История искусств

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:47, реферат

Краткое описание

В процессе исторического развития сложились различные виды искусства. Специфика отдельных видов искусства заключается в том, что каждый из этих видов воплощает определённый круг жизненных явлений в соответствии с возможностями своих выразительно-изобразительных средств. Видам искусства свойственны некоторые общие черты, объединяющие их в определённые группы: изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, художественная фотография); архитектура; искусство предметного мира (народное искусство, декоративное, прикладное, дизайн); литература; музыка; «зрелищное» искусство (театр, кино, телевидение, цирк, хореография).

Файлы: 1 файл

Ответы по Истории искусства.docx

— 447.45 Кб (Скачать)

Одно из первых направлений рубежа XIX - XX вв. - модерн, он коснулся, прежде всего, архитектуры и прикладного искусства. Для модерна в области архитектуры характерны следующие черты:

- выявление функционально-конструктивной  основы здания; разрушение канонов  ордерной эклектики;

- отрицательное отношение к  классическим традициям ордерной  архитектуры;

- широкое внедрение железобетона»  стекла, майолики (обожженная керамика).

Все это  привело к образу новых зданий, таких как доходные дома, богатые  особняки, банки, театры, вокзалы.

Самым значительным направлением архитектуры  западных стран в 20-е годы явился функционализм (глава и идеолог  направления - В. Торпиус). Классический пример этого направления - здание Баухауз в Десау.

Много способствовал  распространению принципов функционализма Ле Корбюзье (1887-1965) - один из крупнейших архитекторов XX века, внесший принципиально важные как функциональные, так и формально-эстетические решения, под знаком которых архитектура развивается и сейчас. Достаточно вспомнить «пять принципов» Ле Корбюзье: дом на столбах, сад на плоской крыше, свободная планировка интерьера, горизонтально-протяженные окна, свободная композиция фасада.

Но Корбюзье никогда не абсолютизировал функционализм.

Современная архитектура многим обязана именно функционализму 20-х годов: новыми типами домов с двухэтажными квартирами, плоскими покрытиями, удачным решением экономичных квартир со встроенным оборудованием, рациональным планированием  интерьера. Принципы функционализма таковы, что их можно было применять в  разных странах с учетом национальных особенностей.

В 20-30-е годы сложились две противоположные  теории строительства: урбанистическая и дезурбанистическая.

Создатель первой - Ле Корбюзье в 1922 г. представил диораму «Современный город на 3 млн. жителей». Он выразил идею города будущего, ничего общего, не имеющего с городом средних веков.

Дезурбанисты (Э. Хоуард) выступили с идеей создания небольших городов-садов со свободной планировкой, общественным парком в центре города и размещенными в зелени зданиями административного и культурного назначения. Такие небольшие города должны окружать большой город.

В 1944 г. первым примером разукрупнения больших городов и создания вокруг них городов-спутников, послужил проект «Большого Лондона», позднее «Большого Парижа», «Большого Нью-Йорка».

В межвоенный период для архитектуры всей Европы характерно применение металлических и железобетонных каркасов, строительство жилых домов из сборных железобетонных панелей.

После второй мировой войны проблемы градостроительной  практики не уменьшились, а увеличились.

Развитие  техники во второй половине XX в. предоставило архитекторам необычайное разнообразие практических возможностей и художественных приемов. Пространственные железобетонные конструкции используются как кривые, создающие новый эстетический образ.

В современной  архитектуре нет какого-либо ведущего направления. Наиболее распространенным типом построек общественного назначения XX в. в Западной Европе является «стеклянный  параллелепипед», прямоугольный металлический  каркас с навесными стеклянными  стенами-ограждениями, не являющимися  несущими опорами (контора фирмы  «Тиссен» в Дюссельдорфе).

В Германии широко известным стал архитектор Шароун. В последние годы жизни его искания были сосредоточены на трех архитектурных типах: жилой дом, школа, театрально-концертное здание.

В здании Берлинской филармонии Шароун спроектировал зал на 2200 мест так, что оркестр помещается в центре зала, зрители из любой точки зала видят сидящих напротив и оркестр, что делает их не только слушателями, но и соучастниками концерта.

Особый  тип зданий представляют городские  особняки и виллы, в строительстве  которых принимают участие самые  крупные зодчие. Благодаря большим  материальным возможностям здания вписываются  в пейзаж, на самом высоком уровне решаются проблемы комфорта (автоматика, акустика, радиоэлектроника и пр.).

В практику 50-60-х годов прочно вошли «висячие покрытия», изменив представления  архитекторов об объеме и пространстве, расширив их творческие возможности.

Постоянно идут поиски не только наиболее экономичной  и удобной, но и художественно  выразительной формы вокзала. Примером может служить проект аэровокзала  около Нью-Йорка, исполненный Ээро Саариненом в 1958г. (осуществлен после смерти). В здании нет ни одной строго геометрической формы, не говоря уже об окружности или прямом угле. Своим ярко выраженным художественным обликом здание как бы психологически подготавливает людей к полету.

Современные архитекторы пытаются развить в  стиле функционализма те его стороны, которые не получили развития ранее: пластические возможности, индивидуальные запросы, связь с национальной культурой. Сейчас особо остро стоит проблема соотношения национального и  интернационального в архитектуре  отдельных стран. Истина здесь, видимо, лежит в разумном сочетании опыта  и знаний всего человечества с  традициями каждой страны.

 

 

В изобразительном  искусстве XX в. отчетливо прослеживаются две тенденции:

- поиск новых реалистических  форм;

- отход от  той реалистической системы, которая  была присуща европейскому искусству  еще с эпохи Ренессанса.

Это искусство  модернистское, называемое в наши дни  авангардом (ищут новые пути). Все авангардистские течения имеют одно общее: они отказывают искусству в прямой изобразительности, отрицают его познавательную функцию.

За отрицанием изобразительных функций неизбежно  следует и отрицание самих  форм, замена картины или статуи реальным предметом. Ни формалистические эксперименты, ни обращение к архаическому искусству Древнего Востока или  Азии и Америки не могут заменить значение самого человека в искусстве. Вот почему часто поиски чистой формы  вновь обращают художника к человеку, к жизни, к ее реальным многообразным  проблемам. Следует заметить, что  многие художники, пройдя увлечение  авангардом, пришли к реалистическим формам искусства, и наоборот.

Сложности развития художественной культуры XX в. ярко прослеживаются на призере искусства  Франции. В живописи Франции уже в начале века обозначился отход от реализма. Французская живопись прошла через все варианты формалистического искусства. Франция явилась родиной фовизма, кубизма, она дала своих дадаистов, сюрреалистов, абстракционистов.

В 1905 г. на выставке в Париже художники Анри Матисс, Андре Дерен, Альбер Марке и др. эспонировали свои произведения, которые за резкое противопоставление цветов и упрощенность форм критика назвала произведениями «диких», а все направление получило название «фовизм». У фовистов с их пониманием соотношения- пятен чистого цвета, сведенным к контуру лаконичным рисунком, оказались большие возможности для решения декоративных задач.

Самым талантливым  из фовистов был Анри Матисс (1869-1954). Он много копировал старых мастеров, особенно Шардена и Пуссена, от которых идет крепкая пластическая форма («Фрукты и кофейник», 1897-1898). Матисс прошел через увлечение импрессионистами, но в поисках интенсивности, яркости и силы света пришел к упрощенности и плоскостности форм. Предметом его изображения служат самые простые мотивы: пестрые ткани и кресла, цветы, обнаженное тело. Его не интересует передача освещения, в его картинах нет объема, пространство лишь намечено. Так, плоскость пола и стены слиты вместе в «Севильском натюрморте», и только само расположение - предметов сохраняет намек на пространственность.

Композиция  строится на контрасте цветов. В  упомянутом натюрморте это зеленая  обивка дивана, синий узор драпировки, розовый фон, дополненные киноварью  и зеленью цветка в белом горшке.

Но Матисс - не символист, он не навязывает цвету  символико-аллегорический смысл. Его  картины не надо разгадывать, как  ребус. Это образы, полные спокойствия, созерцательности, ясности, утонченно  живописные или бурно оптимистические  по колориту. По оптимизм Матисса - результат  умышленного ухода от сложных  противоречий эпохи.

Тяготение к искусству монументальному  характерно для всей творческой жизни  Матисса. Одна из последних его работ - декоративное оформление «Капеллы четок» в Вансе (юг Франции).

Особое  место среди французских художников начала XX в. занимает Амадео Модильяни (1884-1920). Его многое роднит с Матиссом: лаконизм линий, четкость силуэта, обобщенность формы. Но у Модильяни нет монументализма Матисса, его образы много камернее, интимнее (женские портреты, обнаженная натура). Линия Модельяни обладает необычайной красотой. Обобщенный рисунок передает хрупкость и изящество женского тела, гибкость длинной шеи, острую характерность мужской позы. Модельяни узнаешь по типу лиц: близко посаженные глаза, лаконичная линия маленького рта, четкий овал, но эти повторяемые приемы письма и рисунка ничуть не уничтожают индивидуальности каждого образа.

 

45. Абстрактное искусство  и его специфика. В. Кандинский  как основатель абстракционизма

 

Наиболее крайняя форма модернизма - абстракционизм, который сложился вначале XX в. Поскольку художники этого течения отрицают всякую изобразительность в искусстве, отказываются от показа предметного мира, абстракционизм называют еще беспредметничеством.

Одним из первых представителей абстракционизма можно  считать Питера Мондриана (1872-1942). В Голландии у Мондриана появляются последователи, объединившиеся вокруг журнала «Стиль». Программа журнала провозглашала создание универсального образа мира посредством прямоугольников разного цвета, отделенных друг от друга жирной черной линией. Так, появились бесчисленные композиции без названия, под номерами или буквами. Программные установки Мондриана в 40-е годы были подхвачены итальянскими «конкретистами». Исходя из утверждения Мондриана, что «нет ничего конкретнее, чем линия, цвет, плоскость», они стали создавать «новую действительность» из линий и плоскостей открытого желтого, красного, синего цветов.

Другим основоположником абстракционизма  был Василий Кандинский (1866-1944). Москвич родом, Кандинский сначала готовился к юридической карьере. В 1896 г. приехал в Мюнхен, прошел через увлечение Гогеном и фовистами, народным лубком. В своей работе «О духовном в искусстве» Кандинский провозглашает отход от натуры, от природы. Он испытал большое влияние символизма.

Картины Кандинского этого периода  представляют собой красочные полотна, в которых бесформенные пятна  интенсивного цвета в красивых сочетаниях пересекаются кривыми или извилистыми  линиями, иногда напоминающими иероглифы. Его картины больше похожи на зафиксированные  в красках фотографические эффекты  света.

В начале 20-х годов Кандинский увлекался так называемым геометрическим абстракционизмом.

В 1933 г. с приходом к власти в Германии фашистов Кандинский эмигрировал во Францию, где жил до конца своих дней. Его поздние работы совмещают принципы живописного и геометрического абстракционизма.

Во время и после второй мировой  войны в Америке собрались  все ультралевые силы художественного  мира. В послевоенный период новая  волна абстракционизма была поддержана рекламой. Абстракционизм имел успех, и это объясняется политическими  причинами.

Но абстракционизм - это не последнее  течение, в области художественной культуры XX века.

46. К. Малевич и его теория  супрематизма

Возникновение супрематизма.

После начала 1-й мировой войны исполнил ряд  агитационных патриотических лубков с  текстами В. В. Маяковского для издательства "Современный лубок".

Весной 1915 возникли первые полотна абстрактного геометрического  стиля, вскоре получившего наименование "супрематизм". Изобретенному  направлению - регулярным геометрическим фигурам, написанным чистыми локальными цветами и погруженным в некую "белую бездну", где господствовали законы динамики и статики, - Малевич  дал наименование "супрематизм". Сочиненный им термин восходил к латинскому корню "супрем", образовавшему в родном языке художника, польском, слово "супрематия", что в переводе означало "превосходство", "главенство", "доминирование". На первом этапе существования новой художественной системы Малевич этим словом стремился зафиксировать главенство, доминирование цвета надо всеми остальными компонентами живописи. На выставке "О,10" в конце 1915 впервые показал 39 полотен под общим названием "Супрематизм живописи", в том числе самое знаменитое свое произведение - "Черный квадрат (Черный квадрат на белом фоне)"; на этой же выставке распространялась брошюра "От кубизма к супрематизму". Летом 1916 Малевич был призван на военную службу; демобилизован в 1917. В мае 1917 был избран в совет профессионального Союза художников-живописцев в Москве представителем от левой федерации (молодой фракции). В августе стал председателем Художественной секции Московского Совета солдатских депутатов, где вел обширную культурно-просветительную работу. В октябре 1917 был избран председателем общества "Бубновый валет". В ноябре 1917 московский Военно-революционный комитет назначил Малевича комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в чью обязанность входила охрана ценностей Кремля.

Информация о работе История искусств