Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:47, реферат
В процессе исторического развития сложились различные виды искусства. Специфика отдельных видов искусства заключается в том, что каждый из этих видов воплощает определённый круг жизненных явлений в соответствии с возможностями своих выразительно-изобразительных средств. Видам искусства свойственны некоторые общие черты, объединяющие их в определённые группы: изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, художественная фотография); архитектура; искусство предметного мира (народное искусство, декоративное, прикладное, дизайн); литература; музыка; «зрелищное» искусство (театр, кино, телевидение, цирк, хореография).
Петр представлен в момент стремительного взлета на скалу —естественную глыбу камня, обтесанную наподобие поднявшейся огромной морской волны. Останавливая на всем скаку коня, он простирает вперед правую руку. В зависимости от точки зрения на памятник простертая рука Петра воплощает то жестокую непреклонность, то мудрое повеление, то, наконец, спокойное умиротворение. Замечательная целостность и пластическое совершенство характерны для фигуры всадника и его могучего коня. Оба они неразрывно слиты в единое целое, отвечают общей динамике композиции. Под ногами скачущего коня извивается попранная им змея, олицетворяющая силы зла и коварства.
Известнейшим мастером скульптуры второй половины XVIII в. является Михаил Иванович Козловский (1753—1802).
В творчестве Козловского довольно четко намечаются две линии: лирико-бытовая — такие его работы, как «Пастушок с зайцем» (известная под названием «Аполлон»), «Спящий Амур», «Амур со стрелой» и др. и героико-драматическая — такие работы, как «Поликрат», «Самсон, разрывающий пасть льву», «Геркулес на коне» и др. Наиболее выдающимся творением Козловского является памятник-монумент великому русскому полководцу А. В. Суворову в Петербурге. Работая над этим монументом, скульптор ставил своей задачей создать не портретную статую, а обобщенный образ всемирно прославленного полководца. Первоначально Козловский предполагал представить Суворова в образе Марса или Геркулеса. Однако в окончательном решении мы видим все же не бога или античного героя. Полная движения и энергии, стремительная и легкая фигура воина в латах устремлена вперед с той неукротимой быстротой и бесстрашием, которыми отличались героические дела и подвиги русских армий, руководимых Суворовым.
Таким образом, XVIII век в развитии русской скульптуры — это время и ее зарождения и ее расцвета.
35. Классицизм во французком искусстве конца XVIII нач. XIX в. Давид, Энгр
Накануне революции и в процессе ее искусство Франции было охвачено волной классицизма. Новые требования жизней вызвали потребность в новом искусстве. Увлечение античной культурой совпало с требованиями искусства героического, высокогражданственного, создающего образы, достойные подражания.
Классицизм прежде всего проявил себя в архитектуре. Художники-архитекторы пытались решить задачи идеального города. Крупный архитектор Жак Анж Габриэль выполнил целый комплекс работ, связанный с оформлением площади Согласия. В своей композиции он воплотил эстетика искусства неоклассицизма. Но в период правления Наполеона неоклассицизм стал холодным, условным, более внешним.
Неоклассицизм начала нового столетие называют ампирным.
Стиль ампир - монументальный, торжественно-праздничный в экстерьере, изысканно роскошный во внутреннем убранстве, использующий древнеримские архитектурные формы.
В живописи
классицистические тенденции
В живописи наиболее известным является Жак Луи Давид (1748-1825). В его творчестве античные традиции, эстетика классицизма слились с политической борьбой. Сын крупного парижского коммерсанта, окончивший Королевскую академию. Давид в ранних работах близок традициям барокко. Как лучший ученик Академии он едет в Италию, где знакомится с памятниками античности. Идеал художника - римская античность. В картине «Клятва Горациев» Давид стал глашатаем доблести, чувства патриотизма. Гражданская публицистическая тема, поданная в сюжете из истории Рима: братья. Горации дают отцу клятву в верности долгу и готовности сражаться с врагами, решенная прямолинейно, в строгой, почти аскетической манере, явилась боевым знаменем новых эстетических взглядов.
С началом революционных событий Давид оформляет массовые празднества, превращает Лувр, в национальный музей.
Большинство из этих праздников готовились, непосредственно Давидом. Каждое такое оформление являло собой синтез искусств: изобразительного, театрального, музыкального, поэтического, ораторского. После смерти «друга народа» Марата Давид пишет одну из самых знаменитых картин «Смерть Марата».
Давид точен в передаче обстановки трагедии: Марат лежит в ванне, в руке его зажато письмо-прошение, с которым к нему проникла Шарлотта Кордэ. Голова обернута полотенцем, рука, которая еще держит перо, бессильно свесилась.
«Смерть Марата» была воспринята зрителем как подлинный реалистический жанр.
В период империи Давид - первый живописец императора. По его заказу он пишет огромные картины «Наполеон на Сен - Бернарском перевале», «Коронация», хотя полотна и исполнены с живописным блеском, но они холодные, напыщенные, полные ложного пафоса и патетики.
После низвержения
Наполеона и реставрации
Одним из ведущих мастеров классицизма был ученик Давида Доменик Энгр (1780-1867). Усвоив систему классицизма с ее культом античности, Энгр намеренно отказывается от революционности давидовского классицизма, уходит от жизни в мир идеального. Преклонение перед античностью переросло у Энгра почти в слепое восхищение ею. Произведение, за которое он получил «Гран При», («Послы Агамемнона у Ахилла») свидетельствует о том, что он полностью освоил классицистическую систему: композиция строго логична, фигуры напоминают античный барельеф, колористическое решение подчинено рисунку. Художник оставил после себя много портретов, живописно исполненных. Один из лучших - портрет друга - художника Франсуа Мариуса Грана. Он помещает его на фоне римского пейзажа, вполоборота, спокойно глядящим на зрителя. Но за этим внешним спокойствием скрыто внутреннее напряжение, которое ощущается в предгрозовой атмосфере.
Самое пленительное произведение старого мастера - его «Источник» (1856). Где изображена юная девушка, держащая кувшин, из которого льется вода, - аллегорический образ вечного источника жизни, в котором ему удалось с необычайной силой и страстностью прославить жизнь. Давид и Энгр - представители академического направления в искусстве.
36. Романтизм в
Германия - одна из первых стран, в
изобразительном искусстве
Филипп Отто Рунге в своих портретах отражает образы обыкновенных людей, одновременно старается проникнуть в тонкую, душевную, внутреннюю жизнь своих героев. «Мы втроем» - портрет жены (1804), родителей (1806), автопортреты (1805, 1806).
Каспар Давид Фридрих (1774-1840) передает поэзию, немецкого национального пейзажа. Пейзажи Фридриха всегда созерцательны, высоко одухотворены, в них присутствует ощущение вечности бытия. Он избирает те состояния природы, которые полнее соответствуют ее, романтическому восприятию: раннее утро, вечерний закат, восход луны: «Двое, созерцающие луну», «Женщина у окна», «Восход луны над морем» - картины, характерные для творчества художника.
Заслуги романтиков несомненны в деле собирания и изучения национальных памятников средневековья, отечественного фольклора.
Германия внесла свои усилия в развитие
реалистического искусства
Ведущая роль в этом принадлежит Адольфу Менцелю (1815-1905), который воспринял лучшие традиции романтиков с их любовью к немецкой истории, к отечественному прошлому, к легендам и сказкам, к точной бытовой детали.
Все это выражено в большом труде Менцеля, посвященном Фридриху II: 400-х иллюстрациях к «Истории Фридриха Великого». В живописи Менцель посвятил целую серию картин Фридриху II. Эта серия изображает быт, интимную жизнь короля («Концерт в Сан-Суси», 1852), художник с большой симпатией изображает своего героя играющим на флейте, явно идеализируя его образ (что было вообще свойственно творчеству художника).
В 60-70-е годы Менцель все чаще обращается к современным темам: городская и деревенская жизнь, парижские улицы, гуляющая толпа, придворные празднества и труд обыкновенных людей.
7.6. Романтизм 20-30-х годов XIX века
Романтическая живопись во Франции возникает как оппозиция академическому искусству, классической школе Давида. Но понимать это надо шире: это была оппозиция официальной идеологии реакции. На одном полюсе борьбы стоял Энгр, на другом - Делакруа. Эта борьба длилась почти пятьдесят лет. Романтизм в искусстве одержал победу.
Первым художником этого направления был Т. Жерико (1781 - 182 4) - мастер героических монументальных форм, который соединил в своем творчестве, черты классицизма и романтизма.
«Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку» (1812), «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), «Медуза», «Скачки в Эпсоме» - вот некоторые из его работ.
В духе романтизма написана работа «Плот «Медузы». Сюжет для картины был взят из жизни. Фрегат «Медуза» потерпел крушение у берегов Сенегала. Из 110 человек, высадившихся на плот, лишь 15 полумертвецов подобрал бриг «Август» на двенадцатый день. Общественность причину гибели усмотрела в непрофессионализме капитана, назначенного по протекции, Жерико создает гигантское полотно (7м x 5м), на котором изображает немногих оставшихся на плоту людей в тот момент, когда они увидели на горизонте корабль. Среди них мертвые, сошедшие с ума, полуживые и те, кто в безумной надежде всматривается в эту далекую, едва различимую точку. Картина Жерико написана в суровой, даже мрачной гамме, тема раскрыта на бурной драматическом конфликте, который дает возможность показать смену различных психологических состояний и настроений доведенных до крайнего напряжения людей. Через пять лет после смерти Жерико к этой картине был применен термин «романтизм».
Истинным, вождем романтизма был Эжен Делакруа (1798-1863), сын видного политического деятеля времен Директории, Делакруа вырос в атмосфере художественных и политических салонов. Самое большое влияние на формирование его творчества оказали Жерико, Гойя и Рубенс. Они всю жизнь для него были кумирами. Его первые работы «Ладья Данте» и. «Хиосская резня» написаны под стилевым влиянием Жерико. Живущий интенсивной духовной жизнью, образами Шекспира, Байрона, Сервантеса, Данте, Делакруа не случайно, обращается к творчеству итальянского гения. Он написал «Ладью Данте», «Барку Данте», «Данте и Вергилий» (1892) за, два с половиной месяца и подвергся довольно острой критике, но с восторгом был принят Жерико и Гро.
Полотно Делакруа отражает глубокую тревогу и трагическое настроение. Тень Вергилия сопровождает Данте по кругу ада. Грешники цепляются за барку. Их фигуры в брызгах воды на фоне адского зарева огней классически правильны по рисунку и пластике. Но в них такая внутренний напряженность, такай необычайная мощь, мрачность и мучительная обреченность, какие были невозможны для представителей школы классицизма.
Романтики в изао6разительном искусстве не имел программы. Единственно, что их сближало между собой, - это отношение к действительности, общность мировосприятия, ненависть к мещанам, к тусклой повседневности, устремление вырваться из нее, мечтательность и вместе с тем неопределенность этих мечтаний, хрупкость внутреннего мира, яркий индивидуализм, ощущение одиночества, неприятие унификации искусства.
Подлинным вождем романтизма Делакруа становится в 1624 г., когда он выставил в салоне картину «Хиосская резня». Она вызвала бурную, но неоднозначную реакцию. Одни считали ее шедевром искусства, другие представители «школы» оценили ее в таких выражениях: «Это резни искусства». Произведение Делакруа полно истинного, потрясающего драматизма. Композиция сложилась у художника сразу: группы умирающих и еще полных сил мужчин и женщин разных возрастов, от идеально прекрасной молодой пары в центре до фигуры полубезумной старухи, выражающей предельно нервное напряжение, и умирающей рядом с ней молодой матери с ребёнком у груди - справа. На заднем плане - турок, топчущий и рубящий людей, и привязанная к крупу его коня молодая гречанка. И все это разворачиваешься на фоне сумрачного и безмятежного пейзажа. Этим художник хотел подчеркнуть, что природа безучастна к резне, насилия, безумствам человечества. Человек ничтожен перед этой природой.
Делакруа
после возвращения из Англии сближается
с лучшими представителями
Делакруа живо откликается на июльские события 1830 г. Он воплощает революцию в аллегорическом образе: «Свобода, ведущая народ». Женская фигура во фригийском колпаке с трехцветным знаменем сквозь пороховой дым по трупам павших ведет за собой восставшую толпу. Взятые из жизни образы выступают в картине как символы основных сил революции.
Поездки, в Марокко и Алжир в 1831-1832 гг., в экзотические страны обогатили Делакруа и вызвали к жизни его знаменитые картины «Алжирские женщины в своих покоях», «Еврейская свадьба в Марокко».
В эти годы
художника часто вдохновляет
Байрон («Крушение Дон-Жуана»), он пишет
«Взятие Константинополя
Из скульптурных произведений романтического направления нужно отметить в первую очередь «Марсельезу» Рюда - рельеф на арке площади Звезды (ныне площади де Голя в Париже). Тема навеяна настроениями июльской революции. На рельефе изображены добровольцы 1792 года, увлекаемые вперед аллегорической фигурой Свободы. Ее образ полон необычайной мощи, динамизма и неукротимости.