История искусств

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:47, реферат

Краткое описание

В процессе исторического развития сложились различные виды искусства. Специфика отдельных видов искусства заключается в том, что каждый из этих видов воплощает определённый круг жизненных явлений в соответствии с возможностями своих выразительно-изобразительных средств. Видам искусства свойственны некоторые общие черты, объединяющие их в определённые группы: изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, художественная фотография); архитектура; искусство предметного мира (народное искусство, декоративное, прикладное, дизайн); литература; музыка; «зрелищное» искусство (театр, кино, телевидение, цирк, хореография).

Файлы: 1 файл

Ответы по Истории искусства.docx

— 447.45 Кб (Скачать)

Художник  понимал и любил античность, он часто претворял мифы в живописные образы, но избирал те композиции, где  можно показать динамику. Под кистью Рубенса образы классической древности  обретают  земную достоверность («Персей  и Андромеда»). Андромеда, превратившаяся в белокурую, пышущую здоровьем  фламандку, полный мощи Персей, освободивший красавицу из плена дракона, его  крылатый конь Пегас, амуры, венчающая  героя слава - все овеяно чувством ликования.

Дом Рубенса  становится центром художественной жизни Фландрии, туда стекается цвет художественной и ученой интеллигенции  Европы.

Атмосферу счастливой семейной жизни Рубенс прекрасно  передал в картине «Автопортрет с Изабеллой Брант» (1609-1610), изобразив себя и жену под сенью цветущей жимолости, в нарядных, даже торжественных костюмах, лишенными всякой позы и нарочитости, излучающими молодое счастье.

В 1623-1625 гг. Рубенс получает заказ на цикл из 21 картины  от французской королевы Марии Медичи для украшения Люксембургского  дворца. Хотя темы были малоинтересными (бракосочетание и регентство королевы), гений Рубенса превратил их в  прекрасное творение монументально-декоративного  искусства.

Сцены из жизни  Марии Медичи нельзя назвать в  полном смысле историческими картинами. В них лица исторические соседствуют  с античными божествами, реальные события уживаются с аллегориями. Но что бы Рубенс, ни изображал, его  работы имеют характер убедительной правды, реальности и верности изображаемому  миру при всей художественной фантазии мастера.

В 1626 г. Рубенс теряет свою любимую жену. Тяготясь одиночеством, он едет с дипломатическим поручением в Испанию и Англию, где его очень торжественно принимают. В 1630 г. Рубенс вступает в брак с Еленой Фоурмен. Она стала музой художника. Он пишет ее вместе с собой на прогулке, в саду, демонстрирующим ей свои владения, он изображает ее с детьми, пишет ее одетой и обнаженной.

В венском портрете («Шубка», 1638) Елена  предстает обнаженной. Тело женщины  написано с потрясающей реалистической силой, кажется, что ощущаешь, как  пульсирует в жилах кровь. В этой картине художник славит женщину  как символ жизни.

Историческое  значение произведений Рубенса в  том, что он в них определил  пути развития фламандской школы, имевшей  большое влияние на развитие западноевропейского  искусства XIX в.

Из учеников Рубенса знаменитыми стали Антонис Ван-Дейк и Якоб Йорданс. Особым жанром во фламандском искусстве XVII в. являлся натюрморт. Франс Снейдерс - известный художник Фландрии этого жанра.

 

27. Творчество Рембрандта  и развитие искусства Голандии XVII в.

 

В XVII в. Голландия  становится образцовой капиталистической  страной, центром европейской культуры. В Голландии церковь не играла роли заказчика произведений искусства. Ими были бюргеры, голландский магистрат.

Главное достижение голландского искусства XVII в. - в станковой живописи. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Трудолюбие, любовь к порядку и чистоте нашли отражение в картинах, изображающих голландский быт. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров.

Голландцы желали видеть в картинах весь многообразный  мир. Отсюда широкая тематика: портрет  и пейзаж, натюрморт и анималистический жанр. Но в каком бы жанре ни работали голландские мастера, везде они находили поэтическую красоту в обыденном, умели одухотворить и возвысить мир материальных вещей.

Известным художником, работающим в жанре группового портрета, был Франс Халс (около 1580-1666). Он в основном изображал стрелковые гильдии - корпорации офицеров для обороны и охраны городов. В них выражены идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества.

С полотен  этих лет смотрят жизнерадостные, энергичные, предприимчивые люди, уверенные  в своих силах и завтрашнем дне («Стрелковая гильдия св. Адриана» и «Стрелковая гильдия св. Георгия»). Хале изображает их на товарищеской пирушке, веселом застолье.

Интересен пейзажный жанр Голландии XVII в. Это не природа вообще, а именно голландский пейзаж. Воздух насыщен влагой, серое хмурое небо. Именно такой изображает Голландию Ян ван Гойен (1596-1665).

Крупнейшим  мастером реалистического пейзажа  считается Якоб ван Рейсдал (1629-1682), художник неистощимой фантазии, Его произведения отличаются глубоким драматизмом («Лесное болото», «Водопад», «Еврейское кладбище»). Природу Рейсдал показывает в динамике, в вечном обновлении. Даже самые простые мотивы природы под кистью художника приобретают монументальный характер.

Большое развитие в Голландии получила бытовая  живопись, в которой отражается крестьянская и бюргерская жизнь («Живописец в  мастерской» - Адриан ван Остаде; «Завтрак», «Больная и врач» - Габриэль Метсю). Настоящим певцом домашнего быта в искусстве был Питер де Хох - «Хозяйка и служанка», «Дворик».

Самой маститой фигурой голландского живописного  искусства в XVII веке является художник Харменс ван Рейн Рембрандт (1660-1669). Родился он в Лейдене в семье зажиточного мельника. После окончания латинской школы учился в Лейденском университете, но оставил его ради занятий живописью. Учился живописи у амстердамского художника Питера Ластмана.

В 1632 г. Рембрандт уезжает в Амстердам - центр художественной культуры Голландии.

Известность ему принесла картина «Урок анатомии». На этой картине люди объединены действием, все представлены в естественных позах, их внимание обращено на главное  действующее лицо - доктора Тульпа, демонстрирующего у «разъятого» трупа строение мышц. Как истинный голландец, Рембрандт не боится реалистических деталей, как большой художник, он избегает натурализма.

В 1634 г. Рембрандт женится на девушке из богатой семьи Саскии ван Эйленборх. С этого времени у художника начинается самый счастливый период жизни, овеянный романтикой. Ярче всего мироощущение этого периода художник передает в картине «Автопортрет с Саскией на коленях». Откровенной радостью жизни, ликованием пронизано все полотно. Эти чувства переданы простодушным выражением сияющего лица самого художника, всем антуражем, начиная с богатых одежд до торжественно поднятого хрустального бокала в руке, ритмом пластических масс, богатством цветовых нюансов, светотеневой моделировкой. Эта картина написана под влиянием итальянского барокко.

Богатейшие  возможности Рембрандта-психолога  раскрылись в картине «Жертвоприношение  Авраама».

Одно из самых  замечательных произведений Рембрандта «Ночной дозор» - групповой портрет  стрелковой роты капитана Баннинга Кока. По сигналу тревоги отряд, возглавляемый капитаном, выступает в поход. Одни спокойны, уверенны, другие возбуждены в ожидании предстоящего, но всем свойственно выражение энергии, патриотического подъема, торжества гражданского духа. Изображение людей, выходящих из-под арки на солнечный свет, полно отголосков героической эпохи нидерландской революции. Групповой портрет под кистью Рембрандта перерос в героический образ эпохи и общества.

Со смертью  Саскии в 1642 г. происходит разрыв Рембрандта с чуждыми ему патрицианскими кругами. Наступает пора творческой зрелости. Многие ранее созданные произведения он переделывает. Так было с «Данаей».

В 50-е годы Рембрандт для изображения берет  непреходящие ценности человеческого  бытия: человеческую любовь, материнство. Пример тому - картина «Святое семейство».

Портреты  позднего Рембрандта сильно отличаются от портретов 30-40-х годов. Это предельно  простые изображения людей, близких  художнику своим внутренним строем. Рембрандт умел создавать портрет-биографию, выделяя только лицо и руки, он выражал  целую историю жизни («Портрет старика  в красном»).

В годы зрелости Рембрандт создал свои лучшие  графические  работы. Как офортист, он не знает  равных в мировом искусстве. К травлению он прибавляет технику «сухой иглы», по-разному наносит краску при печатании. В своих офортах художник повествует о тайнах бытия, о трагизме человеческой жизни. Важная особенность работ Рембрандта того периода - выражение сочувствия страдающим, обездоленным, глубокое стремление самого художника к справедливости и добру.

В графике  Рембрандта в полной мере проявился  демократизм его мировосприятия («Слепой Товит», «Снятие со креста», «Поклонение пастухов», «Три креста»). Художник оставил после себя 2000 рисунков, эскизы для картин и заготовки для офортов.

Эпилогом  творчества Рембрандта можно считать  его знаменитую картину «Блудный сын», в которой с наибольшей полнотой проявилась этическая высота и живописное мастерство художника. Рембрандт имел огромное влияние на искусство.

С начала XVII в. наступает конец великой эпохи голландского реализма

28. Испанская школа живописи  XVII в. (на выбор х. Рибер, Ф. Сурбарана, Д. Веласкесе, Б. Мурильо)

Со второй половины XVII в. Испания стала единым государством, достигшим наивысшего политического и экономического могущества в Европе. Золотым веком  испанской живописи является XVII век.

Для искусства  Испании этого, периода была характерна тесная связь с готическим искусством. У испанских художников было два  заказчика-двор и церковь, под влиянием которого формировались вкусы людей. Но суровость судьбы испанского народа, своеобразие путей развития  выработали специфическое мировоззрение. Религиозные  идеи, которыми пронизано, все искусство  Испании, воспринимаются конкретно  в образах реальной действительности, чувственный мир удивительно  уживается с религиозным идеализмом, а в мистический сюжет врывается  народная, национальная стихия.

Расцвет живописи связан с появлением в Испании  в 1576 г. живописца Доменико Теотокопули,  прозванного Эль Греко, так как он был греческого происхождения,  родился на острове Крит (1541-1614). До Испании Эль Греко учился в Италии у Тициана, изучал в Риме произведения Микеланджело,

Истоками  его творчества были  византийская  монументальная и станковая живопись.

Тематика  произведений Эль Греко - религиозные  сюжеты: «Взятке под стражу», «Моление о чаше», «Святое семейство». Он пишет  много портретов и пейзажей, в  основном по заказу монастырей и церквей  Толедо.

Герои Эль  Греко производят неожиданное впечатление, находятся в состоянии крайней  взволнованности, эмоционального напряжения. Это беспокойство, возбуждение передается цветом: зеленое, желтое, синее, киноварь звучат у художника условно. В  композициях Эль Греко свет скользит по фигурам, вспыхивает и затухает, все кажется колеблющимся в беспокойном  ритме.

Лица  героев Эль Греко всегда удлиненные, аскетические, глаза посажены асимметрично и широко раскрыты, они полны напряжения сложной духовной жизни.

Самый замечательный  художник «золотого испанского века» - Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660). Первые работы мастера показывают его интерес к простому народу. К жанру бодегонес можно отнести работы «Завтрак», «Водонос».

У Веласкеса, типичнейшего испанца, почти отсутствуют  произведения на религиозные темы, а те, которые он избирает, трактуются им как бодегонес, как жанровые сцены («Христос в гостях у Марии и Марфы»).

Почти сорок  лет Веласкес находится на службе при  королевском дворе. Но это  не помешало ему остаться верным своим  идеалам.

В середине 30-х годов Веласкес пишет  картину  «Сдача Бреды», в которой отражена единственная победа испанцев над голландцами. Это произведение вполне сложившегося мастера.

Новаторской была сама композиция батальной сцены - без аллегорических фигур и античных божеств. Новаторским было и толкование темы: побежденные голландцы, сконцентрированные в левой части картины, исполнены  достоинства, что и победители испанцы, сосредоточенные в правой части  композиции.

Замком  композиции служат две фигуры: коменданта голландской крепости и испанского полководца. Их позы и жесты оправданы, естественны.

Утверждение достоинства личности - основная черта  портретов Веласкеса. Его портретные изображения неодносложны, наводят на размышления.

Эта многогранность особенно видна на портрете графа  Оливареса, много лет бывшего премьер-министром, хитрого политика и ловкого царедворца. Проницательный, острый взгляд и таящая коварство улыбка оказываются вполне достаточными для характеристики модели, но при внимательном рассмотрении взору зрителей открываются тысячи нюансов, которые углубляют и дополняют эту характеристику.

Правдивость изображения и глубина проникновения  в истинную сущность модели с особой силой проявились в  портрете папы Иннокентия Х (1649). Сидящий в кресле Иннокентий Х остается как бы один на один со зрителем. У него пронизывающий  умный взгляд холодных светлых глаз; сжатые губы выдают характер целеустремленный, жесткий,  непреклонную волю, активный темперамент, натуру, не знающую ни в чем преград, но, безусловно, незаурядную.

Современники  утверждали, что папа, увидев свой портрет, воскликнул: «Слишком правдиво».

В портрете проявилось искусство Веласкеса-колориста. Он написан в два цвета: белым  и красным, но красный дан во множестве  оттенков, от алого до розового. Мантия, кресло, головной убор, занавес - все написано в красных тонах, но красные рефлексы есть и на белом стихире, и даже на лице и руках. Разной силы красный цвет создает общий колорит, столь же праздничный, сколь и напряженный, что еще более обостряет многоплановую характеристику модели.

Так, на смену  портрету-идеалу эпохи Высокого Возрождения  барокко выдвигает портрет человека во всей сложности его бытия, со всеми  темными и светлыми сторонами  его жизни. Всё последнее десятилетие  Веласкес пишет три картины: «Венера  с зеркалом», «Менины» и «Пряхи».

Художник  умер неожиданно. Его влияние на последующее искусство огромно.

Во второй половине XVII в. крупным художником был Мурильо (1618-1682) - один из основателей, а затем президент Севильской академии художеств. Его картины «Мадонна с младенцем», «Вознесение мадонны», в которых поэтичность нередко переходит в слащавость, снискали ему европейскую славу.

Информация о работе История искусств