мир, где нет покоя.

Информация о работе История искусств