Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:47, реферат
В процессе исторического развития сложились различные виды искусства. Специфика отдельных видов искусства заключается в том, что каждый из этих видов воплощает определённый круг жизненных явлений в соответствии с возможностями своих выразительно-изобразительных средств. Видам искусства свойственны некоторые общие черты, объединяющие их в определённые группы: изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, художественная фотография); архитектура; искусство предметного мира (народное искусство, декоративное, прикладное, дизайн); литература; музыка; «зрелищное» искусство (театр, кино, телевидение, цирк, хореография).
37. Ф. Гойя как крупнейший
Общеевропейскую
известность испанское
Франсиско Гойя родился в 1746 г. в бедной семье, в Сарагосе, где начал учиться, а затем переехал в Мадрид. Академия в Парме присудила Гойе вторую премию за картину о Ганнибале. Его профессиональный расцвет наступает к 40 годам. Он пишет картины «Игра в жмурки», «Карнавал». В 70-е годы Гойя начинает заниматься графикой и гравюрой, копируя Веласкеса. В 70-80-е гг. он работает над портретом. Один из самых значительных «Исабель Кобос».
В 80-е годы Гойя избирается академиком, получает звание придворного художника. В период нашествия Наполеона Гойя принимает участие в защите своего родного города Сарагосы. С 1808 по 1820 г. он работает над графической серией «Ужасы войны». Серия обладает огромной выразительной силой документа, свидетельства очевидца героической борьбы испанского народа с Наполеоном. Один из перовых листов серии посвящен испанской девушке Марии Агостине, участнице обороны Сарагосы, стоящей на груде трупов и продолжающей стрелять, когда вокруг все уже были убиты. Лист называется «Какая доблесть!»
Эта серия - вершина реалистической графики Гойи. В ней все предельно понятно, реально, в высшей степени выразительно. Лист «Хранить и молчать» - это изображение Испании среди врагов.
После смерти жены, гибели многих друзей художник живет замкнуто в пригороде Мадрида, в доме, который соседи называли «дом глухого».
В 1824 г., когда реакция в Испании достигает предела, Гойя под предлогом лечения уезжает; во Францию, где в 1828 г. умирает. Испания вскоре о нем забыла и только передовая Франция в полной мере оценила великого испанца.
38. Проблнмы реализма в западноевропейском изобразительном искусстве XIXв. Домье, Милле, Курбе
Как широкое художественное движение реализм сложился к середине XIX в.
Бесспорно, Гомер и Шекспир, Сервантес и Гете, Микеланджело, Рембрандт и Рубенс были величайшими реалистами. Но когда речь идет о реализме середины XIX в., то имеется в виду определенная художественная система, нашедшая теоретическое обоснование как эстетически осознанный метод.
Во Франции, реализм связывается с именем Курбе. Обращение к современности во всех ее проявлениях с опорой на точную науку стало основным требованием этого художественного течения. Реализм заговорил четким, ясным языком, который пришел на смену смутному языку романтиков. История выдвигает нового героя жизни, который становится и главным предметом искусства - человека труда. В искусстве начинаются поиски обобщенного, монументального, образа.
Реализм во Франции заявил о себе ранее всего в пейзаже с так называемой «барбизонской школы», с художников, получивших такое название в истории искусства по имени деревни Барбизон, находящейся недалеко от Парижа. Это была группа молодых художников, которые приехали в Барбизон писать этюды с натуры.
Тонким мастером французского пейзажа: был Камиль Коро (1796-1875). Он получил образование мастерской пейзажиста Бертена, а затем попал в Италию. После возвращения Коро участвует в выставках, но ему отводят самые темные уголки, где пропадает изысканный колорит картин. Художник много ездит, по Франции. В маленьком городке под Парижем он создает свои лучшие работы. Но что бы ни: писал Коро, он всегда следовал непосредственному впечатлению и всегда оставался предельно искренним («Мост в Манте», «Башня ратуши в Дуэ»). Человек в пейзажах Коро органично входит в мир природы. Это не второстепенный (не стаффаж) элемент классического пейзажа, а живущие и делающие свою извечную, простую, как жизнь, работу люди: женщины, собирающие хворост, возвращающиеся с поля крестьяне. Коро много, писал портреты.
Критический реализм утверждается в жанровой живописи. Его становление увязано с именем Густава Курбе (1819- 1877). Как справедливо писал Лионелло Вентури, ни один художник не вызвал такой ненависти мещан к себе, как Курбе, но ни один не оказал такого влияния на живопись XIX в., как он.
Родившись в 1819 г. в местечке Орнан в зажиточной крестьянской семье, Курбе в 1840 г. переезжает в Париж. Он много работает самостоятельно. Жители родного Орнана, сцены из их жизни стали объектом его работ. Простые жанровые сцены художник умел трактовать как возвышенно-исторические, и провинциальная жизнь под кистью Курбе получала героическую окраску.
В 1842 г. он дебютирует в жанре портрета «Автопортретом с черной собакой, а в 1846 г. пишет «Автопортрет с трубкой». Вентури говорил, что живописная сила Курбе не уступает тициановской: лицо полно неги, лукавства, а также поэзии и изящества. Живопись широкая, свободная, насыщенная светотеневыми контрастами.
Самое знаменитое творение Курбе - «Похороны в Орнане». Художник изобразил в этой большой картине погребение, на котором присутствует орнанское общество во главе с мэром. Умение передать типическое через индивидуальное, создать целую галерею провинциальных характеров на материале сугубо конкретном, огромный живописный темперамент, мощный пластический ритм ставят «Похороны в Орнане» в число лучших произведений классического европейского искусства.
В 1854 г. Курбе пишет картину «Встреча», которая более известна под названием, данным ей в насмешку, - «Здравствуйте, господин Курбе», ибо в ней действительно изображен сам художник с этюдником за плечами и посохом в руке, повстречавший на проселочной дороге коллекционера Брюйа и его слугу. Но знаменательно, что не Курбе, некогда принимавший помощь, богатого мецената, а меценат снимает шляпу; перед художником, идущим свободно и уверенно, с высоко поднятой головой. Идея картины - художник идет своей дорогой, он сам выбирает свой путь - была понятна всем, но встречена по-разному и вызвала неоднозначную реакцию.
В 1855 г., когда Курбе не был принят на международную выставку, он открыл свою экспозицию в деревянном бараке, назвав его «Павильоном реализма» и предпослал ей каталог, в котором изложил свои принципы реализма. «Быть в состоянии передать правду, идеи, облик моей эпохи, согласно моей собственной оценке, быть не только живописцем, но также и человеком, одним словом, создавать живое искусство - такова моя цель», - провозгласил художник.
Курбе связал свою судьбу с революцией и после ее поражения жил в Швейцарии, где и умер в 1878 г.
Крупнейшим графиком Франции был Оноре Домье (1808-1879), выходец из бедной семье стекольщика. Славу Домье принесла литография «Гаргантюа» - карикатура на Луи Филиппа, изображенного заглатывающим золото: и «отдающим» взамен ордена и чины. Предназначенная для журнала «Карикатур», она не была в нем напечатана, а помещена в витрине фирмы Обер, около которой собирались толпы народа, оппозиционно настроенного к режиму Июльской монархии. Домье был приговорен к 6 месяцам заключения и штрафу в 500 франков.
Социальные типы и характеры, фальшь академического искусства Домье отражает в своих работах «Парижские впечатления», «Парижские типы», «Представители правосудия».
Домье всегда выступает не только страстным борцом против пошлости, ханжества, лицемерия, но и тонким психологом.
Во время франко-прусской войны Домье выпускает литографии, где с болью показывает бедствия и страдания народа. На литографии «Потрясенная наследством» - аллегорическая фигура Франции в образе плакальщицы на поле мертвых и вверху цифра 1871. Серию литографий завершает лист, на котором изображено сломанное дерево на фоне грозового Неба. Оно изуродовано, но корни его сидят глубоко в земле, а на единственно) уцелевшей ветке появляются свежие побеги. И надпись: «Бедная Франция... Ствол поражен молнией, но корни еще крепки». Это произведение, в которое Домье вложил всю любовь и веру в непобедимость своего народа, является как бы духовным завещанием художника. Он умер в 1879 г. совершенно ослепшим, одиноким, в полном забвении и бедности
39. Импрессионизм во французком искусстве второй пол. XIXв. Мастера импрессионизма: Э. Мане, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуар, О. Роден (на выбор)
История импрессионизма охватывает 12 лет, начиная с первой выставки в 1874 г. и кончая последней, восьмой, в 1886 г. В 1863 г. художники, не принятые официальные жюри на очередную выставку, устроили свой «Салон отверженных», на котором была представлена картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Картина, изображавшая одетых молодых людей и обнаженных женщин, была враждебно встречена официальными академическими кругами. Еще большее негодование вызвала «Олимпия» (1865 г.)
Э.Мане становится центральной фигурой Прогрессивной художественной интеллигенции Парижа.
В 1867 г. он устраивает собственную выставку. К нему присоединяются такие молодые художники, как Камил Писсарро, Поль Сезанн; Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Берта Моризо. Они собирались в кафе на улице Батиньоль II, поэтому их называли художниками «батиньольской школы», хотя это название условно, так как у них не было своей программы. Единение художников было основано на несогласии официальным искусством, на желании найти новые, свежие формы, но каждый из них шел своим путем. После их первой выставки в фотоателье Надара, с легкой руки критика, воспользовавшегося названием одного - пейзажа К. Моне - «Impression» («Впечатление»), их называли импрессионистами.
В 1882 г. была организована восьмая наиболее полная выставка, последняя, но первая, которая имела успех. Казалось, когда победа была близка, дружба художников кончилась. В 1883г. умер Э. Мане. В 1887 г. импрессионисты как группа, прекратили свое существование.
В чем же сущность импрессионизма, его метода?
Импрессионисты стремились передать в своих работах непосредственное впечатление от окружающей среды - впечатление от современного города с его подвижной, импульсивной, разнообразной жизнью. Это впечатление они стремились воплотить на полотне, создав живописными средствами иллюзию света, и воздуха. Для этого они используют весь цветовой спектр, стараясь писать частым цветом, не смешивая его на палитре и используя оптическое восприятие глаза. Они стремились быть максимально приближенными к тому, как тот или иной предмет видит человек в натуре, на воздухе (пленэре), а человек видит его всегда во всем сложном взаимодействии со световоздушной средой.
В погоне
за впечатлением, коротким и острым,
импрессионисты пришли к тому, что
картину со всеми ее законами завершенности,
законченности подменили
Но в импрессионизме было то новое, оригинальное, что повлияло на развитие европейской живописи. Импрессионисты вывела живопись на пленэр, представили цвет во всей его чистоте, у них очень высокая культура этюда, в котором поражает меткость наблюдения. Все это обогатило язык искусства.
Истинным вождем импрессионистской школы явился Клод Моне (1840- 1926). Именно в его творчестве воплотилась основная проблема, импрессионизма,- проблема света и воздуха. Он первый изгнал из своей палитры чёрный цвет, считая, что такого нет в природе и что даже тени в действительности, цветные. Слова Сезанна о Моне: «Моне - это только глаз, но, бог мой, какой глаз», - можно отнести к импрессионизму в целом («Вид Темзы и Парламента в Лондоне», 1871; «Бульвар капуцинок в Париже», 1873; «Скалы в Бель - Иле», 1886). Мгновенье, выхваченное, из потока жизни, пульсация большого, города - все схвачено как бы случайно, но увидено зорким взглядом художника. Однако за всем этим теряется цельная картина мира, его материальность («Туман в Лондоне»).
Один
из самых талантливых художников-
40. Мастера постимпрессионизма: Сезанн, Ван Гог, Гоген (на выбор)
Художники, которых в истории искусства именуют постимпрессионистами (т. е. после импрессионистов),- Поль Сезанн, Винсент Ван Гог и Поль Гоген творили вместе с импрессионистами, испытали на себе их влияние, но каждый представлял индивидуальность и оставил след в искусстве.
Сезанн подписывал произведения, добавляя к своему имени «ученик Писсарро», отдавая этим дань уважения знаменитому импрессионисту. Творчество Сезанна было своеобразной реакцией на импрессионистский метод видеть и писать. Он не дематериализует форму. Мир, природа, человек утверждаются во всей своей целостности.
У
Сезанна нет картин сложного содержания,
это портреты близких: людей, пейзажи,
автопортреты («Берега Марны», 1888; «Курильщик»,
1895-1900; «Игроки в карты», 1890- 1892) - мир,
полный созерцательности, задумчивости
и сосредоточенности. Наиболее сильная
сторона таланта Сезанна - колорит.
Взамен кажущейся случайности импрессионистов
Сезанн привнес материальную крепость
чувство массы, пластическую ясность
форм, устойчивость, чеканную выразительность
своих простых и суровых
Постимпрессионистом называют и «великого голландца» Ван Гога (1853-1890), художника, понявшего и изобразив сцену смятение современного человека. Только в 30-летнем возрасте он целиком стал заниматься живописью. В 1886 г. художник приезжает в Париж и знакомится с импрессионистами. Под их влиянием техника Ван Гога становится более смелой, свободной, палитра высветляется («Пейзаж в Овере после дождя»). Творчество Ван Гога охватывает около десяти лет, причем самыми важными были последние пять. За эти годы он создал произведения, оставившие заметный след в мировой культуре.
Ему свойственна
особая острота восприятия действительности,
которая сообщает произведениям
сложное переплетение как будто
взаимоисключающих настроений: восторг
перед миром и чувство